Как благочестивая жена должна служить своему мужу?

Об этом мы постараемся узнать  из беседы двух великих женщин - Драупади (жены Пандавов) и Сатьябхамы (третьей супруги Господа Кришны), которая описана в "Махабхарате".

 

Но кто же такая Драупади?

Настоящее имя Драупади - «Кришнаа» (ударение на втором слоге, «чёрная, темная»). 

Драупади является не именем, а патронимом (отчеством), означающим «дочь Друпады».  

По отцу её звали Драупади и Ягьясени, по деду – Пришата, по названию её родной страны – Панчали. Другие её имена – Саириндхри - «служанка царицы Вираты», Панчами - «имеющая пятерых мужей», и Нитья-ювани «вечно юная». 

 ("ЯГЬЯСЕНИ" (книга о Драупади)  Пратибха Рай)

О её красоте люди перешептывались: «О, какая изысканная красота! Изумительно! Её лицо цветом напоминает лепестки голубого лотоса! Густые волосы струятся как океанские волны, а большие, очаровательные глаза излучают мудрость! Она, с её безупречно красивым лицом и прелестной фигурой, подобна скульптуре, изваянной лучшим из мастеров. О, как она высока и стройна, какую красивую форму имеет её грудь, как тонка её талия, как округлы и упруги её бедра! Пальцы её рук и стоп напоминают лепестки цветка чампака, ладони и стопы подобны розовым лотосам, зубы – жемчужинам, ногти – лунам, а улыбка затмевает всполох молнии. Аромат, исходящий от неё, подобен благоуханию цветка лотоса и даже сбивает с толку пчёл». 

Даже листья деревьев перестали шелестеть; даже пламя жертвенного огня, казалось, застыло в воздухе. Возможно, само всемогущее Время остановилось в тот момент, когда появилась Кришна.

"...из самого алтаря родилась я - жемчужина цвета голубого лотоса, Ягьясени".

Драупади родилась чудесным образом из жертвенного огня на алтаре, и её небесным отцом является бог Агни.   




Необычное рождение предвещает столь же необычное и  замужество. Многомужество Драупади - это брак исключительной формы, редчайший брак.

Великий мудрец Двайпаяна Вьяса разрешил все  сомнения по поводу мужей Драупади, подтвердив, что издревле был такой обычай , ныне забытый, и он поведал, что ещё в прежнем рождении Драупади ей предсказано было, что станет она женою пятерых братьев.

И с благословения мудреца свадебный обряд совершен был пять раз, и так Драупади, царевна панчалов, стала общей женою Пандавов.

 

СКАЗАНИЕ О БЕСЕДЕ ДРАУПАДИ И САТЬЯБХАМЫ  

(книга «Лесная» великой «Махабхараты» гл. 222 - 223)

Стройная Сатьябхама, любимая супруга Кришны, дочь Сатраджита, спросила у Ягьясени, обращаясь лишь к ней одной: «Каким поведением, Драупади, ублажаешь ты досточтимых Пандавов, юных героев, подобных самим Хранителям мира? Почему они преданны тебе и никогда на тебя не гневаются, о прекрасная? Поистине, Пандавы всегда верны тебе, о дивная ликом! Все они так и смотрят тебе в глаза. Скажи мне всю правду. Укажи мне, о Панчали, какое именно (средство) — соблюдение обета или же покаяние, омовения, заговоры или зелья, сила знаний или действие кореньев, заклинания, принесение жертв или снадобья, — какое славное средство помогает тебе сохранять супружеское счастье? (Я воспользуюсь) им, о Кришна, и Кришна, (супруг мой), будет всегда мне покорен».

Проговорив это, славная Сатьябхама умолкла.

А верная женскому долгу, достойная Драупади ей отвечала:

«Так, как ты говоришь, о Сатья, ведут себя лишь недостойные женщины. Зачем прославлять неправедный образ жизни? Такие вопросы и предположения недостойны тебя. Ведь ты — любимая супруга Кришны и славишься своей мудростью.

Если муж узнает, что супруга его прибегает к заговорам и снадобьям, он начинает бояться её, словно змеи, заползшей в дом. А разве может быть спокоен живущий в страхе и может ли быть счастлив тот, кто утратил покой? Женщинам ни в коем случае не следует подчинять себе мужа, используя заклинания. Враги таким образом насылают жесточайшие недуги: желая расправиться с жертвой, они под видом зелья или отвара из кореньев дают ей яд. Коснется человек языком или кожей данных ему порошков и вскоре неминуемо расстанется с жизнью. Из-за таких жен их супруги заболевают водянкой или проказой, становятся дряхлыми, немощными, глупыми, слепыми или глухими. Вероломные женщины, идя на поводу у греха, приносят горе своим мужьям.

Никогда не следует жене причинять зло своему мужу! Услышь от меня, о достойная Сатьябхама, всю правду о том, как я держу себя с Пандавами, великими духом.

  • Навсегда отринув гордыню, вожделение и гнев, я всякий час преданно служу Пандавам вместе с их женами.
  • Скрывая свои чувства, полагаясь сама на себя, я с готовностью предупреждаю желания моих супругов, до конца победив тщеславие.
  • Страшась сказать невпопад, неловко встать, не так посмотреть, не вовремя сесть или некстати пройти, стараясь угодить им даже выражением лица, служу я луноподобным Партхам, могучим воинам на колесницах, которые блеском могут сравниться с огнем или солнцем, тем, что взглядом разят недруга и карают его своей грозной мощью пыла.

Ни бог, ни человек, ни гандхарва, будь он юн, прекрасен собою, богат и облачен в дорогое убранство, — никто, кроме них, мне не нужен.

  • Пока супруг и слуги не поедят, не совершат омовения и не лягут, я никогда не стану есть и не лягу сама.
  • Когда мой супруг возвращается домой с поля, из леса или же из деревни, я приветствую его стоя, предлагаю ему сиденье и воду.
  • Пищу я подаю всегда вовремя, чисто приготовленной и в чистой посуде, я бережлива, расчетливо распоряжаюсь зерном и дом содержу в полном порядке.
  • Я не следую примеру недостойных женщин, дающих волю словам, всегда веду себя так, как должно, никогда не ленюсь.
  • Я избегаю смеяться, когда никто не шутит, стоять в ожидании в дверях, долго находиться в отхожем месте или в садах подле дома.
  • Я избегаю чрезмерного веселья и чрезмерного гнева, не делаю того, что может вызвать гнев.
  • Я всегда со всей искренностью и преданностью ублажаю своих супругов. Я
  • хотела бы никогда с ними не разлучаться. Если муж отправляется по какому-нибудь семейному делу, я принимаю обет и отказываюсь от цветов и притираний.
  • Я избегаю того, чего не пьет мой супруг и чего он не ест, — словом, всего, что ему не по вкусу.
  • Строго исполняя то, чему меня научили, о прекраснейшая из женщин, я слежу за своим убранством, неустанно заботясь о благе моих супругов.
  • Все те обязанности в отношении родственников, о которых в свое время рассказывала мне свекровь, такие, как раздача милостыни, принесение в жертву пищи, совершение поминальных жертв, каждые полмесяца принесение в виде жертвенного дара варенного в молоке риса, оказание гостеприимства и почтение к достойным — все это и другое, что мне известно, я ревностно исполняю и днем, и ночью и постоянно всей душой следую этим правилам и установлениям.



 

Я служу своим достойным супругам, праведным хранителям истинной добродетели; они нежны и добры, но в гневе похожи на ядовитых змей. Покоится на муже, по-моему, извечная дхарма женщины. Он — её бог и её путь, и нет для неё иного прибежища. Разве может жена идти наперекор своему мужу?

  • Что касается еды, отдыха, украшений, я никогда не преступаю нормы моих супругов, всячески сдерживаю себя и не вступаю в пререкания со свекровью.
  • Мужей моих, о прекрасная, покорила моя заботливость, постоянное усердие и послушание наставникам.
  • Я обычно одна помогаю достойной Кунти, правдоречивой матери героев, при омовении, одевании и за едой. Я не стараюсь превзойти ее в одежде, украшениях или еде и никогда не спорю с Притхой, подобной (богине) Земле.

Прежде в доме Юдхиштхиры ежедневно восемь тысяч брахманов вкушали яства с золотых блюд. Юдхиштхира содержал по тридцать прислужниц на каждого из восьмидесяти восьми тысяч снатаков, занятых при домашних жертвоприношениях. Кроме того, десять тысяч целомудренных яти получали на золотых подносах еду, приготовленную для них с особым тщанием. Всех этих брахманов, толкователей Вед, я почитала согласно заслугам, только для них беря из запасов питье, одежду, еду. Было у великого духом Каунтеи сто тысяч стройных, златокожих служанок; у каждой из них были браслеты из раковин, нити монет вокруг шеи и дорогие гирлянды; они кропили себя сандалом, украшали жемчугом и золотом и были искусны в танцах и пении. Я знала каждую из них по имени и в лицо, знала, что они едят и во что одеваются, что они сделали и чего не сделали.

Сто тысяч прислужниц мудрого сына Кунти день и ночь с сосудами в руках потчевали гостей. Сто тысяч коней и сто тысяч слонов сопровождали Юдхиштхиру в походах, когда он жил в Индрапрастхе. Все это было у царя, когда он правил землей. Я определяла число и качество прислужниц, смотрела за ними и выслушивала, как идут дела. Обо всех обитательницах женской половины дворца и обо всех слугах, вплоть до пастухов коров и овец, я знала все, что они делают. Не славные Пандавы, а одна я, о достойная, знала все о доходах царя, о его расходах и состоянии казны. Возложив на меня все заботы о доме, каждый из тех быков-бхаратов старался выказать мне свое почтение, о прекрасноликая! Эта ноша, возложенная на меня, непосильна для низких душою, я же несу её день и ночь, отказавшись от всяких благ. Одна я знала о недоступной, полной драгоценностей, словно океан Варуны, сокровищнице моих добродетельных супругов. Днём и ночью прислужницы утоляли голод и жажду кауравов, и для меня тоже не было разницы между ночью и днём. Поднимаюсь я первая, спать ухожу последняя — и так постоянно, о Сатья! Вот каковы мои чары. Мне известно лишь это великое искусство воздействия на супругов. Я не стану подражать поведению недостойных женщин, не буду и помышлять об этом».

Выслушав благочестивую речь Кришны, Сатья, почтив добродетельную дочь царя панчалов, сказала: «Я виновата, о Панчали! Прости меня, Ягьясени! Но ведь подруги между собой могут говорить шутя и без обиняков».


 

Драупади сказала: 

Я расскажу тебе, каким безгрешным способом можно пленить сердце супруга. Следуя этому неуклонно, ты, о подруга, сможешь уберечь мужа от увлечений. Ни в одном из миров, о Сатьябхама, даже в мире богов, нет (для нас) божества, равного супругу. Если он удовлетворён, все наши желания исполняются, но в гневе он способен даже убить. Ведь это благодаря супругу женщина имеет и детей, и всевозможные предметы удовольствия, удивительные ложа и сиденья, одежду, гирлянды и благовонные масла, благодаря ему она обретает мир небес и изменчивую славу.

Счастье на земле достигается нелегко, верная жена приходит к счастью через страдания.

  • Сердечно и любовно почитай Кришну, принося ему постоянное удовлетворение. Ублажай его едой, прекрасными драгоценными гирляндами, добрыми услугами и воскурением всевозможных благовоний. Он будет думать: «Я дорог ей», и все его чувства будут устремлены к тебе.
  • Услышишь голос входящего в дверь супруга — стой наготове; видишь, что он вошел,— спеши оказать ему почести: предложи сесть и подай воду для омовения ног.
  • Если он посылает за чем-нибудь прислужницу, ты встань и сделай это сама. Пусть Кришна узнает, какой у тебя нрав, о Сатья (бхама), и скажет: «Она предана мне всей душой».
  • То, что твой супруг говорит при тебе, даже если это и не секрет, следует хранить в тайне: если одна из жен Васудевы расскажет ему о твоей болтливости, он будет недоволен тобой.
  • Всеми способами угождай тем, кто мил, дорог и полезен твоему супругу, но всячески избегай врагов, недоброжелателей, злодеев и мошенников.
  • Не проявляй волнения и беззаботности на людях, сдерживай свои чувства, сохраняя молчание.
  • Никогда не уединяйся ни с кем, даже со своими сыновьями, Прадьюмной и Самбой.
  • Води дружбу с добрыми, честными женщинами из достойных семей, чурайся злодеек, пьяниц, обжор, воровок, грешниц и обманщиц. 
  • Вот каков прославленный секрет супружеского согласия, который ведет на небеса и отвращает врагов. В дорогих гирляндах и украшениях, натерев своё тело душистой мазью, благоухая ароматами, ублажай своего супруга.

КОНЕЦ «СКАЗАНИЯ О БЕСЕДЕ ДРАУПАДИ И САТЬЯБХАМЫ»

 

Женское Начало не имеет границ, оно бездонно и бескрайне. Поэтому женщине дано преимущество быть бесконечно разнообразной. Но если осознать «место своей силы», где природная специфика проявляется лучше всего, на неё можно осознанно опереться.

 

Сила женщины – в её мудрости.  Мудрость приходит не из головы, она идёт из сердца.  Мудрая женщина – это любящая женщина. Мудрая женщина не воюет, она следует своей природе - дарит мужчине свою женственность и свою Любовь.

 

 

Читать еще интересные статьи по теме :

 

 

Сейчас 306 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Как благочестивая жена должна служить своему мужу?. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator