Оставь своё сердце во Вриндаване
Простая жизнь – возвышенное мышление. Это девиз тех, кто устремил свой взор вглубь своего сердца и стал на путь осознания души.
В поисках истинного смысла жизни отправляйтесь во Вриндаван!
Индия является колыбелью духовности на планете. Среди многих святых мест Индии, Вриндаван является самым священным из всех. Все древние тексты утверждают, что Вриндаван – проекция духовного мира на нашей планете.
«Из всех трех планетарных систем эта планета Земля особенно удачлива, поскольку на ней расположен город Вриндаван».
«Aдu-Пурана»
Вриндаван называют «городом 5000 храмов», которые поражают воображение своей красотой и пышностью поклонения. Некоторые из них размером всего лишь с небольшую часовню, но в каждом из них вы можете почувствовать атмосферу духовного счастья.
Большинство храмов Вриндавана посвящены именно Шри Шри Радха-Кришне. Наиболее известными храмами являются: Храм Радха-Мадана-Мохана, Храм Радха Валлабха, Джайпурский храм, Храм Радхарамана, Храм Говиндаджи, Храм Радха-Дамодары, Храм Банке-Бихари Мандир, Кришна-Баларам-мандир.
Вриндаван – слово «ван» - значит лес, «Вринда» - это молодая девушка Враджа, которая является хозяйкой этого места.
Поклонение Вринда деви (Туласи деви)
Вриндаван – это лес Вринды, которая во Вриндаване устраивает всё для счастья Шри Шри Радхи и Кришны.
В этом мире Вриндадеви принимает форму прославленного дерева Туласи, которому каждый день поклоняются вайшнавы. А так как Вриндаван - это её лес, то Туласи здесь растёт повсюду.
Поклонение Туласи-деви обладает большой силой, и по её милости мы можем оказаться во Вриндаване, о чём преданные просят каждый день во время туласи-пуджы.
«Ты исполняешь все желание того, кто избрал тебя своим прибежищем, проливая на него свою милость, ты делаешь его жителем Вриндавана».
Туласи постоянно сопровождает преданных в их духовной жизни.
- Без листочка Туласи Кришна не примет подношение пищи.
- Из ствола дерева Туласи изготавливают чётки для повторения святых имён Бога.
- На таких чётках благоприятней повторять мантру, чем на чётках, сделанных из драгоценных камней.
Туласи в виде кантхимал дарует свою защиту преданным и указывает на их принадлежность к вайшнавизму. Любого человека, чья шея украшена бусам из туласи и на лбу которого красуется тилака, ямадуты – слуги бога Смерти, обходят стороной.
Как правило, многие из нас начинают свою духовную практику, не обладая какими либо возвышенными качествами. Путь к намеченной цели может быть очень долгим, поэтому знакомство с Вриндаваном начинается с Вринда-кунды, где Вриндадеви молят о милости.
«О, Вриндадеви, лишённый преданности, и совершающий бесчисленные оскорбления, я упал в океан материального бытия, и утонул в бурных водах вожделения, гнева, жадности и других пороков.
О, Вринда, я ищу у тебя прибежища, и в глубоком почтении склоняюсь к твоим лотосным стопам».
Рамана-Рети - излюбленное место пастушков
Оставьте все свои заботы и по милости Вриндадеви, перенеситесь в чарующий мир Враджа - Рамана-Рети - места, где Шри Кришна провёл Свои детские годы. Пять тысяч лет назад это было излюбленным местом детских игр Кришны и Баларамы. Они приходили на Рамана-рети с мальчиками-пастушками, где любили играть и кувыркаться в белом, мягком песке. Рамана-рети означает "игра с песком".
Вриндаван проявлен в сердцах великих святых
Трансцендентные игры, явленные взору жителей Земли - это отблеск вечных духовных лил Господа на Его планете в духовном мире - Голоке Вриндаване, где Его сокровенные лилы полны неописуемого блаженства.
Когда Кришна ушел с Земли, скрывшись от наших глаз, Он оставил после Себя Вриндаван. До сих пор каждый человек, который приезжает сюда и ступает на эту святую землю, может почувствовать удивительную духовную атмосферу, царящую здесь. Великие преданные и святые, живущие в этих местах, говорят, что игры Кришны ни на мгновение не прекращаются здесь. Те, кто обладают особым видением, по-прежнему могут встретить здесь Кришну, который гуляет по земле Вриндавана, и Его вечную подругу Шримати Радхарани.
Для того чтобы понять святую обитель, мы выражаем должное почтение великим святым, в чьих сердцах проявлен Вриндаван. Понять Вриндаван можно лишь по милости того, чьё сердце не отлично от Вриндавана.
Кришна никогда не покидает Вриндаван. А так как сердце чистого преданного не отлично от Вриндавана, поэтому Кришна навсегда нашёл прибежище в сердце истинного духовного учителя.
Шрила Прабхупада познакомил с Вриндаваном весь мир, и его благодарные ученики построили для своего духовного учителя прекрасный храм из резного белого мрамора. Местные жители, или бриджабаси называют этот храм Энгридди-Мандир, что значит "английский храм".
Проходя через чугунные, очень красивые и всегда гостеприимно распахнутые ворота, ведущие в храм, нашему взору открывается кружевное самадхи. Самадхи - храм, в котором покоится тело Шрилы Прабхупады.
Надпись на одном из самадхи во Вриндаване гласит: здесь покоится святой Вайшнав, который так чист и так предан Господу, что Сам Кришна никогда не забывает о нем.
Самадхи Шрилы Прабхупады, сделанное из белого джаяпурского мрамора, поистине является шедевром архитектуры. Резные лестницы, окна и купола - каждая деталь в этом здании сделана с необычайной любовью. Это памятник любви, изваянный из белого мрамора, любви, которую Шрила Прабхупада сумел внушить своим многочисленным ученикам и последователям. Эта любовь, по сути, всего лишь отблеск той любви к Кришне, которая вечно горела в сердце самого Шрилы Прабхупады.
Здесь покоится святой Вайшнав, который так чист и так предан Господу,
что Сам Кришна никогда не забывает о нем.
В отличие от простых смертных, вайшнавы не рождаются и не умирают. Они приходят в этот мир с определённой миссией, и, выполнив её, входят в божественный транс, оставляя здесь своё тело.
Шрила Бхактивинода Тхакур написал знаменитое стихотворение:
«Заблуждается тот, кто о смерти вайшнавов толкует, ибо жизнь продолжается в звуке. Умирая, вайшнавы живут, а живя, всему миру имя святое даруют».
Предлагая свои поклоны Шриле Прабхупаде в этом месте, мы благодарим его за то, что он познакомил нас с сознанием Кришны.
Кришна-Баларам Мандир
Шрила Прабхупада построил Кришна-Баларам-мандир, который является самым посещаемым и многолюдным храмом во Вриндаване.
Среди пяти тысяч храмов Вриндавана это единственный храм, посвященный Кришне и Балараме, и Божества Кришны и Баларамы из белого и черного мрамора по праву считаются одними из самых красивых Божеств Вриндавана.
Рассказывают такую историю:
Вскоре после того, как храм был построен, в него пришел один паломник, он зашел в храм рано утром, поклонившись Божествам, встал у алтаря Кришны-Баларамы и принялся неотрывно глядеть на них. Паломник был из Джайпура и принадлежал к гаудия-вайшнавам. В руках у него были четки, и он постоянно повторял мантру - "Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе /Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе". Прошел час, другой, резные деревянные ворота алтаря закрылись, Божествам предлагали пищу, потом ворота были опять открыли, пуджари проводил арати, а паломник всё стоял и стоял, неотрывно глядя на Кришну и Балараму. Ещё через час алтарные ворота опять закрылись, но паломник продолжал стоять. Он дождался, когда после обеденного отдыха Кришны и Баларамы ворота открылись вновь, и опять также неотрывно продолжал смотреть на Кришну и Балараму. Преданные, жившие в храме, проходя мимо, недоуменно пожимали плечами, не понимая, что он делает так долго в храме.
Вечером пришла пора даршана со Шрилой Прабхупадой, и Шрила Прабхупада попросил учеников пригласить всех гостей в храме, которые хотели бы поговорить с ним. Один из западных учеников Шрилы Прабхупады, вспомнив о паломнике из Джайпура, решил пригласить и его. Паломник с радостью согласился, и когда на даршане Шрила Прабхупада спросил его, как ему понравился храм и Божества, паломник начал взахлеб говорить: "Свамиджи, я прошел всю дорогу из Джайпура во Вриндаван, чтобы найти здесь Кришну. Я заходил в разные храмы и побывал во всех уголках Вриндавана, и везде я искал двух братьев - Кришну и Балараму. Мне говорили, что Они должны быть где-то здесь, однако я нигде не мог найти Их. Я спрашивал у людей, но никто не мог толком ответить на мой вопрос. В конце концов, я зашел в ваш храм и увидел Их здесь на алтаре, и я понял, что Они убежали отовсюду и навеки поселились здесь. С самого утра я стою и смотрю на Них, и я вижу бесконечно чудесные игры, в которые Они играют. Скажите мне, Свамиджи, как вам удалось заманить в свой храм этих братьев?"
Говорят, что Шрила Прабхупада ничего не ответил на это, а только довольно рассмеялся, однако секрет прост: Кришне не нужно ничего, у Него уже есть всё. Всё, кроме нашей любви, и это единственное, что может привлечь Его.
Любовь Шрилы Прабхупады завлекла Кришну в этот храм, а любовь учеников Шрилы Прабхупады и учеников его учеников заставляют Его по-прежнему оставаться здесь, в этом удивительном храме Кришны и Баларамы.
Во внутреннем дворике храма растёт дерево тамал - это дерево встречается редко даже во Вриндаване, поэтому, когда началось строительство храма Кришны-Баларамы на земле, подаренной Шриле Прабхупаде, он попросил своих учеников ни в коем случае не срубать дерево тамал, росшее на этой земле, и храм был построен вокруг этого дерева. Шрила Прабхупада говорил: «У этого дерева темный, почти черный ствол и цвет кожи Кришны иногда сравнивают с этим деревом. Поэтому Кришну иногда называют Тамал-Кришна, что значит: "Кришна, чья кожа такая же темная, как ствол дерева тамал". Когда Шримати Радхарани видит чёрный ствол этого дерева, она сразу вспоминает о Кришне».
Радхарани обнимает дерево тамал в мыслях о Кришне
Изначальное дерево уже оставило этот мир. Сейчас на его месте выросло новое. Если потрогать молодые листочки дерева тамал, то можно получить отдалённое представление о том, какие мягкие на ощупь ладони у Кришны.
Каждую весну на 2 недели дерево покрывается мелкими светло-желтыми, похожими на колокольчики цветами, источающими медовый аромат, и тысячи вриндаванских пчел слетаются к этому дереву, чтобы собрать нектар, и весь двор храма наполняется их мелодичным жужжанием.
Дерево тамал во дворе Кришна-Баларам-мандира
Истинная красота Вриндавана
Служение в Кришна-Баларам-мандире продолжается 24 часа в сутки, несмотря на то, что днём храм закрыт.
В кали–югу - эпоху, в которую мы живём, воспевание святого имени является основным методом духовной практики. Шрила Прабхупада хотел, чтобы в Кришна-Баларам-мандире киртан звучал постоянно. И благодаря усилиям Шрипад Аиндры прабху Бабаджи Махараджа, киртан не останавливается уже много лет подряд.
Слушание киртана, прогулки по Вриндавану, лицезрение садху, помогает очистить сознание.
Шрила Прабхупада на прогулке с учениками во Вриндаване
Однако Вриндаван невозможно увидеть материальными глазами, хоть он и предстаёт нашему взору. Мы не должны видеть его этими глазами, мы должны видеть его сердцем, которое наполнено описаниями, данными Шестью Госвами Вриндавана. Они приоткрыли нам занавес, скрывающий истинный Вриндаван.
У тех, кто имеет возможность общаться с чистыми преданными, видение Вриндавана становится гораздо глубже. Ибо подобно тому, как Голока Вриндавана проявляется на Земле, она также являет себя в сердце истинного вайшнава. Слушая хари-катху – рассказы о Кришне из уст садху, человек обретает даршан лил Кришны на Голоке. Если с верой слушать об играх Кришны, то это равноценно тому, что самим участвовать в них. Человек начинает лицезреть деяния Кришны пусть даже поначалу через слух. Но это гораздо выше освобождения из этого мира, поскольку не все освобождённые души способны видеть Голоку. Но духовный учитель является носителем Голоки Вриндавана в своём сердце. И через свои наставления он даёт преданным возможность соприкоснуться с Дхамой.
Истинная красота Вриндавана – это не цветущие деревья, голубое небо и прекрасные храмы. Истинное величие Вриндавана – это богатство, хранящееся в сердце садху.
Шрила Прабхупада говорил, что понять Вриндаван и любое другое святое место на Земле возможно только благодаря общению со святыми личностями. С теми, кто может передать это понимание из глубин своего чистого сердца.
Если человек встретит на своём жизненном пути святого, который является носителем божественной энергии в своём сердце, если человек преклонит свой слух пред его благодатными речами, то тогда он по-настоящему очистит своё сознание и станет на путь духовной жизни.
Поэтому крайне важно совершать паломничество по святым местам под руководством человека, способного приоткрыть завесу иллюзии, скрывающей истинный Вриндаван.
Вриндаван – самое лучшее место в Индии, вдохновляющее на духовное развитие. Вриндаван – земля Кришны, где грехи человека исчезают и просто растворяются в воздухе.
Шрила Прабхупада говорил, что преданные должны регулярно посещать святые места для того, чтобы углубить своё понимание сознания Кришны. Когда мы отправляемся молиться в разные святые места, когда мы молим Божества или когда мы обращаемся к олицетворенным Божествам этих мест, мы должны повторять одну молитву о том, чтобы игры этих мест проявились в нашем сердце. Они проявятся, когда мы воспеваем или медитируем на святые имена Господа. Это совершенство воспевания. Прабхупада написал преданному письмо о том, что помнить об играх Кришны во время воспевания Харе Кришна – это совершенство воспевания.
Дорога из Мадхуры во Вриндаван, так же как и ворота, через которые можно попасть в священный город Вриндаван, называются Бхактиведанта Свами Марг (марг – дорога) и Бхактиведанта Свами Двара (двара – ворота). Так они названы главой вриндаванского муниципалитета в честь Шрилы Прабхупады, который всю свою жизнь посвятил служению Кришне и открыл всему миру славу Вриндавана, указав путь в обитель Кришны на Земле.
Бхактиведанта Свами Двара во Вриндаване
Собираясь в паломничество, мы должны помнить о том, кому мы обязаны возможностью попасть во Вриндаван. Не случайно дорога и ворота, через которые можно попасть во Вриндаван, носят имя Бхактиведанты Свами. Шрила Прабхупада говорил, что невозможно приехать во Вриндаван просто купив билет. Во Вриндаван можно попасть только по милости Шримати Радхарани. И эта милость проливается на ученика через истинного духовного учителя, который факелом духовного знания озаряет наш путь в духовную обитель.
По милости Шрилы Прабхупады можно ступить на землю Кришны и Радхарани, место их трансцендентных отношений. И каждый попадающий сюда может изменить свою жизнь в лучшую сторону.
По милости Шримати Радхарани во Вриндаване мы можем духовно прогрессировать очень быстро. Шримати Радхарани является олицетворением всей божественной милости, и мы поклоняемся Кришне только по той причине, что Его любит Шримати Радхика.
На Голоке Вриндавана, что ни шаг, то танец, что ни слово, то песня.
Но во Вриндаване, проявленном на Земле, все дороги тоже ведут к тем местам, где царит хорошее настроение. Киртаны и бхаджаны звучат здесь повсюду. И каким бы угрюмым ни был человек, во Вриндаване он просто вынужден наполниться радостью и всем сердцем принять прибежище у Шри Вриндавана – лучшего из всех святых мест.
Увидеть Вриндаван – значит наполнить своё сердце любовью к Шри Шри Радха Кришне!
И молитвенно сложив ладони, просить: «Пусть я всегда буду принимать прибежище трансцендентной земли Шри Вриндавана, источника безграничного блаженства. Пусть эта высшая обитель Шри Вриндавана проявится в моем сердце. Пусть в моем сердце проснется чистая спонтанная любовь к Шри Вриндавану, где на прохладном берегу Ямуны, под деревом кадамба, подобно Купидону, божественно прекрасный темноликий юноша в желтых одеждах, счастливо играя на флейте, бросает очаровательные взгляды на лотосоподобное лицо Шри Радхи».
Вся слава земле Вриндавана, где Шримати Радхика и Шри Кришна
наслаждаются Своими сокровенными играми!
Шри Вриндавана Дхама, Ки – Джай!
Сундара Мадхава прабху, который в надежде обрести милость Хари, гуру и вайшнавов, милостиво представляет нашему вниманию документальный фильм
«ОСТАВЬ СВОЁ СЕРДЦЕ ВО ВРИНДАВАНЕ»
Читать ещё интересные статьи на сайте :