Истинная и ложная садху санга
Садху-санга или вайшнава-санга бывает ложной и истинной. И важно понимать разницу между ними.
Возможно, мы не встретим в Шастрах четкой классификации об истинной и ложной садху-санге, но тем не менее садху говорят об этих терминах, и также я много слышал об этом от Бхакти Вишрамбхи Мадхавы Махараджа и Шиварамы Махараджа. Анализ очень прост.
Ложная садху-санга – это внешнее общение с преданными, с садху. Это общение не на уровне сердца, не на уровне духовных идеалов, а как дань традиции, или из желания просто хорошо провести время с какими-то вайшнавами.
Иногда можно видеть, как преданные, собираясь, говорят о мобильных телефонах, о ремонте, о машинах, ещё о чём-то. Несомненно, это может иметь место, но если человек только на таком уровне общается с преданными, и считает, что он будет прогрессировать в своей духовной жизни, то такого рода садху-санга очень медленно даёт плоды.
Истинная же вайшнава-санга подразумевает, что мы стараемся общаться с преданными для того, чтобы получать знания, чему-то учиться и говорить о существенных вещах: о духовной практике.
(см. Бхактивинода Тхакур "Какой должна быть садху-санга?")
Шрила Прабхупада приводил пример из «Рамаяны», когда кто-то из мудрецов, встречая Джанаку Махараджа, спрашивает: «Дорогой царь, скажи, пожалуйста, каких успехов ты достиг на своём духовном пути?». Вот с этого начинались разговоры между мудрецами в ведические времена.
Другими словами, нужно говорить о действительно важных вещах, и это общение – самые ценные минуты нашей жизни.
Садху-санга в своей истинной красе означает регулярное обучение под руководством садху, когда человек получает духовное образование, и его характер под руководством вайшнава преобразовывается.
Само слово "образование" происходит от латинского слова "educere", что в переводе значит «то, что просвещает, что выводит наружу самые благие качества». В общении с вайшнавами, благодаря их влиянию и обучению, начинают развиваться и прорастать наши лучшие качества.
Термин бхакти-викаша — цветение бхакти, прорастание бхакти — это как раз следствие настоящей садху-санги. Тогда как ложная садху-санга – это абхаса, подобие, она не будет приводить к процессу анартха-нивритти, она не будет приводить к пониманию философии и духовной практики. Поэтому мы должны знать разницу и должны стараться общаться с преданными на уровне истинной садху-санги, и под руководством вайшнава получать духовное образование.
(Из интервью с Радха Говиндой прабху)
Читать еще интересные материалы по теме :
- Бхактивинода Тхакур "Какой должна быть садху-санга?"
- Что стоит за разговорами о проблемах?
- Если нет друзей, сам стань другом
- Шестьдесят-двадцать-двадцать
- Кто умеет слушать - того все любят
- Кому можно раскрывать свое сердце