Шрила Гоур-Говинда Свами Махарадж
(1929 - 1996)
Краткая биография гуру
Шрила Гоур-Говинда Свами Махараджа родился 2 сентября 1929 года в индийской деревушке Джаганнатхапур, расположенной недалеко от знаменитого святого места Джаганнатха-Пури (штат Орисса). Его отец и мать происходили из семей, в которых на протяжении многих поколений строго соблюдаются вайшнавские традиции. Отец каждый день читал ребенку «Шримад-Бхагаватам». А мать Браджабандху (так звали Гоур-Говинду Свами, пока он не оставил семейную жизнь) принадлежала к роду Гири, члены которого издавна поклоняются Божеству по имени Гопал в деревне Гадайгири. Дед Браджабандху по материнской линии, Баури Гири, славился в тех краях как великий святой вайшнав, парамахамса. Он постоянно служил Гопалу (Кришне), повторял и пел Его святые имена. Он показал маленькому Браджабандху, как повторять маха-мантру Харе Кришна, считая мантры на пальцах.
Представители династии Гири славятся в Ориссе как искусные исполнители киртанов (их почитают как киртана-гуру). С 5-летнего возраста Браджабандху вместе со своими дядьями часто ходил с киртаном по деревням: они пели маха-мантру и песни Нароттамы даса Тхакура и других ачарьев-вайшнавов.
Ребенком он проводил значительную часть времени в Гадайгири, учась служить Гопалу. Браджабандху делал для Гопала цветочные гирлянды, а иногда, при свече, пел для Него священные гимны, записанные на пальмовых листьях. Он не притрагивался к еде, если она не была предложена Гопалу.
В 8-летнем возрасте Браджабандху уже прекрасно знал «Бхагавад-гиту» и «Шримад-Бхагаватам». По вечерам жители деревни собирались послушать, как он объясняет эти священные писания, а также декламирует «Рамаяну» и «Махабхарату». Друзья и родные вспоминают, что он еще в детстве был сосредоточен на поклонении Гопалу и не проявлял интереса ни к каким мирским развлечениям. В старшие школьные годы он постоянно жил в Гадайгири. Там он регулярно слушал, как его дядя читает вслух «Чайтанья-чаритамриту».
Браджабандху был в семье старшим сыном. В 1952 году он по просьбе своей матери женился. (Свою жену он впервые увидел во время обряда их брако-сочетания.) После смерти отца вся ответственность за содержание семьи легла на плечи Браджабандху. Он не мог позволить себе учиться в университете, но стал сам готовиться ночами, сдал экзамены экстерном и получил сразу две степени бакалавра - в области гуманитарных наук, а также бакалавра педагогических наук.
Более 20 лет Браджабандху проработал учителем в школе, преподавая несколько предметов. При этом он не упускал возможность рассказать своим ученикам о Кришне, и много позже некоторые из них получили у него духовное посвящение. Несмотря на большую занятость, Браджабандху по-прежнему с любовью и преданностью служил Гопалу: он каждый день вставал в 4 утра, повторял мантру Харе Кришна, вместе с семьей поклонялся Туласи-деви и читал «Бхагавад-гиту». А во время школьных каникул они посещали разные святые места в Индии.
Постепенно в нем усиливалось стремление отречься от всех мирских занятий и посвятить себя проповеди учения Шри Чайтаньи Махапрабху. В апреле 1974 года он оставил преподавание в школе и семейную жизнь и взял себе имя Гоур-Гопалананда дас (в этом имени выражена его преданность Чайтанье и Гопалу). Он стал ходить по Индии в поисках духовного учителя, который помог бы ему проникнуть в глубинный смысл маха-мантры и посвятил бы его в санньясу (монашеский уклад жизни). Хотя, еще будучи семейным человеком, он повидал многих религиозных лидеров, их наставления не затронули его сердце. Он побывал в разных местах, но чувствовал, что его заветное желание исполнится только во Вриндаване, священной обители Кришны.
Через две недели после прибытия во Вриндаван Гоур-Гопалананда увидел большой щит, на котором было написано: «Международное общество сознания Кришны. Ачарья-основатель - Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада».
Тут же он встретил западных преданных, которые дали ему один из номеров журнала «Обратно к Богу». Увидев, что в этом журнале говорится о Шри Чайтанье Махапрабху, о любви к Кришне, о святом имени, о «Шримад-Бхагаватам», то есть обо всем, что ему с детства было дорого, Гоур-Гопалананда захотел увидеться с основателем и духовным учителем Движения сознания Кришны - Шрилой Прабхупадой.
В это время Шрила Прабхупада был во Вриндаване, и Гоур-Гопалананда, получив разрешение от секретаря Шрилы Прабхупады, вошел в его комнату и представился. Немного поговорив с ним, Шрила Прабхупада спросил: «Ты уже принял санньясу?». «Нет» - ответил Гоур-Гопалананда. «Я дам тебе санньясу!». Гоур-Гопалананда понял: вот истинный гуру, который знает, что у него на сердце. Гоур-Гопалананда стал выполнять разные виды служения во вриндаванском центре ИСККОН, в том числе переводить книги Шрилы Прабхупады с английского языка на хинди. Очень скоро, в конце 1974 года, Шрила Прабхупада дал ему первую инициацию и новое имя: Гоур-Говинда дас.
Как раз в это время ИСККОН получил в дар участок земли в Бхуванешваре, столице Ориссы. Шрила Прабхупада направил туда Гоур-Говинду даса, поручив ему построить там храм. В те годы там были джунгли, кишащие змеями, скорпионами и москитами. Участок находился далеко от центра города, и люди даже днем боялись туда ездить. Но Гоур-Говинда дас, восприняв указание своего духовного учителя как волю Самого Кришны, переселился в Бхуванешвар и через некоторое время собственноручно построил на подаренном участке земли небольшую хижину. Он обошел чуть ли не все дома и учреждения в Бхуванешваре и его окрестностях, собирая пожертвования на храм, и, кроме того, начал переводить книги Шрилы Прабхупады на язык ория.
Шрила Прабхупада знал, что Гоур-Говинда дас с рождения предан Кришне, и хотел, чтобы он руководил строительством храма в столице Ориссы, а также проповедовал. Поэтому спустя всего несколько месяцев, на церемонии открытия храма Шри Шри Кришны-Баларамы во Вриндаване (20 апреля 1975 года, Рама-навами), Шрила Прабхупада дал ему санньясу.
В начале 1977 года Шрила Прабхупада приехал в Бхуванешвар. Для него забронировали номер в одной из лучших гостиниц города, но Шрила Прабхупада сказал: «Я буду жить в хижине, которую построил мой ученик, мой дорогой духовный сын – Гоур-Говинда».
Шрила Прабхупада провел в Бхуванешваре 17 дней, проповедуя местным жителям и многочисленным преданным из других стран, приехавшим вместе с ним. Именно в этот период пребывания в Бхуванешваре он начал работу над переводом Десятой песни «Шримад-Бхагаватам».
2 февраля 1977 года, в День явления Господа Нитьянанды, Шрила Прабхупада провел там церемонию закладки первого камня в основание будущего храма. Это был последний крупный проект ИСККОН, начатый при непосредственном участии Шрилы Прабхупады.
В 1979 году в Майяпуре, во время одного из киртанов, Гоур-Говинда Свами потерял сознание. Его подняли и перенесли в комнату. Преданные были очень встревожены. Многие, в том числе доктора, не могли понять, что с ним происходит. Однако Акинчана Кришнадас Бабаджи Махараджа, духовный брат Шрилы Прабхупады, определил, что Гоур-Говинда Свами испытывает прилив экстатической любви к Богу. Это подтвердили аюрведический врач, принадлежавший к Рамануджа-сампрадае, а также опытный астролог, которым показали Гоур-Говинду Свами. Удивительное экстатическое состояние Гоур-Говинды Свами продолжалось несколько месяцев. Когда же он вновь обрел сознание внешнего мира, то вернулся из Майяпура в Бхуванешвар и с еще большей решимостью стал исполнять наказ своего духовного учителя. Ему на помощь присылали западных преданных, но большинство из них не могли долго оставаться в таких суровых условиях. Их поражало, что Гоур-Говинда Свами безропотно переносил трудности, ел только раз в день и почти не спал. Днем и ночью он либо проповедовал, либо повторял мантру, либо переводил книги Шрилы Прабхупады.
Гоур-Говинда Свами вел дневник и ежедневно делал в нем записи, начиная их такими словами: прабху гопала крипару, конаси мате диноти коти гала — «По милости Гопала этот день прошел так...».
Каждый день он просил Гопала: «Позволь мне быть рядом с близкими по духу преданными»
Шрила Прабхупада дал Гоур-Говинде Свами три главных наставления:
- перевести его книги с английского на язык ория,
- построить храм в Бхуванешваре,
- проповедовать по всему миру.
Выполнение этих наставлений стало для Гоур-Говинды Свами смыслом жизни. У него было строгое правило: не садиться есть, не закончив свою дневную норму перевода книг Шрилы Прабхупады.
Преданные удивлялись, видя, как даже после многочасового перелета Гоур-Говинда Свами сначала выполнял свою норму перевода и только потом думал о еде и отдыхе. Он оставался верен этому обету до последнего дня жизни. Кроме того, Гоур-Говинда Махараджа вдохновенно проповедовал по всей Ориссе. Самыми разными способами – проводя падаятру и программы нама-хатты, издавая орисский аналог журнала «Обратно к Богу» и устраивая вайшнавские праздники, давая индивидуальные наставления, а также многочасовые лекции по священным писаниям – он напоминал жителям этой древней земли об их духовных корнях и о том, что в нынешнюю эпоху обрести высшее совершенство можно, только произнося святые имена:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
В 1985 году Шрила Гоур-Говинда Свами впервые отправился с проповедью за рубеж. Его желание проповедовать было таким сильным, что в течение последующих одиннадцати лет он путешествовал по всему миру, несмотря на больную ногу и многочисленные неудобства.
Мягкий и скромный в личном общении, он на лекциях по «Шримад-Бхагаватам» ревел, как лев, сокрушая любые проявления невежества. Порой, прочитав какое-нибудь место из комментария Шрилы Прабхупады, он начинал смеяться, как ребенок, и говорил: «Здесь речь идет о Кришна-преме, но это нужно пояснить». И в течение двух или трех часов толковал одно предложение, всё глубже и глубже раскрывая его смысл, чем необыкновенно поражал слушателей. На одной из таких лекций он сказал: «Смотрите, Кришна смеется надо мной, ведь я пытаюсь объять необъятное».
Нередко во время лекции Шрила Гоур-Говинда Свами вдруг начинал петь, давая слушателям возможность соприкоснуться с теми чувствами радости, смирения и предания себя Богу, которыми проникнуты молитвы великих преданных - Шрилы Бхактивиноды Тхакура и других ачарьев. Кришна-катха (повествования о Кришне) была для него самой жизнью.
Он часто говорил:
«День, проведенный без Кришна-катхи, - черный день».
Гоур-Говинда Свами глубоко знал священные писания и замечательно раскрывал их тайны. Все свои высказывания он обосновывал цитатами из многочисленных ведических источников. Иногда он задавал ученику вопрос, и, если тот, отвечая, не ссылался на шастры, Гоур-Говинда Свами кричал: «Мошенник! Не пытайся обмануть других! Вайшнав всегда ссылается на священные писания».
В 1991 году, после 16 лет упорного труда, в благословенный День явления Господа Рамачандры Шрила Гоур-Говинда Свами, исполняя волю своего духовного учителя, открыл в Бхуванешваре великолепный храм Шри Шри Кришны-Баларамы. Сейчас этот храм, известный и за пределами Ориссы, посещают тысячи людей. Гоур-Говинда Свами говорил: «Я открыл в Бхуванешваре "школу слез": если мы не будем плакать о Кришне, Он не прольет на нас Свою милость».
Шрила Гоур-Говинда Свами был идеальным санньяси и бесстрашным проповедником. Он повторял: «Слово настоящего садху (святого человека) никогда не расходится с делом». Не только словом, но и личным примером он учил тому, как должен вести себя вайшнав.
Вот что написал о нем Е.С. Шрила Радханатха Свами:
«Шрила Гоур-Говинда Свами Махараджа явил в этом мире редчайшие качества настоящего вайшнава. Его жизнь на Земле была необычайным подношением чистой преданности лотосным стопам Шри Гуру и Гауранги. Он был живым воплощением священных наставлений Шри Чайтаньи Махапрабху. Шрила Гоур-Говинда Свами Махараджа был огромной сокровищницей трансцендентного знания обо всех уровнях преданного служения - от шраддхи до премы. Он олицетворял собой смирение и сострадание, которые смягчали сердца всех удачливых душ, к чьей жизни он прикоснулся. Его бескомпромиссная защита сиддханты Шрилы Рупы Госвами была подобна молнии, пронзающей любые заблуждения. Он обладал безграничным стремлением слушать священные повествования о Шри Шри Радхе-Гопинатхе и прославлять Их».
В конце января 1996 года Е.С. Гоур-Говинда Свами сказал: «Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что материальный мир - не место для порядочного человека. Вознегодовав, он ушел из него до срока. И я, наверное, тоже скоро уйду. Не знаю. Я во всем полагаюсь на Гопала и поступлю так, как Он пожелает». На следующий день Гоур-Говинда Свами отправился в Гадайгири, чтобы увидеться с Гопалом. Вернувшись, он четыре дня подряд с огромным воодушевлением проповедовал тысячам людей, которые приходили на организованное им в Бхуванешваре празднование столетия Шрилы Прабхупады. А затем отбыл в Майяпур на ежегодные заседания Руководящего совета ИСККОН.
9 февраля 1996 года, в День явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, двое учеников А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады попросили Шрилу Гоур-Говинду Махараджу их принять. Они никогда прежде не встречались с ним, но прочли несколько его книг и горели желанием его услышать. Словно по воле Провидения, в шесть часов вечера они вошли в комнату Гоур-Говинды Махараджи и смиренно спросили: «Почему Чайтанья Махапрабху жил в Джаганнатха-Пури?». Обрадованный этим вопросом, Шрила Гоур-Говинда Свами начал объяснять сокровенный смысл пребывания Махапрабху в Пури. Он с любовью говорил о невыносимых муках, которые Радха и Кришна терпели в разлуке друг с другом после того, как Кришна уехал из Вриндавана. Этот трогательный рассказ приведен в восьмой главе книги «Берег разлуки». Завораживая всех, кто был в комнате, нектарным повествованием о Кришне, Шрила Гоур-Говинда Свами дошел до того момента, когда Радха и Кришна наконец встречаются после долгой разлуки. Увидев Радхарани, Кришна испытал такой восторг, что глаза у Него стали огромными и круглыми, а руки и ноги вобрались внутрь. В этом облике Его называют Джаганнатхой. Тут преданные заметили, что на глазах Шрилы Гоур-Говинды Свами заблестели слезы. Голос его прервался. Он сказал едва слышно: «Глаза Кришны встретились с глазами Радхарани. Союз глаз...». Не в силах продолжать, он извинился, смиренно сложив ладони: «Простите, я не могу говорить». И велел своим ученикам: «Пойте святое имя!». Преданные запели, а их духовный учитель, невозмутимый и спокойный, лег на кровать, дыша медленно и глубоко. Ему дали изображение Гопала. С любовью глядя на Божество, которому он поклонялся всю жизнь, Шрила Гоур-Говинда Свами воскликнул: «Гопал!» - и вознесся в духовный мир, к своему возлюбленному Господу.
В это время, в 18.40, в Гадайгири совершалась вечерняя служба. Когда пуджари предлагал Гопалу платок, из гирлянды Божества выпали две розы. Они прокатились по ступенькам алтаря и легли: одна - у портрета Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, другая - у портрета Шрилы Гоур-Говинды Свами.
Каждый день, перед тем как начать лекцию по «Шримад-Бхагаватам», Шрила Гоур-Говинда Свами пел песню, которую выучил еще ребенком. И вот Господь услышал его молитву.
парамананда хе мадхава
падунгалучи макаранда
се-макаранда пана-кари
ананде боло ‘хари хари’
харинка наме ванда вела
пари карибе чака дола
се-чака-доланка-пайаре
мана-мо раху нирантаре
мана мо нирантаре раху
‘ха-кришна’ боли джива джау
‘ха-кришна’ боли джау джива
моте удхара радха-дхава
моте удхара радха-дхава
моте удхарарадха-дхава
«О исполненный высочайшего блаженства Мадхава! Нектар струится от Твоих лотосных стоп. Я пью этот нектар и радостно пою: "Хари! Хари!". Произнося имя Хари, я связываю плот, на котором Господь Джаганнатха перевезет меня через океан материального бытия. Пусть же ум мой всегда пребывает у стоп Господа Джаганнатхи, Божества с огромными круглыми глазами. И, когда придет мой час, я воскликну: "О Кришна!" - и расстанусь с жизнью. О супруг Радхарани, спаси меня!».
Слово садху никогда не расходится с делом.
Книги Е.С. Гоур-Говинда Свами Махараджа
Поток нектара
Сборник лекций Шрилы Гоур-Говинды Свами Махараджи, в которых он объясняет, как научиться применять в своей жизни наставления Шрилы Прабхупады. Как избавится от материальных желаний, как стать настоящим учеником и, как получив милость Шри Гуру, стать сознающим Кришну – автор ведет читателей через все тернии пути преданного служения.
Берег разлуки
Господь Чайтанья Махапрабху, находясь в Джаганнатха-Пури, играл роль Шримати Радхарани в разлуке с Кришной. Это умонастроение – суть учения гаудия-вайшнавов. Господь Гауранга плачет по Кришне, а Господь Джаганнатха плачет о Радхе, пребывая в экстатическом настроении. Отношения Радхи и Кришны подобны потоку реки, и, как у реки есть два берега, так и враджа-лила – это берег единения, а гаура-лила – это берег разлуки. В этой книге Шрила Гоур-Говинда Свами Махараджа раскрывает сокровенный смысл явления Шри Чайтаньи Махапрабху и объясняет природу облика Господа Джаганнатхи.
Вершина бхакти
Нам необходимо принять прибежище гуру, того, кто очень дорог Кришне и Гауранге Махапрабху, того, кто день и ночь, двадцать четыре часа в сутки, с любовью выполняет служение Господу. Он авторитетный представитель Кришны, пришедший, чтобы дать Его нам. Это единственная цель пребывания таких садху-гуру в материальном мире. Они не принадлежат этому миру— они принадлежат обители Кришны.
Парипрашна
Кто я? Почему мне пришлось так много страдать? Кто Верховный Господь? Каковы мои взаимоотношения с Ним? Как их восстановить? Это вопросы, ведущие к познанию Абсолютной Истины. Если эти вопросы возникли в нашем сердце, значит наше сердце стало чистым и конечный результат варнашрама-дхармы был достигнут.
Когда распускается лотос удачи
Книга «Когда распускается лотос удачи» рассказывает о жизни и учении Шри Шримад Гоур-Говинды Свами Махараджи, чистого преданного Господа, который явил миру пример жизни в сознании Кришны. Слово садху никогда не расходится с делом. Распускающийся лотос сравнивается с великой удачей появления в жизни преданного сад-гуру, истинного духовного учителя.
Я считаю важными три момента. Первый – я хочу проповедовать проповедникам. Мне очень больно видеть, что преданные падают и уходят. Второе – я хочу показать, что в книгах Прабхупады есть все. Те, кто говорят, что Прабхупада дал только азы, причиняют мне огромную боль. Я хочу заставить их замолчать. И третье – я хочу показать, что в ИСККОН есть все и преданным нет нужды уходить куда-то еще за более высокими знаниями.
Шри Шри Гоур Говинда-виласа
Воспоминания учеников и последователей
о Шриле Гоур Говинде Свами Махарадже
Семейная жизнь
Шрила Гоур Говинда Свами Махараджа часто говорил: такие вечные спутники Господа, как Шрила Бхактивинода Тхакур, своей семейной жизнью показывали нам, как вести правильный образ жизни, несмотря на трудности, сопряженные с повседневными обязанностями. Как видно из историй, описанных ниже, он сам вел жизнь идеального грихастха-вайшнава. Браджабандху* никогда не упускал возможности послужить странствующим садху, несмотря на крайнюю бедность. В его доме было всего одно одеяло на семерых детей, но он всегда отдавал все, что имел, в распоряжение гостя. Однажды зимой в его дом постучался садху. Браджабандху принял святого и оставил его на ночлег. Утром, когда садху собирался уже уходить, Браджабандху заметил, что гость одет слишком легко. Несмотря на протесты семьи, хозяин отдал святому единственное одеяло. Браджабандху приглашал к себе домой всех, с кем встречался в течение недели, на воскресные слушания «Бхагавад-гиты». После кришна-катхи он лично раздавал гостям сладкий прасад - халаву.
* Имя Шрилы Гоур Говинды Махараджи, данное ему при рождении.
Буря
Однажды вечером разыгралась страшная буря. Браджа-бандху собрал семью, и они стали вместе воспевать святые имена Кришны. Вскоре сильный порыв ветра сорвал крышу дома. Бра-джа-бандху раскрыл зонт, но и его не пощадила буря. Тогда Бра-джа-бандху накрыл семью соломенной подстилкой. Через некоторое время он вывел всех из дома, и тут же стена, у которой они сидели минуту назад, рухнула. Ураган бушевал всю ночь, и семья не прекращала повторять святые имена. Словно Кришна, поднявший холм Говардхан, Браджа-бандху держал подстилку, защищая семью. Кое-кто из них даже заснул. Наутро все были поражены: несмотря на то, что вокруг было множество поваленных деревьев, никто из семьи Браджа-бандху не пострадал.
Чандан-ятра
Однажды (в 1991 году) к Шриле Гоур Говинде Махарадже во сне явились Кришна и Баларама и сказали: «Ты проводишь для нас праздники Ратха-ятры и Снана-ятры. Сейчас очень жарко, почему же ты не проводишь Чандан-ятру?» Шрила Гоур Говинда Махараджа проснулся и увидел, что было три часа утра первого дня Чандан-ятры. В пять утра он позвал к себе учеников и поручил им до захода солнца вырыть пруд, заполнить его водой, справить лодку и приготовить все необходимое для проведения праздника. Он также сказал: «Кришна хочет посмотреть представление. Пригласите танцоров одисси, чтобы они показали кришна-лилу под пение Титаговинды" Джаядевы Госвами». К вечеру пруд был готов, и на воду спустили небольшую лодку с Кришна- Баларамой - главными Божествами храма ИСККОН в Бхуванешваре. Играли музыканты, пели певцы, и танцоры разыгрывали представление. Праздник продолжался двадцать один день, как принято проводить его в Ориссе. Эта традиция жива и поныне: на празднование Чандан-ятры собираются тысячи людей со всей Ориссы, и для удовольствия Кришны и Баларамы преданные поют киртаны и приглашают классических танцоров и музыкантов.
Санкиртана-ягья
Путешествуя в 1993 году по Европе, Шрила Гоур Говинда Махараджа посетил ферму ИСККОН «Нью-Враджа-мандала» в окрестностях Мадрида. Там он увидел, что преданные используют масляными лампами. Он тут же вспомнил детство: когда в его деревне не было электричества, люди пользовались масляными лампами. Гоур Говинда Махараджа спросил, почему на ферме нет электричества. Оказалось, что местная гидроэлектростанция остановила работу, поскольку здесь уже полтора года не было дождей. На это Гоур Говинда Махараджа ответил: «Если мы удовлетворим ягъя-пурушу своим киртаном, то пойдет дождь». Вечером он прочитал лекцию и провел долгий, воодушевляющий киртан. Через некоторое время сверкнула молния и прогремел гром. Один из испанских преданных сказал личному слуге Гоур Говинды Махараджи: «Здесь так часто бывает - гром и молния, но дождя нет». Слуга опечалился: «То, что сказал мой Гуру Махараджа, обязательно произойдет. Неужели этот преданный не верит в него?» Вскоре после киртана пошел проливной дождь и залил всю округу. Многие преданные были настолько поражены случившемся, что побежали к Гоур Говинде Махарадже. Тогда он сказал своему слуге: «Надо срочно уезжать. Мне нельзя принимать почет. Это Их милость, не моя. Я - незначительное живое существо. Я уеду, потому что эта заслуга принадлежит не мне, а моему вечному духовному учителю, Шриле Прабхупаде, и Верховному Господу Кришне». Слуга изменил расписание поездок, и через час они уехали с фермы.
Сиддха-пуруша
В 1991 году глава Рамануджа-сампрадаи узнал от одного из своих учеников, опытного астролога, что в Бхуванешваре живет садху со всеми признаками сиддха-пуруши, маха-бхагаваты на теле. Ачарья решил встретиться с Гоур Говиндой Свами Махараджей. Он провел день в обществе Его Божественной Милости, беседуя на духовные темы, и подтвердил этот факт.
Строительство храма
Шрила Гоур Говинда Свами Махараджа часто говорил, что ничего не смыслит в строительстве. Он признался в этом и Кришне с Баларамой. Через некоторое время он сказал пуджари: «Ты думаешь, что уложил Кришну и Балараму отдыхать после обеда, но я каждый день вижу, что вместо отдыха они ходят там и здесь и проверяют, как идет строительство».
Десятая Песнь «Бхагаватам»
Однажды Шрила Гоур Говинда Махараджа заболел от инфекции ноги. Лечащий врач сказал ему, что это произошло от перегруженности работой, а также недостатка еды и сна. К тому времени Гоур Говинда Махараджа уже десять лет ел только раз в день и спал не больше двух-трех часов в сутки. Преданные, присутствовавшие при его операции на ноге, рассказывали, что даже находясь под анестезией, Гоур Говинда Махараджа повторял стихи из Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам».
«Проповедь - моя жизнь»
В 1993 году Шрила Гоур Говинда Махараджа участвовал в падаятре, которая путешествовала по штату Орисса. Каждый день вплоть до вечера он переводил книги Шрилы Прабхупады и занимался корреспонденцией. Затем он давал лекции, рассказывая кришна-катху два-три часа. Но однажды организаторы не смогли найти деревни, где можно было бы проповедовать, и спросили Гоур Говинду Махараджу, не может ли он подождать два дня. На это он ответил: «Я не выдержу этого. Кришна-катха - это для меня всё. Если мне не дают рассказывать Кришна-катху, я расстанусь с жизнью». Он тут же распорядился, чтобы преданные отвезли его в Бхуванешвар, где Гоур Говинда Махараджа два дня давал лекции, подобно генералу, вернувшемуся с поля боя.
Дневник
Гоур Говинда Махараджа постоянно вел дневник. Последний том его записей был 70-м по счету. Каждый день он начинал так: «По милости Гопала я провел этот день [в Маяпуре]. Прабху Гопал знает и видит служение, которое совершил сегодня Его слуга». Заканчивал он записи так: «Я молюсь о том, чтобы по милости Прабху Гопала этот слуга обрел кришна-бхакти и прему. Пусть его окружают достойные преданные, друзья и помощники. Пусть его служение Шри Шри Гуру и Гауранге будет успешным. Харибол». В раю В 1994 году одна из учениц Шрилы Гоур Говинды Махараджи тяжело заболела и через три месяца ушла из жизни. Её тело собирались сжечь на Сваргадваре в Пури. На глазах изумленных людей к ее телу подошла корова и стала лизать его. Коровы обычно не трогают трупы. Но здесь был особый случай: эта преданная при жизни очень любила коров и никогда не упускала возможности послужить им. После погребальной церемонии преданные десять дней непрерывно проводили киртан. На одиннадцатый день они спросили у Гоур Говинды Махараджи, куда отправилась после смерти его ученица. Он ответил: «Эта преданная родилась коровой на райской планете. Через двести земных лет она явится в богатой индийской семье преданных». Услышав эти слова, некоторые из учеников разочарованно сказали: «Какая печальная участь! Она больше никогда не встретится с Вами, Гуру Махараджа!» На это Гоур Говинда Махараджа возразил: «Почему вы так думаете? Пока гуру не отверг ученика, они неразлучны. Я не отвергал ее. Только что я вернулся с райских планет, чтобы проведать ее. Но будучи коровой, она не узнала меня».
Павлинье перо
В 1994 году Шрила Гоур Говинда Махараджа путешествовал с проповедью по Америке. В одном из храмов старший преданный начал дискуссию о том, можно ли украшать Божество Шри Чайтаньи Махапрабху павлиньим пером. Обычно Гоур Говинда Махараджа говорил, что это нарушает настроение Гауранги. Но в этот раз он очень просто объяснил свою позицию: «Когда Кришна является передо мной в облике Махапрабху, у Него никогда не бывает павлиньего пера».
«Вход бесплатный!»
Шрила Гоур Говинда Свами Махараджа каждый день давал лекции, которые продолжались от двух с половиной до четырех часов.
Однажды утром он говорил четыре часа. Сразу после лекции к нему в дом пришел ученик и сказал: «Сегодня была такая долгая кришна-катха." В ответ Гоур Говинда Махараджа просиял: «Это не мои слова, баба, это слова Махапрабху, и Ему есть много о чем сказать. Я просто Его рупор. Он шепчет мне гораздо больше, но я не в силах передать все».
Как-то раз во время проповеднического тура по Австралии Гоур Говинда Махараджа объяснял один стих из «Шримад-Бхагаватам» на протяжении четырех дней, давая трехчасовые лекции утром и вечером. А когда в некоторых храмах его пытались ограничивать во времени, он чувствовал, будто ему наступали на горло - ведь это означало попытку ограничить «Шримад-Бхагаватам». В таких случаях он говорил: «Не может быть и речи о получасе или 45 минутах. Чтобы объяснить один стих из "Бхагаватам" должным образом, потребуются месяцы и месяцы непрерывной Кришна-катхи. Если я не говорю о "Бхагаватам", такой день нужно считать очень неблагоприятным для меня. "Бхагаватам" - моя жизнь и душа».
Любой, кто приходил на его лекции, был зачарован его кришна-катхой. Перед ее началом преданным приходилось бороться друг с другом за право сидеть рядом с Гуру Махараджей. По окончании лекций они тоже сражались за место около него, чтобы не пропустить ни слова. Гоур Говинда Махараджа называл это хари-мадирой - опьяняющим нектаром хари-катхи. Он часто любил повторять: «Материалисты зазывают всех к себе - ешьте, пейте, танцуйте, развлекайтесь с женщинами. Мы тоже можем объявить - ешьте, пейте и танцуйте, вход бесплатный!»