Шрила Джива Госвами
"Я поклоняюсь Шриле Дживе Госвами Прабху, который открыл людям смысл (таттву) Шримад-Бхагаватам. Благодаря ему смысл Шримад-Бхагаватам стал столь же ясен, как плод амалаки на ладони".
Шрила Джива Госвами, племянник Рупы Госвами и Санатаны Госвами, был самым молодым среди Госвами Вриндавана.
Он является автором большого числа философских трудов по практике бхакти-йоге.
Также он является воплощением Виласа-манджари, гопи-служанки Радхи и Кришны в духовном мире.
Философ, поэт, знаток санскрита, искусный менеджер, вдохновленный пуджари, чистый преданный и смиренный слуга всех вайшнавов.
Все мы находимся в огромном долгу перед ним за то, что он для нас сделал за свои долгие 85 лет бескорыстного преданного служения. В благословенный день его явления мы можем молиться о том, чтобы мы также смогли сделать что-то существенное в служении миссии Шрилы Прабхупады и всей Гуру-парампары, удовлетворить их и таким образом привлечь внимание Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды.
О его жизни известно не так уж много. Основными источниками сведений о его жизни являются «Према-виласа», написанная Нитьянандой Дасом в середине 16 века в Бенгалии, и «Бхакти-ратнакара» Нарахари Чакраварти, написанная столетие спустя во Вриндаване. А также генеалогические сведения приводит сам Джива Госвами в «Лагху-вайшнава-тошани».
Шрила Джива Госвами родился приблизительно в 1513–1514 году в Рамакели (Западная Бенгалия) в семье Анупама Малика, младшего брата Рупы и Санатаны Госвами. Трое братьев были сыновьями Шри Кумарадевы, принадлежавшего к роду Сарасвата-брахманов из Бхарадваджа Готры. Предки Кумарадевы переселились в Бенгалию, на берега Ганги, из Карнатаки. Сам Кумарадева, дед Шрилы Дживы Госвами, славился своим благочестием и чистотой. Если даже тень нечистого человека падала на него, он тотчас совершал очистительный обряд и постился целый день. По семейным обстоятельствам он переселился в Бангладеш, в деревню Бакла Чандрадвипа. Так получилось, что могущественный правитель Бенгалии шах Хуссейн призвал всех троих сыновей Кумарадевы к своему двору и доверил им важные правительственные посты. Санатана стал Премьер-министром в его правительстве, Рупа – личным секретарем шаха, а отец Дживы Госвами, Анупам, по данным некоторых исследователей, управлял монетным двором Хуссейна. Зная нрав шаха, братья не осмелились отказаться от предложенных им постов. Однако, воспитанные в строгих религиозных традициях, они не переставали проклинать свое положение, считая себя хуже яванов. Чрезмерно строгое индусское общество отвернулось от них, а их отец непрестанно совершал искупительные обряды, чтобы как-то загладить вину своих сыновей. Можно только представить себе трагедию этого бедного человека, который еще при жизни потерял всех троих сыновей и из-за их поступка сам стал в глазах людей посмешищем. Люди, которых они уважали и любили, отвергли троих братьев, но смирение и постоянное раскаяние, в котором протекала их жизнь, сделали их лучшими кандидатами на милость Шри Чайтаньи Махапрабху.
Стены, разделяющие людей на касты и секты, не доходят до Бога. Он ценит не сомнительную кастовую чистоту тела, но подлинную чистоту покаянного сердца. Чистые люди стремятся к Богу, но к смиренным Господь приходит Сам. Никто не понимал, почему Шри Чайтанья Махапрабху по пути во Вриндаван сделал крюк и оказался в Рамакели. Никто, кроме Него Самого. Когда Шри Чайтанья Махапрабху оказался в Рамакели, трое братьев тайком, под покровом ночи, пришли, чтобы увидеть Его. Могущественные правители Бенгалии, богатейшие люди своего времени, они со слезами на глазах и с соломой в зубах припали к Его стопам. Нарахари пишет, что Гаурахари на примере Своих любимых учеников, Санатаны и Рупы, хотел показать людям, что такое подлинное смирение.
Махапрабху дал новые имена всем троим братьям, что, по сути, было для них началом новой жизни. Обычно новое имя дается человеку, когда он начинает жизнь в отречении. Отец Дживы Госвами получил от Господа Чайтаньи имя Шри Валлабха. Говорится, что Шри Джива, который был тогда совсем маленьким мальчиком, тоже видел Чайтанью Махапрабху в Рамакели. Вскоре после этого визита все трое братьев оставили свои посты в мусульманском правительстве и отреклись от мира. Часто люди отрекаются от мира, как лиса из эзоповской басни отреклась от недоступного винограда. Но они отреклись от мира не потому, что не смогли в нем ничего добиться, они же были очень богатыми и наделенными властью, и даже не потому, что мир с его радостями наскучил им. Они отреклись от мира, потому что, оказавшись в обществе Гауранги, ощутили всю красоту и сладость иного, духовного мира. По наставлению Шри Чайтаньи Махапрабху, Шри Валлабха вместе с Рупой Госвами отправился во Вриндаван. На пути во Вриндаван в Праяге они встретились с Махапрабху, после чего продолжили свой путь во Врадж. Во Врадже Рупа Госвами получил известие о том, что Шри Чайтанья снова хочет видеть его в Нилачале. Вместе со Шри Валлабхой он тотчас направился к Махапрабху в Джаганнатха Пури, но, достигнув берегов Ганги в Гаудадеше, его брат Шри Валлабха скончался. Это произошло в 1516 году.
Рано овдовевшая жена Шри Валлабхи воспитывала Дживу Госвами (которого тогда еще звали Гопал) в доме его деда Кумарадевы в Чандрадвипе. За довольно короткий срок Шрила Джива Госвами в совершенстве овладел санскритской грамматикой, изучил аланкара-шастры и другие предметы. С самого детства он поклонялся Божествам Кришны и Баларамы. Отходя ко сну, он плотно прижимал Кришну и Балараму к себе, так что даже мать не могла отобрать Их у него. Ранняя смерть отца сделала мальчика, и без того проявлявшего склонность к самоотречению, еще более равнодушным к мирским делам. Иногда соседи видели его плачущим в одиночестве, но едва ли кто-то понимал истинную причину его слез.
Захлебываясь слезами, мальчик постоянно твердил: «Шри Кришна Чайтанья, Шри Кришна Чайтанья». Живя в Бенгалии, он все время мечтал оказаться рядом с Рупой и Санатаной во Врадже. «Шримад-Бхагаватам» был его любимой книгой с раннего детства. Нарахари утверждает, что в присутствии Дживы никто не осмеливался говорить ни о чем, кроме Кришны. Всем было очевидно, что рано или поздно Шри Джива покинет семью и деревню и последует примеру своего отца и его братьев.
Как-то вечером Шри Джива сидел в одиночестве, повторяя Святое имя. Он плакал в разлуке с теми, кого любил больше жизни. Боль разлуки стала такой нестерпимой, что он упал на землю и стал кричать: «О, мой Господь, Шри Кришна Чайтанья! О, милосердный Нитьянанда! О, Шри Адвайта-чандра, океан милости! Когда же вы сжалитесь надо мной?» Всю ночь он проплакал, а под утро сон смежил его глаза. За несколько лет до этого в Рамакели он видел чудный сон, который не мог забыть: Шри Чайтанья в сопровождении тысяч людей пел киртан, заполняя всю Вселенную любовью к Богу. В эту ночь тот же самый сон снова приснился ему. Он увидел Чайтанью и Нитьянанду, но вдруг Они исчезли и вместо Них появились Кришна и Баларама. Шри Джива пил Их красоту, как волшебный напиток, но через мгновение вместо Кришны и Баларамы опять появились Чайтанья и Нитай. Гаурасундара обнял Дживу и подвел его к лотосным стопам Нитьянанды, а Нитьянанда снова и снова повторял, обращаясь к нему: «Пусть же для тебя не будет никого дороже Гауранги Махапрабху!»
Когда видение исчезло и Шри Джива проснулся, мокрый от слез, он точно знал, что больше ни дня не сможет провести в родной деревне. Рано утром он попросил у матери разрешение уйти из дома, чтобы изучить ньяю (прим. - одна из шести главных теистических школ), и в тот же день в сопровождении слуги отправился в путь.
Сначала он пришел в Навадвипу. Вайшнавы, узнавшие о том, что в Навадвипу пришел племянник Рупы и Санатаны, отвели его в дом Шриваса Тхакура, где он встретился с Нитьянандой. Нитьянанда, предвидевший приход Дживы, очень обрадовался ему: «Я пришел в Навадвипу из Кардахи специально, чтобы увидеться с тобой, мальчик мой». В течение нескольких дней Джива находился в обществе Нитьянанды в Навадвипе, обойдя с Ним парикрамой все девять островов Навадвипы - места лил Господа Гауранги. А затем Он призвал к Себе Дживу и велел ему отправляться во Вриндаван: «Махапрабху хочет, чтобы вся ваша семья собралась во Врадже».
На пути во Вриндаван Шри Джива остановился в Каши (Бенаресе). Там его учителем стал Мадхусудана Вачаспати, знаток всех шастр, логики и Веданты. В очень короткий срок под его руководством он освоил ньяю, вайшешику, санкхью, йогу, пурва-мимамсу и веданту. Лучшие пандиты Бенареса были поражены талантом юноши и приходили, чтобы посмотреть на него или проверить его знания. Но сам Джива ждал только того дня, когда он завершит свое образование и сможет отправиться во Вриндаван к Рупе и Санатане. Нигде в своих книгах он не упоминает имени Мадхусуданы Вачаспати – своим подлинным гуру он всегда считал Рупу Госвами.
Джива Госвами пришел во Вриндаван приблизительно в 1541 г. и не покидал Врадж вплоть до своего ухода из этого мира в 1608 г. Здесь под руководством Рупы и Санатаны он изучил науку преданного служения и написал книги, обессмертившие его имя. Во Вриндаване он получил посвящение от Рупы Госвами, став его первым и единственным учеником. Его первым служением во Врадже была помощь в редактировании самой знаменитой книги Рупы Госвами «Бхакти-расамрита-синдху», а первой его книгой была «Мадхава-махотсава», законченная в 1555 г. Шрила Рупа Госвами сумел описать божественную любовь, воплотившуюся в Господе Чайтанье, а Шрила Джива Госвами объяснил ее миру.
Если бы не они, эта любовь так и осталась бы загадкой, недоступной людям. «Хотя все Веды и Пураны воспевают славу бхакти, только подлинный вайшнав понимает, что такое бхакти».
После ухода Рупы и Санатаны гений Шрилы Дживы Госвами стал блистать в полную силу, как яркое солнце, рассеивающее мрак века Кали.
После ухода Рупы и Санатаны Госвами Шрила Джива Госвами стал лидером всех вайшнавов во Вриндаване. Среди множества его учеников самыми выдающимися были Нароттама Даса, Шйамананда прабху и Шриниваса прабху. Они получили от Дживы Госвами наиболее сокровенные наставления и очень глубоко изучили философию и практику Гаудия-вайшнавов. И именно они положили конец доктринальному разброду, который воцарился в Бенгалии после ухода Чайтаньи Махапрабху и Его ближайших соратников, и утвердили в умах людей учение Господа Чайтаньи в том виде, в каком оно было разработано Госвами Вриндавана. Описывая этот эпизод и исторический вклад Шрилы Дживы Госвами в формирование сампрадаи Господа Чайтаньи, Бхактивинода Тхакур пишет: «После ухода Шримана Махапрабху вся община вайшнавов переживала трудные времена. Поскольку после Махапрабху не осталось достойного преемника и поскольку различные идеологии примешались к учению вайшнавов, Гаудадеша лишилась управления и осталась без ачарьи. Будучи независимым по природе, Шри Вирачандра Прабху не смог охватить Своим влиянием всю Гауда-мандала-бхуми. В то же время возникли большие разногласия среди сыновей Шри Адвайты Прабху. Постепенно спутники и последователи Махапрабху стали уходить из этого мира. Воспользовавшись этим, разнообразные проповедники неавторитетных сект, такие как баулы, сахаджии, даравеши и шани, стали распространять свои учения в разных областях Гауды. Пользуясь верой людей в имена Шри Чайтаньи и Нитьянанды, эти проповедники ложных культов стали проповедовать свои лжеучения несчастным людям.
Вайшнавы того времени, как в Бенгалии, так и во Врадже, почитали его величайшим авторитетом в философии и религии Господа Чайтаньи, и слово его принималось всеми как закон.
Шри Джива Госвами был единственным ачарьей вайшнавом того времени, чей авторитет был непререкаем. Сам он безвыездно жил во Врадже, но когда до него дошли известия о плачевном положении дел в Гауда-мандале, он тотчас послал Шри Шринивасу Ачарью, Шри Нароттама Даса Тхакура и Шри Шьямананду Прабху в Бенгалию в качестве ачарьев, которые должны были учить людей законам религии. Он же позаботился о том, чтобы они привезли в Бенгалию авторитетные книги ближайших последователей Господа Чайтаньи. По воле Махапрабху, все эти книги были украдены по дороге. Лишившись книг, они стали проповедовать чистые принципы религии вайшнавов, опираясь на силу своего бхаджана».
Будучи главой вайшнавов, Джива Госвами выполнял самые разные виды деятельности. Он писал книги, занимался юридическими вопросами, заботился о прасаде и расселении всех вайшнавов, посещающих Вриндаван. Именно на его имя записаны все документы на право пользования земли на Радха-Кунде (во Вриндавана Ресерш Институт можно посмотреть изначальные манускрипты с личной подписью Дживы Госвами). Обычно очень сложно совмещать написание книг с тесной вовлеченностью в менеджмент. Однако Джива Госвами был способен успешно это делать, совершая тем самым огромное служение миссии Господа Чайтаньи. Также он поддерживал корреспонденчию с многочисленными преданными вне Вриндавана, помогая им в преданном служении. Сохранилось несколько писем, собственноручно написанных Дживой Госвами.
Никто во Врадже не пользовался большим влиянием, чем Джива Госвами. Автор «Садхана-дипики» прославляет его такими словами:
«Слава Шри Дживе Госвами, который всегда хранит лотосные стопы Шри Рупы Госвами в своем уме! Он жил во Врадже, и даже люди, ничего не смыслящие в философии, были покорены его философскими взглядами».
В 1558 году он приобрел землю для храма Радхи-Дамодары. Кришна пришел к Рупе Госвами во сне и велел изваять Божества Шри Шри Радхи-Дамодары. Свои последние дни Шрила Рупа Госвами провел в храме Радхи-Дамодары, где Джива Госвами служил ему. Из любви к своему ученику впоследствии он доверил это служение ему. Джива Госвами поклонялся Божеству всем сердцем, душой и телом. Ачарьи говорят, что у него были с Божеством очень близкие любовные взаимоотношения. Дамодара разговаривал с ним. Мы, служа Божествам, сверяемся по часам, когда нужно предлагать им пищу, а Радха-Дамодара Сам говорил: "Я голоден - накорми Меня". Джива Госвами писал великие книги и в то же время готовил для Божества, делал массаж Его стоп.
В 1568 году, после ухода Шри Рупы и Санатаны, Его заботам были поручены храмы Мадана-мохана и Говиндаджи. Сам император Акбар по ходатайству Раджи Тодара Малла подтвердил его право на владение этими храмами. А в 1584 Рагхунатх Дас передал Дживе Госвами все, чем он владел на Радха-кунде: «Диктуя этот документ Кавираджу на своем смертном одре, я, слепой и падший Рагхунатх Дас, ревностно служивший Шри Радха-кунде, передаю все свои владения лотосным стопам Божества, которому поклоняется Джива (то есть храму Радхи-Дамодары)». Сам Джива Госвами прожил последние годы своей долгой жизни в храме Радхи-Дамодары. Он ушел из этого мира в третий день прибывающей луны месяца Пауша 29 декабря 1608 года, передав все свои владения Виласу Дасу, «святому человеку, искренне преданному высшей истине».
Последней его книгой была «Санкальпа-кальпа-друма», которую он, по его словам, писал, уже лежа на смертном одре. В ней Джива Госвами наставляет свой ум, повелевая ему перед уходом из этого мира помнить о нитья-лиле Кришны. Так нитья-парикар Господа Кришны, служанка Шримати Радхарани, Виласа-манджари, вернулся к своему служению Радхе и Кришне в духовном мире.
Санатана Госвами, Рупа Госвамн, Рагхунатх дас Госвами, Джива Госвами — эти великие святые оставили писания, которые проводят нас от начального уровня, когда мы только становимся на путь преданного служения, до высшей ступени — враджа-бхакти. Они раскрывают секреты, как быть сокровенными слугами служанок Шримати Радхарани. Но мы ничего не поймем в этих книгах, если не будем хотя бы пытаться развить в себе качества, присущие этим Госвами, которыми Господь Чайтанья был так доволен, что уполномочил их передавать это знание. Смотря нa Шестерых Госвами, мы видим их смирение и сильнoe желание служить. У них не было зависти, и поэтому именно через них Господь Чайтанья раскрыл истинное богатство бхакти и через них учил, как осознать его.
ТРУДЫ ДЖИВЫ ГОСВАМИ
Шрила Джива Госвами написал множество книг и комментариев. Вместе они, по словам Кришнадаса Кавираджа, составляют 400 000 стихов, то есть по размеру в четыре раза превышают грандиозный эпос древней Индии, Махабхарату. И это при том, что стиль философских трудов Дживы Госвами отличается лаконичностью и максимальной насыщенностью.
Мы опишем только самые главные из работ Дживы Госвами.
«Бхакти-ратнакара» перечисляет двадцать пять книг, написанных Шрилой Дживой Госвами. Все эти труды сделали его одним из величайших религиозных философов за всю историю человечества. Однако самым главным трудом его жизни, безусловно, является «Бхагавата-сандарбха» (суть «Шримад-Бхагаватам»), или «Шат-сандарбха», шеститомное произведение, в котором он систематически излагает учение Гаудия-вайшнавов на материале «Шримад-Бхагаватам». По словам самого Дживы Госвами, идея этого труда принадлежала Рупе и Санатане, которые доверили его своему племяннику, а черновые наброски к Сандарбхам сделал их друг, Гопала Бхатта Госвами. Кришнадас Кавираджа пишет, что «Шат-сандарбха» содержит в себе квинтэссенцию всех священных писаний мира и что в ней «Шри Джива Госвами открыл людям истину о духовной любви Кришны».
«Шат-сандарбха» анализирует «Шримад-Бхагаватам» в соответствии с категориями Веданты: самбандхой, абхидхеей и прайоджаной. Самбандха-таттва устанавливает отношения между основными категориями, абхидхея-таттва объясняет путь, ведущий к достижению цели, а прайоджана-таттва описывает высшую цель. Первые четыре книги, «Таттва-сандарбха», «Бхагавата-сандарбха», «Параматма-сандарбха» и «Шри-Кришна-сандарбха», разбирают самбандха-таттву, «Бхакти-сандарбха» анализирует абхидхея-таттву, а «Прити-сандарбха» объясняет прайоджана-таттву.
«Таттва-сандарбха» доказывает авторитет «Бхагавата-пураны» как высшего откровения, тем самым формируя основу для дальнейшего обсуждения. Там же опровергается философия адвайта-вады. Это, пожалуй, самое подробное изложение гносеологии гаудия-ваишнавов. «Бхагават-сандарбха» обосновывает, что высшей истиной является Бхагаван Нарайана в Его многочисленных формах, а «Параматма-сандарбха» описывает природу материального мира, природу иллюзорной энергии, природу индивидуальной души и их отношения с Творцом.
«Кришна-сандарбха» самая длинная из четырех произведений и, может быть, самая важная доказывает, что Кришна (а не Нараяна) является изначальным Верховным Господом, Бхагаваном, и что Его дхама и Его слуги вечны. В начале «Гопала-чампу», своего главного поэтического труда, Джива Госвами утверждает, что все это произведение суть поэтическое изложение философских истин, доказанных в «Кришна-сандарбхе». Семенем этого труда является стих из «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.59): «Хотя повелитель Лакшми (Нараяна, Владыка Вайкунтхи) и Шри Кришна с философской точки зрения неотличны друг от друга, Кришна превосходит Нараяну с точки зрения расы. Его образ – воплощение высшей расы и ее вместилище». В этом труде Джива Госвами на материале «Шримад-Бхагаватам», других Пуран и тантр доказывает, что Кришна является источником Нараяны, а Лакшми, супруга Нараяны, является (всего лишь )экспансией Радхи. Так, в этих четырех трактатах, по словам Дживы Госвами, было доказано, что высшим и самым совершенным проявлением того, с кем связана индивидуальная душа, является Господь Мадхава в сопровождении Радхи.
Дополнением к первым четырем «Сандарбхам» является трактат «Сарва-самвадини», в котором Джива Госвами опровергает адвайта-ваду и другие распространенные в его время системы философии и приводит дополнительные аргументы в пользу Гаудия-вайшнава-сиддханты. В частности, именно в нем подробно обосновывается божественный статус Шри Чайтаньи. Этот труд знаменит тем, что именно в нем впервые появляется термин «ачинтья-бхеда-абхеда», под которым ныне известна философия Гаудия-вайшнавов.
«Бхакти-сандарбха» описывает различные аспекты садханы, обряды и обязанности, которые нужно исполнять, чтобы обрести любовь к Кришне. «Прити-сандарбха» – самая длинная из всех – основана на трудах Рупы Госвами по бхакти-расе, «Бхакти-расамрита-синдху» и «Удджвала-ниламани», а также на «Вайшнава-тошани», комментарии Санатаны Госвами к Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» и трудах по эстетике.
«Радха-кришна-чарана-дипика» доказывает необходимость поклонения Кришне вместе с Его шакти, Шримати Радхарани. Поклонение Шримати Радхарани вместе с Кришной было введено Джахнавой деви, и в своем труде Джива Госвами обосновывает эту практику.
«Мадхава-махотсава» – первое поэтическое произведение Дживы Госвами и описывает эпизод из «Падма-пураны», в котором рассказывается о коронации Шримати Радхарани.
Среди комментариев, написанных Дживой Госвами, первым следует упомянуть «Крама-сандарбху», седьмую «Сандарбху», его комментарий к «Шримад-Бхагаватам», включающий в себя основные комментарии к стихам «Шримад-Бхагаватам», сделанные в «Шат-сандарбхе».
«Лагху-вайшнава-тошани» – сокращенный и отредактированный вариант комментария Санатаны Госвами к Десятой песни «Шримад-Бхагаватам», написанный Шри Дживой по поручению самого Санатаны Госвами.
«Диг-даршини» – комментарий Дживы Госвами к «Брахма-самхите» в значительной степени основан на его же «Кришна-сандарбхе» и содержит подробное описание Голоки.
«Дургама-сангамини» – подробный комментарий Дживы Госвами на «Бхакти-расамрита-синдху».
«Лочана-рочани» – его комментарий на «Удджвала-ниламани».
«Сукха-бодхини» – его комментарий на «Гопала-тапани-упанишад».
«Хари-намамрита-вьякарана» – грандиозный труд по грамматике санскрита, где вся санскритская грамматика изложена в сутрах, а в виде всех грамматических терминов используются имена Кришны.
«Бхати-расамрита-шеша» – аналогичный труд по поэтике (аланкара-шастра). В нем эстетика излагается в категориях, приемлемых для вайшнавов на примере жизни Кришны. Наконец, «Гопала-чампу» – одно из самых значительных и обширных произведений Дживы Госвами, написанное им в очень преклонном возрасте. В нем жизнь Кришны описывается на основании «Вайшнава-тошани», комментария Санатаны Госвами к Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» и трудах Рупы Госвами. В этой книге подробно описывается рождение Кришны во Врадже, Его возвращение во Врадж из Двараки и восхождение на Голоку.
Последний труд Дживы Госвами, «Санкальпа-кальпадрума», описывает нитья-лилу Кришны на Голоке Вриндаване. Обращаясь к уму, Джива призывает его постоянно помнить об этой нитья-лиле, чтобы в момент смерти ум мог перенести в неё душу.
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? - ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ