Сапхала экадаши
Шри Экадаши - традиция праздновать каждый одиннадцатый день возрастающей и убывающей луны - описывается как в древнейших шрути, так и в более поздних смрити. Шрути - знания, приобретаемые в процессе слушания духовного учителя, который пересказывает изначальные ведические писания (Веды и Упанишады), поведанные некогда Самим Всевышним Господом, а смрити — богооткровенные писания, дополняющие шрути.
Таким образом, традиция празднования Шри Экадаши не является веянием моды или человеческой прихотью, но является фундаментом наиболее авторитетного духовного пути к совершенству.
Если западные историки считают, что появление письменности является первым признаком зарождения цивилизованного общества, то восточные, напротив, видят в этом начало деградации. Знание изначально передавалось изустно, поскольку человеческая память была совершенной – слово в слово наставления Бога передавались от учителя ученику.
Подобным образом, история Сапхала Экадаши начинается с вопросов царя Юдхиштхиры Шри Кришне о том, как удовлетворить Бога в этот день. Ответ был таков: «О лучший из царей, так как ты хочешь слушать, Я полностью опишу тебе славу Сапхала Экадаши. Я не так доволен жертвоприношениями или пожертвованиями, как соблюдением полного поста в этот день. Поэтому, по мере сил, надо поститься в Экадаши, день Господа Хари…»
Сегодня мы поведаем о славе Пауша-Кришна или Сапхала Экадаши, взятое из Бхавишья-уттара Пураны.
«... ни одно жертвоприношение или паломничество не принесёт благо равное или превышающее благо от поста в Сапхала Экадаши».
Всевышний Господь Шри Кришна
«Я не так доволен жертвоприношениями или пожертвованиями, как соблюдением, особенно полного, поста в Экадаши»
Всевышний Господь Шри Кришна
Поэтому одним из способов улучшить свои отношения с Господом Шри Кришной - пост в Экадаши - день Господа Хари (устраняющего все препятствия с пути духовного развития человека).
История Сапхала экадаши
Юдхиштхира Махараджа сказал: “О Шри Кришна, как называется экадаши темной половины месяца пауша (декабрь-январь)? Как соблюдать его и какому Божеству поклоняться в этот день? Пожалуйста, поведай мне это, о Джанардана”.
Всевышний Господь молвил: “О лучший из царей, так как ты хочешь слушать, Я полностью опишу тебе славу Пауша-Кришна экадаши.
Я не так доволен жертвоприношениями или пожертвованиями, как соблюдением Моими преданными полного поста в экадаши. Поэтому, по мере сил, надо поститься в экадаши, день Господа Хари. О Юдхиштхира, в полном сосредоточении слушай славу Пауша-Кришна экадаши, который выпадает на двадаши. Как Я объяснил раньше, не надо делать различия между многими экадаши. О царь, на благо всего человечества Я опишу сейчас тебе способ соблюдения Пауша-Кришна экадаши.
Пауша-Кришна экадаши известен также как Сапхала-экадаши.
В этот день надо поклоняться Господу Нараяне, он является его правящим Божеством. Надо следовать описанным раньше способам поста.
Как среди змеев лучший - Шеша-нага, среди пернатых - Гаруда, из жертвоприношений наилучшее Ашвамедха-ягья, а из рек наилучшая - Мать Ганга, среди богов - Господь Вишну величайший, а из дваждырожденных брахманы лучшие, так из всех дней экадаши - лучший.
О первый из царей, рожденный в династии Бхараты, тот, кто строго соблюдает экадаши, становится очень дорог Мне, и, конечно же, всячески почитаем Мною. Выслушай сейчас, как Я опишу процесс соблюдения Сапхала экадаши.
В Сапхала экадаши Мой преданный должен поклоняться Мне, предлагая свежие фрукты соответственно месту, времени и обстоятельствам, и медитировать на Меня как на всеблагую Высшую Личность. Он должен поднести Мне плод джамбира, гранат, бетель, кокосовый орех, гуаву орехи, гвоздику, манго и различные виды ароматических пряностей. Также он должен предложить Мне благовония и светильник на гхи. Так как предложение светильника в Сапхала экадаши особенно благоприятно, преданный должен стараться бодрствовать всю ночь.
Сейчас, пожалуйста, выслушай с неослабным вниманием, каковы блага поста и всенощного бодрствования. О лучший из царей, ни одно жертвоприношение или паломничество не принесет блага, равного или превышающего благо от поста в Сапхала экадаши. Такой пост - особенно если бодрствовать всю ночь, даст искреннему преданному тот же результат, что и аскетическая практика на протяжении пяти тысяч лет.
О лев среди царей, пожалуйста, слушай прославленную историю этого экадаши.
«Это случилось в городе Чампавати, которым правил святой царь Махишмата. У него было четыре сына. Старший из них, Лумпака, всегда был занят очень греховной деятельностью — недозволенным сексом с чужими женами, азартными играми, постоянно общался с известными проститутками. Своими злонамеренными поступками он постепенно растратил богатство отца, царя Махишматы; также Лумпака стал критиковать полубогов и брахманов и каждый день поносил вайшнавов. В конце концов, царь Махишмата, видя состояние своего сына, изгнал его в лес. Лумпака был так греховен, а царь так гневен, что из страха перед ним даже сострадательные родственники не стали защищать Лумпаку.
Изумлённый этой ссылкой, Лумпака задумался: “Отец изгнал меня, и даже родственники не возражали. Что мне теперь делать?” Он строил греховный план: “Под покровом тьмы я проникну в город и похищу его сокровища. Днем я буду оставаться в лесу, а ночью вернусь в город”. Думая так, он вошел в темный лес. Днем он убивал многих животных, а ночью воровал в городе ценности. Горожане несколько раз арестовывали его, но из страха перед царем они оставили его в покое. Они решили, что царевич из-за грехов прежних рождений потерял свои царские достоинства и действует так греховно.
Хотя Лумпака был мясоедом, он каждый день ел также и фрукты. Случилось так, что он жил под баньяновым деревом, которое очень дорого Господу Васудеве. Многие поклонялись этому дереву как богу всех растений в лесу. В то время, как Лумпака совершал столько греховных и недостойных поступков, наступил Сапхала экадаши. Накануне экадаши он провел всю ночь без сна, т.к. воздух был холодным, а его одеяло - тонким. Холод не только украл у него покой, но и почти убил его. Когда взошло солнце, он стучал зубами и находился почти в коматозном состоянии. Всё утро того дня, который оказался днем экадаши, он не мог выйти из оцепенения.
Когда наступил полдень Сапхала экадаши, грешник Лумпака встал и смог покинуть свое место под баньяновым деревом. Но с каждым шагом он спотыкался. Он шел по лесу медленно и неуверенно, подобно хромому, страдая от голода и жажды. Лумпака был так слаб, что не смог в тот день убить ни одного животного. Это заставило его собрать кое-какие фрукты, упавшие на землю. Когда он вернулся к баньяновому дереву, солнце садилось. Положив фрукты рядом с собой на землю, Лумпака запричитал: “О горе мне! Что мне делать? Дорогой отец, что стало со мной? О Шри Хари, пожалуйста, будь милостив ко мне и прими эти фрукты!” Он был вынужден вновь провести всю ночь без сна, но тем временем Верховная Личность Бога, Мадхусудана, остался доволен подношением лесных плодов Лумпакой и принял их. Помимо воли Лумпака провел экадаши в полном посте, и это позволило ему без дополнительных препятствий вновь обрести царство.
Выслушай, О Юдхиштхира, что случилось о сыном царя Махишматы, когда лишь часть полученного блага пустила росток в его сердце.
На следующий день, когда взошло прекрасное солнце, перед Лумпакой появился дивный конь и остановился возле него. Одновременно с чистого неба внезапно донесся голос: «Этот конь твой, Лумпака. Оседлай его и немедленно отправляйся навестить свою семью! О сын царя Махишматы, милостью Господа Васудевы и благодаря соблюдению тобой Сапхала экадаши, твое царство без дальнейших помех вернется к тебе. Таково благословение, полученное тобой соблюдением поста в этот благоприятный день. Сейчас иди к отцу и займи свое законное место в династии».
Выслушав эти божественные слова, Лумпака вскочил на коня и поскакал в город Чампавати. Благодаря соблюдению Сапхала экадаши, он стал лучшим царевичем, чем раньше, и смог погрузить свой ум в лотосные стопы Верховной Личности Бога Хари. Иначе говоря, он стал Моим чистым преданным.
Лумпака выразил отцу, царю Махишмате, свое смиренное почтение и принял обязанности царевича. Видя своего сына с вайшнавскими украшениями и тилакой, царь Махишмата дал ему царство и Лумпака беспрепятственно правил много-много лет. Каждый раз, когда наступал экадаши, он поклонялся Всевышнему Господу с великой преданностью. По милости Шри Кришны он получил чудесную жену и замечательного сына.
В старости он передал царство сыну - точно так же, как получил его от своего отца - а сам отправился в лес, служить Всевышнему Господу, управляя умом и чувствами. Очистившись от всех материальных желаний, он оставил тело и вернулся домой, обратно к Богу, заняв место у лотосных стоп Господа Шри Кришны.
О Юдхиштхира, тот, кто обращается ко Мне, как Лумпака, полностью освободится от тревог и сожалений. Несомненно, каждый, кто правильно соблюдает этот великий Сапхала экадаши, - пусть даже ненамеренно, подобно Лумпаке, — будет прославляем в этом мире. Он полностью освободится от смерти и возвратится на Вайкунтху, в этом нет сомнения. Кроме того, тот, кто просто слушает прославление Сапхала Экадаши, получит ту же награду, что и совершающий Раджасуйя-ягью, и, по крайней мере, попадает в следующем рождении на райские планеты”.
Так заканчивается повествование о славе Пауша-Кришна экадаши, или Сапхала-экадаши, взятое из Бхавишья-уттара Пураны.
Желаем успешного соблюдения Сапхала Экадаши!
Прервать пост в двадаши с 07:28 до 09:17
Читать еще интересные статьи об Экадаши на нашем сайте :
- Значение поста в Экадаши. Виды и правила соблюдения поста.
- Священные писания о важности Экадаши
- Как соблюдать сухой пост в Экадаши?
- Экадаши. Правила и предписания
- История Шри Экадаши
- Сухое голодание в Экадаши
- Рецепты экадашных блюд