Зачем нужен духовный учитель?
По материалам лекции
Е.М. Чайтаньи Чандра Чарана
“Да, твое обращение ко мне как к духовному отцу правильное. Как я уже объяснял несколько раз, когда происходит инициация, духовный учитель становится духовным отцом, а гаятри-мантра становится духовной матерью – и так происходит второе рождение.”
(из письма Шрилы Прабхупады Хридаянанде – Лос Анджелес, 6 июля 1971 г.)
– Кто такой духовный учитель? Это первый вопрос. Пожалуй, мы начнем с определения духовного учителя.
– Очень глубокий вопрос. То есть гуру, его главное значение – это учитель. Но не всегда это соответствует нашим понятиям и представлениям. Потому что мы имеем представление об учителях в школе, скажем, институтах, учебных заведениях. Иногда учителем для нас становится просто мудрый человек в жизни, который нам дает какие-то наставления. Всё это также относится к концепции гуру, но не полностью. Потому что гуру определяет именно знание, количество знания.
Например, гуру, прежде всего, должен обладать полнотой знания. Полное знание означает знание об Абсолютной Истине, вмещающей в себя все энергии живого существа, понимание всех энергий живых существ. И затем гуру может обладать каким-то детальными знаниями, какими-то практическими науками. Но это уже не суть важный момент.
Как, например, если я выучу «дважды-два – четыре», это еще не означает, что я стал гуру по математике. Подобным образом, даже если ученые люди, весьма образованные люди могут понимать какие-то вещи, но не знают конечного смысла жизни, ничего не знают об Абсолютной Истине, они не могут стать гуру. Хотя они играют роль учителей, они дают какие-то знания, но это не гуру. Потому что другое значение гуру – это слово означает «тяжелый». То есть вот это знание, которым обладает гуру, оно возлагает ответственность, оно ложится бременем на того, кто слушает. Почему? Потому что человек получает очень глубокие переживания и впечатления. То есть глубина, тяжесть знаний означает, что, слушая гуру, искренний человек начинает думать, что что-то не то с моей жизнью, я должен улучшить свою жизнь, я должен изменить себя к лучшему. Вот это естественный продукт слушания Истины, что человек пытается изменить свою жизнь под влиянием того знания, которое он слышит от гуру. Вот это влияние гуру.
То есть в этом смысле гуру не требует, он не говорит – что будь таким, или стань таким, или делай что-то для меня, или работай для меня. Иногда мошенники могут воспользоваться положением гуру и требовать, эксплуатировать людей. Но здесь мы видим, что гуру дает знание, и вот это само знание уже обладает необходимым могуществом, чтобы менять людей, входя в уши, в сердце, и люди становятся лучше. Они сами принимают этот путь для себя. Вот это означает гуру. Гуру переживает эти наставления, он дает вкус, представление. Например, я могу прямо с мороза войти в комнату и сказать – «ох! Как холодно там!» И вот этот звук перенесется. И по звуку люди поймут, как холодно на улице. Я вот только что это ощущал и могу передать это эмоционально. И гуру также может даже эмоционально иметь это знание и передавать знание о Боге. Мы можем непосредственно ощутить Его присутствие, если мы слушаем из истинного источника, от истинного духовного учителя.
Поэтому гуру означает, что он обладает полнотой знания, и он находится в этом знании. Он переживает, живет этим знанием. То есть его жизнь подтверждает это знание. Его практическое существование, слова, ум, поступки – они соответствуют тому, что он говорит, учит. Вот это означает гуру. То есть здесь исключается элемент эксплуатации, как мы говорим, подчеркиваем этот момент.
И принятие гуру – это сокровенный процесс. Многие люди спонтанно хотят найти такую личность. Эта тенденция выбрать лидера, выбрать какого-то вождя, выбрать гуру – она есть у человека. Но самый важный момент – найти из верного источника.
– Что самое ценное дает духовный учитель? И почему мы должны обратиться к духовному учителю? Как мне кажется, все священные писания об этом говорят, что нужно обратиться к духовному учителю, чтобы постичь то, что невозможно найти в этом мире. Я правильно рассуждаю?
– Это как бы уже вопрос вкуса. Развитости вкусов человека. Есть вкусы низшие, и есть вкусы высшие. И высшие вкусы ведут человека к совершенству, а низшие к деградации. И вся суть духовного развития как таковая – это просто развитие в человеке высшего вкуса. Чтобы он ощутил вкус духовного счастья, которое превосходит все уровни материального существования. И вот человек выбирает каких-то лидеров как гуру, среди деятелей литературы, искусства, актеров, поскольку они создают впечатление. Впечатление – это тоже как бы форма гуру, тяжесть впечатлений, глубина ощущений. Мы видим актеров, получаем впечатления и хотим следовать тому, что он говорит, подражать тому, что он говорит. Это тоже как бы гуру, он должен оставлять глубокие впечатления.
Но суть в том, Веды говорят, что вот эта способность, когда она есть в человеке, она должна служить Богу. Тогда это гуру. Вот когда я оставляю впечатление своим талантом и связываю это с Богом, то это впечатление имеет как бы развитие в вечности. Скажем, как любые актеры, любые книги постепенно забываются. С течением времени они просто стираются из памяти. А здесь другое, когда они соединены с Абсолютной Истиной, то это становится таким семенем, которое имеет вечное развитие в человеке. То есть жизнь за жизнью может он развивать это понимание, углублять это понимание. То есть в этой жизни человек никогда не сможет забыть. Подобно ростку, который развивается, расширяется в огромный сад. Из маленького семечка целый огромный цветущий сад. Как Христос говорил, что царство Божие – это как семечко, посадил, оно разрослось и всё заполнило собой. Вот это вот духовное знание. Оно способно войти во все сферы жизни человека, одухотворить его.
"Инициацию нужно получать тогда, когда человек приходит к выводу, что духовная жизнь – это главная и единственная цель его развития. Всё остальное – семья, работа и др. может присутствовать, но они должны быть подчинены этой главной цели. При таком умонастроении инициация даст мощный результат, потому что ученик готов."
– Как распознать своего духовного учителя?
– Прежде всего, человек должен просто даже знать, чисто теоретически, кто такой духовный учитель. Например, если я хочу позвать милицию, и никогда не видел кто такая милиция, я должен теоретически знать, какая у них там форма, обязанности. Я догадаться тогда могу, что вот у него фуражка, вот погоны, я слышал об этом, скорее всего это милиционер, подойду как я к нему, вот кобура, подтверждается. То есть хотя бы теоретическое правильно иметь представление, тогда я уже хоть как-то могу ориентироваться.
Это внешний момент, могу узнать по внешности. Он одевает одежды святого. Многие думают, что гуру – это большая борода, седой такой старец, длинные одежды, с палочкой ходит, пронзительный взгляд такой наэлектризованный. То есть у них есть какие-то свои представления. Но откуда такие представления? Они часто не из священных писаний, часто из неправильного источника.
Мы должны обратиться к священным писаниям, чтобы понять, кто такой гуру. А гуру тот, кто обладает качествами гуру. Прежде всего, первое его качество – это смирение. Это качество ученика. Он – ученик своего гуру. Он предан своему гуру. Вот это делает его духовным учителем. Если он думает – «мне не нужен гуру, я сам гуру» – то это мошенник, это не может быть гуру. Поэтому если кто-то действует как гуру, то нужно спросить – «а кто твой гуру?» Если у него нет такого, то это не гуру. Если он скажет – «у меня есть гуру» – хорошо, а у твоего гуру кто гуру? Он должен знать это тоже. Он должен знать кто изначальный гуру.
А кто изначальный гуру? Самый первый гуру кто? Это Бог. То есть единственный гуру – это Бог, а все остальные гуру передают его послание. Вот поэтому они гуру. Слово «гуру» прежде всего, относится к Богу. Есть ученическая преемственность. И вот гуру – всего лишь звено цепи, он как почтальон, передает послание. Вот это его качество – не искажать истину, не искажать смысл. Он должен иметь чистое сердце, бескорыстные желания, он должен иметь уже сформированную любовь к Богу, к своему духовному учителю, чтобы передавать чисто его послание. Вот это уже качество гуру.
И вот таким образом мы уже можем ориентироваться, общаясь с таким человеком, догадываться в общении, что он действительно не искажает, подтверждается писаниями, он живет так, как говорит. И постепенно, постепенно мы можем осознать, что то, что говорит гуру, полностью откликается в моем сердце. Полностью откликается в моем сердце! И я хочу стать учеником этого человека.
– Цель любой духовной практики – это понимание Абсолютной Истины, понимание Бога. А нельзя ли прямо обратиться к Богу? Прямо стать совершенным, непосредственно обращаясь к Богу.
– Очень сложно, практически невозможно понять Бога, обратившись к Нему непосредственно. Потому что Бог по определению непостижим. Даже если мы увидим Его непосредственно, мы не сможем понять Его, осознать Его, воспринять Его. Он безграничный.
Например, Солнце. Можно посмотреть на него, но мы не увидим, сияние скроет его. Это пример. Подобно этому, Бог ослепителен в Своем великолепии, в Своих качествах. То есть для человека воспринять Бога как такового… Лишь частичку энергии. Как Солнце светит, но Земля получает лишь какую-то там миллионную часть его энергии, всего-навсего, вот всё, что мы знаем о Солнце. Но всю энергию Солнца мы не можем понять.
Здесь другой процесс необходим, другая точка зрения должна быть. Когда мы говорим о Боге, то у Него есть окружение, и вот это окружение уже открывает нам, кто такой Бог. То есть к Богу можно приблизиться, именно понять Его, видя Его взаимоотношения с очень близкими Его спутниками. Вот таков общий традиционный подход к этому вопросу. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты». То есть все, таким образом, связано. Прежде всего, мы учимся общаться с людьми, которые преданы Богу, привязаны к Богу. И вот как бы по этой модели мы начинаем понимать до какой-то степени кто такой Бог. То есть мне нужно обрести определенные качества, определенное понимание жизни. Откуда я это возьму? Мне нужен учитель, мне нужно необходимое общение. Но когда я вступаю в общество преданных Богу, то я автоматически приобретаю эти свойства, эти желания, видя как другие это делают. Это естественно, мы так все обучаемся, любым наукам.
Сейчас конечно любой человек может обратиться к Богу непосредственно, потому что Бог в сердце каждого живого существа. Но как люди спрашивают, что люди спрашивают? Они спрашивают деньги.
Одна старушка пошла в лес, и хворост ей положили на голову, чтобы она принесла домой. И уронив хворост в лесу, она расплакалась, потому что не могла поднять больше вязанку на голову. И подумала – «ну вот, Боже, помоги мне!» Обратилась к Богу. И Бог явился перед ней. Лично. «Ну, что ты хочешь? Я перед тобой!» «О-о-о, спасибо Тебе, Господи! Положи мне эту вязанку снова на голову, и я пойду домой». Вот и всё. Вот чем могут ограничиться наши просьбы, наши встречи с Богом.
– А как нужно обратиться к духовному учителю?
– Это тоже описывается в священных писаниях. Также описывается, каков этикет взаимоотношений с гуру. Пока я не обучен, очень важно знать просто эти правила. А затем это станет нашим естественным существованием. Три момента подчеркиваются в отношениях с гуру. Это смирение, служение и вопрошание. Почтение, это естественно. Служение – мы исполняем его просьбы, наставления. И спрашивать об Абсолютной Истине, интересоваться Богом. Такой ученик подходит как кандидат, становится хорошим кандидатом в ученики. Есть интерес к Богу и правильное отношение к гуру.
– За обращением ученика к духовному учителю, культурой отношений, за всем этим очень глубокий смысл. Потому что духовные знания очень ценны, и соответственно, чтобы получить их нужно заплатить достойную цену. Поэтому необходимо смирение, этикет, культура обращения.
– Да, не смущайтесь, когда вы увидите в каких-то телесъемках или на вайшнавских праздниках церемонии встречи духовного учителя, который приезжает, скажем, из мест паломничества или проповеднического тура. Ученики его окружают, садят на удобное место, омывают его стопы водой с лепестками роз, цветов, потом брызгаются этой водой. То есть с точки зрения материальных представлений это кажется странным, ведь ноги – это нечистое место у людей. Но у гуру стопы очень чисты, это проводники духовной энергии. Даже то место, где гуру стоял, считается священным. Мы не будем эти тонкости объяснять вглубь, но нужно еще увидеть внутренний смысл этой церемонии. Вы можете заметить, что ученики при этом не чувствуют себя подавленными или разочарованными, выполняя это. Они радостные очень, они сияющие, они осветляются как бы этой церемонией. И гуру не гордится, когда ему это делают. Наоборот, он выглядит очень смиренным, очень простым.
Да и кто такой гуру? У гуру обычно нет ничего, кроме миссии. Это не какой-то богач с Запада, который приехал с деньгами. Он обычно проповедует, и ему дают какие-то пожертвования, иногда дают, иногда не дают. Если вы увидите, как гуру живут в Святых Дхамах – они живут там просто в набедренных повязках. Как санньяси ходят, едят простые вещи, очень немного. И всё время погружены в бхаджан, в размышления о Боге. Так они проводят время в святых местах. А сюда приезжают только с целью передать эту науку. Поэтому тело гуру считается духовным, священным. А стопы – это предмет медитации для ученика, чтобы он был смиренным.
Как Иисус Христос омывал стопы ученикам. Они протестовали и смущались. «Как же так, мы должны это делать». «Нет, ведь я пришел послужить вам. Я пришел послужить вам, и вы также теперь служите друг другу». Служите гуру, служите вайшнавам, служите всем людям. Вот так мы привыкаем быть слугой гуру.
– Чему учит настоящий духовный учитель? Или чему должен учить настоящий духовный учитель?
– На самом деле духовный учитель учит только одной вещи человека, в которой есть всё необходимое для его жизни, для его совершенства. Он просто учит кто такой Бог. Обучает этому принципу, этому пониманию. То есть всю нашу жизнь мы должны изучать Бога. И гуру помогает нам в этом. Как понять Бога через деятельность, через философское познание, через глубокие размышления, медитации, через преданное служение, через любовь в конечном итоге. Это наука, которой обучает гуру. И если он не знает этой науки – это не гуру. Он не называется гуру. Он может быть учителем каких-то отдельных учений, но это не является гуру. Концепция гуру другая. Гуру связывает с Богом.
– Можно ли сказать, что есть учитель, вот мы знаем, учитель математики, учитель физики и т.д., но когда кто-то учит науке о Боге, то уже добавляется – духовный учитель?
– Да, верно. Отношения с Богом – это духовные отношения. Тот, кто обучает нас таким взаимоотношениям, называется духовный учитель. Если я имею духовного учителя, имею духовные знания, то я смогу установить духовные отношения с кем угодно. С человеком, с животным, с растением, с этим миром. Почему? Потому что есть отношения с Богом. А всё это есть энергии Бога. Таким образом, мне открывается знание о взаимоотношениях с этим миром. Таков гуру. Он учит жить с Богом.
«…Самое главное служение Гуру – это слушать. Каждый искренний ученик должен каждый день слушать лекции Гуру. Если вы будете каждый день слушать лекции Гуру, вы поймете Его желания, Его наставления, Его миссию. Вы будете все знать. И ваше сердце приблизится к сердцу Гуру. В конце концов вы будете очень чутко чувствовать Вашего Духовного Учителя...» (Индрадьюмна Свами)
Вернуться в раздел «ЗАПИСНАЯ КНИЖКА УЧЕНИКА»
Читать еще интересные статьи о духовном учителе :