Как слушать "Шримад Бхагаватам"

Как  только  человек  начинает  внимательно и смиренно  слушать послание "Бхагаватам", это знание сразу же утверждает Верховного Господа в сердце.


 


«Шримад-Бхагаватам» - это возвышенное произведение, которое благодаря своим трансцендентным качествам превосходит все прочие ведические писания. Оно трансцендентно ко всякой мирской деятельности и мирскому знанию. В этой шлоке утверждается, что «Шримад-Бхагаватам» не только высочайшее писание, но и зрелый плод всей ведической литературы. Иначе говоря, это сливки ведического знания, поэтому так важно слушать его терпеливо и смиренно. Следует воспринимать послание «Шримад-Бхагаватам» и его наставления с великим почтением и вниманием.» 

Комментарий к ШБ 1.1 гл 1 т 1


Слушание подразумевает чтение книг Шрилы Прабхупады, а также посещение лекций по «Шримад Бхагаватам». В особенности следует пользоваться всеми возможностями, чтобы слушать «Шримад Бхагаватам» из уст продвинутых преданных. Большая часть послания передается невербально - через интонации, неуловимые движения рук, глаз, мышц лица, и многие другие тонкие вещи, которые мы не улавливаем осознанно, но которые, тем не менее оставляют глубокий след в нашем сердце.

Читая или слушая «Шримад Бхагаватам» мы должны стремиться увидеть и почувствовать мир глазами говорящего. Это называется «слушать с восторженным вниманием». Это главная квалификация слушающего. Тогда, услышав послание Бхагаватам, мы постараемся воплотить его в своей жизни - это и будет настоящим слушанием, подтверждением того, что мы действительно услышали.


«Шримад-Бхагаватам» – это океан нектара и верховное произведение. Благодаря добросовестному слушанию, повторению и распространению «Шримад-Бхагаватам» весь мир будет освящён, и все остальные произведения низшего класса займут своё незначительное положение.


Перед лекцией, равно как и перед самостоятельным чтением «Шримад Бхагаватам», произносится мантра : 

ом намо бхагавате васудевайа
«О, Мой Господь, о всепривлекающая Личность Бога,
я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой.»

С этой мантры поклонения Верховному Господу Васудеве мы начинаем любую лекцию, выражая тем самым свое почтение и просим Господа прийти к нам на помощь в деле просвещения и в преданном служении.

Во время лекции своим поведением и отношением мы должны подчеркивать, что «Шримад Бхагаватам» неотлична от Кришны, а лектор является представителем Шрилы Вьясадевы, составителя Вед. Мужчинам и женщинам следует сидеть раздельно, и если лектор - мужчина, то женщинам следует сидеть на почтительном расстоянии от него. Аналогично, если лектор - женщина, то мужчинам следует сидеть на почтительном расстоянии от нее. Если лектор принадлежит к одному из отреченных укладов жизни (брахмачари, ванапрастха или санньяси), то нарушение этого правила будет проявлением неуважения к его статусу.

Также во время лекции не следует шуметь, входить и выходить из аудитории, разговаривать и делать другие вещи, которые могут отвлечь лектора или слушающих (например, тихонько читать джапу - это будет двойное оскорбление - Святого Имени и «Шримад Бхагаватам»). Если Вы опоздали, то следует потихоньку войти и сесть в задних рядах. Если Вам нужно будет уйти до окончания лекции, то следует зараннее сесть рядом с выходом.

Если во время лекции открывается или закрывается алтарь, следует сложить руки и слегка поклониться - так, чтобы не мешать ходу лекции.

После лекции, как правило, всегда оставляется небольшое время для ответов на возникающие вопросы. Вопросы должны задаваться в смиренном состоянии ума, с действительным желанием что-то узнать - а иначе вообще зачем их задавать?

Если у вас есть вопрос, который может вызвать напряженную ситуацию в аудитории или поставить в неудобное положение лектора, то лучше задать его лектору в индивидуальном порядке после лекции.

Не следует обсуждать и тем более осуждать вопросы из зала, даже если они вам кажутся слишком простыми или неуместными. Также не следует пытаться давать ответы из зала. Вопросы задаются лектору, и если он попросит сделать какие-либо дополнения или поделиться своими соображениями, вы можете сделать это с места, находясь в правильном (смиренном) умонастроении.

Часто преданные жалуются на сонливость во время лекции. Часто преданные шутят, перефразируя знаменитый стих из «Шримад Бхагаватам»: "Благодаря регулярному посещению лекций по «Бхагаватам» и служению чистому преданному все, что вызывает тревогу в сердце, почти полностью уничтожается..." ШБ 1.1 гл 2 т 17.

Еше одна шутка связана с играми Господа Рамачандры. Как известно, Кумбхакарна, брат демона Раваны, имел благословение, что сможет спать 364 дня в году. После того, как Кумбхакарна был убит Господом Рамой, Нидра-деви, богиня сна, предстала перед Господом в взмолилась ему: "О мой Господь, где я могу найти прибежище теперь, когда Кумбхакарна убит?" И великодушный Господь Рамачандра ответил: «Я даю тебе благословение, что ты сможешь вечно пребывать там, где брахмачарии слушают лекции по «Шримад Бхагаватам».

Это все, конечно, шутки, но если действительно Вас одолевает сонливость, то лучше встать где-нибудь с краю и слушать лекцию стоя. Если кто-то перед Вами засыпает, то можно попробовать помочь ему, немного помассировав его шею и плечевой пояс. Это также действует очень по-дружески и ободряюще, в отличие от тычков в бок и замечаний. Все это поможет создать надлежащую атмосферу во время лекции по «Шримад Бхагаватам».

И, пожалуй, самое главное, должна быть правильная мотивация, понимание славы «Шримад Бхагаватам». 


В некоторых храмах Индии священным писаниям ежедневно проводят пуджу.

  • Поклонение «Шримад Бхагаватам»,
  • изучение «Шримад Бхагаватам»,
  • слушание «Шримад Бхагаватам»,
  • изложение «Шримад Бхагаватам»,
  • проповедь послания «Шримад Бхагаватам» 

- это пять аспектов служения этому произведению, являющемуся литературным воплощением Кришны. 

 

В принципе, невозможно перечислить все доводы, почему необходимо слушать «Шримад Бхагаватам». Это просто факт.

Если Вы сомневаетесь, то попробуйте привести какие-либо аргументы в пользу того, что его слушать не надо.


"Мы не устаем слушать о трансцендентных играх Личности Бога, прославляемого в гимнах и молитвах. Те, кто развил вкус к трансцендентным отношениям с Ним, ежесекундно наслаждаются, слушая повествования о Его играх," (ШБ 1.1.19) - эти слова могут служить девизом любого преданного.

 

 

Читать еще интересные статьи по теме :

 

Предлагаем еще статьи по вайшнавскому этикету на нашем сайте :    

 

 

Сейчас 265 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Как слушать «Шримад Бхагаватам». Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator