Взаимоотношения гуру и ученика. Ч.3.

Эссе Его Святейшества Шачинандана Свами 
Взаимоотношения гуру и ученика. Часть 3.



Стремление и честность  

В «Према-виласе» Нитьянанда дас пишет, что искренний ученик должен с замиранием сердца ожидать того часа, когда духовный учитель прольет на него свою милость. Прочтем несколько стихов: 

«Духовный учитель дарует милость ученику, когда видит, что тот очень и очень желает ее обрести. Лишь немногие понимают этот закон» (108). 

«Гуру дает ученику наставления, соответствующие решимости сердца ученика. Если ученик не обладает соответствующими качествами, милость не придет» (109). 

«О Нароттама! Услышь эту древнюю мудрость. Только по этой причине милость Кришныне пробуждается [в том или ином ученике]» (110). 

Духовный учитель — наш лучший друг, и в наших же интересах быть предельно честными в том, что мы ему говорим и как себя ведем. 

Есть ученики, у которых в отношениях с духовным учителем два лица. В его присутствии они ведут себя идеально, пытаясь пустить пыль в глаза и заполучить его расположение. Но, стоит учителю уехать, как они забывают о его наставлениях и ведут себя совсем по-другому. Кого они хотят одурачить? 

Духовному учителю ничего не стоит проникнуть в ум ученика. Духовный учитель хочет знать, что происходит в недрах сознания ученика, и он способен видеть сквозь внешний лоск. 

Поэтому лучшим решением будет изгнать из своей жизни лицемерие и лишь затем приглашать в свою жизнь духовного учителя, молить его оставаться с нами и вести по жизни, просить у него позволения обращаться к нему за советом и брать с него пример. Также важно быть честным в тех сферах, где нам требуется работать над собой. В притворстве нет ничего хорошего. 

Следует быть честным перед собой, поскольку трезвый взгляд на самого себя образует хорошую стартовую площадку для духовной жизни. 

В ходе своих семинаров я иногда прошу аудиторию разбиться на пары, а затем предлагаю одному из них прочитать круг джапы, а другому — послушать. При этом я прошу читать по-обычному, не стараться. Так, чтобы партнер мог сказать, что` можно улучшить в джапе, а читающий — получить максимум пользы из этого упражнения.  

Подобным же образом мы должны оставаться самим собой в присутствии духовного учителя. Конечно, не нужно демонстрировать все свои недостатки, но важно быть (1) честным, (2) открытым и (3) простым в общении с ним, так чтобы духовный учитель смог помочь нам. 

Некоторые считают, что следует показывать себя с лучшей стороны, мол, так мы оказываем уважение к гуру. Но задумаемся о значении слова «уважать». Некоторые ученики путают уважение с боязнью; в присутствии гуру они готовы сквозь землю провалиться, они боятся раскрыть рта или, не дай Бог, сделать что-то не то. Но такой эмоциональный паралич не нужен никому. Невероятно, но факт: такой паралич происходит из-за эгоистичного ума, а не на основе подлинного уважения. Человек просто боится выглядеть глупо в глазах духовного учителя. Но как говорится в одной немецкой поговорке: «Лучше выглядеть дураком пять минут, чем ходить в дураках всю жизнь».

С другой стороны, быть «самим собой» не значит, что мы станем обращаться с духовным учителем, как со своим приятелем. Во взаимоотношениях важен баланс (разум). Если мотивы наши правильные и ведем мы себя по-простому, нам в отношениях с духовным учителем не нужно будет изображать из себя того, кем мы не являемся. 

Не бойтесь признаться в собственных слабостях, не бойтесь говорить с ним о проблемах. Напротив, стремитесь к улучшениям и одновременно с этим искренне ищите его совета. 


Освобождая место в своей жизни для духовного учителя 

Приглашая, кого-либо в гости на определенный срок, мы должны быть уверены, что можем позаботиться о его нуждах. Долго ли останется гость в нашем доме, если ему нечего есть, негде спать и нечем умываться? Посещение будет коротким. Несмотря на то, что этот пример не позволяет до конца понять, что происходит, когда мы не обеспечиваем достаточно места в нашей жизни для гуру, он (пример) позволяет понять главное: приглашая кого-либо в нашу жизнь, мы должны обеспечить все необходимое для него. 


Что же мы можем предложить нашему духовному учителю, чтобы он оставался с нами? 

Мы можем предложить ему наше желание и готовность идти все дальше и дальше под его руководством по пути обратно к Богу. Все другое придет, когда это условие будет соблюдено. Где бы мы сейчас ни находились, мы должны изо всех сил стремиться идти все к новым и новым высотам на этом пути. Как только это стремление пробудится в нас, мы станем самопроизвольно следовать его наставлениям, поддерживать отношения с преданными и заниматься духовной практикой с искренним чувством. И это все, что от нас требуется. 

 
Заключение 

Вот мы и подошли к концу этой статьи. Я искренне надеюсь, что мне удалось до какой-то степени осветить динамику развития правильных отношений между гуру и учеником. Разумеется, эти заметки — всего лишь указатели на дороге. Они помогут нам в путешествии, но не заменят самого путешествия. По мере того, как наше сознание Кришны будет углубляться, мы будем ощущать все большую близость с нашим духовным учителем, и также нам станет доступнее его настроение. Как только мы по-настоящему проникнемся настроением духовного учителя, удивительные отношения двух сердец — гуру и ученика — станут возможными, и ученик ощутит поток вдохновения и любви, который нахлынет на него и поведет дальше по жизни. Говорится, что, когда настроение ученика становится единым с настроением гуру, ученик по-настоящему, в первый раз, встречается с духовным учителем. Именно с этого момента начинают открываться подлинные богатства взаимоотношений гуру и ученика. 
 
С пожеланиями удачи и огромной духовной силы, Шачинандана Свами. 

 

 

Сейчас 104 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Взаимоотношения гуру и ученика. Ч.3.. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator