Вайшнавская дружба - что это такое?

 

«Тот кто сопровождает нас во время праздников, во время страданий, в засуху, во время национальных бедствий, в суде, и в конце последнего пути в крематорий, является истинным настоящим другом».  
                                                                                                       Гитопанишад


Самый лучший друг – это тот, кто близок нашему сердцу. В «Бхагавад-гите» (9.18) Господь Кришна называет такого друга сухрит (су – частица, означающая усиление, а слово хридайа означает сердце), то есть тот, кто наиболее близок сердцу.


Такой человек поверен в самые глубокие переживания своего друга, в самые сокровенные его тайны. Бывает дружба, основанная на сострадании, опеке или на деловых отношениях. Но нам хотелось бы рассказать немного о другом виде дружбы… 

Для того, чтобы достойно прожить время, отведенное ему на этой Земле, Вайшнав должен правильным образом относиться к трем видам людей.

1) Виродхи - враги, 
2) Анукул - друзья, 
3) Анубхай – люди, которые находятся в опасности. 

Ненавистники Вишну - Виродхи, это понятно всем. 
Те, кто служат Вайшнавам, являются анукул. 
А все, кто связаны Майей, являются анубхай.

Священные писания дают нам четкие наставления, как правильно строить отношения со всеми видами живых существ :

«Преданный проявляет сострадание к тем бедным душам, которые нуждаются в духовном знании, и просвещает их, чтобы возвысить до осознания Кришны. Это одна из обязанностей преданного. Также он должен поддерживать дружеские отношения с теми, кто находится на одинаковом с ним уровне духовного развития, иначе говоря, кто имеет то же сознание, что и он. Преданному нет никакого смысла дружить с обыкновенными людьми; он должен общаться с другими преданными и так, дискутируя, можно возвышать друг друга на пути постижения духа. Такое общение называют ишта-гоштхи».  («Шримад Бхагаватам» 3.29.17, комментарий)


Бхактивинода Тхакур возносит молитвы: джива дойа кришна нам сарва дхарма сар – 
суть всех религий – это воспевание святых имен и проявление сострадания ко всем живым существам. Бхактивинода Тхакур объясняет, что на самом деле это признак любви. Если у нас есть любовь к Кришне, если эта любовь направлена на преданных, она проявляется как близкая дружба, когда она направлена на обусловленных душ, она проявляется как искреннее сострадание. Сострадание – это самое высокое настроение служения, поэтому Кришна говорит нам в Бхагавад Гите: «Для Меня нет никого более дорогого, чем тот, кто распространяет Мое послание другим».

Но мы не можем распространить сознание Кришны по всему миру в одиночку, - исполнить желание нашего духовного учителя мы можем только общаясь с другими преданными. 

Мы действительно нуждаемся в сознающих Кришну друзьях, которые могут понять и вдохновить нас, для того, чтобы духовно расти. Дружба подобна реке, которая в начале у своих истоков, течет медленно, но затем по мере течения растет, все больше и больше набирая силу, и в конце концов впадая в большой океан. 

«Друг-преданный обладает всеми добродетелями друга в истиннейшем смысле слова «друг». Так как в сознании Кришны нет места корысти, дружбу преданных не оскверняют низменные мотивы… Для всякой дружбы важно, чтобы друзья оставались вместе, особенно в беде. Истинные преданные именно так и поступают». (Яшоматинандана прабху, «Духовная практика вайшнавов»).

В идеальном ведическом обществе, без сомнений, можно иметь миллионы друзей, но глубокая духовная дружба требует духовной зрелости. Для того, чтобы дружба длилась, друзья должны иметь общие цели и один объект любви. Если дружба будет основываться на том, чтобы доставлять удовольствие Кришне, без каких бы то ни было соображений материального характера, тогда можно надеяться, что она станет абсолютной и совершенной. И если у вайшнава есть вера в Кришну и в преданное служение, то он будет находиться в настроении служения по отношению к другим вайшнавам.

Преданное служение в общении между вайшнавами проявляется в шести формах ("Нектар наставлений", текст 4):

  1. дадати - дарить подарки, делать пожертвования;
  2. пратигрихнати - принимать от преданных все, что они дарят в ответ;
  3. гухъям акхъяти - поверять свои мысли, объяснять;
  4. (гухъям) приччхати - вопрошать (о сокровенном);
  5. бхункте - почитать прасад, которым угощают преданные;
  6. бходжаяте - угощать преданных прасадом.

В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет:

«Даже обыкновенные люди делают то же самое, когда хотят проявить к кому-нибудь свою любовь и дружеское расположение. Таким образом, прити, любовные взаимоотношения близких людей, всегда проявляются в этих шести формах. Жизнь общества сознания Кришны питают эти шесть видов любовных взаимоотношений между преданными.»

Открывать сердце для взаимоотношений любви с Господом и Его преданными естественно и желанно для преданного. Эти отношения оживляют его сердце и подпитывают его преданность и желание служить Господу. Но, если Вы будете открывать свое сердце материалистам, йогам и майявади, то такое общение может осквернить Ваше сердце, и бхакти уйдет оттуда. Поэтому по отношению к таким личностям не следует проявлять привязанности, и открывать им свое сердце. Однако из сострадания к ним можно давать прасад (если у них хватит благочестия его принять) и Святое Имя (без подробных объяснений).

Преданные Господа очень редки. Если преданный устремлен к Кришне, то его положение не умаляет даже то, что у него могут еще оставаться материальные желания. Мы можем сделать что-то приятное для преданного, чтобы он, удовлетворенный, смог опять сосредоточить свой ум на Кришне. Это одна из форм служения вайшнавам.

Также мы можем служить вайшнавам такими способами:

  1. выражая им почтение всеми способами: омыв им стопы, проведя пуджу, устроив киртан, выражая им свою радость и благодарность;
  2. когда они приходят к нам в гости, мы должны радушно встретить их, усадить на почетное место и угостить;
  3. удовлетворив преданного двумя предыдущими действиями, мы сможем удостоиться сокровенного служения: слушать повествования о Кришне и преданном служении Ему, исходящие из уст преданного.

Если преданный не проявляет таких взаимоотношений с другими преданными, то его сердце черствеет, он переходит на платформу ума и, неудовлетворенный, начинает искать вкус в отношениях с корми и гьяни. Там, где нет энтузиазма служить вайшнавам, где преданные не вдохновляют друг друга служить Кришне, все приходит в запустение. Кришна подчеркивает, что Он считает Своим слугой только того, кто является слугой Его слуг, т.е. Его преданных, а не просто старается вырваться вперед, чтобы пытаться гордо лично служить Кришне.


Духовный брат Духовный брат

Отношения между преданными должны строиться в духе служения. Но всегда необходимо помнить, в чем заключается это служение, т.е. по отношению к разным преданным следует проявлять любовь по-разному, в зависимости от положения, которое они занимают по отношению к нам: старшие, равные и младшие. Если мы делимся со старшими преданными своими осознаниями, то служением это будет только в том случае, если они сами проявят желание услышать от нас об этом. Также вряд ли будет считаться служением, если мы начнем обсуждать свои трудности, сложные вопросы с младшими преданными.

Поэтому наиболее благоприятные для вайшнавов виды отношений выражаются в следующем :

  • Старшим преданным следует выражать почтение, радоваться возможности общения с ними, учиться у них, вопрошать и слушать. Также следует предлагать им свою помощь в выполнении их служения.    (ШБ 1.12.17; 6.7.33; Источник Вечного Наслаждения, стр. 646);
  • С равными следует развивать дружбу, обсуждать темы о Кришне и преданном служении;
  • К младшим следует проявлять милость и сострадание, терпимо относясь к их недостаткам и помогая им развиваться духовно.

 

Духовный брат

Один гордится, что сыт, богат,
Другой – накопил немного,
Но у меня есть духовный брат -
Он в центр поставил Бога. 

Не доверяет давно уму,
Желаний греховных стонам,
И то, что Гуру сказал ему,
Он сделал своим законом. 

Я этой жизнью немного смят,
Мирская трудна дорога,
Но у меня есть духовный брат -
Он в центр поставил Бога. 

С молитвы он начинает день,
Бойкоты – хандре, обиде!
Он майю бьёт, прогоняет лень,
И Кришна всё это видит. 

Служить вайшнавам безмерно рад
Он под любым предлогом.
Да, у меня есть духовный брат,
Что в центр поставил Бога.  

Даял Нитай дас (Россия)

 

Предлагаем еще интересные статьи на нашем сайте :

 

 

 

 

 

 

Сейчас 215 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Вайшнавская дружба - что это такое?. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator