Совершая паломничество. Часть 4
Вриндаван - сердце Святой Дхамы
Дорога во Вриндаван
В семь утра следующего дня мы уезжали из Маяпура в город Бардхаман, чтоб из него отправиться во Вриндаван. Поезд на 11 часов. И мы все пребывали в предвкушении приятного и непродолжительного путешествия в сердце нашего паломничества - Вриндаван. Билеты в самые лучшие купе первого класса у нас на руках, везде нас будут встречать, гостинца забронирована - класс!
Итак, мы закинули вещи, дружно погрузились в автобус, запели молитву Нрисимхе и поехали на вокзал. Нужно заметить, что к этому времени больше половины из нас сильно кашляли. Некоторые принимали антибиотики, но они слабо помогали. Кое-кто голодал. Я же испытывала сильную режущую боль в животе вот уже два дня - видимо все-таки отравилась. По этой причине я тоже голодала. Как потом выяснилось, перед посещением Вриндавана желательно попоститься. Но если не хочешь добровольно, а я и не собиралась себе отказывать в чревоугодии, то тогда тебя насильно заставляют голодать. Что со мной и произошло.
Приехали на железнодорожный вокзал. Группа большая, и незаметными мы не остались. Нас моментально окружили грузчики, но они были ненавязчивы, а мы не спешили пользоваться их услугами. Мирно протопали со своими баулами к зданию вокзала и сделали привал, заняв достаточно большое пространство. Как всегда, несколько мирных индусов расположились рядом, молча наблюдая за нами. Тут так всегда. Они могут и 10 минут, и 30, и час стоять и молча смотреть. Старшие преданные пошли в справочную узнавать, что да как, а мы стали их ждать. И вот они пришли и сообщили нам новость: поезд отменили, почему - не говорят, билеты прогорели, следующий поезд не известно когда, что делать - пока не знаем. И тут у меня, честно говоря, впервые проснулся протест, он выразился в вопросе – Ну что же это такое?! Кто виноват?! Найти и расстрелять! Вот! Это Индия! Здрасьте еще раз, наши ложные эго. Что на этот раз нас ждет?
А пока надо было как-то устраиваться. Тут же рядом были и другие русскоязычные преданные, которые тоже попали в эту ситуацию. Сделали разведку - наверху есть комнаты отдыха. Поднялись наверх. Да, есть. Отдельно для мужчин, и отдельно для женщин. Хм. Нам не подходит. Заняли полностью женскую комнату. Индуски несколько раз приходили, возмущались, жестами показывая мужчинам удалиться отсюда, но мы делали круглые глаза - ничего не понимаем, и стойко держались вместе. Через некоторое время на нас махнули рукой. Русские!)))
Расположились достаточно удобно. Тут оказались и столы, и скамьи, диван, отдельный туалет с душевой комнатой и умывальником. Не особо чистые, правда. Рядом есть кран с питьевой водой. Есть розетки, можно и чаек сделать. Два часа киртана и лекция как-то нас немного успокоили. Новости были разные. После обеда выяснилось окончательно, что деньги за билеты нам вернут, следующий поезд будет в 8 вечера, но билетов на него нет, вернее есть, но без мест, а значит ехать в тамбуре, и в самые дешевые вагоны. Поезд этот стоит 2 минуты, а желающих влезть в него много. И остальные пассажиры будут с билетами, и таких как мы желающих ехать в тамбуре - масса. А ехать почти сутки. Мы долго обсуждали, что же нам делать, у меня даже де-жавю было - недавно я это уже где-то испытывала. Решили, что берем билеты как есть - без мест, разделяемся на группы по 6 человек, и с боем прорываемся в вагоны. А там - кому как повезет. Вот так. Ну что ж, впереди несколько часов отдыха. Расположились, кто как мог. На скамейках, на полу, на диванах. Кто-то улегся спать. Некоторые пошли на базар, купили фруктов, сделали чай. Беседовали, пели киртан, кто-то читал джапу. Потом отключили воду. Стало тяжелей в плане чистоты и гигиены. Ощущение не из приятных. Терпим. Мой недуг усилился. Не знаю, как вынесу ночь. Со смирением жду, что же нас ожидает в дороге. Никто не знает. Но когда подошло время, мы настроились достаточно воинственно, чтобы всем забраться в поезд. Мадхава Кришна Прабху сказал с улыбкой: «Это будет битва при Курукшетре».
И вот поезд. Народу на платформе много, тут же стоят какие-то ящики, тюки, баулы. И мы понимаем, что все это будет засунуто в поезд, и конечно в тот класс вагона, в котором едем и мы. Я помню тот порыв, с которым мы устремились в вагон, когда подъехал поезд. Но вот уж чудо - кроме нас в него никто с платформы не зашел, видимо пассажиры ждали другой поезд. Повезло. Наша группа спокойно прошла в вагон. Мы нашли купе, где сидел один мужчина. Уселись. От напряжения, которое мы испытали, какое-то время сидели молча. Попытались пообщаться с попутчиком. Кое-как выяснилось, что здесь будут еще двое мужчин ехать. А полок 6. Может нам повезет, и три полки достанутся нам? А пока едем сидя.
Заметки, сделанные в поезде: обшарпанные полки, ручки, есть мыши, тараканы. Вместо кондиционеров - открытые окна и по 4 вентилятора под потолком. Постельное белье не выдается, спят так, кто в чем ходит. Матрасов, одеял, подушек тоже нет. Чай, другие напитки и всякую там еду носят бесконечно по вагону. Туалета два, достаточно чистые и абсолютно без запаха. Полок - 6 штук. Средняя полка складывается и служит спинкой для сидящих на нижней. А ночью раскладывается для сна. Народ очень мирный, никаких негативов в свою сторону мы ни разу не испытали. Более того, когда пришли мужчины на свои места, мы с Пашей уже спали, и они нам уступили два своих места, а сами ушли куда-то. Низкий поклон им за это. Как потом выяснилось, нескольким нашим преданным с детьми тоже индусы уступали свои места, даже за счет своего комфорта. Кто-то из наших спал на полу, кто-то уселся на чужие полки, подвинув ноги спящих, и, как-то все устроились. Володя просидел всю ночь, согнувшись буквой «ЗЮ» на нижней полке. Прошла ночь.
На следующий день ходили друг к другу в гости, обменивались впечатлениями. Пассажиры из местного населения постоянно меняются, с нас глаз не сводят. Забавно, когда они только заходят в вагон, и тута - мы. Такое выражение у всех смешное. Но мы вскоре перестали замечать их взгляды. И надо отметить, что индусы не такие липкие и навязчивые как, например, арабы, скорее по-детски непосредственные и доброжелательные. Молча смотрят, не отрываясь, и все.
В 4 часа дня мы приехали в городок Тундва. Тут было первое яркое столкновение с жестокостью этой страны. Когда мы шли по перрону, нам пришлось обходить женщину, которая лежала прямо на бетоне. На ней были ужасные язвы, все тело сочилось гноем и кровью. Над ней летал рой мух и множество сидело на ее открытых ранах. Единственное, что я испытала в тот момент, - это желание побыстрее пройти мимо. И все ускоряли шаг, проходя мимо нее, наверное, испытывали то же самое. И тут я увидела глаза своего ребенка. Полные ужаса и вопроса: «Как это!?». Мне стало стыдно от своего безразличия. Я попыталась ему объяснить, что в этой стране такое часто встречается, и мы ничего не можем поделать. Сечас я думаю, что я покривила душой. Но, тем не менее, мы, закрыв глаза, прошли мимо. И ничего не сделали. И так всю жизнь - просто проходим мимо….Мда. Все-таки я идеалистка.
Здесь нас встретил автобус и повез во Вриндаван. Ехать примерно 3 часа. Честно говоря, мы были готовы ко всему, что угодно. Поломка автобуса, нет мест в гостинице - ночуем на земле на улице, или если гостиница - то общак, или наоборот маленькие малокомфортные и тесные комнатки. Хотелось просто приехать, умыться и лечь куда-нибудь спать. Когда подъезжали к Вриндавану, запели Нрисимха пранама, и Харе Кришна. Было уже темно.
Вриндаван встретил нас большим количеством света и активной жизнью. И вот мы подъехали к гостинице, и О, Чудо! Она европейского уровня. Нас расселили по два человека и по семьям. В номере - качественный ремонт, большая кровать, кондиционер, телевизор, бойлер с горячей водой, душ, унитаз, умывальник на мраморе. Вот это сюрприз! Это выглядело как награда. Кришна продолжал с нами веселиться. Даже сейчас вызывает улыбку этот факт. Правда, потом начали проявляться чисто индийские нелепицы, но поначалу все казалось прекрасно. Итак, мы во Вриндаване. И что же мы делаем? Спать. Спать. Спать.
Первый день во Вриндаване
Утром пошли в храм, он находился недалеко от гостиницы. Буквально за углом. По дороге Мадхава Кришна прабху рассказал нам, что еще пару лет назад здесь не было такого количества гостиниц для европейцев, а сейчас построили очень много новых. Это значит, Запад начал ценить Восток, и чаще здесь гостить. Или Восток стал активнее в плане обслуживания паломников, ведь это большие деньги. Но факт остается фактом, за достаточно небольшие деньги здесь можно поселиться в комфортабельном отеле.
Вриндаван - это город пяти тысяч храмов. Практически каждое здание, каждый дом во Вриндаване является либо храмом, либо гостиницей для паломников. Однако даже среди этих пяти тысяч храмов Кришна-Баларам Мандир, построенный Шрилой Прабхупадой, занимает особое место.
Храм Вриндавана – Храм Кришна-Баларам Мандива. Храм ИСККОН. Местные жители, или бриджабаси, называют этот храм Энгридди-Мандир, что значит "английский храм". Он был построен в 1975 году, а вместе с ним была возведена гостиница, небольшие апартаменты для Шрилы Прабхупады, в которых сейчас располагается его музей, и трехэтажное здание гурукулы.
Мы проходим через чугунные, очень красивые и всегда гостеприимно распахнутые ворота, ведущие в храм, и сразу же нашему взору открывается кружевное самадхи. Самадхи - это храм, в котором покоится тело Шрилы Прабхупады. По индийскому обычаю после смерти человека его тело сжигают, а прах развеивают над священными реками, такими, как Ганга или Ямуна. Однако для великих святых и санньяси обычно делают исключение. Тела обычных людей развеивают в прах, чтобы душа, покинувшая материальную телесную оболочку, к которой она была так привязана, не сокрушалась об утрате, и могла беспрепятственно переселиться в новое тело. Однако великие святые, еще при жизни осознавшие свою духовную природу, свободны от привязанностей к материальному телу, более того, у них нет материального тела, потому что все то, что они делают, пронизано духовной энергией, и постепенно даже их материальная оболочка одухотворяется. Самадхи Шрилы Прабхупады, сделанное из белого джаяпурского мрамора, поистине является шедевром архитектуры. Резные лестницы, окна и купола - каждая деталь в этом здании сделана с необычайным искусством. В храме очень красивый алтарь. Кришна и его брат Баларама стоят на возвышении, и они такие красивые! Все стены храма украшены картинками с лилами Кришны. Все-таки хорошо, что мы с Пашей смотрели мультики))) Благодаря им, оказалось, что мы уже много знаем про игры Кришны. Храм производил впечатление волшебной резной шкатулки. Снаружи белый мрамор, внутри все устлано цветным радостным ковром. ХАРЕ КРИШНА!!!
Назад мы шли по отдельности, так как в планах была парикрама по храмам Вриндавана. Встретиться договорились у гостиницы. По дороге от храма с одной из наших матаджи, Таней, случился инцидент с обезьяной. Обезьяна засекла в руках пакет с виноградам и, недолго думая, накинулась на кричащую женщину. И не просто накинулась, а вцепилась в нее всеми конечностями. Ну, мы, русские никогда не сдаемся, и наша Таня не отпускала свой кулек. Зато громче стала вопить. Обезьяна тоже опытная попалась, что ей тот крик - ори дальше, кулек только отдай. В общем, не известно, чем бы это закончилось, если б не наши мужчины. Только их вмешательство и палка спасли Татьяну и ее виноград. Этот случай заставил нас внимательнее относиться к приближающимся обезьянам. Сказать, что их много во Вриндаване - не сказать ничего. Их огромное количество. На деревьях, на домах, на земле. И они здесь чувствуют себя хозяевами. В дальнейшем нас предупредили, о нескольких моментах в отношении обезьян - не смотреть в глаза, не скалиться, не есть на улице, еду нести в закрытых пакетах или сумках, спрятать очки и бутылки с водой, охранять детей. Вот с такими мерами безопасности нам приходилось перемещаться по Вриндавану. Хотя я и моя семья вообще не столкнулись с ними, поэтому лично для меня обезьянки так и остались экзотическим колоритом города, последние воплощения джив. И наверно кшатрийских джив. У Паши начался странный кашель.
Итак, мы начали паломничество по храмам. Наняли несколько моторикш. И небольшими группами добрались до первого храма – знаменитого Мадана-Мохана.
Храм Мадана Мохана
Здесь мы немного посидели в тенечке и послушали Мадхаву Кришну прабху про этот храм. Не могу устоять и вставляю этот рассказ в мои заметки.
Храм Мадана Мохана
Место называется Двадаша Адитья Тила, холм недалеко от Калия гхата. Кришна забрался на этот холм для того, чтобы согреться. После того, как Кришна провёл в объятиях Калии несколько часов и танцевал у него на голове, Он, выйдя из воды, сильно замерз и стал дрожать. Тело Его покрылось пупырышками. Тогда мама Йашода приказала Кришне забраться на этот холм и подставить Своё тело под солнце. Это было устроено Кришной, так как Сурья Дев хотел получить даршан Кришны. Сурья Дев решил как следует послужить Кришне. Сурья размножил себя, и на небе появилось 12 солнц, которые своими ослепительными лучами грели Кришну. Кришна наслаждался, когда же Он согрелся, то стал потеть. У подножия этого холма есть небольшое озеро, которое является потом Кришны.
Также на этом холме в свое время Адвайта Ачарья нашел Божество Мадана Мохана. Адвайта Ачарья пришел во Вриндаван задолго до прихода господа Чайтаньи. Он ходил здесь, моля о том, чтобы Господь спустился на землю в Кали югу. Он ходил везде и звал Кришну Чайтанью. Однажды, гуляя по холму, он услышал голос. Этот голос сказал: «Ты зовешь Меня, а Я здесь под землей давным-давно тебя жду». Адвайта Ачарья откопал Его. Это Божество установил Махараджа Ваджранабха, внук Кришны, здесь потому, что недалеко находится Мохан Тер гхат. Мохан Тер гхат - это место, где Купидон хотел выпустить стрелу вожделения в Кришну. Но когда он приготовился выпустить стрелу и увидел красоту Кришны, он уронил лук и стрелы, его голова закружилась, и Купидон упал без сознания. После этого у Кришны появилось имя Мадана Мохан - Тот, Кто сражает Своей красотой бога любви Купидона.
В этом месте поселился Санатана Госвами, после того как пришёл во Вриндаван и нашел Мадана Мохана в Матхуре. Когда Адвайта Ачарья уходил из Вриндавана, он оставил Мадана Мохана на попечение одного брахмана в Матхуре. Его звали Чхауби. Санатана Госвами увидел это Божество у брахмана и увидел, как Ему поклоняется жена брахмана. Как раз в то время он написал книгу о поклонении Божествам. Он стал говорить жене брахмана, как нужно правильно вести поклонение. Как надо складывать руки и т.д. После этого Мадана Мохан пришел к нему во сне и стал ругать его: «Что ты натворил. Я наслаждался тем, как поклоняется Мне супруга брахмана, а ты устроил вместо рагануги регулируемое служение. Ты всё испортил. Мне не нравится смотреть на эти сложенные руки и регулируемое поклонение». Этой же ночью Он пришел к брахману и попросил отдать Его Санатане Госвами. Утром Санатана Госвами побежал в дом Чхауби просить прощения за поправки в поклонении. Когда он прибежал, Чхауби сказал, что Божество пришло к нему во сне, и попросило отдать Его Санатане Госвами. Санатана Госвами был удивлен и обрадован, так Божество перешло к Санатане Госвами. Санатана Госвами поклонялся Ему, предлагая шарики из теста без соли, а Мадана Мохан требовал, чтобы они были соленые. Санатане Госвами негде было взять соли. В то время один богатый торговец солью из варны кшатриев по имени Капур направлялся в Матхуру по своим делам. Его большое, нагруженное солью судно спускалось по Ямуне и наскочило на песчаную отмель около Вриндавана. Продолжать путь стало невозможно, и Капур начал думать о том, как выбраться из этого положения. От местных жителей он узнал, что во Вриндаване живёт великий садху, который может помочь, и что зовут его Санатана Госвами. Когда Капур пришёл к Санатане, тот сидел в своей хижине в одной набедренной повязке и что-то писал. Он был очень худым, так как аскезы и отречение совсем истощили его тело. Санатана предложил гостю присесть на циновку, и купец начал молить Санатану о милости. Он рассказал о том, как его судно налетело на мель в Ямуне и он никак не мог его сдвинуть с места. Санатана смиренно ответил, что будучи простым нищим, он ничего в этом не смыслит и никак не может помочь купцу в его беде. После этого Санатана посоветовал ему помолиться о помощи божеству Маданамоханы. Капур предложил поклоны Маданамохане и в молитве пообещал, что если тот прольёт на него свою милость и снимет судно с мели, то всю прибыль от продажи груза он отдаст на служение Ему. Вознеся свои молитвы, Капур удалился.
Ночью нагрянула сильная буря, с неба хлынул ливень, и уровень воды в Ямуне поднялся. Судно Капура сошло с мели и продолжило свой путь вниз по реке. Капур расценил случившееся как милость Маданамоханы. Со своего груза он получил огромную прибыль и пожертвовал её на постройку роскошного храма. При храме он соорудил склад для съестных припасов. С этого времени Маданамохане служили по-царски, а Санатана Госвами принял Капура в ученики, дав ему имя «Кришна Даса».
Санатане Госвами приходилось спускаться к Йамуне, чтобы набрать воды, и это для него было сложно. Поэтому однажды, когда Санатана Госвами спал, Мадана Мохан Сам вырыл для него колодец. Этот колодец находится здесь. Говорят, что в нём не вода, а чистая Кришна према.
Вот какие красивее и интересные лилы здесь проходили.
После этого мы пошли к Ямуне. Дорога пролегала через жилые улицы Вриндавана. Мне кажется, это было единственное тесное сопри-косновение с обитателями Вриндавана за всю нашу поездку. Здесь все было без прикрас, как есть. Небольшие грязные дома, мусорные кучи, свинки, балдеющие в жидких помоях, несчетное количество коров, любопытные жители с улыбающимися и хитрыми глазами. Цепочкой мы дошли до Ямуны.
А на берегу реки стоит большое заброшенное сооружение с большим количеством балкончиков, мансард, лесенок, какие-то возвышения непонятного назначения.
Это Дворец Кеши Гхат. Место, где Кришна убил демона Кеши.
Каждый день во время захода солнца здесь проводится арати - церемония поклонения. Но видно, что когда-то оно было очень величественное. Наш путь пролегал сквозь этот дом.
Река Ямуна
Чудесная Ямуна, самая священная река Индии, протекает через трансцендентную землю Вриндавана. Говорится, что омовение в этой реке очищает в сотни раз больше, чем омовение в Ганге. Ведь Гангу коснулась однажды стопа Господа Вишну, а в Ямуне Господь Кришна Сам играл и плавал со Своими друзьями-пастухами. Он также забавлялся в ее водах с прекрасными гопи - пастушками Враджа. Спускаясь с Гималайских гор возле Ямунотры, река Ямуна медленно течет по равнинам Индии, пока не достигнет Шри Вриндавана-дхамы. Когда-то эта река опоясывала Вриндаван, но сегодня она лишь касается этого святого города, оставляя по обоим берегам множество высохших древних гхат. Паломники все еще приходят в эти древние гхаты и посыпают свои головы песком, что считается равноценным омовению в Ямуне. Традиционным местом омовения большинства паломников является Кеши-гхата, где Господь Кришна принял омовение после того, как убил демона Кеши. Тот, кто примет омовение в реке Ямуне, освободится от всех прошлых грехов и осквернения от этого материального мира. Такой человек постепенно станет чистым преданным, получит освобождение и вернется в духовный мир, где обретет возможность лично общаться с Господом Шри Кришной, Верховной Божественной Личностью.
Мы не стали совершать полное омовение, ограничились лишь тремя каплями на голову. Наш приход очень позабавил местных мальчишек, что там купались. Они начали махать нам, кричать и предлагать свою помощь.
Тут же находились продавщицы цветов для пуджи Ямуне. Конечно, хотелось что-то сделать, отдать почтение реке, поэтому многие из нас купили небольшую тарелочку с цветами и свечкой и пустили их по воде. А мальчишки помогали отплыть им подальше от берега. Правда, не забывали требовать от нас небольшую плату.
Рядом располагался алтарь со звучным названием «Ямуна Темпл». Посидев немного в тени алтаря рядом с Ямуной и отдав свои почтения и поклоны, мы двинулись дальше.
Храм Радхи Домадары
Храм посвящён Кришне и является одним из наиболее важных вриндаванских храмов.
Мурти, которому поклоняются в этом храме, изваял Рупа Госвами и преподнёс его в дар своему ближайшему ученику Дживе Госвами, который и основал храм. Поклонение мурти началось в 1542 году.
По преданию, более 5000 лет назад Кришна провёл на этом месте танец раса со своими возлюбленными пастушками-гопи. В XVI веке здесь совершал свой бхаджан Рупа Госвами. Каждый день он читал другим вриндаванским госвами и своим близким ученикам лекции по «Шримад-Бхагаватам» и рассказывал о лилах Кришны. Бхактиведанта Свами Прабхупада говорил, что благодаря духовной деятельности, совершаемой здесь последова-телями Чайтаньи Махапрабху под руководством Рупы Госвами, храм Радхи-Дамодары является центром духовного мира. Для всех Гаудия Вайшнавов храм Радха Дамодара очень важное место поклонения. Здесь находятся Самадхи Шрилы Рупы Госвами, Шрилы Дживы Госвами, Кришнадаса Кавираджа Госвами, Шрилы Бхударбхи Госвами.
Также мы посетили комнаты, где жил Шрила Прабхупада. Здесь он писал комментарии к «Шримад-Бхагаватам». Отсюда он и уехал в Америку нести сознание Кришны Западу.
После этого мы вернулись в отель, чтобы пообедать. Очень хочется горячего. Ага, рядом есть европейский ресторан. Пошли, посмотрели. Смешное представление у индусов о европейском сервисе. Но зато там был борщ, вернее варево из картошки, капусты и томата. Но мы так хотели горячего обеда, что проглотили как бегемоты все, что взяли себе. К тому же, наконец-то было не очень остро. Про гигиену я умолчу. Одно скажу, надо быть аккуратными и не расслабляться. Хотя пару раз я ловила себя на безответственном поведении по поводу гигиены, и один раз за это поплатилась. Впрочем, я уже писала про это. Не надо никогда забывать, где мы находимся! Получив немного удовольствия от горячей еды, мы всей группой отправились дальше на парикраму по храмам Вриндавана.
Не буду подробно описывать все храмы. Отмечу только, как это выглядело. Быстро цепочкой идем по узким улочкам Вриндавана, заходим в храм, разуваемся, совершаем поклоны, принимаем даршан божеств, слушаем краткую историю храма и уходим дальше. За вечер мы прошли достаточно много храмов. По совету нашей проводницы, мы старались не вступать ни в какие контакты с местным населением. Она русская, но живет здесь уже несколько лет. Занимается тем, что помогает приезжим паломникам познакомиться с Вриндаваном. Мы все старались ее слушаться и беспрекословно выполняли ее советы.
Сева Кундж
Очень необычное место. Это самое сокровенное место во всем Вриндаване. Наша проводница вот что нам рассказывала. В Сева кундже проходит танец Раса, а Нидхи-ван - место отдыха Рады и Кришны и здесь также расположено самадхи Свами Харидаса — известного святого-вайшнава из нимбарка-сампрадаи.
Каждый вечер в 7 часов все люди, животные и птицы покидают эти места. Так как там проходят ночные лилы Шри Шри Радхи и Кришны. Оставшись там, можно лишиться разума или даже умереть. Простой человек не может выдержать таких высоких духовных энергий. Но зато это могут святые. Местный брахман рассказывал, что однажды там на ночь остался один святой, а утром он всем пришедшим раздавал маха-прасад, который ему лично дала Радхарани. Днем и вечером в этих местах очень много обезьян и птиц.
Здесь мы увидели деревья - туласи необычных форм и вида. Такое ощущение, что они застыли в каком-то невероятном танце.
Некоторые садху, живущие поблизости, говорят, что по ночам со стороны сада слышны звенящие звуки браслетов, стук сандалий и женский смех. Они также слышат звук «тала», которым отбивают ритм танца – та, та, та, та! Здесь есть храм, который закрывается на ночь, а утром все предметы, приготовленные для Рады и Кришны, разбросаны и видно, что ими пользовались. Хочется все это говорить шепотом и широко выпучив глаза. Типа - «Представляете!!!???»
Однако, Шрила Прабхупада, чей авторитет безупречен, утверждал, что ночные танцы в саду – народные сказки, невесть откуда взявшийся вымысел. Тем не менее, люди продолжают интересоваться ночной мистерией Сева Кундж.
Вот какие храмы мы посетили следующие два часа:
Храм Гокулы Нанды
Самадхи Гопал Госвами
Храм Радха Романи
Храм Радха Гопинатхи
Храм Шивы
Храм Джирадха Говинда
Это те, что я запомнила. Когда мы закончили, было уже темно. По дороге в отель, уставшие, но воодушевленные, мы столкнулись с праздничным шествием. Огромная толпа, музыка, колесницы с божествами, разноцветные огни, шум, гам, и пыль!!! - все это смешалось в какую-то какофонию. Индусам было очень весело, но мы прошли сквозь шествие, так и не поняв, что это такое за праздник. Паша стал сильнее кашлять. Странно - на простуду не похоже. Наша проводница дала нам таблетки от кашля. Надеюсь, ему полегчает. А сейчас в отель. Спать…
Холмы Варшана
Утро следующего дня началось в 3.30 с подъема, сборов и мангала-арати в храме. Какая все-таки это необычайно красивая и божественная церемония. Жаль, Володи с Пашей не здесь. Пока не хотят. Всему свое время.
Потом мы поехали на холмы Варшана. Добирались двумя транспортами - автобус и машина. По дороге со мной случился странный случай.
Мы с семьей ехали на автобусе. Планировалось провести там пол-дня, посетив все холмы один за другим. Очень замечательно было посетить эти места. И вот мы едем на автобусе. Не слишком нас тут радуют комфортом, ну да ладно, зато мы вместе, и нас ждет замечательное место.
Мы с Володей и Пашей сидим втроем на переднем сиденье, сразу за водителем. В автобусе правосторонний руль. Рядом с водителем слева сидит наш прабху. Паша положил голову мне на колени, он, бедный, измучился уже от кашля.
Восемь утра. Едем, молчим. Каждый в своих мыслях.
И тут я услышала тоненький детский голосочек. Он что-то тихонько пел. Некоторое время я просто слушала. Потом я подумала - что это такое, Паша напевает? Я наклонилась к нему спросить, но увидела, что губы у него не двигаются, и поняла, что это не он.
Хм, интересно.
Сижу просто слушаю. И тут детский голосок подхватывает взрослый хор из множества голосов. И я узнаю мелодию и слова Нарасимхи. ООО, это уже не шутки.
Обращаюсь к прабху, который сидит рядом с водителем, что это там за радио, по которому поют Нрисимху. Он сидит впереди, и, возможно, это включил радио. Но он сказал, что радио не работает, и он ничего такого не слышит.
Спрашиваю у Володи: «Ты слышишь что-нибудь?». В ответ удивленный взгляд и, «Нет, ничего не слышу».
Хор продолжает петь.
Я обернулась назад, поймала взгляд Нади. Она мне подмигнула, мол, классно!! Едем в такое место!! Конечно, здорово, вот только, что за голоса я слышу. Я спросила у нее, слышит ли она что-то. Тоже нет, ничего.
Тогда, я начала оглядываться на других. Все сидели молча, занятые своими делами - кто-то джапу читал, кто-то дремал. Но большая часть просто сидели, смотрели в окно. Я попыталась по мимике понять - слышит ли еще кто-нибудь эти голоса. Ничего не поняла. Отвернулась.
Песня продолжает звучать.
Тут мне пришла в голову мысль, что это рядом с нами едет машина и это из нее доносится музыка. Начала озираться. Нет никого. Как ни странно, мы практически одни на дороге. И рядом с нами никто не едет. Это очень не свойственно Индии. Тут всегда полно машин.
Сижу некоторое время и слушаю. Поет то детский голосок, то хор. Хор звучал по-особенному торжественно, то утихая, то усиливаясь. Так продолжалось еще несколько минут.
Не могу сказать, что я испытала особые чувства в тот момент. Скорее я склонялась к мысли, что у меня галлюцинации, на почве жары (хотя какая жара в 8 утра?). И еще, мне было не по себе, как-то неловко, что ли, и был какой-то страх. Я стала смотреть на пейзажи за окном, стараясь отвлечь себя от этих голосов. Начала думать про всякую ерунду. И голоса потихоньку затихли. Я еще поразмышляла над этим случаем. Интересно, что же это такое? Попыталась найти этому объяснение простым способом. Может, это сотня индусов незаметно забралась на крышу нашего автобуса и горланила всю дорогу песни? :) Или мой мозг настроился самостоятельно на какую-то радиоволну, и я слышу радиоспектакль. М-да. В общем, я решила никому ничего не рассказывать и поскорее забыть. Что и произошло. Я ничего никому не сказала, и забыла.
И только спустя месяц, когда я писала заметки про поездку в Индию, и дошла до этого места, я поняла, что весь этот месяц я невольно вспоминала этот случай в автобусе, и возвращалась к мысли, что это мой страх не позволил понять, что же это такое я услышала. Что это за детский голосок в сопровождении хора пел Нарасимху?
И еще с тех пор меня не покидает чувство чего-то близкого, как будто что-то замечательное вот-вот должно произойти. Как будто рядом со мной находится занавес, и он сейчас раскроется и я увижу…. Что увижу? Не знаю. Не знаю. А может эти голоса доносились оттуда? Из-за занавеса..
Но я точно знаю, что если есть преграда, то и за ней что-то обязательно есть. И это наши страхи, опасения, неуверенность, неверие в чудесное не дают нам сделать один шаг в сторону этого занавеса. Просто сделать шаг, поднять руку, и открыть его.
Ну да ладно. Приехали уже.
«Варшана» дословно переводится - "место, где идет дождь". Дождь милости Радхарани.
Мы начали с Санкари кора. Это место, где Кришна собирал дань с гопи. Ныне здесь тоже не пройдешь без платы, таковы традиции. На камнях до сих пор жирные следы от йогурта, которые в потасовке были разбиты. Правда говорят, что местные жители сами рисуют краской эти отметины. Не знаю, правда или нет, но они горой тут стоят, и без оплаты не пропускают.
Четыре холма Варшаны олицетворяют Брахму, который таким образом служит Божественной чете. Наша проводница рассказывала нам о лилах, которые здесь проходили. Мы обошли все вершины и побывали во многих храмах, в том числе и в главном, где находится божество Радхи.
Здесь мы встретили самых навязчивых и приставучих жителей. Дети просто висли на руках, требуя рупии. Некоторых из нас дети круто взяли в оборот. Хватали за руки и не отпускали. Так по всем холмам и ходили, вцепившись в руки преданных. Была там одна девочка. Она всегда изображала плач брошенного ребенка. Когда видела, что на нее не обращают внимания, она быстренько перебегала вперед и опять начинала хныкать на глазах у паломников. Матаджи Каруне Виграхе достался мальчишка, который всегда оберегал ее от других навязчивых молодчиков. Наша проводница старалась нам помочь, она прикрикивал на них, или что-то кричала им, и тогда они немного успокаивались. Нам потом она объяснила, что угрожала им возможным проклятием от белых людей. Пока они этого боялись. Но потом, видимо, желание заработать перевешивало страх, и они с новой силой накидывались на нас.
Людей очень много! И паломников, и жителей Индии. В Варшане Радха провела свои детство и юность в играх со своими подругами и с Кришной. Очень удивительное и красивое место. В этом месте есть храм, в котором находятся божества мамы Яшоды и Нанды Махараджа. В нем нас угостили восхитительным прасадом: масло и сахар - любимые сладости Кришны.
Вернулись поздно. Отдыхать.
Продолжение следует...
Читать другие главы Записок об Индии "Совершая паломничество" :
Часть 1. Первая встреча с Индией. Дели.
Часть 2. Маяпур - город Господа Чайтаньи
Часть 3. Великолепие сокровенных мест
Читать ещё интересные статьи на сайте :