Как мы избавляемся от наших детей
Эта статья о телевизоре, мультиках, планшетах и прочих вещах, которые мешают детям быть счастливыми.
Хотя, на первый взгляд, дети именно‑то и счастливы, когда им выдают очередную порцию рисованного мира. Там ребёнка развлекают и занимают мультяшные герои. Они не ругают, не требуют, не кричат, а веселят и вызывают только приятные эмоции.
Да и для родителей это очень удобно, когда ребёнок сидит и смотрит телевизор. Его как бы уже нет. Он испаряется в бесконечных кадрах голубого экрана. И в доме тихо и чисто. Никто не пристаёт к нам с бесконечными просьбами, никто не дерётся из‑за куклы или машинки, никто не просит нас порисовать, не жалуется на брата или сестру, не разбрасывает ничего и не устраивает какие‑то непонятные игры, где всё вверх дном.
Детей просто нет. Они исчезают с нажатием кнопки включения…
Телевизор даёт нам эту иллюзию, что покой наконец‑то пришёл… И часто кажется, что другого выхода нет, кроме как обратиться к теленяне. Надо приготовить обед, закончить какую‑то срочную работу, сделать важный звонок… По‑другому же они будут мешать: рассыпать муку, пытаясь помочь, рисовать на годовом отчёте и приставать с вопросами во время телефонного разговора.
Но стоит только поставить любимый мультик и… тишина. И больше успеваешь сделать, и быстрее.
Но есть и некоторые проблемы со всем этим блаженством.
И если хорошо всё взвесить, то минусов гораздо больше, причём очень жирных, от просмотра фильмов и мультфильмов.
Вот несколько основных, которые хотелось бы выделить:
– Самый главный минус в том, что если ребёнок не с нами проводит свой досуг, то он и не к нам привязывается. У него формируется стойкая, очень сильная привязанность к компьютеру и телевизору. Некоторые дети даже начинают бить своих родителей, если выключить его любимый гаджет. Они кричат, плачут, оскорбляют, ведь у них забрали что‑то ценное. Забрали то, к чему его приучали каждый день многие годы. То, чем заменяли родители самих себя.
– Там не нужно думать, придумывать, что‑то делать. И ребёнок не хочет уже играть с игрушками, придумывать себе игры и занятия, не хочет идти на улицу кататься на велосипеде или играть в мяч, не хочет идти к другу в гости. Он всё это готов заменить компьютером или телевизором. Ведь так проще. Да и реальность не так интересна.
– Ребёнок пропускает какие‑то отрезки из жизни семьи. Его посадили смотреть мультики, пока мама готовит, и он не знает, что она что‑то делала для него, для папы, для всей семьи. Он даже не знает, как она это делала. Одна совсем юная знакомая делилась, что она никогда ничего не готовила с мамой и покушать выходила из своей комнаты. «Я даже не задумывалась, откуда берётся печенье. Выхожу из комнаты, а там оно стоит. На тарелочке. Только потом я узнала, в 20 лет, как оно появлялось».
Так дети пропускают жизнь, которую должны знать и изучать. Пропускают уборку, приготовление еды, обед за обеденным столом, питаясь перед компьютером; пропускают все уроки, которые подготовили бы его к самостоятельной жизни.
Проблема не в том, что мы не любим своих детей.
Скорее, мы не считаем время, проведенное с ними, чем-то важным.
Да, возможно, там ему лучше, ему приятнее находиться возле телевизора. Но не сигнал ли это, что мы что‑то делаем неправильно, что‑то упускаем в отношениях?
Что может быть дороже той выдуманной жизни с выдуманными эмоциями и переживаниями? Только реальные отношения. Если они у ребёнка есть, он будет делать правильный выбор, если их нет, он выберет вечер тет‑а‑тет с компьютером. Никакими запретами и обещаниями его не оттащить.
Если родители дают практически только негативные эмоции своим ворчанием и вечным недовольством, то, конечно же, выбор будет не в их пользу.
Попробуйте устроить в качестве эксперимента одну неделю без компьютера и телевизора, и вы увидите, какой интересной может быть жизнь ребёнка.
Вы заметите, что он чаще смеётся, чаще гуляет на улице, проводит время с друзьями, с книгами и… с вами.
С появлением «голубого экрана» в каждой семье родители все чаще стали задаваться вопросом — можно ли грудным детям смотреть телевизор? И если в начале 1990-х годов педиатры говорили об ограничении просмотра телевизора, опираясь больше на здравый смысл и личный опыт, то сейчас рекомендации уже имеют научную основу.
ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
СТРОГО ПРЕДУПРЕЖДАЕТ
- Младенцы и ранний возраст — 0-3 года - ЗАПРЕТ
- Дошкольный возраст (3-7 лет) — до 30 минут в день
- Младший школьный возраст (7-10 лет) — 30-50 минут в день
- Старшие школьные возраста (11 — 18 лет) — 1-3 часа в день
- Недоразвитие корковых отделов мозга
- Нарушение зрения и зрительного восприятия
- Проблемы с крупной и мелкой моторикой
- Нарушение осанки
- Недоразвитие мышечной массы
- Общее недоразвитие речи (за последние 20 лет возросло с 4% до 32%)
- Синдром дефицита внимания
- Гипераивность, агрессивность
- Несформированность границ своего «я»
- Аутизация, нарушения общения
Вред от телевизора для грудничков
- Малышам до года телевизор не разрешен, в этом все врачи солидарны. Он истощает нервную систему ребенка. Дети реагируют на изображение и звуковой сигнал, обращают на них внимание. Грудничку это вредно, так как из-за просмотра телевизора у него истощается нервная система.
- Занимает время. Если мама поглощена интересной передачей или фильмом, она не обращает внимания на малыша. С ним надо разговаривать, ласкать, комментировать происходящее, развивать пальчики, а она только кормит его и меняет подгузники. Из-за этого малыш поздно начинает говорить, у него плохо развита моторика. Появляется синдром дефицита внимания.
- Постоянный раздражитель в виде картинок и звуков снижает внимание ребенка, поэтому у нового поколения встречается синдром дефицита внимания.
- Есть сведения, что из-за просмотра телевизора у ребенка нарушается зрение и появляются проблемы с пищеварением. Поэтому никакого просмотра для детей грудного возраста, вред телевизора для детей очевиден.
Вред для детей постарше
- Чтобы усвоить ту информацию, которая поступает к ребенку из телевизора, нервная система малыша должна быть в постоянном напряжении. Если он смотрит эти программы целый день, то у него накапливается хроническая усталость. В результате малыш плохо спит, становится возбудимым, быстро утомляется.
- И главное: дошкольный возраст – это время интенсивного развития малыша. В это время ребенок все схватывает налету. Он усваивает новые навыки, познает окружающий мир. Но если вместо того, чтобы уделять время развитию малыша, родители усаживают его около телевизора, то все способности ребенка останутся невостребованными и пропадут.
Когда бить тревогу
Если ребёнок забрасывает другие дела (учебу, сон, прогулки) ради компьютерных игр, проводит у экрана всё больше времени, а в случае поломки компьютера не может найти себе другое занятие, испытывая раздражение и злость — пора бить тревогу!
Если вы заняты в данный момент, предложите малышу игру, в которую он может поиграть в одиночестве или отправьте его в гости к соседским ребятам. Но только не включайте заветную кнопку. Постарайтесь вообще исключить телевизор из семейной жизни – обедов и ужинов, а также разговоров перед сном.
5 шагов по отвлечению ребенка от ТВ и компьютера:
Шаг №1: Будьте другом ребёнку
Доверительные отношения, минимум критики и сопереживание – вот, что необходимо любому человеку от близких, и дети – не исключение. Если кого-то постоянно ругают или не понимают, велик соблазн найти отдушину в виртуальном мире. Советуйтесь со своим чадом по важным вопросам, учитывая его мнение. Пусть он чувствует себя именно членом семьи, а не просто жильцом в этой квартире.
Шаг №2: Больше увлечений
Иногда дети проводят все свободное время у телевизора и компьютера просто потому, что не знают других развлечений. Прививайте им интерес к полезным видам активности. Замечательно, если ребёнок посещает кружки и секции. Для воспитания ответственности можно завести ему домашнее животное.
Шаг №3: Личный пример
Напрасно ждать от ребёнка, что он не станет зависимым от компьютера и телевизора, если папа и мама проводят долгие часы перед «голубым экраном». Да, родителем быть нелегко, но лучше найти в себе силы и посвятить время совместному занятию. В конце концов, посмотрите с ним вдвоём мультфильм, обсудите его. Это не то же самое, что «прилипший» к экрану малыш, в одиночестве смотрящий всё подряд.
Шаг №4: Без радикальных мер
Самое плохое, что могут сделать родители – это совсем запретить ребёнку играть в компьютер, смотреть телевизор. Даже из лучших побуждений. Это вызовет злость и непослушание, побудит ребёнка хитрить и скрываться, играя у знакомых или в интернет-кафе. Отлучение от компьютера должно быть постепенным, ненавязчивым. Обговорите время, которое можно проводить у экрана. Предлагайте интересные занятия взамен. Например, проводите выходные всей семьей на природе, чаще посещайте культурные мероприятия, ходите в гости или приглашайте их к себе. Со временем это войдет в привычку.
Шаг №5: Ищите компромисс
В наш век обойтись без умения работать на компьютере не получится. Так пусть ваш ребёнок начнет понемногу осваивать развивающие и обучающие программы и компьютерные игры, а заодно и компьютерную грамотность. Для Интернета установите ему программу защиты, чтобы не попал на «плохие» сайты.
То же самое с телевизором – позволяйте ему смотреть интересные и хорошие мультфильмы, познавательные передачи. Приучайте к качественным фильмам – шедеврам киноискусства.
Самое главное – ребёнок не должен чувствовать себя ненужным, заброшенным. Тогда он не будет воспринимать компьютер и телевизор как друзей или источник положительных эмоций.
Иначе вырастет зомби, зависимый от современных гаджетов, в лучшем случае бесчувственный, а в худшем - агрессивный, с ограниченной речью и творческими способностями, и массой сопутствующих хронических недомоганий. Подумайте о цене, которую придётся платить за сиюминутную выгоду.
Родителям следует помнить:
Никогда нельзя предлагать детям телевизор вместо общения
Не теряйте своих детей, будьте ближе с ними,
не доверяйте теленяне их воспитание.
Ещё интересные материалы по теме :
- Интересные мультфильмы
- Уроки любви от самых маленьких
- Десять заповедей для родителей
- Дайте детям наилучшее детство
- Как привести детей в сознание Кришны
- Нравственное воспитание подростков в семье
- Европейская модель уничтожения семьи
- Служить детям, как Божествам в храме