Шри Шри Гурв-аштака
Шри Шри Гурв-аштака - молитвы, прославляющие духовного учителя
«Тот, кто в брахма-мухурту со всем вниманием громко произносит эту прекрасную молитву, обращённую к духовному учителю, в момент смерти обретает чистое преданное служение Шри Кришне, повелителю Вриндаваны».
Эту удивительную молитву-бхаджан написал Шрила Вишванатха-Чакраварти Тхакур. Она исполняется на мангала-арати в храме.
самсара-даванала-лидха-лока
транайа карунйа-гханагханатвам
праптасйа калйана-гунарнавасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Духовный учитель получает благословение из океана милости. Подобно тому, как облако, проливающее дождь, гасит лесной пожар, духовный учитель гасит пылающий огонь материального существования и спасает людей, охваченных этим пламенем. Такой учитель - океан благочестивых качеств, и я в глубоком почтении склоняюсь к его лотосным стопам.
махапрабхох киртана-нритйа-гита
вадитра-мадйан-манасо расена
романча-кампашру-таранга-бхаджо
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Движение санкиртаны Господа Чайтаньи Махапрабху – источник непреходящей радости для духовного учителя, который порой повторяет святой имя, порой танцует, охваченный экстазом, а порой поет и играет на музыкальных инструментах. Его ум наслаждается нектаром чистой преданности, и волосы на его теле временами встают дыбом, по телу пробегает дрожь, а слезы ручьями льются из глаз. В глубоком почтении я склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя.
шри-виграхарадхана-нитйа-нана
шрингара-тан-мандира-марджанадау
йуктасйа бхактамш ча нийунджато пи
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Всегда занятый поклонением Шри Шри Радхе и Кришне в храме, духовный учитель вовлекает в него также своих учеников. Они облачают Божества в прекрасные одежды, надевают на Них украшения, моют Их храм и занимаются другими видами служения, поклоняясь таким образом Господу. В глубоком почтении я склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя.
чатур-видха-шри-бхагават-прасада
свадв-анна-триптан хари-бхакта-сангхан
критваива триптим бхаджатах садаива
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Духовный учитель предлагает Кришне чудесную пищу четырех видов. И когда духовный учитель видит, что преданные, вкусив бхагават-прасада, полностью удовлетворены, он испытывает радость. В глубоком почтении я склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя.
шри-радхика-мадхавайор апара
мадхурйа-лила-гуна-рупа-намнам
прати-кшанасвадхана-лолупасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Духовный учитель всегда жаждет слушать повествования о бесчисленных любовных играх Радхики и Мадхавы. Их имена и описания Их качеств и форм и всегда готов воспевать Их. Духовный учитель жаждет наслаждаться этим непрестанно, и потому я в глубоком почтении склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя.
никунджа-йуно рати-кели-сиддхйаи
йа йалибхир йуктир апекшанийа
татрати-дакшйад ати-валлабхасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Духовный учитель очень дорог Господу Кришне, ибо он очень умело помогает гопи, которые, проявляя необыкновенное искусство, делают в рощах Вриндаваны различные приготовления, чтобы довести любовные игры Радхи и Кришны до совершенства. В глубочайшем смирении я склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя.
сакшад-дхаритвена самаста-шастраир
уктас татха бхавйата эва садбхих
кинту прабхор йах прийа эва тасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Духовному учителю следует оказывать то же почтение, что и Верховному Господу, ибо он - Его ближайший слуга. Так гласят все богооткровенные писания, и этому указанию следуют все авторитеты. Духовный учитель истинный представитель Кришны, и я в глубоком почтении склоняюсь к его лотосным стопам.
йасйа прасадад бхагавад-прасадо
йасйапрасадан на гатих куто пи
дхйайан стувамс тасйа йашас три-сандхйам
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Благословение Кришны можно обрести лишь по милости духовного учителя. Без его милости любые попытки достичь совершенства обречены на провал. Поэтому я всегда должен помнить о своем духовном учителе и прославлять его. Не меньше трех раз в день я должен склоняться в глубоком почтении к лотосным стопам своего духовного учителя.
Е.С.Бхакти Вигьяна Госвами
Е.М.Чайтанья Чандра Чаран
Е.С.Индрадьюмна Свами
Е.С.Ниранджана Свами
Каждое утро мы поем молитву, обращенную к духовному учителю. К нему должны устремляться наши мысли в самом начале дня, потому что именно благодаря ему когда-нибудь кончится долгий и мучительный сон нашего материального существования. Духовный учитель пытается разбудить нас, несмотря на то что Чанакья предостерегает: "Никогда не будите царя, змею, медведя, ребенка, осу, чужую собаку или глупца. Пусть себе спят". Будить глупцов так же опасно, как будить змею или медведя, потому что они всегда просыпаются в дурном расположении духа. Но духовный учитель берет на себя этот неблагодарный труд.
Вся эта молитва построена в виде размышлений ученика, пытающегося все глубже и глубже проникнуть в суть личности духовного учителя и постичь, как действует его спасительная милость. В одной этой небольшой молитве вся ведическая сотериология - наука о спасении души. Но чтобы попытка постичь личность гуру была успешной, сам ученик должен находиться в правильном сознании. Ибо гуру, так же как и Бога, невозможно увидеть материальными глазами и постичь материальным умом.
Одна из главных тем первой главы "Гиты" - объяснить, что значит - быть учеником. Перед нами запутавшийся и растерянный Арджуна как пример идеального ученика. Первая глава называется "Йога отчаяния Арджуны". Как это ни странно, но отчаяние Арджуны становится йогой - нитью, связующей его со Всевышним. Это значит, что ни материальные привязанности, ни сомнения, ни рационализация своих привязанностей с помощью священных писаний, ни страх, ни ощущение своей слабости и никчемности, ни даже полное отчаяние не дисквалифицируют ученика. Для того мы и становимся учениками, чтобы избавиться от всего этого.
Но все же не отчаяние само по себе делает Арджуну идеальным учеником - иначе весь мир, мечущийся между надеждой и отчаянием, был бы готов услышать наставления Шри Кришны. Отчаяние, охватившее Арджуну, помогает нам заглянуть в его сердце и поразиться его искренности. Арджуна искренне хочет найти выход из положения в котором он оказался, и молит Кришну о помощи. На противоположной стороне мы видим Дурьодхану. Он тоже охвачен отчаянием. И потому мы тоже можем заглянуть в его сердце и увидеть в нем неизлечимое лукавство. Чтобы стать настоящим учеником, нужно избавиться только от одной вещи - от лукавства, от сердечной кривоты, от привычки полагаться на свою хитрость, даже в минуту отчаяния не позволяющей человеку искренне воззвать о помощи. Презрительным молчанием ответил Дроначарья на лукавые речи Дурьодханы. "Бхагавад-гитой" ответил Шри Кришна на искреннюю мольбу Арджуны. Точно так же, только от нас, от нашей искренности зависит, чем ответит духовный учитель на нашу утреннюю молитву.
Итак, приближаясь к духовному учителю, человек должен чувствовать подлинное, физическое облегчение. В его обществе наши проблемы перестают быть проблемами, а муки - муками. Это первый признак духовного учителя. Своими словами учитель пробуждает ученика от мучительного и беспробудного сна материального существования.
Вернуться в раздел «ЗАПИСНАЯ КНИЖКА УЧЕНИКА»
Читать еще интересные статьи на сайте :