Как достигается истинная чистота?
Из лекции Патита Павана прабху "100 вопросов"
Сегодня мы разберем сразу три вопроса, которые задал Ямарадж Махараджу Юдхиштхире. Ямарадж спросил: «А что быстрее ветра?» — И Юдхиштхира ответил ему: «Ум».
Сегодня разговор пойдет об увлекательнейшей теме — человеческом уме. Что может быть поразительнее ума? Ветер обладает таким огромным могуществом, настоящая стихия, которая может сносить все на своем пути и преодолевать огромные расстояния. Мы не можем остановить ветер, мы можем только прятаться от ветра. Но ум способен быстрее ветра переноситься из одной части мира в другую без всяких усилий. А раз он быстрее, значит он и сильнее! Сколько надо ветру, чтобы преодолеть расстояние от Москвы до Владивостока? А уму для этого надо одно мгновение. Можете сами проверить, подумайте о Москве, теперь о Владивостоке, теперь об Иркутске, теперь о Москве… Видите, что происходит, для ума это небольшая проблема, за одну лекцию он может весь белый свет облететь и нисколько не устать. Так же ничто не мешает нам за одно мгновение покинуть границы материального мира и перенестись в мир антиматериальный. Но для этого надо уметь думать о мире вечности, знания и блаженства - именно этому нас и учат священные трактаты. Так что точка перехода скрыта прямо в нашем собственном уме…
Ямарадж задал свой следующий вопрос: «Что такое истинная чистота?» — И Юдхиштхира ответил: «Истинная чистота — это чистота ума».
Мы довольно неплохо справляемся с чистотой внешней. Мы научились мыть своё тело всевозможными шампунями, которые скрывают истинный запах тела, а тело пахнет болезнями, старостью и смертью.
Есть методики, позволяющие по запаху тела понять, чем болеет человек. Но мы стараемся пахнуть как молодые и здоровые, пахнуть розами, лотосами и другими запахами, которые позволяют нам отвлечься от правды жизни и немного ввести в заблуждение окружающих. Мы моем полы в квартире каждый день, мы стираем свои вещи в стиральной машине, которую напичкаем всевозможными очистителями, уничтожающими все следы нашей тяжелой кармы. Мы ставим фильтры для воды и воздуха. Но это не решает проблемы нашей жизни, потому что истинная чистота — это чистота ума. А с умом у нас большие проблемы.
Мы не умеем очищать свой ум от грязи, которая накапливается в нем после каждого соприкосновения с грязной мыслью. Поэтому от нашего тела пахнет более-менее сносно, а от ума пахнет очень плохо, в некоторых случаях от ума просто воняет, и эту вонь не перебить никаким тройным одеколоном….
"Мы ставим фильтры для воды и воздуха. Но это не решает проблемы нашей жизни, потому что истинная чистота — это чистота ума"
Что делает ум чистым? - Имя Бога. Оно приходит из мира вечности, знания и блаженства, а значит способно трансформировать наше сознание. Это самый настоящий шампунь для ума, и если кто-то вдруг начинает своим умом хорошо пахнуть, значит он применяет имя Бога для своего очищения, и это действительно проверенная практика. Ум способен проникать куда угодно, но ему нужен проводник в другой мир, а секрет духовного имени состоит в том, что оно связано со своим носителем. Поэтому, если мы повторяем имя Бога, то мы позволяем уму напрямую связаться с Абсолютной Истиной. Если мы зовем Путина, то Путин не придет. Но если позвать Бога, то Он придет обязательно. Так что, хотите понять, на что способен ваш ум по-настоящему — занимайтесь молитвенной практикой.
Наконец Ямарадж спросил: «Что может уберечь человека от печали?» — И Юдхиштхира безукоризненно ответил: «Человека может уберечь от печали контроль ума».
Веды раскрывают формулу счастья, определяя его как умиротворенное состояние человеческого ума. Так что и счастье надо искать через свой ум, и от страданий надо тоже избавляться, понимая, как ум устроен.
Вчера мы с вами говорили о страсти. В чем ошибка страсти? В том, что мы пытаемся удовлетворить желания своего ума, он немного успокаивается, а потом начинает волноваться с удвоенной силой. Это похоже на то, как мы закидываем огонь дровами, пламя на какое-то время слабеет, но потом огонь вспыхивает еще сильнее. Как ни удовлетворяй желания ума, его беспокойство проходить не будет, оно будет только увеличиваться, и страдания никуда не денутся. И тогда человеку придет в голову удовлетворять свои желания так, как ещё никто не удовлетворял, а это уже извращения, которые приводят к полной деградации сознания. Это прямой путь к окончательному разрушению личности.
Поэтому мы должны подняться над страстью и попасть в область действия благости. Благость — это умение следовать правилам и предписаниям, нам этого очень не хочется, но это единственный способ вырваться на свободу.
Нашему уму хочется поспать как можно дольше, а правила говорят, что надо встать как можно раньше. Кто рано встает - тому Бог подает! Если мы сможем делать то, что не хотим, но то, что полезно для нашего развития, это позволит нам вырваться за рамки материи и нарушить ход времени. Тело требует есть и спать. А духовная жизнь начинается с постов и раннего подъема. И это нарушает ход истории, это нарушает ход кармы. Это способно избавить нас от той старости, которую проходят все, и от того страха смерти, который преследует всех, без исключения. В действительности, это возможность вырваться из иллюзии и попасть в реальность, в которой мы еще не были. То, что мы с вами видим сейчас - это восприятие нашего оскверненного ума. Настоящая реальность начинает становиться видимой, когда мы вырываемся из лап материи.
Мудрецы говорят, что счастье - это способность ощущать реальность. Но видим ли мы реальность - это большой вопрос.
Видеть реальность - это понимать, что все находится под контролем Абсолютной Истины. Без воли Бога и травинка не шелохнется. И когда мы выходим за пределы материального влияния, мы получаем удивительный духовный опыт, опыт понимания отличия души от тела. Это и есть счастье, понимать, что душа живет своею прекрасной жизнью, вне зависимости от того, что тело проходит довольно неприятные изменения в виде болезней, старости и смерти.
Это умение видеть себя отдельно от тела и называется самадхи. Попробуйте сделать это. Это не так уж и сложно. Подумайте, что вы видите через глаза, слышите через уши, что ходите в теле. Просто подумайте правильно о том, что вы сейчас не пойдете домой, а вы сейчас в теле пойдете домой. Как мы говорим, что я поеду в машине домой. Не "Я - машина, поеду домой", а "Я поеду домой в машине".
И это состояние самадхи представляет собой полное успокоение ума. Ум просто отключается и перестает нас мучить. Каждое движение ума, каждое его волнение нам сейчас доставляет боль. Чем больше этих разрушительных волн в уме, тем больше мы устаем. Тем больше чувствуем разочарование, беспросветность и запутанность. Как только мы реально осознаем, что я - душа, отличная от тела, мы тут же испытываем счастье, и освобождаемся от давления собственного ума. Современный человек забыл об этой методике и использует свой способ, который имитирует самадхи, он погружается в музыку или другой вид искусства. Этот способ очень похож на реальное самадхи, так как погружаясь в музыку, человек способен забыть абсолютно обо всем. Он может забыть о своем прошлом, настоящем и будущем. Он думает только о музыке, и забывает о волнениях своего ума, и это делает его на какое-то время счастливым. Такой вид счастья на санскрите называется экаграта - сосредоточенность только на одной мысли. Из миллиарда дурных мыслей у нас остается только одна - и это уже счастье. Одним словом, счастье в благости - это умение отключаться от дурных мыслей, через сосредоточение на главном. Так женщина становится счастливой, думая только о своем муже. А муж становится счастливым, думая только о своей жене…
Откуда берутся дурные мысли - из возбуждения ума. Именно по этой причине для того, чтобы находиться на уровне благости, надо отказаться от убойной пищи. В мясе столько полезного, думает современный человек, но есть одна большая проблема - мясо добавляет волнений в ум, оно просто-напросто возбуждает наше сознание, и от этого приходят и болезни и страдания. И человек привязывается к этому возбуждению ума как к наркотику. Но возбуждение ума - это не пусть к счастью, это путь к страданиям. Хотите почувствовать, как ум успокаивается, перестаньте есть мясо и в уме наступит мир. Мы не едим мясо по одной простой причине - мы хотим подняться на более высокий уровень сознания. Дело вовсе не в здоровье или даже ненасилии, дело в переходе на концептуально другой уровень мировосприятия. Отказываясь от мяса мы становимся сильнее своего ума, который больше не может заставить нас страдать. Да, это начальный уровень счастья, но это настоящее счастье, его можно реально испытать и пойти дальше.
Дальше - это уровень исполнения своих предписанных обязанностей. Это уровень дхармы. Пока мы исполняем свои временные обязанности, обязанности навеянные требованиями ума, мы получаем временное счастье. Когда мы начнем исполнять свои вечные обязанности, обязанности души, мы обретем вечное счастье. Обязанности души называются санатана-дхарма. Что интересно, это то что, наши обязанности появляются из нашей кармы. Мудрецы говорят, что наша карма предопределена на 72 процента, а это значит, что у нас есть 28 процентов свободы. Следуя этой логике мы можем на 28 процентов сделать свою жизнь лучше, если будем следовать всем законам благочестивой жизни. Нельзя карму воспринимать как грубый фатализм, что нам все предопределено и теперь можно не лечиться и не работать, надо научиться принимать свою болезнь и принимать свою работу. Это не верно, мы можем улучшить свою карму, начав жить чистой и возвышенной жизнью. Что такое чистая и возвышенная жизнь — это жизнь с любовью к Богу и Его детям.
Исполняя обязанности атмы - души - мы начинаем реально понимать свое отличие от тела.
Когда душа разговаривает с Богом через молитвенную практику, она перестает быть жителем мира материального и становится жителем мира духовного.
И естественно все проблемы этого мира больше не тревожат нас так сильно. У жителя духовного мира не может быть депрессии или страхов. У жителя духовного мира нет варикоза или геморроя. У жителя духовного мира духовное тело, в котором нет болезней, старости и смерти… Затем можно перейти и на уровень Параматмы - Сверхдуши. Бог реально говорит с нами через священные трактаты, через мудрецов и иногда даже через случайных знакомых, но мы не хотим слышать Его голос, нам приятнее слышать свой собственный ум. Через священные трактаты он отвечает на наши молитвы. Попробуйте помолиться и почитать «Бхагавад-гиту», и вы стразу же найдете ответ на свой вопрос.
И тогда можно переходить на уровень любви к Богу, на уровень бхакти. Бхакти можно получить только от того, у кого бхакти есть. Любовь к Богу - это самое главное в этом мире. Поэтому её сравнивают с бесценным брильянтом. А все остальные науки - аюрведа, васту, астрология, артха - это обрамление этого бесценного брильянта. Люди слушают об аюрведе и астрологии, даже не подозревая, что это просто оправа. Настоящий драгоценный камень - это знание о любви к Богу. Обладая знанием о любви к Богу можно успокоить свой ум на все 100 процентов. Совместите получение знания о любви к Богу с одновременным успокоением ума. Не волнуйтесь по пустякам. Не важно, что там было в прошлом и что может ожидать нас в будущем.
Главное — идем ли мы к Богу в настоящем! Сосредоточьтесь на том, чтобы выработать в себе самую лучшую хорошую привычку, каждый день в одно и то же время соприкасаться с духовным знанием. Уму нужно давать хорошую пищу каждый день. И эта пища должна быть самого высшего качества.
Что говорится в этих трактатах? В них говорится, что Бог все время рядом с нами, Он всё видит и понимает, Он знает всё, о чём мы думаем. А значит, нам нечего бояться! Духовная жизнь простая, но к сожалению, наш ум очень сложен, поэтому нам так тяжело следовать по пути духовного самоосознания. Но это знание реально способно изменить нашу жизнь!
Читать еще интересные статьи :
- Умеешь обижаться – умей и прощать
- Признаки успеха на духовном пути
- Как увеличить сокровища сердца
- Главное - цель
- Пять важных качеств карандаша
- Терпение - это доверие к планам Бога