Почему нет никакого духовного продвижения
Духовное продвижение означает, что я предаюсь Богу, а это предполагает очень серьёзную внутреннюю работу в первую очередь. Если человек думает, что может духовно продвинуться, просто совершая какие-то действия внешне, и пренебрегает необходимой внутренней работой, Господь может создать обстоятельства, затрудняющие эти внешние действия, чтобы побудить человека обратиться внутрь себя. Нам нужно обращаться к Господу в своём сердце, молиться, просить Его о помощи на нашем духовном пути и таким образом развивать личные отношения с Богом, в этом и состоит суть духовного продвижения.
Внешние обстоятельства организованы Богом — либо непосредственно, либо посредством закона кармы. И то, и другое призвано помогать нам духовно продвигаться. Господь не создаёт обстоятельств, мешающих нашему продвижению. Если нам кажется, что внешние обстоятельства мешают нам, это значит, что мы в иллюзии.
Мы должны задать себе вопрос: «Действительно ли приближение к Богу, служение Ему — это то, чего я хочу больше всего?» В конечном итоге каждый получает то, что хочет. В «Шри Ишопанишад» говорится, что Господь с незапамятных времён исполняет желания всех живых существ. И если кто-то хочет развивать отношения с Ним, Он, без сомнения, исполнит это желание и создаст все необходимые для этого обстоятельства.
В комментарии к Шримад-Бхагаватам (1.7.10) А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада говорит о значении имени «Хари» следующее:
Слово ХАРИ имеет много значений, но главное из них — тот (Господь), кто уничтожает всё неблагоприятное и похищает ум преданного, награждая его чистой трансцендентной любовью. Вспоминая о Господе в самые тяжёлые минуты, человек может избавиться от всех страданий и тревог. Постепенно Господь удаляет с пути чистого преданного, занятого преданным служением, все препятствия, и тогда появляются плоды девяти форм деятельности в преданном служении (слушания, воспевания и т. д.).
Здесь, в первую очередь, говорится о внутренних препятствиях — тех, которые существуют в нашем сознании. Это и есть реальные препятствия, на самом деле. А внешние обстоятельства — это лишь отражение нашего сознания.
Также нужно понимать, что под «чистым преданным» здесь имеется в виду не тот, кто уже достиг самоосознания, а тот, кто следует пути чистого преданного служения, начертанному осознавшей себя душой, представителем Бога.
Всё зависит от нашей искренности. Создавая определённые внешние обстоятельства, Господь старается побудить нас идти вглубь, предаваться Ему всё больше и больше. Если человек думает, что его цель — духовное продвижение, а на самом деле преследует какие-то материальные цели, он может вообще сойти с духовного пути, погрузиться в материальную либо же в какую-то псевдо-духовную жизнь, что по сути одно и то же. И у него будут прекрасные оправдания, почему он это сделал, — потому что «внешние обстоятельства помешали». Так ему придётся страдать снова и снова, пока он не поймёт, что такое духовная жизнь на самом деле, и не начнёт предаваться Богу по-настоящему.
Или же человек может принять помощь Бога и начать внутренне предаваться, принимая прибежище в Боге, и тогда внешние обстоятельства могут измениться в один миг. Но нам нужно прилагать усилия к этому со своей стороны тоже. В первую очередь внутренние усилия, но и внешне мы тоже должны делать то, что от нас зависит, чтобы обстоятельства изменились и стали более благоприятными.
Е.С.Шачинандана Свами :
Временами я спрашиваю себя, почему нет никакого духовного продвижения. Если я следую духовным путём уже так много лет, почему я не совершаю никакого значительного продвижения в своей духовной жизни?
Джива Госвами отвечает на этот вопрос в своей «Бхакти-Сандарбхе». Он говорит:
«Вы не совершаете никакого существенного продвижения, потому что в вашем сердце всё ещё живёт двуличие и бесчестность. В очень тонкой форме! Ваша вера, ещё очень незрелая и легко поддающаяся влиянию, часто разбивается под воздействием неблагоприятных обстоятельств. В результате у вас есть другие желания помимо желания Бхакти – ваш ум погружен в материальные объекты, такие как: женщины (мужчина), деньги, ваш образ и т.д. Вы не внимательны – вы совершаете свой бхаджан (духовную практику) в пол силы и испытываете лень в процессе своей садханы.
В то же самое время вас распирает ложное самодовольство. «Я достаточно опытен в духовной практике и реально оцениваю свою жизнь». Порой вы смотрите свысока на других и критикуете их: «Посмотрите на этого глупца, который всё ещё всему верит!» Это ваша болезнь.»
Читать еще интересные статьи по теме :
- Оценим прошлый год
- Как усилить желание предаться
- Как достигается истинная чистота?
- Важность садханы в жизни преданного
- Избавляемся от наших привязанностей
- Чтобы завтра прочитать внимательные круги...
- Что означают долги по джапе?
- Увидеть Бога можно! Надо лишь успокоить свой ум
- Рекомендации по улучшению садханы