Священные писания и духовный учитель
Мы, преданные Господа Кришны, верим, что принятие духовного учителя и жизнь в соответствии со Священными Писаниями необходимы для развития по направлению к нашей духовной цели.
Бог - самый сильный и великий, поэтому мы не можем достигнуть Его напрямую. Нам необходима помощь духовного учителя и Ведических Писаний.
Господь пребывает в сердце каждого живого существа и прекрасно знает обо всех его действиях. Как только Господь обнаруживает, что данная душа жаждет вернуться к Богу, Он сразу же посылает к ней Своего истинного представителя. Tаким образом, Своему чистому преданному Господь гарантирует возвращение к Богу.
йасйа прасадад бхагават-прасадо
йасйа прасадан на гатих куто 'пи
«Благословение Кришны можно обрести лишь по милости духовного учителя. Без его милости любые попытки достичь совершенства обречены на провал». Шримад Бхагаватам, 7.5.11
Сколько бы усилий мы ни прилагали, нам не удастся постичь духовное знание путем академического изучения или умозрительных заключений. К примеру, химию, право, математику или искусство гораздо эффективнее изучать под руководством признанного эксперта. То же самое можно сказать и о духовной науке самоосознания.
Истинный духовный учитель учит, как возвысить сознание над телесными представлениями, по-настоящему успокоить ум, получить истинное знание о себе, об освобождении от кармы и перевоплощений, а также тому, как развить любовь к Богу посредством процесса преданного служения. Поэтому духовный учитель - не просто помощь, а необходимость.
«Духовный учитель - это проявленный представитель Господа, который призван помочь человеку достичь высшей цели.» / Шримад Бхагаватам, 5.19.36
Высшая цель жизни - стать преданным Господа Кришны и, таким образом, освободиться от цепей материального существования. Духовный учитель помогает ученику достичь этого уровня, развивая в нем сознание Кришны.
И мы смотрим на духовного учителя как на представителя Бога, но причиной тому не его способность размышлять, выдвигать свои представления или интерпретации Писаний.
Гуру уважаем и почитаем потому, что он в совершенстве услышал, принял и усвоил слова своего духовного учителя, который, в свою очередь, услышал их от своего духовного учителя, и так далее. Таким образом цепь ученической преемственности идет от самого Шрилы Вьясадевы (воплощения Бога), который составил Ведические писания 5000 лет назад.
Другими словами, это напоминает почтальона, который не пишет ничего сам, а лишь передает то, что уже было написано. Точно так же духовный учитель доносит послание священных писаний, ничего не добавляя и не искажая его содержания. Он следует наставлениям своих предшественников, а именно садху или святых личностей. Духовный учитель не говорит ни о чем, что не упоминается в авторитетных писаниях. По этой причине мы можем принимать его слова как слова Господа, или знание, снизошедшее свыше. Между тем, что говорят шастры, и тем, что говорит истинный духовный учитель - нет различий.
Следует понимать, что духовный учитель - не Бог, и нужно немедленно отвергнуть любого «учителя», который провозглашает себя Богом. Но духовного учителя почитают наравне с Богом, так как он лично служит Господу через цепь ученической преемственности. Поскольку каждый духовный учитель служит своему духовному учителю, все члены этой цепи в конечном счете служат Богу, и потому они очень дороги Ему.
Другими словами, истинный духовный учитель - это слуга слуги слуги Бога.
сакшад-дхаритвена самаста-шастраир
уктас татха бхавйата эва садбхих
кинту прабхор йах прийа эва тасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам
«Духовному учителю следует оказывать то же почтение, что и Верховному Господу, ибо он - Его ближайший слуга. Так гласят все богооткровенные писания, и этому указанию следуют все авторитеты. Духовный учитель - истинный представитель Шри Хари [Кришны], и я в глубоком почтении склоняюсь к его лотосным стопам». / Шримад Бхагаватам, 7.5.11
В этом состоит один из секретов системы гуру-парампары: для того, чтобы быть истинным духовным учителем, необходимо сперва стать истинным слугой. Поэтому ученик предается духовному учителю и служит ему, а учитель, в свою очередь, отвечает на вопросы ученика и просвещает его, давая ему трансцендентное знание. Ученику, обладающему твердой верой в Кришну и столь же твердой верой в истинного духовного учителя, сами собой открываются все духовные истины.
Как сказано в "Бхагавад-гите" (4.2), эва парампар-прптам - настоящий гуру ничего не говорит от себя и ничего не придумывает. Знание, которое он дает своим ученикам, является авторитетным и получено им по парампаре. Он также полностью поглощен служением Верховной Личности Бога (брахма-ништхам). Таковы два главных качества истинного духовного учителя: он должен обладать знанием, полученным по цепи ученической преемственности, и посвящать все свое время служению Верховному Господу. Ему не обязательно обладать обширными познаниями и эрудицией, но все его знания должны исходить из авторитетного источника. / "Учение Господа Капилы", с. 56
Настоящий ученик чувствует себя в вечном долгу перед духовным учителем и потому никогда не прекращает служить ему. Поэтому, даже когда духовный учитель покидает этот мир, связь между учителем и учеником не прерывается. Ученик продолжает служить духовному учителю, следуя его наставлениям и передавая их другим. Таким образом истинный ученик сам становится истинным духовным учителем, тем самым продолжая цепь ученической преемственности, или гуру-парампары.
Шри Чайтанья Махапрабху сказал: "Чистая любовь к Кришне вечно присутствует в сердцах живых существ. Её не нужно искать где-то в другом месте. Когда в процессе слушания и повторения сердце очищается, живое существо естественным образом пробуждается". (Чайтанья-Чаритамрита, Мадхья 22.107)
Именно духовный учитель освобождает ученика из когтей майи, посвящая его в повторение Харе Кришна маха-мантры. И через воспевание святых имен Бога спящее человеческое существо становится способным оживить свое сознание.
Иначе говоря, духовный учитель пробуждает спящее живое существо к его изначальному сознанию, чтобы оно могло поклоняться Господу Вишну. Такова цель дикши, или инициации. Инициация означает получение чистого знания о духовном сознании. (Чайтанья-Чаритамрита, Мадхья 9.61)
Вернуться в раздел «ЗАПИСНАЯ КНИЖКА УЧЕНИКА»
Читать еще интересные статьи о духовном учителе :