Йогини экадаши
Йогини экадаши освобождает людей, тонущих в бескрайнем океане материального существования, и доставляет его к берегу духовного мира. Во всех трех мирах он является главным из священных дней поста.
Йогини Экадаши – это праздник, который отмечается каждый одиннадцатый лунный день лунного цикла всеми теми, кто знает традиции и культуру Древнего Востока. Жизнь дана для того, чтобы возвыситься через служение Высшему.
В «Брахма-ваиварта-пуране» говорится, что тот, кто постится в экадаши, освобождается от всех последствий греховных поступков и его праведность возрастает. Главное, однако, не в том, чтобы просто соблюдать пост, а в том, чтобы укрепить свою веру в Говинду, Кришну, и любовь к Нему. Истинный смысл поста в экадаши заключается в том, чтобы свести к минимуму запросы тела и максимально использовать время для служения Господу - повторения мантры и другой деятельности в преданном служении. Лучшее, что можно делать в день поста - это вспоминать об играх Говинды и постоянно слушать Его святое имя. (Из книги Шрилы Прабхупады «Нектар преданности»)
Слава Йогини Экадаши, который приходится на период убывающей луны в месяце июне/июле, описана в «Брахма Ваиварта Пуране» в беседе Господа Кришны и Махараджа Юдхиштхиры.
Юдхиштхира Махараджа сказал:
"О Всевышний Господь, я выслушал славу Нирджала экадаши, который приходит в светлую половину месяца джйештха. Теперь я хочу услышать о экадаши темной части месяца ашадха (июнь-июль). Милостиво опиши мне его в деталях, о убийца демона Мадху".
Всевышний Господь Шри Кришна ответил:
"О царь, я поведаю тебе о лучшем из всех дней поста, экадаши, приходящем в темной части месяца ашадха. Известный как Йогини экадаши. Он уничтожает последствия всех видов грехов и дарует высшее освобождение. О лучший из царей, этот экадаши освобождает людей, тонущих в бескрайнем океане материального существования, и доставляет его к берегу духовного мира. Во всех трех мирах он является главным из всех священных дней поста.
Я открою тебе эту истину, поведав историю, упомянутую в Пуранах.
Царь Алакапури - Кувера, казначей полубогов, - являлся чистым преданным Господа Шивы. У него был личный садовник, которого звали Хемамали. У Якша Хемамали была очень красивая жена Сварупавати, с прекрасным станом и чарующим взглядом, и он был страстно в нее влюблен.
Ежедневной обязанностью садовника было ходить к озеру Маносароваре и собирать там прекрасные цветы для своего господина Куверы, которые он использовал в поклонении Господу Шиве.
Так, однажды, Хемамали, срезал цветы на озере, но вместо того, чтобы сразу отнести их своему господину, он пошел к жене. Ивернулся во дворец Куверы много позже, поглощенный любовными забавами с красавицей-женой.
В положенный час, в то время, как Хемамали наслаждался с женой, Кувера начал поклоняться во дворце Господу Шиве и вдруг обнаружил, что цветы не были подготовлены к полуденной пудже. Это привело великого полубога в сильный гнев! Он строго спросил у посыльного : "Почему садовник не приготовил цветы для поклонения? Срочно узнать и доложить мне!"
Послушный слуга тотчас вернулся с ответом: "О мой Господин, дело в том, что Хемамали наслаждается сексом со своей женой". Услышав это, Кувера разгневался ещё больше и срочно приказал падшему слуге явиться во дворец. Зная, что он сильно пренебрег своей обязанностью, Хемамали в великом страхе приблизился к господину. Садовник выразил почтение и предстал перед господином, чьи глаза от гнева налились кровью, а губы дрожали. В бешенстве Кувера набросился на Хемамали: "О греховный нечестивец! Нарушитель принципов религии! Ты оскорбил полубогов! Поэтому я проклинаю тебя: ты будешь страдать от белой проказы и разлуки с любимой женой! Ты достоин только великого страдания! О низкорожденный глупец, оставь сейчас же это место и ступай на низшие планеты!"
И при этих словах в мгновение ока Хемамали пал из Адакапури и, согласно проклятью, заболел ужасной белой проказой. Он очутился в страшном дремучем лесу, без еды и питья, проводя свои дни в тяжелых страданиях от боли. Он страдал и днем, и ночью, и зимой и летом. Но так как Хемамали искренне продолжал поклоняться Господу Шиве, его сознание осталось чистым и твердым. Даже опутанный великим грехом и его последствиями, он помнил свою прошлую жизнь, так как был благочестивым. Так он скитался по степям и горам, и пришел к обширной Гималайской гряде.
Там ему выпала большая удача предстать перед великим святым Маркандеей Риши - лучшим из аскетов, чья жизнь, как говорят, равна семи дням Брахмы (1). Маркандея, спокойно сидящий в своем ашраме, сиял как второй Брахма. Хемамали, чувствуя себя очень падшим, остановился на расстоянии от величественного святого, выразил ему почтеннейшее смирение и вознес молитвы. Маркандея, всегда заботящийся о других, увидел прокаженного и сказал ему: "Какие греховные поступки ты совершил, что заслужил это ужасное страдание?" На что Хемамали ответил: "Дорогой господин, я якша, слуга Господа Куверы, и зовут меня Хемамали; моим ежедневным служением было срезать цветы у озера Маносаровара для моего господина, который поклонялся Господу Шиве, но однажды я не пришел с подношением, так как был поглощен страстью к своей прекрасной жене. Узнав, почему я отсутствую, мой господин в великом гневе проклял меня, и теперь я лишен дома, жены и служения, но, к счастью, сейчас я стою перед тобой и могу получить от тебя великое благословение, ибо знаю, что преданные Всевышнего Господа всегда заботятся о других в своем сердце. Это их великое естество. О лучший из святых, пожалуйста, помоги мне!" (2).
Маркандея Риши ответил: "Так как ты рассказал мне всю правду, я поведаю тебе о дне поста, который принесет великое благо. Если ты постишься в экадаши темной половины месяца ашадха, ты несомненно освободишься от ужасного проклятия". Услышав это благословение от прославленного святого, исполненный благодарности Хемамали упал на землю и выразил ему свое смиренное почтение. Маркандея остановил и поднял Хемамали, наполнив того невыразимым счастьем.
Хемамали строго провел пост в экадаши так, как его научил святой, и благодаря этому стал тем же самым якшей. Затем он вернулся домой, где и дальше жил со своей женой очень счастливо".
Господь Кришна завершил: "О Юдхиштхира, ты легко можешь видеть, что пост в Йогини экадаши очень могущественен и благоприятен. Благо, обретаемое накормившим восемьдесят восемь тысяч благочестивых брахманов, достигается простым соблюдением полного поста в Йогини экадаши.
Так заканчивается повествование о славе Ашадха-Кришна экадаши, или Йогини экадаши, из Брахма-вайварта Пураны.
Тот, кто постится в этот священный Экадаши, разрушит нагромождение последствий прошлых грехов и станет более благочестив.
Прервать пост в двадаши с 04:44 до 09:58
Примечания
1. Говорится, что один день Брахмы (12 часов) длится 1000 циклов четырех юг: Сатья, Трета, Двапара и Кали. Так как эти четыре века длятся 4 320 000 лет, полный двенадцатичасовый день Брахмы составляет 8 640 000 000 лет, и семь этих дней составляют 60 480 000 000 лет. Такова продолжительность жизни Маркандейи Риши, самая длинная на Земле.
2. Ведическая литература утверждает: "Так же, как реки не пьют свою воду, но несут ее на благо другим, так же, как плодовые деревья не едят своих плодов, но дают их другим, и так же, как тучи не пьют свой дождь, но проливают его для других, так и святые живут только для других".
Чанакья Пандит говорит: "Простое созерцание чистого преданного Кришны более очищающе, чем посещение святых мест паломничества, так как святое место может очистить спустя длительное время, а взгляд чистого преданного очищает мгновенно".
3. Так как Хемамали пожелал вернуться на небесные планеты к своей жене, соблюдение им экадаши согласно его желанию принесло материальный результат. Но преданный Кришны соблюдает экадаши, желая только лишь увеличить свою преданность Господу, и так он обретает духовные награды.
Читать еще интересные статьи об Экадаши на нашем сайте :