Жена развивается, служа своему мужу




Брак необходим для того,
чтобы человек не опускался до уровня кошек и собак

Шримад Бхагаватам 3.14 ТЕКСТ 19 :
йам ахур атмано хй ардхам шрейас-камасйа манини
йасйам сва-дхурам адхйасйа пумамш чарати виджварах

О досточтимая, жена приносит такую огромную пользу, что ее называют лучшей половиной тела мужа, поскольку она помогает мужчине исполнять все его религиозные обязанности. Поручив исполнение этих обязанностей жене, мужчина может заниматься своими делами, ни о чем не беспокоясь.

КОММЕНТАРИЙ: Согласно Ведам, жена считается лучшей половиной тела мужчины, поскольку ей полагается исполнять половину обязанностей своего мужа.

Чтобы избавиться от неизбежных греховных последствий своей деятельности, семейный человек должен совершать пять видов жертвоприношений - панча-ягью.

Когда человек опускается до уровня кошек и собак, он забывает о своих духовных обязанностях и начинает смотреть на жену как на источник чувственных удовольствий.

Когда жену считают источником чувственных наслаждений, главным критерием в оценке ее качеств становится красота, и как только жена перестает приносить мужу наслаждение, следует разрыв или развод.

Когда же муж и жена сотрудничают друг с другом, стремясь к духовному совершенству, они не обращают внимания на внешность друг друга и их отношения никак не зависят от так называемой любви.

На самом деле в материальном мире ни о какой любви не может быть и речи. По сути дела, брак - это долг, который муж и жена выполняют, сотрудничая друг с другом и следуя указаниям священных писаний во имя достижения духовного совершенства. Таким образом, брак необходим для того, чтобы человек не опускался до уровня кошек и собак, лишенных возможности обрести духовное самоосознание.

 




НАШЕЛ ЖЕНУ - НАШЕЛ И БЛАГО

"Шримад Бхагаватам" об обязанностях жены

В "Шримад-Бхагаватам" (7 песнь, глава 11, стихи 25-29) Нарада Муни наставляет Махараджу Юдхиштхиру относительно качеств целомудренной женщины, а равно и её обязанностей в ведической культуре.

Шримад Бхагаватам 7.11.25

стринам ча пати-деванам
тач-чхушрушанукулата
тад-бандхушв анувриттиш ча
нитйам тад-врата-дхаранам

Служить мужу, всегда желать ему добра, одинаково благожелательно относиться к его родственникам и друзьям, исполнять те же обеты, что и муж, - вот четыре правила, которым должны следовать добродетельные женщины.

КОММЕНТАРИЙ: Для мирной семейной жизни крайне важно, чтобы жена следовала обетам своего мужа. Если жена несогласна с какими-то его обетами, их семейная жизнь будет отравлена. Чанакья Пандит дал на этот счет очень ценное наставление: дампатйох калахо насти татра шрих свайам агатах. В доме, где нет распрей между мужем и женой, поселяется сама богиня процветания.

Женщину следует воспитывать так, чтобы она могла соблюдать правила, перечисленные в этом стихе. Главное для добродетельной женщины - всегда заботиться о благе своего мужа и любить его. В «Бхагавад-гите» (1.40) сказано: стриишу душтасу варшнейа джайате варна-санкарах - если женщины утрачивают чистоту, у них будут рождаться дети, относящиеся к категории варна-санкара. В наши дни примером варна-санкары являются хиппи, которые не признают никаких правил. Другая проблема людей, относящихся к категории варна-санкары, заключается в том, что среди них очень трудно определить положение конкретного человека. Варнашрама - это научное деление общества на четыре варны и четыре ашрама, но в обществе, состоящем из варна-санкары, такого деления нет, и потому невозможно понять, кто есть кто: в таком обществе стираются грани между брахманами, кшатриями, вайшьями или шудрами. Чтобы люди жили в этом мире спокойно и счастливо, необходимо восстановить систему варнашрамы . Нужно определять, к какому роду деятельности склонен каждый человек, и давать ему соответствующее образование. Тогда духовное развитие людей станет естественным.

 

Этот стих утверждает четыре принципиальных качества, обладать которыми входит в обязанности целомудренной женщины. Комментарий Шрилы Прабхупады учит, что воспитание наших девушек (и женщин вообще) должно проводиться с учетом вышеперечисленных качеств. Для обретения мира и счастья в материальном мире нужно следовать системе варнашрамы. Нужно определить сферы деятельности каждого человека - мужа и жены; их определить легко. А затем в соответствии с этим обучать и готовить человека. И тогда духовный прогресс будет обеспечен. Служить своему мужу, всегда быть но отношению к нему доброжелательной, хорошо относиться к его семье и друзьям, следовать обетам, взятым мужем, - вот обязанности добродетельной женщины. Следовать обетам - означает поддерживать решения мужа, его желания, все его старания и никогда не противоречить мужу и не спорить с ним.

Если же в семье возникает какое-нибудь разногласие, жена должна взять па себя подчиненную роль, даже если она убеждена в своей правоте. Даже если мнение жены кажется логичным, она всегда обязана поддерживать позицию своего мужа. Другими словами, жена должна обеспечить отсутствие конфликтов в семье. Это ее долг - при возникновении разногласий уступить, чтобы не потревожить мир семейной жизни. Какая польза враждовать и спорить изо всех сил, чтобы одержать верх в каком-нибудь маленьком незначительном вопросе, если в результате этого разрушается весь брак? 

Если девушки смогут получать такую прекрасную подготовку, то их дома будут мирными. Когда в доме нет конфронтации, туда снизойдет и там поселится богиня удачи - Лакшми деви. И тогда домашняя жизнь будет мирной.

Матушка Гандхари, целомудренная жена царя Дхритараштры, дала нам надлежащий пример. Ее муж был слепым от рождения. Когда Гандхари была маленьким ребенком, она узнала, что будет его женой. И поэтому она закрыла себе глаза сложенной тканью, оставаясь добровольно слепой всю свою жизнь. Она сделала это для того, чтобы на самом деле всегда подчиняться своему мужу. Гандхари никоим образом не хотела почувствовать превосходство по отношению к Дхритараштре. Она показала всем женщинам истинный смысл покорности. Этим она отличается от современных женщин, считающих искусственное равенство очень важным и, подобно кошкам и собакам, затевающих борьбу со своими мужьями до горького конца, которым неизбежно завершится такой неправильно устроенный брак.

Как говорит Шрила Прабхупада: "Для того чтобы в материальном мире воцарились мир и счастье, нужно ввести институт варнашрамы. Следует определить сферы деятельности человека и в соответствии с этим обучать его”. Такова варнашрама. Нужно определить обязанности человека и дать ему надлежащую подготовку. Такую варнашраму следует ввести. Веды ясно предписывают вполне четкие роли для душ, воплощенных в телах мужчин и женщин. Это сделает семейную жизнь благополучной, а также успешной как духовно, так и материально.

 


ТЕКСТЫ 26 – 27

саммарджанопалепабхйам
гриха-мандана-вартанаих
свайам ча мандита нитйам
паримришта-париччхада

камаир уччавачаих садхви
прашрайена дамена ча
вакйаих сатйаих прийаих премна
кале кале бхаджет патим

Добродетельная женщина должна со вкусом одеваться и носить золотые украшения, чтобы доставлять удовольствие своему мужу. Всегда опрятная и привлекательная, она должна заботиться о чистоте и порядке в доме: подметать полы и мыть все водой и другими средствами. Она должна заботиться о домашней утвари, следить, чтобы в доме всегда стоял аромат благовоний и цветов, и с готовностью исполнять желания своего мужа. Скромная, правдивая, владеющая своими чувствами, она должна говорить с мужем ласково и с любовью служить ему, учитывая время и обстоятельства.

Жена должна красиво наряжаться, носить свои золотые украшения, чистые и привлекательные одеяния. Она может делать это и в другое время, например, когда идет в храм или на рынок, посещает семью и друзей и так далее. Однако в данном стихе особо отмечается то, что она должна так одеваться дома, даже выполняя домашние дела. Дело в том, что красиво одеваться ей следует не для того, чтобы другие мужчины испытывали к ней влечение, а для того, чтобы доставить удовольствие мужу. Таким образом, ее муж всегда будет испытывать к ней влечение. Шрила Прабхупада наставляет, что долг жены - поддерживать в своем муже привязанность к семейной жизни. Если жена будет поступать так, муж ее не откажется от выполнения обязанностей грихастхи. 

Нарада Муни также поучает, что обязанность жены - содержать дом в чистоте и аккуратности, ежедневно подметая и моя ею. Еще жена должна всегда поддерживать в доме приятный аромат, пользуясь для этого благовониями и принося домой свежие цветы. Она должна всегда пребывать в покорном и хорошем настроении, быть готовой исполнить желания мужа. 

Жена всегда должна быть скромной и сдержанной. Никогда не проявлять излишней агрессивности или настойчивости, ей нужно быть правдивой и контролировать свои чувства. И она должна всегда говорить своему мужу сладкие слова и с верой служить ему. 

Эти наставления Нарады Муни являются ключом к созданию домашней атмосферы, которую не захочет покинуть ни один мужчина. Здесь утверждается мысль, что обязанность жены - сделать дом настолько привлекательным для своего мужа, насколько она сможет. Из учебника для индийских леди узнаем, что она должна касаться стон своего мужа и приветствовать его сложенными ладонями. Если у мужа сложились с женой такие отношения, что он всегда видит ее лицо улыбающимся и слышит от нее лишь сладкие успокаивающие слова, жена всегда красиво одевается, а дом чист, то ум мужа умиротворяется и он будет чувствовать себя счастливым со своей женой. Жене надлежит неизменно поддерживать решения своего мужа, всегда внимательно слушать то, что он говорит. И ей следует с радостью обслуживать мужа, стремиться выполнять его желания. 

Какой мужчина когда-нибудь отвергнет такую чудесную и любящую жену и такую приятную домашнюю жизнь? Какой мужчина помыслит плохо обращаться с такой преданной женой? Вот почему добродетельное поведение жены является ключом к счастливой и мирной семейной жизни. Таким образом женщина может покорить сердце мужчины. Жена хочет, чтобы муж чувствовал к ней привязанность, и вот как она может добиться этого. Она никогда не должна давать мужу повод рассердиться на нее. Такова идеальная жена - та, чей дом будет всегда мирным.




ТЕКСТ 28

сантушталолупа дакша
дхарма-джна прийа-сатйа-вак
апраматта шучих снигдха
патим тв апатитам бхаджет

Добродетельная женщина должна быть нежадной и удовлетворенной при любых обстоятельствах. Она должна умело вести домашние дела и хорошо знать законы религии. Она всегда должна быть внимательной и чистоплотной, а речь ее — приятной и правдивой. Так добродетельная женщина должна с любовью служить своему мужу, если он не падший.

КОММЕНТАРИЙ: Ягьявалкья, знаток законов религии, объясняет: ашуддхех сампратикшйо хи махапатака-душитах . Человек, который не прошел обрядов очищения, называемых даша-видха- самскара, осквернен последствиями своих тяжких грехов. С другой стороны, в «Бхагавад-гите» Господь говорит: на мам душкритино мудхах прападйанте нарадхамах — «Грешники, которые не вручают себя Мне, — низшие из людей». Слово нарадхама означает «тот, кто не предался». А Шри Чайтанья Махапрабху сказал: йеи бхадже сеи бада, абхакта - хина, чхара. Любой, кто преданно служит Верховной Личности Бога, безгрешен. Но те, кто не желает предаваться Господу, - падшие, жалкие существа. Добродетельной женщине не следует общаться с падшим мужем. Падший муж - это муж, который пристрастился к четырем основным видам греховной деятельности: недозволенному сексу, азартным играм, употреблению мясной пищи и одурманивающих веществ. Иначе говоря, если человек не предан Верховной Личности Бога, его следует считать падшим. Добродетельная женщина не обязана подчиняться распоряжениям такого мужа. Женщины не должны становиться рабынями нарадхам, низших из людей. Хотя у каждого из супругов есть свои обязанности, добродетельная жена не должна служить падшему мужу. Если муж - падший, женщине рекомендуется прекратить общение с ним. Однако отказ от общения с мужем вовсе не означает, что она должна снова выйти замуж, ибо это будет развратом. Если у добродетельной женщины, к несчастью, муж оказался падшим, она должна жить отдельно от него. И точно так же мужчина имеет право отделиться от жены, если она не имеет добродетелей, описанных в шастрах.

Таким образом, в идеале муж должен быть чистым вайшнавом, а жена - добродетельной женщиной, обладающей всеми необходимыми для этого качествами. Тогда оба супруга будут счастливы и смогут успешно углублять свое сознание Кришны.

 

 

ТЕКСТ 29

йа патим хари-бхавена
бхаджет шрир ива тат-пара
харй-атмана харер локе
патйа шрир ива модате

Женщина, которая служит своему мужу, во всем следуя примеру богини процветания, непременно возвратится домой, к Богу, и вместе с мужем, преданным слугой Господа, будет счастливо жить на планетах Вайкунтхи.

КОММЕНТАРИЙ: Богиня процветания - это идеальный пример верной, добродетельной жены. В «Брахма-самхите» (5.29) сказано: лакшми-сахасра-шата-самбхрама-севйаманам. На планетах Вайкунтхи Господу Вишну поклоняются сотни тысяч богинь процветания, а на Голоке Вриндаване Господу Кришне служат сотни тысяч гопи, и все они - тоже богини процветания. Женщина должна так же преданно служить своему мужу, как богиня процветания служит Господу. Мужчина должен быть безупречным слугой Господа, а женщина - такой же безупречной женой, как богиня процветания. Такие муж и жена всегда будут верны друг другу и, помогая друг другу, непременно вернутся домой, к Богу.

Вот что говорит по этому поводу Шрила Мадхвачарья:

харир асмин стхита ити стринам бхартари бхавана
шишйанам ча гурау нитйам шудранам брахманадишу
бхритйанам свамини татха хари-бхава удиритах

Женщина должна относиться к своему мужу, как к Верховному Господу. Подобно этому, ученик должен относиться к своему духовному учителю, как к Верховной Личности Бога, шудра должен считать Верховной Личностью Бога брахмана, а слуга — своего господина. Таким образом все они будут преданными Господа. Иначе говоря, благодаря такому образу мыслей они обретут сознание Кришны.

 

 

Шрила Прабхупада,
лекция по ’’Шримад-Бхагаватам" (1.3.13), Лос-Анджелес, 18 сентября 1972 г.

"Что касается женщин... Наставления главным образом даются мужчинам. Вся литература, вся ведическая литература главным образом предназначена для того, чтобы давать наставления мужчинам. Жена должна следовать за своим мужем. Это все. Муж же будет давать наставления своей жене. Не существует такого правила, что девушка, мол, должна посещать школу, учиться в ашраме брахмачарини или идти к духовному учителю за наставлениями. Такого в ведической системе не существует. Ведическая система гласит, что все наставления получает мужчина, а девушка должна выйти замуж. Мужчина даже может иметь много жен - это полигамия. И тем не менее, все женщины должны быть замужем. И жена получает наставления от своего мужа. Такова ведическая система. Женщине не позволялось ходить в школу, колледж: или к духовному учителю. Однако инициацию могут получить и муж, и жена. Так принято в ведической системе".

Женщина не обращается к своему инициирующему учителю непосред-ственно или за наставлениями. Муж становится наставляющим гуру для своей жены. Чтобы получить наставления, она должна обращаться только к нему. Женщины могут получить инициацию у своего инициирующего гypy, однако на практике их наставляющим гуру становится муж. Девушке не позволялось ходить в школу. Они не просто не ходили, здесь Шрила Прабхупада говорит, что им не разрешается ходить. Женщин нужно учить наставлениям Нарады Муни о том, как быть целомудренной женой. Предполагается, что они учатся этому у своих родителей, дома (или же в ашраме брахмачарини). И женщины должны учиться вкусно готовить, служить своим мужьям. Это все. Для этого не нужна формальная школа. И тогда общество станет мирным. Тогда не будет разводов. Получив такую подготовку, девушка должна выйти замуж за парня, который был обучен наставлениям своего гуру. Такова система, которой учил Шрила Прабхупада. Шрила Прабхупада подчеркивает, что каждая женщина должна выйти замуж. Для того, чтобы подчеркнуть это, он говорит, что даже если у мужчины и будет много жен, все равно каждая женщина должна выйти замуж.


* * *

Письмо Шрилы Прабхупады Сьюзен Бекман, 20 сентября 1972

"На самом деле, нет разницы между преданными, живущими в храме, и преданными, живущими за пределами храма. Ты права в том, что важно помнить Кришну, независимо от вида своей деятельности.

Итак, постарайся всегда помнить Кришну, следуя известным тебе принципам, а именно: ранний подъём, омовение, наведение чистоты, посещение арати, чтение Писаний, по крайней мере, один или два часа в день, ежедневное повторение шестнадцати кругов мантры Харе Кришна на чётках, уличная санкиртана, предложение всей своей пищи Кришне и т.д. Так ты будешь очень быстро прогрессировать в сознании Кришны, и твоя жизнь станет очень и очень счастливой.

Семейная жизнь - это тоже великолепная основа для преданного служения Кришне. В любом положении, замужем ты или нет, независимо от того, каким делом ты занята, ты можешь достичь высшей цели жизни, приняв и практикуя принципы преданного служения.

Ты замужем, и твой муж стремится стать преданным Кришны, а ты стань его преданной.

Таковы взаимоотношения мужа и жены: муж становится великим преданным Кришны при содействии своей жены, а жена получает благо и развивается в духовной жизни, служа своему мужу."

 

 

 

 

 

Читать еще интересные статьи на сайте :

 

Сейчас 666 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Copyright 2011 Жена развивается, служа своему мужу. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator