Без общения с живым садху, гуру духовный прогресс невозможен
Беспокоясь о миссии и Обществе Шрилы Прабхупады, большинство проповедников ИСККОН подчеркивали, что Ш.Прабхупада присутствует в своих книгах и лекциях и что таким образом с ним можно общаться напрямую. Однако Гоур-Говинда Свами не шел на компромиссы и не придавал значения тому, что его проповедь может вызвать чье-то неудовольствие или что его подвергнут критике и гонениям.
Опираясь на шастры и вайшнавскую традицию, Махараджа смело говорил, что одного чтения книг Шрилы Прабхупады недостаточно. У преданного должны быть личные взаимоотношения с гуру.
Преданный: Шрила Прабхупада неоднократно подчеркивал, что он вечно присутствует в своих книгах, наставлениях, магнитофонных записях и письмах. Вы говорите о важности общения с садху. Можно ли сделать это посредством книг Шрилы Прабхупады?
Гоур-Говинда Свами: Если Прабхупада говорит, что он присутствует в своих книгах, то попытайтесь увидеть его там, услышать его, общаться с ним. Вы видите Прабхупаду? Вы слышите его? Он с вами говорит?
Преданный: Через книги.
Гоур-Говинда Свами: Да, через книги. Все садху говорят с нами со страниц своих книг: Джива Госвами, Рупа Госвами, Санатана Госвами, Бхактивинода Тхакур, Бхактисиддханта Сарасвати и Шрила Прабхупада, — все они утверждают, что говорят через свои книги. Это не новость. Таков метод, которым пользуются вайшнавы. Но вы должны их видеть. Видите ли вы Бхактивиноду Тхакура? Или Дживу Госвами?
Вы можете сказать: «Да, я читал их книги, я общался с ними». Ну и что? Вы не сможете понять их наставления, просто читая книги. Ваше сознание находится на низком уровне, поэтому вы не сможете понять их послание. Они очень милостивы, но вы должны следовать правильному методу. Если вы обладаете разумом, то поймете, что они присутствуют не только в форме книг, но и лично.
Вы должны видеть их. Почему вы рассуждаете так глупо? До Прабхупады существовало уже множество книг, почему же он просил читать его книги? Вы думаете: «Достаточно читать книги. Нет необходимости общаться с живым садху. Да и где они, эти садху? Сейчас их не найти».
Ваш принцип: «Пока не увижу, не поверю». И если вы не видите, то и не верите. Но вы обусловленная душа, и ваше зрение несовершенно. Вы не способны видеть садху. Кришна существует — вы Его видите? Нет, потому что не обладаете соответствующим видением. Когда оно у вас появится, вы увидите Кришну. Вы увидите, что садху существуют. Неправда, что садху нет. Как все происходит?
Как восходит солнце, дует ветер, как Индра посылает дожди? Нет садху? Нет Кришны? Вздор, глупости! Мы так горды, так много о себе мним. Мы отождествляем себя с телом, умом и ложным эго. Мы считаем себя великими и заявляем: «Сейчас садху не найти». Мы отождествляем себя с телом и умом. Мы еще даже не начали очищаться!
Преданный: Значит, нужен живой садху?
Гоур-Говинда Свами: Конечно, такие садху есть всегда, но их мало, и распознать их не так-то просто. Чтобы увидеть садху, нужно обрести его милость. Собственными усилиями, собственными глазами его не увидеть. Нет, нет, нет.
Вы все время думаете, что вы — драшта, «тот, кто видит», а садху — это дришта, «тот, кого видят». Все так считают. Каждый думает, что он видит, но все как раз наоборот. Вы — тот, кого должен увидеть садху! Как следует обдумайте это. Думаете, вы видите садху, но в действительности все наоборот. Это он видит нас.
Люди в большинстве своем верят в существование безличного аспекта Абсолютной Истины. Из-за того, что они не общаются с преданными, они лишены возможности понять, что Абсолютная Истина является личностью и действует как личность. Постичь личностный аспект Абсолютной Истины очень трудно, но без этого не может быть и речи о преданном служении.
Нельзя служить или быть преданным чему-то безличному. Служить можно только личности. Непреданные не способны понять смысл сознания Кришны, даже если они читают «Шримад-Бхагаватам» и другие ведические произведения, в которых описаны деяния Господа. Они считают повествования о деяниях Господа мифами или вымышленными историями, потому что не имеют правильного представления о духовной жизни.
Чтобы постичь смысл трансцендентных деяний Господа, необходимо общаться с преданными. Такое общение в сочетании с размышлениями о трансцендентной природе деяний Господа открывает перед человеком путь к освобождению. Тот, кто непоколебимо верит в Верховную Личность Бога, утверждается в служении Господу, и его привязанность к общению с Господом и Его преданными становится еще сильнее.
Общаясь с преданными, мы общаемся с Самим Господом. Вступая в такое общение, человек развивает в себе желание служить Господу, а тот, кто достиг трансцендентного уровня служения Господу, в конце концов обретает совершенство.