Избегайте общения, которое разрушает судьбу
Мы все живём в обществе, что означает ежедневное общение с разнообразными людьми. Но осознаём ли мы, насколько это общение возвышает или опускает нас?
Разговоры должны решать жизненные проблемы, к которым относятся рождение, смерть, старость и болезни. К старости человек должен стать просветлённым, святым, и, по идее, - перестать бояться смерти. Если этого не происходит, значит человек проводит жизнь в бесполезных разговорах, в праджалпе. Таким образом, праздные разговоры – признак безбожия.
Мирские разговоры - ещё одна разновидность бесполезных разговоров, или праджалпы, если они не способствуют самоосознанию и самосовер-шенствованию. Т.е. разговор ради самого разговора бесполезен!
Споры
Всё, чего достигает человек в споре, - это перевозбуждение и растрата энергии, к тому же, поиск ошибок и заблуждений других ожесточает наше сердце. В своём большинстве, споры являются бесполезными, поскольку порождаются завистью или гордыней, ложным отречением или привязанностью к чувственным наслаждениям.
«Разум невозможно обрести в споре». (Катха-упанишада)
Если два человека собрались решить какую-то сложную задачу, то они не спорят, а ищут варианты взаимовыгодного решения сложной задачи, поскольку каждый видит правду, но пока только лишь со своей стороны.
Обсуждение или оценка других
Праздные беседы о других людях чрезвычайно вредят преданному служению. Многие люди дурно отзываются о других в надежде упрочить свою собственную репутацию; есть такие, кто из зависти постоянно обсуждают чей-то характер. Внимание людей, склонных к подобным беседам, никогда не сосредоточится на лотосных стопах Кришны. Нам следует всячески избегать такого времяпрепровождения.
Обман, клевета
В этом мире так много вещей произносится и пишется во имя блага, но, если это не приводит нас к Верховной личности Бога, - это просто-напросто обман. То, что держит нас вдали от Бога, называют ложью.
«Кали-юга — океан недостатков, но, тем не менее, есть один плюс:
просто воспевая Святое Имя, человек может освободиться от всех оков материального существования. В мире так много проблем, а решение одно — харер нама эва кевалам!»
Шукадева Госвами
Обида и желание мести - это завершающая стадия зависти и, как правило, она возникает из желания быть центром любого общения. Так человек становится ядовитым и язвительным, что, в конечном итоге, разрушающе влияет на его же судьбу.
Садху-нинда - критика в адрес садху
Злословие в адрес садху есть предвестник величайших бед. Если человек желает преданности Господу Хари, ему следует дать обет: "На протяжении всей моей жизни я никогда не буду плохо говорить о садху". Садху - это преданные Господу, и злословие в их адрес губит все добродетели человека. Осудив обладателя высочайшей чистоты - Господа Махадеву, лучший из подвижников, Праджапати Дакша, навлек на себя страшные страдания. Как сказано в "Шримад-Бхагаватам" (10.4.46):
айух шрийам йашо дхармам локан ашиша ева ча
ханти шрейамси сарвани пумсо махад-атикрамах
"Мой дорогой царь, если человек причиняет вред великим душам, погибнут все полученные им благословения — долголетие, красота, слава, праведность, удача и приближение к высшим мирам".
К другим видам праджалпы также относятся чтение всевозможных книг, решение кроссвордов, разговоры о политике, просмотр телепередач.
Вы видите эту тенденцию - говорить ерунду в общении с преданными, говорить о своих достоинствах или разговаривать о совсем не связанных с темой вещах, которые не имеют ничего общего со славой Кришны. Такова склонность языка, привередливого и неконтролируемого языка. Поэтому преданные Господа должны учиться, как общаться с друг другом правильно. Это означает, что когда мы собираемся вместе, мы собираемся, чтобы слушать славу Господа и Его преданных, чтобы участвовать в святом киртане Господа, где мы прославляем Господа и Его преданных. И если мы просто можем делать это, очень скоро мы достигнем чистого преданного служения.Е.С. Радханатха Свами
1 - врачом, лечащим своё тело;
2 - специалистом по грамматике, следящим за своей речью;
3 - философом, очищающим своё сознание и постигающим Абсолютную Истину.
Следите за своими мыслями, ваши мысли становятся вашими словами.
Каждое слово, вылетающее из вашего рта, происходит от мысли - сознательной или бессознательной. Каждый иногда может сболтнуть что-нибудь или необдуманно сказать о чем-то, чего на самом деле не было. Если мы мыслим весело, то и разговариваем мы весело. Если мы думаем о чем-то скверном, то и слова будут такими же.
Следите за своими словами, ваши слова становятся вашими действиями.
Тон нашего голоса и язык нашего тела не только соответствуют словам, которые мы говорим - будь то приятные или грубые - они также соответствуют мыслям, которые стоят за нашими словами.
Следите за своими действиями, ваши действия становятся вашими привычками.
Все привычки, которые мы имеем, создаются действиями, которые мы совершаем снова и снова. Привычки могут быть сломаны, когда мы начинаем предпринимать другие действия, которые будут формировать хорошие привычки.
Следите за своими привычками, ваши привычки становятся вашим характером.
Это то, какими нас видят другие люди. Они не могут испытать наши чувства или узнать наши мысли, они только слышат наши слова и видят наши действия и привычки, которые и определяют, кто мы есть, и что мы отстаиваем.
Следите за своим характером, ваш характер становится вашей судьбой.
Наша судьба - это наша реальность, наш мир. Каждый из нас имеет уникальное восприятие мира, в котором мы живем. Это потому, что мы сами создали его из наших прошлых мыслей.
Хотя мы зачастую хотим, чтобы наше завтра отличалось от нашего сегодня, многие не получают того, чего они хотят, потому что они застряли в порочном круге, в котором делают одно и то же снова и снова, ожидая от этого различных результатов.
Согласно закону кармы, если мы кого-то критикуем, то перенимаем его негативную карму и плохие качества характера, а взамен отдаём свою хорошую карму. Но также мы перенимаем качества той личности, которую восхваляем. Поэтому Веды призывают всегда говорить о Боге и о святых, восхвалять их. Это легкий путь обрести божественные качества этих личностей. Но чем больше у нас эгоизма и зависти, тем тяжелее нам говорить о ком-то хорошо.
В "Шримад-Бхагаватам" (12.12.49-50) приведены такие слова Шри Шукадевы Госвами:
мриша гирас та хй асатир асат-катха
на катхйате йад бхагаван адхокшаджах
тад эва сатйам тад у хаива мангалам
тад эва пунйам бхагавад-гунодайам
тад эва рамйам ручирам навам навам
тад эва шашван манасо махотсавам
тад эва шокарнава-шошанам нринам
йад уттамах шлока-йашо ‘нугийате
"Ложны и бесполезны речи, относящиеся к временному и преходящему, но не сообщающие о нематериальной Личности Всевышнего. По-настоящему правдивы, благоприятны и праведны лишь слова, являющие людям духовные качества Господа. И речь, прославляющая Личность Господа, прекрасного во всех деяниях и проявлениях, вечно нова, приносит наслаждение и влечет к себе сердце. Воистину, эта речь - непрестанный праздник для ума, ибо она иссушает океан страданий".
Не теряя времени зря, практикующим преданное служение следует беседовать на темы, связанные с Господом Хари; а в уединении им следует хранить в памяти Его имя, облик, качества и деяния.
В "Бхагавад-гите" (10.8-9) сказано:
ахам сарвасйа прабхаво маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам будха бхава-саманвитах
мач-читта мад-гата-прана бодхайантах параспарам
катхайанташ ча мам нитйам тушйанти ча раманти ча
"Я - начало всех духовных и материальных миров, от Меня исходит все. В совершенстве постигнув это, мудрые посвящают себя преданному служению Мне, почитая Меня от всего сердца. Помыслы Моих чистых преданных обращены ко Мне, жизнь их полностью отдана служению Мне, они черпают глубокое удовлетворение, великое блаженство, всегда просвещая друг друга беседами обо Мне".
намасйанташ ча мам бхактйа нитйа-йукта упасате
Подведем итог вышесказанному: любая негативная праджалпа неблагоприятна для преданного служения, и вайшнавам, развивающим в себе бхакти, следует тщательно избегать её. Но, помимо иных связанных с этим наставлений, указание преодолевать в себе побуждение говорить, упомянутое в первом стихе "Шри Упадешамриты" "вачо вегам", не следует понимать буквально. Отказом от праджалпы достигается постоянный контроль над побуждением говорить. С тем, чтобы прожить свою жизнь без греха, человеку не следует говорить больше необходимого. Нужно обсуждать лишь то, что благоприятно для говорящего и для слушающих, если же человек пожелает обсудить что-то иное, то речь его не принесет никакой пользы.
Киртана, предложение Богу молитв, а также чтение вслух священных писаний - если все эти действия совершаются в благоприятном настроении и в отсутствие материальных желаний, то все они способствуют развитию сознания Кришны.
ХАРЕ КРИШНА!
Читать еще интересные статьи по теме :
- Вайшнавский этикет. Речь вайшнава
- Видеть достоинства или недостатки? Выбор за нами
- Лучше молчите!
- Как узнать, что вы "на крючке"
- Нама-хатта - возможность общения с людьми в сознании Кришны