Как обретается истинное знание

 

 

Непрерывность глубинного познания духа, света и истинного
обеспечивает безостановочное эволюционное развитие.
Добросовестный поиск совершенной истины приводит человека
к внутреннему совершенству, заключающемуся
в сознательном служении Всевышнему.

 

Пять учителей, или как обрести знание

Есть пять видов учителей:

Первый вид
 приходит как ужас, болезни, смерть, несчастья, они сваливают ученика на землю, придавливают ногой горло и вливают учение в рот. Эти учителя не церемонятся с учениками. Они из бесконечной любви к ученикам дают наисильнейшее, наибыстрейшее лекарство.

Второй тип
 учителей — это те, кто приходят в виде неудовлетворения, усталости, апатии к обычной жизни. Они показывают ученику всю бесперспективность обычной жизни. Они подобны надсмотрщику за рабами, который заставляет искать свободы и смотреть в сторону духовной жизни от безысходности. Эти учителя любят своих учеников так же сильно, но проявляют некоторое терпение и дают лекарство от страданий мира небольшими порциями и в течение продолжительного времени.

Третий тип
 учителей соблюдают нейтральность. Они не приносят страданий, печали, но и не дают радость. Они оставляют лекарство больному ученику, но не вынуждают его принимать. Ученик очень долго может быть в поле зрения учителя, но продвижение зависит лишь от ученика.

Четвертый тип
 учителя приходит, как луч света после пасмурного дня, как приятная, зовущая в путь музыка где-то вдалеке. Духовное знание приходит, как разворачивающаяся надежда на нечто светлое и счастливое в будущем. Эти учителя приходят, как добрые знаки на пути, как единомышленники, как новые знания.

Пятый тип
 учителей врывается в жизнь и вырывают ученика из того состояния, в котором они его нашли в болоте мира. Они завораживают его знанием высшей реальности. Они в мгновение ока меняют всю его дурную карму. Они приходят, как счастье, подобное океану, радость, не знающая границ, влюбленность, растворяющая эго, как богатство, процветание, могущество. Эти учителя дают лекарство, как чашу эликсира знаний, потому что это лучшее, что он встречал в жизни.

Считается, что учителя первого и пятого типа наилучшие. Только лишь ученик с очень хорошей кармой может встретить их. Второй и четвертый тип считается хорошим типом. И надо обладать приличным запасом благочестия, чтобы встретиться с ними. Третий тип считается обычным, ученики с обычной кармой встречают их. А того, кого не интересует возвышенное знание, на санскрите просто называют «дуратмой»... (санск. «дурная душа», плохой, дурной человек).



 

Истинное знание находится в сердце 

Шрила Прабхупада говорит, что некоторые люди обладают развитым интеллектом - но все это приходит по карме, это не истинное знание. Истинное знание находится в сердце.

Когда мы применяем теоретическое знание в своей жизни, мы получаем осознание, опыт. Но теоретическое знание не может изменить сердце до тех пор, пока не будет смирения. Поэтому самое начало духовной практики - стать смиренным. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит, что без смирения трансцендентное знание невозможно. И сам Господь дает нам множество примеров тому.

Арджуна. Пока он думал, что знает, как решить вставшую перед ним проблему, Кришна молчал. Мы видим, что в 1-й главе "Бхагавад гиты" говорит, в основном, Арджуна, а Кришна просто терпеливо ждет. 

Чем больше вы думаете, что знаете, тем меньше сможете научиться чему-то. Чем меньше вы думаете, что понимаете, тем больше сможете понять. Поэтому величайшие ученые в духовной науке чувствуют, что ничего не знают, и просто пытаются стать смиренными инструментами.
                                                                                        Е.С.Радханатх Свами 


Арджуна стал по-настоящему смиренен, настолько смиренен, что у него рот пересох, всё тело побледнело и задрожало, слёзы потекли из глаз, и он сказал: 
карпанйа-дошопахата-свабхавах приччхами твам дхарма-саммудха-четах

"Кришна, я ничего не знаю! Я не знаю, что нужно делать и что не нужно. Я в полном замешательстве. Отныне я - Твой ученик, Ты мой духовный учитель - пожалуйста, наставляй меня! (БГ 2.7)

И это не было формальностью, не было праздным любопытством. Он был в отчаянии, для него это было вопросом жизни и смерти. Мы должны хотеть слушать великие души, ясно осознавая положение, в котором находимся: мы тонем в этом океане материального существования! Мы должны учиться у них - это вопрос жизни и смерти для нас. 

Кришна сказал Арджуне:

тат виддхи пранипатена парипрашнена севайа
упадекшйанти те джнанам джанинас таттва-даршинах

"Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину" (БГ 4.34)

Арджуна был великим воином, великим царем, близким другом Верховной Личности Бога. Но Кришна ничего не говорил ему до тех пор, пока Арджуна не почувствовал себя очень незначительным. Когда вы чувствуете, что вы незначительны, вы становитесь смиренны. И это - начало знания...   
 

 

 

ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗНАНИЮ

Знание надо принять

Принять знание — это не купить книгу, это принять учителя, который скажет, какую купить книгу. Знание на санскрите звучит как ЧИТ. Поэтому сначала надо «поЧИТать» своего учителя, который нам скажет какую надо «поЧИТать» книгу. 

Шрила Прабхупада почитал своего Гуру и гордился им. Он был вечно благодарен ему и всегда занимал подчиненное положение перед своим духовным учителем. В океане смирения любое слово, которое произносил Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Шрила Прабхупада принимал целью своей жизни. Таков первый принцип смирения, которому учит нас Шрила Прабхупада, говоря о том, что это самая важная ступень на пути к бхакти и самое важное начинание на пути к постижению знания.

 

Знание надо уважать

Когда Джордж Харрисон учился музыке у великого музыканта Рави Шанкара, ему однажды позвонили и он, переступив через инструмент, побежал к телефону.

Рави Шанкар остановил его и сказал, что если тот хочет стать настоящим музыкантом, он должен научиться уважать свой инструмент.

 

Это значит, что к знанию в виде книг надо относиться с религиозным трепетом. Это не газеты, которые можно почитать в туалете или держать жирными руками за столом. Даже человеку будет неприятно с нами общаться, если у нас будут грязные руки, а уж тем более такому возвышенному знанию. Чтобы это понять, надо относиться к знанию не как к бумаге, а как к личности. И так как духовные личности необычны, они присутствуют в самом знании. Это происходит даже с обычным человеком, поэтому люди с развитой интуицией могут найти человека по части его одежды или фотографии.Так и к духовным книгам надо относиться как к святым личностям. Надо готовиться к встрече с ними. Лучше всего принять омовение и вымыть комнату для чтения. 

 

Знанием надо пользоваться

Это значит, что при каждой сложной ситуации мы должны искать ответ в ведических трактатах. Обычно человек впадает в беспокойство и начинает судорожно искать выход из ситуации, совершая еще больше глупостей в этом воспаленном состоянии сознания. Поэтому разумный человек должен, наоборот, успокоиться и обратиться за решением проблемы к знанию. И он сможет увидеть в этой ситуации руку судьбы. Многие просто открывают свою любимую духовную книгу на случайной странице и находят ответ на свой вопрос. Я сам так делал много раз и был немало удивлен...

Знание — это карта жизни, это понимание своей цели. Только в этом состоянии можно испытывать энтузиазм, веру, терпение и двигаться вперед. Если человек не знает цели, он не может идти вперед, он обязательно будет плутать. Это лекарство, данное нам самой судьбой. И этим лекарством в виде нектара нельзя пренебрегать, иначе придется пить лекарство в виде яда.

«Знание, изложенное в «Шримад-Бхагаватам», может непосредственно облегчить все материальные страдания людей, которые чужды их природе. Но люди в большинстве своем не знают этого. Поэтому мудрец Вьясадева записал это ведическое писание, которое связано с Высшей Истиной» («Шримад-Бхагаватам», 1.7.6)

 

История из «Махабхараты»

Однажды царь Юдхиштхира, когда он еще был мальчиком, учился в гурукуле. И в школу пришел проверяющий. Он стал спрашивать учеников, и все на перебой рассказывали о своих познаниях. Но, когда он спросил у Юдхиштхиры, тот спокойно сказал: «Я выучил алфавит и знаю первое предложение из букваря».

Проверяющий был разгневан и стал кричать: как можно так долго учиться и выучить только одно предложение? Мальчик подумал и ответил: «Ну, может быть, еще второе». Тогда проверяющий решил наказать будущего царя. Он схватил розги и стал его бить. Но, несмотря на боль, мальчик все терпел и улыбался — и тогда сомнения стали появляться у проверяющего. И даже страх — а вдруг он все-таки станет великим царем и убьет меня тогда? И тут он увидел раскрытый учебник и прочел первое предложение «Ни на кого не гневайся и никогда не обижайся, будь терпелив и спокоен — все пройдет». Он перевел взгляд на второе предложение: «Всегда говори правду и ничего кроме правды».

И тут проверяющему стало стыдно, и он попросил у мальчика прощение. Но Юдхиштхира сказал: «Не надо извиняться, так как пока ты меня бил, я все-таки был на тебя обижен, а значит, я не понял даже первого высказывания». И тогда проверяющий вспомнил второе предложение: «Всегда говори правду и ничего кроме правды».

 

Со знанием надо подружиться

Друг — это тот, кто приходит к нам по первому требованию, а это значит, что знание надо помнить, как своего друга. Если вы будете звонить другу один раз в месяц, вряд ли он вам поможет в случае беды, скорее всего, он скажет: «А где ты был раньше?» Поэтому знанию надо отдавать часть своего свободного времени. Лучше всего — один час утром и один час вечером, что является спасительным духовным «бутербродом». И тогда, оказавшись между знанием вечерним и утренним, человек оказывается под защитой. Это самый лучший вид оберега.

Так как знание должно стать нашим другом, его надо познакомить со всеми нашими друзьями. Они должны принять его как нашего друга, а это значит, что мы время от времени должны высказываться так, как понимаем этот мир с точки зрения нашей философии и друзья должны это принимать. Но надо помнить, что это для них новый друг и ему надо время, чтобы вжиться в новую компанию.

 

Знание надо благодарить

Есть три подарка книге:
Самый лучший подарок книге — это ее перечитать. Представьте себе, что вы поженились и ни слова не сказали друг другу после свадьбы. То же самое происходит, когда человек покупает книгу и ставит ее на полку.
Второй подарок — это закладка. Это самое лучшее украшение для книги. Книга женского рода и ей надо дарить красивые и дорогие закладки.
И третий подарок — это выписки. Это как любовные записки. Если человек кого-то любит, он не может об этом не писать.
Лучше не подчеркивать ничего в самой книге, так как это будет мешать дальнейшему погружению. Ведическое знание бездонно, а подчеркивание зацикливает наше сознание на предыдущей реализации. Это немного похоже на наколки.

 



Знание надо передавать

Это и есть истинное милосердие, а значит, мы должны быть готовы выслушивать других. Это — открытость, и она имеет смысл, если нам есть что передать. Если мы ничего не знаем, то от такой открытости только один вред. Это уже не открытость, а опустошенность.

«Тому, чье сердце преисполнено сострадания ко всем живым существам, не нужно обладать никаким иным знанием, или искать иной путь освобождения, или посыпать свое тело пеплом, как это делают прославленные мудрецы».
                                                                                                Мудрец Чанакья


Если мы следуем этим правилам, происходит переключение сознания. Наше сознание находится в состоянии двойственности, и эту двойственность можно заставить работать на себя. Без знания наше сознание занимает особую позицию, которая характеризуется требовательным отношениям ко всем с одной стороны, и очень терпимым отношением к себе любимому с другой. В результате получения знания сознание переключается на противоположное: к себе оно начинает относиться очень требовательно, а к другим - терпимо. Вот это главное достижение на первых порах саморазвития. Фактически это переключение с задней передачи на переднюю. Какая была задняя, вы сами догадались... Это и значит, что человек встал на платформу духовного знания. Без знания это переключение фактически невозможно.
Анекдот. Разговаривают двое врачей.
— Сегодня я поставил ультиматум своему заведующему: «Или повысите мне зарплату, или я уйду из больницы!»
— И к чему вы пришли?
— К компромиссу. Он не повысил мне зарплату, а я, в свою очередь, не ушел из больницы.

 

Знанием нельзя злоупотреблять

Если использовать знание не по назначению, вся природа обрушится на жалкое живое существо, возомнившее себя Богом. Каждые десять лет количество катастроф на земле удваивается. На этой земле уже есть примеры исчезнувших цивилизаций, хотя по всем признакам они обладали достаточно серьезными познаниями. Где же они теперь? Поэтому надо всегда помнить, что не наука спасет мир, а ее правильное применение.

И защитой от неправильного применения знания является процесс обучения. Когда человек получает знание самостоятельно, он оказывается под влиянием своей гордости. Поэтому любое серьезное знание надо получить в процессе обучение в цепи ученической преемственности, которая защитит человека от гордости, привив ему смирение и уважение.

 

И самое главное - знанию надо поклоняться!

А это значит, что надо получить самое высшее знание — знание об Абсолютной Истине, о Боге. Даже если человек поймет весь этот мир, он просто поймет все виды боли, так как этот мир — это просто разные проявления страдания. Поэтому разумный человек должен понять, что такое счастье, а для этого надо получить знание самого высшего порядка.

Любовь к Богу — это единственное подтверждение того, что мы обрели духовное знание. Только она доказывает, что мы действительно присоединились к цепи духовных учителей, по которой это знание передается. А у любой любви есть особый признак — желание предаться, отдаться полностью. Когда сознание ловит каждое слово, каждый взгляд. Это то, к чему надо стремиться. Мы должны влюбиться в знание о Боге, это для нас сейчас самый практичный способ полюбить самого Бога. Знание, как и сознание, иногда переводится как «сияние». Поэтому и просветление — это обретение знания о Боге.

 

ОМ НАМО БХАГАВАТЕ ВАСУДЕВАЙА
«О мой Господь Шри Кршна, сын Васудевы, о всепроникающая
Личность Бога, я почтительно склоняюсь перед Tобой»

 

 

 

Узнать больше о Ведической Академии г. Мариуполь:

 

 

 

Сейчас 110 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Пять учителей или как обрести истинное знание. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator