Записки паломника. Джаганнатха Пури.
Пури, больше известный как Джаганнатх Дхам, упоминается во многих древних писаниях Индии как одно из наиболее святых мест этой страны. Здесь находится храм Господа Джаганнатхи, построенный в XII веке, но изначальное строение было воздвигнуто 2.000 лет назад или ещё раньше. Все танцевальные школы, музыка, литература, архитектура - вся культура Ориссы вращается вокруг храма.
Если вы приезжаете надолго в Пури, то самое лучший выход - взять напрокат газовый баллон и плитку, а также кархайчик и пару мешалок. Во многих гостиницах в принципе и так есть возможность готовить самому, но там где мы жили этого не было и пришлось взять напрокат. Овощи здесь круглый год и очень дешёвые, на 100 рупий можно взять пакет овощей разных и сабджи замутить, к нему рисок, нут, купить дахи (йогурт) и сделать райту. Можно также поесть в храме ИСККОН недорого простое и вкусное кичри или купить молочка и разнообразных вкусных печенюшек (я их все здесь попробовал), ну и традиционный маха-прасад заказать от Господа Джаганнатхи. Также различные фруктики - маленькие ароматные бананы, сладкая папайа, есть даже арбузы вполне съедобные и виноград. Ну и если у вас крепкий желудок, то можно поесть на каждом шагу в бесчисленных индийских "пунктах быстрого питания":)) Индусы очень любят поесть, едят постоянно с 4 часов утра и до 12 ночи:)
Ходили с огромной харинамой (около 200 человек) к храму Господа Джаганнатхи, сердцу Джаганнатха Пури. Вообще помимо собственно индусов в Пури больше всего весной в сезон парикрам можно встретить русских. Европейцев, американцев днём с огнём не сыщещь:)) Они в основном ездят в Майапур или Вриндаван, не знаю почему. Хотя русских везде огромное количество.
В храм Джаганнатхи не-индусов естественно не пускают, поэтому мы с харинамой ходили вокруг храма, молясь Господу Вселенной.
Этому храму уже миллионы лет. Нынешний храм Джаганнатхи в том виде, в каком мы его видим, началось его строительство, где-то, в 10 веке и закончилось, где-то, в 12 веке. Несколько царей участвовало в его строительстве, окончилось оно во времена царя по имени Чхода Гангадева из династии Гангов. Династия предшествовала другой династии, Солнечной династии, к которой принадлежал Махараджа Пратапарудра.
Храм Господа Джаганнатхи находится в центре города Пури, покрывает площадь 203х195 метров и окружен стеной высотой в 6,1 м. От него лучами расходятся несколько улиц, а главная улица, Бада Данда, очень широкая и прямая, как ось. За стенами расположено множество маленьких храмов, посвященных Шиве, Кали и Хануману, а также множество религиозных общин, матх, гостиниц и ашрамов.
Храм состоит из четырех строений и окружён четырьмя воротами — Львиными, Лошадиными, Тигриными и Слоновыми. В храме постоянно находятся 20 000 человек, принимающих и помогающих паломникам. Они проводят священные ритуалы, снабжают храм дровами, закупают продукты и готовят пищу. Эти люди принадлежат к 96 индийским кастам. В соответствии с традицией и правилами уже много веков они выполняют свою строго определённую работу для храма. Ежедневно в храме готовы накормить 50 000 паломников. Более подробно о храме и о традиции поклонения Господу Джаганнатхе, а также о чудесах, происходящих там, вы можете прочитать в книге Соманатха Кунтия, потомственного священника храма.
(Скачать книгу Кхунтия Соманатх: Храм Господа Джаганнатха)
На самом деле, изначально в храм пускали всех. Но было несколько случаев, когда в храм заходили люди под предлогом паломничества и занимали этот храм, как крепость. Было как минимум два случая. Один раз это сделали мусульмане. Другой раз это сделала какая-то радикально настроенная группа, каких-то, там, разбойников. Они пришли, пронесли оружие с собой, зашли в храм, выгнали всех, ограбили храм. Хотя, при Господе Чайтанье не пускали уже, но нападения уже были после, они только добавили к этому.
Рассказывают историю, что Панды во главе с главным Пандой обсуждали в очередной раз вопрос – пускать или не пускать? У них это «быть или не быть?». И они очень быстро пришли к выводу, что не пускать. Они все кричали: «Не пускать, не пускать, не пускать ни за что, никогда не позволим, не позволим!». В конце концов, в числе всех остальных, там был один очень уважаемый Свамиджи, его матх находится недалеко от Пури, он занимается крийа-йогой, и он на нашу удачу и на их беду ездил в Америку.
Ну, его попросили сказать, как человека уважаемого. Он был профессором экономики в свое время. оставил свой пост, стал заниматься этой крийа-йогой, основал большой ашрам, и он сказал: «Вот, был я недавно в Америке. Меня пригласили в один дом. В этом доме у американца белого стоит Туласи и он всё то, что он есть, он предлагает Джаганнатху. А теперь, пожалуйста, поднимите руки, у кого из вас дома находится Туласи и кто всё то, что вы видите, предлагает Джаганнатху?». В ответ раздалось смущённое молчание. И он сказал: «Ну, что ж вы, тут кричите!». Но Шанкарачарья сказал: «Хорошо, мы ещё подумаем над этим вопросом». Так что вопрос сейчас находится в стадии обсуждения. Но я думаю, что он ещё долго будет обсуждаться. (Госвами Махарадж)
Ещё есть легенда, согласно которой белолицый народ с сибирских земель попытается украсть скульптуру великого божества:))
Прабхупада был очень возмущён тем, что его учеников не пускают в храм и даже не хотел там строить храм ИССКОН из за этой обиды. Хотя с другой стороны он относился к этому философски - он говорил, мы не неофиты, чтобы думать что Господь находится только в этом храме:))
"Иногда в Индии преданных Общества сознания Кришны тоже не пускают в некоторые храмы, однако не нужно расстраиваться из-за этого. Мы повторяем мантру Харе Кришна, а Кришна лично общается со всеми, кто произносит Его святое имя. Поэтому не стоит расстраиваться, если нас не пускают в какой-то храм. Господь Чайтанья Махапрабху не одобрял таких догматических запретов. Чайтанья Махапрабху Сам каждый день навещал тех, кого считали недостойными входить в храм Джаганнатхи, и это свидетельствует о том, что Господь Чайтанья был против подобных запретов. Тем не менее, чтобы никого не беспокоить, эти великие души никогда не входили в храм Джаганнатхи.
Из комментария к «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила 1.63.
Очень прискорбно, что этих европейских и американских юношей, которые действительно являются вайшнавами и следуют всем принципам, негодяи не пускают в храм. Я не знаю, что заставляет руководство так относится к ним.
Согласно шастре, любой, кто носит тилаку, шикху и канти поверх вайшнавской одежды, или является вайшнавом-санньяси, должен приниматься, особенно если он повторяет Харе Кришна мантру на четках в мешочке. Пожалуйста, убеди их и склони их разрешить пускать этих вайшнавов в храм Джаганнатхи.
Один друг из Ориссы предложил дать нам землю в Бхуванешваре, и я очень хочу построить большой храм Джаганнатхи там для наших людей, если нам не разрешают входить в храм Джаганнатхи в Пури. В храм Джаганнатхи приезжают люди со всех штатов Индии. Теперь, когда Джаганнатха расширил Своё влияние по всему миру, почему же так называемые слуги Джаганнатхи не разрешают людям смотреть на Господа Вселенной? Я не понимаю их философию.
В итоге, я приеду в Джаганнатха Пури, как ты настойчиво просишь, но только тогда, когда они позволят войти всем моим ученикам.
Из письма Шрилы Прабхупады Шьямасундаре, 8 апреля 1974 года.
В общем как бы то ни было, это повод развивать смирение для нас и молиться Господу Джаганнатхе на расстоянии, что мы и делали во главе с Мадхаванандой прабху, и вайшнавы белые так искренне молились со слезами на глазах, что у индусов, которые до этого танцевали в экстазе вместе с нашей группой парикрамы тоже текли слёзы:))
Позже я в поисках хороших ракурсов, обходил храм и зайдя в гостиницу напротив храма, поднялся на крышу и был вознаграждён прекрасными видами территории храма Джаганнатхи.
Возле храма можно купить долгохранящийся маха-прасад от Господа Джаганнатхи и увезти в далёкую Сибирь. Повсюду продают в огромных количествах традиционную сладость кхаджа, которую у нас называют "Джаганнатха". Индусы очень любят этот сладкий зажаренный во фритюре хворост, густо пропитанный сахарным сиропом и покупают его огромными пакетами.
Вообще весь Пури - это огромный бесконечный рынок, продают всё подряд, правда везде одно и тоже почти:)) Одежду, сари, курты, посуду, Божества, параферналии, бусы, украшения, статуэтки Богов, всё местного производства. В последнее время стали появляться такие "супермаркеты", ориентированные на западных людей, там прохладно, чисто и продавцы не нападают особо:))
Записки и фото - Локарам прабху
Джаганнатха Пури, 19.02.2017
Интересно
Почему каждый день в храме зачитывают гороскоп Джаганнатха и почему Он болеет, если Он Бог?
Ответ: Бог не болеет, и Он не нуждается в том, чтобы Ему читали гороскоп, чтобы знать будущее. Фактически Бог не нуждается ни в чем. Он в высочайшей степени независим. Однако Он является в своем облике божества Джаганнатха, чтобы дать обусловленным душам этого мира возможность Ему служить. Выполняя это служение Господу Джаганнатху, похожее на служение человеку, преданный постепенно очищается и развивает к Нему безраздельную любовь и преданность.
Почему руки божеств выброшены в стороны?
Ответ: Потому что Господь Джаганнатх хочет обнять всех своих преданных.
Почему Джаганнатху купают только раз в году, на день Снана-пурнима?
Ответ: Он сделан из дерева, и если купать чаще, это может Ему повредить. Говорят, что после купания у Него начинается насморк, и Он уединяется на 15 дней. Это дает священникам время перекрасить божества, чтобы к Празднику Колесниц у Них был свежий вид.
Более подробно можно узнать в статье
108 вопросов о Господе Джаганнатхе
или прочесть в книге
Кхунтия Соманатх: Храм Господа Джаганнатха
Читать ещё интересные статьи по теме :
Десять оскорблений Святой Дхамы
Оставь своё сердце во Вриндаване
108 вопросов о Господе Джаганнатхе
Снана ятра - День явления Господа Джаганнатхи
Святые места Вриндавана, хранящие отпечатки стоп Кришны
Книга : Кхунтия Соманатх: Храм Господа Джаганнатха
Кхунтия Соманатх: Храм Господа Джаганнатха Кхунтия Соманатх: Храм Господа Джаганнатха Кхунтия Соманатх: Храм Господа Джаганнатха Кхунтия Соманатх: Храм Господа Джаганнатха