Шрила Рупа Госвами

Войдя в сердце Шрилы Рупы Госвами, Шри Чайтанья Махапрабху раскрыл в этом сердце все сокровенные истины ведических писаний.

 

Рупа Госвами родился в 1493 году в бенгальской деревне в провинции Джессор (ныне в Бангладеш). У него было два брата старший - Санатана и младший — Анупама. Эти имена Санатана, Рупа и Анупама им дал Чайтанья Махапрабху. Братья с раннего детства очень любили играть в лесах, окружавших их родительский дом. Там, среди деревьев тамала, кели-кадамба и туласи, они воспроизводили лилы Кришны, дав лесным прудам имена священных озёр во Вриндаване, — Радха-кунда и Шьяма-кунда. Таким образом, братья были постоянно погружены в памятование о Кришне и его играх.

С детства Рупа начал изучать логику, философию и риторику. После смерти своего отца Кумарадевы, братья переехали жить в дом своего дяди по матери в Сакурме, недалеко от тогдашней столицы Бенгалии. Там они продолжили своё образование. Они обучались ньяе и веданте у известного учёного Сарвабхаумы Бхаттачарьи и у его брата Мадхусуданы Видьявачаспати. Они также выучили санскрит, арабский, персидский и местные языки. Санскритом они овладели под руководством Видьявачаспати, а персидскому и арабскому их научил Сьед Факир-уд-Дин, — известный учёный и землевладелец из Сантаграма. Вскоре братья заслужили в народе большую популярность. Их уважали за широту познаний в области духовной науки и называли «царями мудрости».

В то время Бенгалией, Бихаром и бо́льшей частью Ориссы правил Алауддин Хуссейн Шах . По рекомендаци своего советника он решил взять к себе на службу молодых брахманов  Амара и Сантоша. Хуссейн Шах подумал, что заставив служить себе этих уважаемых и популярных в народе брахманов, он обретёт большой авторитет среди своих поданных. Шах немедля вызвал Амару и Сантошу к себе на аудиенцию и предложил им посты в правительстве Бенгалии. По свидетельству «Бхакти-ратнакары», Хуссейн Шах пригрозил братьям изгнанием и физической расправой, в случае если они откажутся служить ему. Также он пообещал излить свой гнев на всё брахманическое сообщество Бенгалии. Опасаясь, что Хуссейн Шах приведёт свою угрозу в исполнение, Амара и Сантоша приняли его предложение. В «Бхакти-ратнакаре» говорится, что они пошли на этот шаг не ради личной выгоды или опасения за свою жизнь, но ради того, чтобы уберечь вайшнавов Бенгалии от возможных преследований со стороны мусульман.

Амара занял должность главного казначея, «Дабир Кхаса», а Сантоша был назначен личным секретарём Хуссейн Шаха, получив при этом титул «Сакара Маллик». Братья очень успешно справлялись со своими обязанностями, за что получали от Шаха большое жалованье и скоро нажили огромное богатство. Они заслужили уважение мусульман за свою учёность, компетентность в вопросах государственного управления и праведность. Согласно индуистским обычаям того времени, если человек общался с мусульманами, он считался осквернённым и более не принадлежал к варне брахманов. Таким образом, поступив на мусульманскую службу, Амара и Сантоша одновременно потеряли своё уважаемое положение в обществе бенгальских брахманов.

Поступив на службу к Хуссейн Шаху, Амара, Сантоша и Валлабха поселились в округе Малда, в городе Рамакели, который в то время был столицей Бенгалии. В те времена, в Рамакели жило много известных вайшнавских деятелей, включая сына Адвайты Ачарьи Нрисимху. Там, дом Амары и Сантоши регулярно посещали многие известные учёные и брахманы. Они приходили не только из соседнего Навадвипа и Бенгалии, но и из-за её пределов, в частности из Карнатаки. Среди из этих пандитов были также учителя Амары и Сантоши: Видьявачаспати и его брат Сарвабхаума Бхаттачарья.

Используя своё огромное состояние, нажитое на службе у Хуссейн Шаха, братья создали в Рамакели парк «Гупта-Вриндавана» («скрытую Вриндавану») — копию деревни Вриндаваны, в которой Кришна провёл свои детские игры во время своего пребывания на земле. Посреди Гупта-Вриндаваны, Амара и Сантоша воссоздали священные озёра Радхи и Кришны — Радха-кунду и Шьяма-кунду. В рощах Гупта-Вриндаваны, братья проводили много времени в беседах о духовных играх Кришны, тем самым облегчая себе тяготы государственной службы.

Когда Амара и Сантоша услышали об удивительных деяниях Чайтаньи в близлежащем Навадвипе, они немедленно загорелись желанием встретиться с ним. Но к их великому огорчению, Чайтанья в это время принял санньясу и отправился в Пури. Подавленные горем, они услышали божественный голос, который призвал их не беспокоится и пообещал им, что Чайтанья очень скоро вернётся назад в Бенгалию. Регулярно они писали Чайтанье письма, прося его милости и высказывая желание посвятить свои жизни служению ему.

В 1514 году, проведя пять лет в Пури, Чайтанья, желая опять увидеть Гангу и навестить свою мать, вернулся в Навадвипу. Описывается, что радость местных вайшнавов не знала границ. Чайтанья остановился на несколько дней в доме Адвайты Ачарьи в Шантипуре, а затем продолжил свой путь в Рамакели. В «Чайтанья-чаритамрите» описывается, что где бы ни появлялся Чайтанья, толпы людей приходили посмотреть на него. В тех местах, где Чайтанья касался земли своими стопами, люди тут же приходили и собирали пыль. Желающих получить пыль со стоп Чайтаньи было настолько много, что вдоль дороги оставалось множество ям.

Когда мусульманский правитель Бенгалии услышал, что Чайтанья привлёк неисчислимое количество людей, он очень изумился. Его заинтересовала личность Чайтаньи и он стал расспрашивать о нём Амару и Сантошу. Они ответили, что так как Хуссейн Шах был царём и следовательно представителем Бога, то должен был сам знать, лучше чем кто бы то ни было, кто такой Чайтанья. После этого мусульманский царь предположил, что такой человек, за которым следует столько людей, непременно должен быть пророком. Он приказал судье не причинять Чайтанье каких-либо беспокойств и позволить ему делать всё, что он пожелает.

После прибытия в Рамакели, Чайтанья вместе со своими самыми близкими спутниками остановился отдохнуть под деревом на берегу Ганги. Ночью туда пришли Амара и Сантоша, о прибытии которых Чайтанье доложили Нитьянанда и Харидаса Тхакур. Находясь на службе у мусульман, Амара и Сантоша решили пойти к Чайтанье глубокой ночью, чтобы остаться неузнанными. В это время с Чайтаньей также находился их брат Валлабха со своим трёхлетним сыном Дживой, который в будущем получил известность как Джива Госвами.

В знак величайшего смирения, Амара и Сантоша взяли в зубы по соломинке и, обвязав шею тканью, распростёрлись перед Чайтаньей. При виде Чайтаньи, они преисполнились радости и начали плакать. Чайтанья попросил их подняться и благословил их. Они встали и смиренно вознесли молитвы со сложенными руками. Они представились как люди самого низкого класса, находящиеся на службе у мусульман-мясоедов и попросили Чайтанью пролить на них свою милость. Продолжая молить Чайтанью, Амара и Сантоша сказали, что никто во вселенной не в силах спасти их. Только Чайтанья был способен сделать это, так как его миссией было освобождение самых падших душ. Они сравнили себя с Джагаем и Мадхаем, предположив, что если Чайтанья освободит таких великих грешников, как они, то слава о его милости непременно разлетится по всему миру.

Выслушав их молитвы, Чайтанья объявил, что оба они жизнь за жизнью были его верными слугами и отныне их будут звать Рупа и Санатана. Он сказал, что целью его прихода в Бенгалию была именно встреча с ними. Чайтанья заверил Рупу и Санатану, что их мирскому служению в правительстве Хуссейна Шаха скоро придёт конец и повелел им возвращаться домой и не беспокоиться о своём будущем. Затем Чайтанья благословил их, положив им руки на головы, после чего братья коснулись своими головами его стоп. При виде этого, все присутствовавшие там вайшнавы обрадовались и начали петь киртан. Там было много ближайших сподвижников Чайтаньи, в том числе Нитьянанда, Харидаса Тхакур, Шриваса Тхакур, Гададхара, Мукунда, Джагадананда, Мурари Гупта и Вакрешвара Пандит. Затем, по указанию Чайтаньи, Рупа и Санатана коснулись стоп каждого из этих вайшнавов, которые поздравили двух братьев с тем, что они обрели милость Чайтаньи. Затем Чайтанья обнял Рупу и Санатану, обратившись ко всем присутствующим с просьбой благословить их.

 

После встречи с Чайтаньей, Рупа и Санатана решили оставить государственную службу. Рупа и Анупама сделали это немедленно, совершив под руководством двух брахманов необходимые очистительные обряды. Рупа разделил все накопленные им богатства на четыре части. Половину он раздал брахманам, четверть — родственникам, а оставшуюся четверть оставил себе на случай непредвиденных обстоятельств. Позже эта сумма ушла на подкуп тюремщика и освобождение Санатаны, заключённого Хуссейн Шахом в тюрьму.

Шрила Прабхупада объясняет, что такое разделение своих средств - идеальный пример для всех грихастх. Согласно шастрам, одной из основных обязанностей грихастх является раздача пожертвований. А самой высшей формой пожертвований является использование всех своих ресурсов для преданного служения и распространения Святого Имени.

Рупа и Анупама сначала отправились в Праяг, где во второй раз встретились с Чайтаньей. Затем Шри Чайтанья Махапрабху отвел Рупу Госвами и Анупама в очень тихое и уединенное место - Дашашвамедха-гхат. Для гаудия-вайшнавов это одно из самых святых из всех святых мест. Именно здесь Чайтанья Махапрабху вложил трансцендентное знание в серце Шри Рупы Госвами, подобно тому, как Господь Кришна вложил его в сердце Брахмы на заре творения. Увидев, что Рупа Госвами является подходящим кандидатом, чтобы распространить это учение по всему миру, Господь Чайтанья обнял его и вложил в сердце Рупы Госвами способность полностью понять его учение. В течение десяти дней он давал ему философские наставления.

Господь Чайтанья сказал :

«Я дал тебе только часть этого знания, а ты теперь должен расширить его и распространить по всему миру. Я Сам войду в твое сердце и дам тебе силы для этой миссии. А теперь отправляйся во Вриндаван и пиши трансцендентные книги о сути чистого преданного служения. Ты должен открыть миру потерянные святые места, где проходили лилы Кришны, построить прекрасные храмы и установить там поклонение божествам. И еще своим примером ты должен показать, как правильно жить, следуя вайшнавскому этикету и ведя жизнь в отречении».


Позже, эти наставления послужили основой для главного труда Рупы Госвами — «Бхакти-расамрита-синдху».

Затем Рупа и Анупама сопровождали Чайтанью до Варанаси, откуда по его просьбе они отправились во Вриндаван. Посетив Вриндаван, братья решили вновь встретиться с Чайтаньей, который в это время находился в Пури.

По пути в Пури Анупама скончался. Ещё находясь в пути, Рупа Госвами начал писать драматическое произведение, одна часть которого была посвящена лилам Кришны во Вриндаване, а другая — лилам в Двараке. Лилы Кришны в Двараке Рупа Госвами описал по просьбе Сатьябхамы, супруги Кришны в Дварака-лиле, явившейся ему во сне. Придя в Пури, он показал свою пьесу Чайтанье, который указал ему на то, что согласно науке расы, существует принципиальная разница между лилами Кришны во Вриндаване и в Двараке, и посему они должны быть выделены в два отдельных произведения.

Рупа Госвами последовал этому наставлению и позднее закончил две пьесы: в 1532 году — пьесу о Вриндавана-лиле Кришны под названием «Видагдха-мадхава», а в 1546 году — пьесу о Дварака-лиле, «Лалита-мадхава».

Рупа Госвами провёл в Джаганнатха Пури в общей сложности десять месяцев. Всё это время он близко общался с Чайтаньей и выслушивал его наставления. Затем Чайтанья повторил четыре наставления, данных Рупе Госвами в Варанаси :

  • «Во Вриндаване ты будешь писать трансцендентные книги, в которых будут прославлены отношения преданных Вриндавана с Кришной.
  • Ты найдешь и откроешь для всего мира утраченные места, связанные с играми Кришны.
  • Построишь красивые храмы, установишь там божества и покажешь людям, как нужно поклоняться Кришне.
  • А примером своей жизни ты должен научить весь мир высшим принципам философии вайшнавов».


Когда Рупа Госвами прибыл во Вриндавану, там уже трудились несколько вайшнавов, посланных ранее Чайтаньей. Они испытывали множество трудностей и работа шла медленно. Рупе Госвами практически пришлось всё начинать с нуля. В 1515 году к нему присоединился его брат Санатана Госвами. Вместе они остались во Вриндаване до конца своих дней. Их жизнь была описана Кришнадасой Кавираджей в «Чайтанья-чаритамрите». Он пишет, что Рупа и Санатана полностью отреклись от физических удовольствий. У них не было постоянного места жительства — жили они под деревьями, проводя одну ночь под одним деревом, а следующую — под другим. Ели они только сухари и жареные орехи, которые им жертвовали местные жители. Одевались они в рваные одеяла, а с собой носили лишь сосуды для воды. Практически двадцать четыре часа в сутки они были заняты воспеванием имён Кришны, обсуждением его игр и написанием трудов по гаудия-вайшнавскому богословию. Часто они испытывали духовный экстаз и танцевали, ликуя от радости. Спали они обычно всего по полтора часа в сутки, а в некоторые дни — не спали вообще. («Чайтанья-чаритамрита» Мадхья-лила 19.128-132)

Вскоре после прихода во Вриндавану, Рупа Госвами установил там божество Вриндадеви. Вриндадеви почитается как царица Вриндаваны, предложившая всё своё царство для служения Радхе. Сейчас это мурти находится в храме Мадана-мохана в лесу Камьяван (не путать с храмом Мадана-мохана, основанным Санатаной Госвами).


Самадхи Рупы Госвами

 

Рупа Госвами оставил этот мир в 1564 году во Вриндаване. Его самадхи находится в храме Радхи-Дамодары. Глубина познаний Рупы Госвами в науке сознания Кришны не имеет равных, поскольку он не только получил наставления от Чайтаньи Махапрабху, но и был уполномочен Им к написанию трансцендентных произведений.

В духовном мире он является воплощением Рупы Манджари, одной их наиболее близких помощниц в духовных играх Радхи и Кришны. Рупа Манджари чрезвычайно привязана к Шримати Радхарани, и находится на том уровне духовности, когда личность уже ничего не желает для себя, а озабочена лишь тем, чтобы доставить удовольствие Радхике, ведь в конечном счете именно Она лучше всех служит Кришне.

 

«Если собрать воедино богатства и знания многих миллионов вселенных, им будет трудно сравняться с маленькой частичкой славы святого имени Кришны. Святое имя Кришны – моя жизнь. Оно цель моей жизни. Оно мое средство для обретения цели жизни».

Шрила Рупа Госвами, Падьявали, текст 23.

 


Литературный вклад

Наряду с заботами по восстановлению святых мест, возведению храма и духовному руководству многочисленной общиной вайшнавов, Рупа Госвами занимался составлением книг. В «Чайтанья-чаритамрите» упоминается, что его литературное наследие включает более 100 000 стихов (как рифмованных, так и в ритмической прозе). Самой главной книгой Рупы Госвами является «Бхакти-расамрита-синдху». В тончайших деталях Рупа Госвами описывает личностные взаимоотношения джив с Кришной, обосновывая свои заключения ссылками на различные священные писания индуизма.

Рупа Госвами написал много книг,  к числу которых относятся: «Упадешамрита», «Бхакти-расамрита-синдху», «Става-мала», «Хамсадута», «Удджвала-ниламани» и другие.

 


По милости Господа Чайтаньи ум Рупы Госвами смог понять, что находится в уме Господа Чайтаньи, и поэтому Рупа Госвами начал в материальном мире движение, призванное исполнить Его волю.

Он пришел сюда с Голоки Вриндаваны, чтобы помогать Господу в Его лиле. Своими книгами, своим поведением он подарил нам духовный Вриндаван и утвердил высшую цель жизни.

 

 

 Шрила Рупа Госвами, Санатана Госвами, Господь, Чайтанья, Махапрабху, Пури, Вриндаван. явление Рупа Госвами. уход Рупы Госвами. Рупы Госвами. госвами Вриндавана. Шрила Рупа Госвами, Санатана Госвами, Господь, Чайтанья, Махапрабху, Пури, Вриндаван. явление Рупа Госвами. уход Рупы Госвами. Рупы Госвами. госвами Вриндавана.

 

 

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? - ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Сейчас 236 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Рупа Госвами. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator