Гордость и гордыня

 

Веды описывают гордыню, как страшное разрушительное качество, способное привести человека к полной деградации. В «Махабхарате» говорится, что именно гордыня является корнем всех шестнадцати видов грязи, которая присутствует в сердце человека. Любые наши недостатки или пороки берут свое начало из гордости.


Необходимо вспомнить такие понятия, как гордость и гордыня. Хотим обратить внимание, что это не одно и то же.

Гордость - это явное качество - то, что мы видим. Она может проявляться во внешних признаках, например в манере поведения - жестах, суждениях, оценках и т.д. Гордость иногда путают со вспыльчивостью. Если человек придает особое значение таким качествам, как честь, совесть, порядочность, преданность, развивая их в себе, и не спрашивает с других, не требует честности по отношению к себе - это значит, что человек идет по правильному пути, хотя для окружающих он может казаться гордецом. Если человек начинает желать, чтобы его ценили, уважали за его хорошие качества, чтобы к нему относились так же, как он относится к людям, а они этого не делают - возникает обида. В его душе поселяется недовольство поведением окружающих, за этим и осуждение, а это уже ГОРДЫНЯ. Человек сам не замечает, как прекрасные качества, качества, которые он в себе воспитал, сделали его, по сути, несчастным: «Я же такой хороший, а меня все обижают, не ценят, обманывают» и т.д.

Гордыня - тайное чувство, эмоция, которая спрятана в глубине нашей души. Это то, что человек не видит и часто не хочет замечать. Внешне она никак не проявляется, человек спокоен и вежлив, приятен в общении, а внутри у него - чувство самодовольства. И если сделать какое-либо замечание, он обидится до глубины души и подумает, а то и скажет: «Ты в сто раз хуже меня, и еще мне указываешь» - это явно указывает на гордыню.

Конечно, чтобы справиться с собой и разглядеть в себе это, некоторым потребуется не один год. Но смысл в том, чтобы идти по правильному пути и стараться изменить себя, а не окружающий нас мир. Это - очень трудно, это - большой и кропотливый труд, но он необходим, иначе ни одна из наших проблем не решится и будет превращаться в снежный ком. Перейдем к разбору «своих» недостатков:

1. Скрытое любование собой или, наоборот, - явная переоценка своей внешности. «Люби меня такой, какая я есть».
Разберем сначала второй вариант, так как он наиболее понятен: «Я думаю приблизительно так: я красивая (или симпатичная), а он об этом мне не говорит, мало уделяет мне внимания, может, он не любит меня? Может, мне изменить свою внешность?»

В подобных размышлениях видно явное завышение оценки своей внешности. И сколько бы мне внимания не уделяли, мне кажется мало. Я думаю о перемене внешности, чтобы стать еще ярче и тем самым обратить на себя внимание. Но я не думаю о перемене характера, я и так себя люблю. Пусть окружающие меняются, ведь это они не замечают моей красоты. Такой ход мысли говорит о том, что я хочу, чтобы земля вращалась вокруг меня, только не желаю в этом признаться себе самой. Именно гордыня подталкивает меня к желанию и требованию повышенного внимания к себе.

Рассмотрим первый вариант - скрытое любование собой. Если в моей душе рождается чувство, что меня недооценивают, - пусть я некрасивая, но у меня много других положительных качеств, которые целиком восполняют недостаток красоты. Почему же партнер и окружающие люди этого не видят? Мне хочется, чтобы на меня больше обращали внимания, чтобы меня заметили и оценили. В чем я ошибаюсь? А в том, что эти достоинства замечаю только я, это только мое личное мнение, а не мнение окружающих. Желание, чтобы меня оценили, возникает из-за моей собственной переоценки себя. Я должна понять, что люди видят меня и ценят такой, какая я есть на самом деле, а не такой, какой я вижу себя сама. Гордыня не дает увидеть себя в истинном свете, это и приводит к самообману.
Казалось бы, два противоположных примера, а причина одна - ГОРДЫНЯ. Здесь возникает вопрос: что же, любить себя нельзя? Нет, любить себя обязательно надо. Только без осуждения и требований к окружающим, без обид и упреков. Ведь люди, которые нас окружают, даны нам именно для помощи. А мы, вместо того, чтобы принять эту помощь с благодарностью, отворачиваемся и оскорбляемся. Вот в чем ошибка.

2. Попробуем рассмотреть, почему человек систематически не выполняет данные мне обещания. Здесь может быть три варианта.

а) Когда я оказываю давление, и человек обещает все, что хочешь, лишь бы я «отстала». Я не считаюсь с возможностями и желаниями другого человека и требую то, что надо мне. И ему ничего не остается, как пообещать и не сделать.

б) Второй вариант: я порядочный, никого не обманываю, чрезмерно доверяю людям - значит, и люди не должны подводить меня - так я думаю. Мнение людей противоположно. Неверная самооценка приводит меня к самообману и излишней доверчивости, и в этом моя ошибка.

в) И третий вариант: сама люблю слукавить, приукрасить, считая, что таким образом более удачно себя преподнесу. Это желание выделиться, быть лучше других - тоже является причиной обмана: я - по мелочам, меня - по большому счету. Ведь я думаю, что умнее других, догадливее, сообразительней, а оказывается - не так. Находится человек, который во много раз опередил меня по этим показателям. Корнем приведенных ошибок является гордыня. В первом варианте - желание подавить другую личность. Во втором - думая о себе, что меня уважают. И в третьем случае - что я умнее других. Возникает вопрос: что же, нельзя доверять людям? Доверять можно и просто необходимо, но опираясь не на собственное мнение о себе. Доверяй, но проверяй - для того, чтобы доверие не переросло в глупость.


3. Ложная скромность. Скромность - это прекрасно, если это истинная скромность, а не напускная. Ведь истинно скромного человека хвастовство не раздражает. А если в нас рождаются мысли осуждения, например: «у меня тоже есть многое, а я молчу, не хвастаюсь» - это уже не скромность. Настоящая скромность, идущая из сердца, из глубины души, - отличается от напускной, ложной скромности, рождающейся из-за гордыни, от желания быть лучше других, от чувства превосходства. Именно эта человека заставляет промолчать. Так что если нас раздражает хвастовство человека, то это не что иное, как гордыня.

Существует еще и другой вид скромности — «комплекс неполноценности», — он тоже является «перекосом». Это мы будем рассматривать в отдельном примере.

4. Аккуратность - повышенная требовательность к людям «смотри на меня — делай как я». Человек чрезмерно ценит аккуратность и недоумевает - как же можно по-другому? Его раздражает все, что не соответствует его идеалам чистоты и красоты. Конечно, чистота и красота - это хорошо, но нельзя под свои идеалы подстраивать всякого человека. Именно гордыня не дает изменить свое отношение к людям. О, что же теперь, жить в грязи? Нет. Учиться - не раздражаться и не осуждать.

5. Скупость - почему человек мне кажется жадным? А это ни что иное, как желание посчитать чужие деньги, при этом, не умея их зарабатывать. Я думаю приблизительно так: «Подумаешь, тратить с умом не умею, да ты просто даешь мало». Это происходит от желания тратить больше, чем заработано, и тоже своего рода гордыня - только хорошо замаскированная.

6. На меня повышают голос - нежелание слушать то, что говорят, я считаю это глупостью, мне это не пригодится - самоуверенность, а значит - гордыня.

В результате анализа мы определили направления, по которым следует работать над собой - это можно сказать одной «фразой: переоценка себя, с определением основной причины - ГОРДЫНИ.

Именно гордыня лежит в основе всех неправильных убеждений. Казалось бы, такие разные ошибки, а причина - одна.

Гордыня ведет к нарушению двух первых заповедей. Это есть - грех тайный и хорошо замаскированный. Человеку трудно отыскать его в себе. Он может проявляться в разных формах, и бороться с таким противником очень сложно. Зеркальное отражение реальности заставляет признать, - что черты характера и манеры поведения, увиденные нами в других - в той или иной степени присутствуют в нас. Признать собственные проблемы очень трудно, поэтому в таблице мы прибегаем к рассмотрению «чужих» недостатков. Восприятие окружающего мира отображает собственное состояние души.

 

Несколько интересных цитат

Гордый полагается только на себя, смиренный управляется Богом.

Гордость - источник всех пороков, смирение - мать всех добродетелей.

Гордый всегда обижен. Смиренный никогда не сердится, потому что ничто его не оскорбляет.

Гордый ищет особой любви к себе, смиренный любит сам, ничего не ожидая взамен.

Гордый хочет быть уникальным. Смиренный находит удовольствие в том, чтобы заниматься самыми простыми и обыкновенными делами.

Только в смирении правда. Все хорошее, что есть в нас (таланты, способности, красота и т.п.) мы получили от Бога. Как можно гордиться тем, что сделано не нами, а Им?

Если Вы смиренны, ничто не вскружит вам голову, и никто не обидит вас, потому что вы знаете, что вы представляете собой на самом деле. Если вас обвинят во всех грехах, вы не впадете в отчаяние. Если вас назовут святым, вы не возведете себя на пьедестал. Не стоит волноваться о том, что думают о вас люди.

Кто ищет и любит только самого себя, тот всегда исполнен беспокойства и горести; кто, забывая самого себя, ищет во всем только Бога, тот сохраняет душу свою в мире.

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж

 

Если вас интересует эта тема, то глубже изучить её поможет семинар Шри Джишну прабху (Сергей Тимченко) «54 признака гордости». Это ценнейший материал для повседневной жизни и для работы над своим внутренним миром, т.к. именно Внутреннее формирует Внешнее.

 

Итак, Гордыня - это ... 

Рекомендуем перейти к статье "54 признака гордыни"


 

Читать еще интересные материалы по теме :

 

Сейчас 132 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Гордость и гордыня. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator