Сотрудничать - уважать чужой опыт


Знание не дает права оскорблять...

Вначале небольшая притча.

Однажды жил-был один очень благочестивый царь. Он не хотел тратить деньги из царской казны на свои личные нужды. (Многие до сих пор стараются вести себя так же. Так например, Мэр Нью-Йорка не получает зарплаты и отказался от проживания в полагающейся градоначальнику резиденции за счет казны города).

Так вот, чтобы заработать деньги, этот благочестивый царь собственноручно переписывал священные трактаты, а затем продавал эти книги и таким образом мог покрывать свои личные расходы. Так что о санкиртане уже давно было известно, и разумные люди испокон веков поддерживали свои семьи, распространяя духовную литературу. Брахманическая деятельность – это не жить впроголодь и ходить в рванье, а проповедовать практично, так, чтобы и на жизнь хватало, и можно было бы что-то на пожертвования оставить. Правда, в наше время практичности бояться. Это признак фанатизма, который не позволяет нам эффективно осуществлять наши проекты.

Как не странно, но один из признаков игры в духовность состоит в том, что нас не интересует материальный результат. Нам все равно, насколько мы практичны и эффективны. Для нас главное просто преданное служение, без всех его сопутствующих факторов. И это значит, что мы играем в преданное служение, так как в игре нет денег, нет уголовного и гражданского кодекса, нет ответственности, нет займов, нет долгов, в игре ничего нет, так как ее можно легко остановить. И в результате такой игры в духовность наши духовные проекты разрушаются, погибая под руинами долгов, займов, ответственности и законов. Чтобы осуществить проект, надо перестать играть в осуществление проекта. Надо хорошо продумать финансовую составляющую, так, чтобы денег хватало на развитие проекта, надо продумать защиту со стороны законности, предусмотреть все сложности и неожиданности. И все это называется принципом практичности, который мы так часто путаем с корыстью.

Корысть - это практичность, направленная на самого себя. Но корысть, направленная на Бога - это практичность. Наше служение должно быть настолько практичным, чтобы оно могло продолжаться вечно...

Итак, однажды во дворец пришел великий пандит. Он застал царя за переписыванием трактата и какое-то время наблюдал за ним. Вскоре царь перестал писать и начал беседовать с гостем. слове, которое переписывали, - сказал пандит. 
- Ваше Величество, к сожалению, вы допустили ошибку в одном
Царь обвел слово, которое пандит хотел исправить, затем соскоблил его и вписал то, что предложил пандит. Пандит был польщен тем, что царь прислушался к его мнению. Между тем, когда пандит ушел, царь снова стёр это слово и написал то, что было раньше. 
- Зачем вы это сделали? - спросили царя стражники. - Если в первый раз это слово было написано правильно, то зачем вы исправили его? 
- Хоть я и царь, но он - пандит и понимает в этом куда больше моего. К сожалению, в этом случае он ошибся. Но если бы я сказал ему, что он неправ, то его гордость была бы задета. Я написал неправильное слово, чтобы не смущать его. Но я не хочу оставлять здесь этот неправильный вариант. Иначе люди купят книгу с ошибкой, - продолжал царь. - Нет никакой чести в том, чтобы обижать людей, даже если ты прав. Мне ничего не стоит быть скромным, особенно если это касается книг. Если бы он советовал мне, как управлять царством, думаете, я стал бы его слушать? Управление царством - другое дело. Но всегда хорошо проявлять уважение к знаниям человека в его области.

В этой истории дается подсказка о том, как действовать в кругу мудрецов, где каждый является специалистом в той или иной области. Веды открываются каждому человеку немного по-разному. Поэтому у нас есть некоторые разногласия по каким-то аспектам философии и даже практики духовного развития. Тот же мешочек для четок в разных традициях шьют по-разному, а уж если спросить, какого он цвета должен быть, тут может и религиозная война начаться... Но понимая культуру взаимоотношений, мы можем прекрасно сосуществовать вместе, не конфликтуя и не оскорбляя друг друга.

В игре всегда есть какое-то противостояние. То красные против белых, то белые против красных. Игра без противостояний не интересна. Поэтому играя в духовность, мы тоже все время ищем того, с кем можно было бы поспорить, поконфликтовать, повоевать. 

И выйти из игры, как мы понимаем тоже легко, просто не надо видеть врага в том, с кем надо сотрудничать. Пусть он другой, пусть он совсем не такой, как мы, но если перестать играть в войнушку, можно сотрудничать с любым человеком, и это делает служение интересным.

Так, меня часто спрашивают, что делать, если после свадьбы вдруг оказалось, что муж и жена абсолютно разные люди? И я отвечаю, что в этом случае надо радоваться, - вам очень повезло. Потому что разным людям интересно вместе. Они по-разному видят мир и им всегда будет, о чем поговорить друг с другом. Если мы одинаковые, то нам быстро становится скучно. Если бы вы знали, о чем я сегодня буду говорить, то вы бы просто не пошли на эту лекцию и все...

И секрет в том, что исправлять человека надо так, чтобы не задевать его профессиональную гордость. Профессиональная гордость – это реальный опыт человека, который нельзя не признавать. Это большое культурное преступление. Не признавая профессиональные заслуги, мы тем самым перекрываем систему передачи знаний, которая основана на уважении того, у кого больше опыта.

Играть - это значит подразумевать, что ни у кого нет, ни какого прошлого. Красный может стать белым, а белый может в любой момент стать красным. Но в реальной жизни это не так, в нас есть свой опыт и мы не можем от него отказаться, он заставляет нас действовать определенным образом и выйти из игры - это признать, что у каждого есть свой опыт и этот опыт требует признания и уважения. Ведь что такое Сознание Кришны - это задействование своего опыта в служении Кришне, а не отказ от своего опыта...

Как бы нам не казалось, что мы видим какую-то философскую истину, которую не видят другие, если более опытный и квалифицированный специалист в философии говорит нам, что не стоит концентрироваться на этом философском моменте, значит лучше так и сделать.

Время от времени у нас проявляется жажда правдоискательства. Нам кажется, что от нас что-то скрывают, что нам что-то не договаривают, что существует какая-то тайна, которую можно узнать и так совершить прорыв в духовном развитии. Правда состоит в том, что если мы узнаем то, что от нас скрывают старшие, мы не прорыв совершим, а оскорбления. И умение ценить то, что есть личности, которые заботятся о нас и не говорят нам то, что может повредить нашему спокойному развитию, и является признаком нашей мудрости и продвинутости. От ребенка закрывают шкаф с бытовой химией, чтобы он не отравился, но ему очень хочется туда залезть, ему кажется, что родители очень злые и скрывают от него что-то очень важное. Так вот запомните – в духовной жизни от нас скрывают не важное, а опасное, то, чем можно обжечься и пораниться, то, что может вызвать в нас духовные отклонения, неправильные интерпретации, или апаратхи. Игровое настроение - это попытка залезть туда, куда не разрешают. Прочитать никому неизвестный трактатик, подслушать, о чем говорят на совете храма, почитать сплетнические форумы в интернете. Надо выйти из игры и перестать совать свой нос куда не попадя. Надо интересоваться тем, что хотел нам передать Шрила Прабхупада. Ведь если мы поймем Шрилу Прабхупаду, мы поймем всё. Никто от нас ничего не скрывает, нет какого-то секретного трактата, который старшие преданные прочитали и от нас скрывают. Перед всеми нами одна и та же книга - "Бхагавад-гита", и кто перестал в нее играть, тот и стал старшим преданным.

Во время общения мы видим какие-то ошибки у другого человека и пытаемся ему помочь. Но не всегда это получается сделать быстро и приятно.

Но есть одна хорошая технология. Если мы не можем исправить человека милосердно, то в таком случае, иногда лучше принять от человека его понимание, а потом всё исправить так, как нам кажется правильным. Вспомните притчу, которую мы разобрали в начале лекции. Ведь с другой стороны, мы тоже не можем отказаться от своего опыта, который также реален. В этом великий парадокс культуры. Когда встречаются два человека с глубоким профессиональным опытом и их опыт отличается, они должны повести себя так, чтобы, не отказываясь от своего опыта, не задеть гордость другого. Это и есть настоящая культура. Это и есть искусство сотрудничества

Например, иногда старший нам что-то говорит, что никак не согласуется с нашим опытом. И нам приходится в этой ситуации что-то делать, не так как он сказал, что-то делать против его наставлений. Кажется, что это оскорбление, и к нам придут реакции. И они действительно придут, если мы отрицаем опыт старшего и задеваем его гордость своим опытом. Если же мы, даже делая все по-своему, сохраняем уважение к его опыту, не задеваем его гордость, но понимаем, что мы не можем отказаться и от своего опыта тоже, то это не будет вызывать кармических реакций, так как от кармы нас защитит культура. А культура – это тоже проявление Кришны. Кришна знает, как нас защитить в самых сложных ситуациях и посылает нам законы культуры, которые позволяют смягчить некоторые очень серьезные противоречия и даже проступки. 

Именно поэтому нам так важно понимать основы вайшнавского этикета, так как культура позволяет вести себя правильно в конфликтных и, на первый взгляд, неразрешимых ситуациях.

Так, очень часто мы жалуемся на другого человека, ставя ему в вину, что у него другое мнение или он поступает не так, как мы считаем правильным, и от этого у нас пропадает энтузиазм, вдохновение и желание приходить в общество преданных. На лицо реакции за вайшнава апарадху.

Но избежать таких проблем очень просто, надо жаловаться не на человека с его реальным опытом, а на то, что наш опыт не совпадает с его опытом и просить совета, как наш противоположный опыт совместить. Где-то надо принять опыт другого человека, где-то надо настоять на своем, а где-то надо пригласить третьего человека с его опытом разрешать такие ситуации. Это, кстати, один из самых лучших способов решения противоречий. И если мы, таким образом, не задели гордость человека своим реальным опытом, то апаратхи не произошло.

Один мальчик, гуляя по полю в южной Ирландии, наткнулся на камень. Одна его сторона была гладкой, на другой были видны какие-то надписи. Он показал этот камень учителю, который отослал его в университет. Ученые пришли в восторг. Один обнаружил, что надпись - на иврите и является предупреждением о захватчиках, которые вскоре нагрянут. Другой ученый был не менее уверен, что надпись на древнескандинавском и рассказывает о битве автора с дикими людьми после кораблекрушения. Спор шел, пока его не разрешил один студент, который посмотрел на камень, когда на него падал свет под определенным углом. Надпись читалась четко. Ей было не более 150 лет, и написана она была на английском. Она гласила: "Июнь 1788. Я снова пьян сегодня".

Мы можем иметь разный опыт и наша главная опытность должна состоять в том, чтобы не оскорблять опыт другого. Особенно, если речь идет о духовном опыте…

От терпения - опытность, от опытности - надежда. (Сенека)


Реальный духовный опыт человека дает ему впервые в жизни надежду на то, что он идет правильным путем и проблемы его рождения, болезни и смерти могут быть решены. Аннулируя или принижая его опыт, мы забираем у него надежду и делаем человека несчастным. Отрицая реальный духовный опыт преданного, мы лишаем его веры, а что может быть более греховным, чем лишить человека веры. Опыт надо корректировать так, чтобы вера не проходила. И если мы не можем так аккуратно помогать, то лучше попросить более опытного человека. Так раньше было очень популярным отрубать ложное эго человеку. Но в результате такого «рубания с плеча», все просто ссорились друг с другом и не могли находиться в одной общине. 

Какой бы ни был наш опыт глубокий, он не дает нам право оскорблять менее глубокий опыт. Иначе рано или поздно мы попадем впросак. Мало иметь опыт, надо еще иметь разрешение от Бога использовать этот опыт для служения людям. А-то опыт может быть, а толку от него никакого не будет.

Так однажды, в одном месте стояла статуя человека. Статуя стояла на массивном камне, на котором была выбита надпись: "Ударь в этом месте, чтобы овладеть сокровищами". Её происхождение было неизвестно. Из поколения в поколение, люди колотили по этому месту, отмеченному надписью, но из-за того, что камень был очень твердым, это оставляло лишь слабый след, и смысл надписи оставался неразгаданным. Но однажды, к этой статуе подошел один человек, прочитал надпись, и стал разглядывать статую. Все заинтересовались, почему он не бьет по камню. А человек сказал, что да, надо бы ударить по этому месту, но надо сначала посмотреть, на какое место указывает эта статуя. И у всех волосы встали дыбом, никто не догадывался, что надо бить там, куда статуя указывает пальцем. Все пошли по направлению, куда рукой указывала статуя, а там нашли вход в подземелье, в котором были книги по математике и другие произведения искусства.

Так и мы не должны гордиться своим опытом, потому что человек с другим опытом может показать нам нечто новое в том, что мы очень хорошо знаем, но только со своей точки зрения. Но это возможно только в том случае, если мы способны уважать чужой опыт. Это и есть признак того, что мы начали выходить из игры.

Видеть и уважать чужой опыт - это верный признак того, что мы попали в область реальной духовной жизни. И вообще, если мы начинаем видеть, что играем в Сознание Кришны, значит, мы уже перестаем играть, если же мы не видим эту игру, значит игра в самом разгаре.

 

 

Сейчас 455 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Сотрудничать - уважать чужой опыт. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator