Часть 5. Говардхан
Парикрама вокруг холма Говардхан
Проснулись рано, выезжать решили в 5 утра, чтобы пройти парикраму до жары. Вечером у Паши поднялась температура, и Володя решил остаться с ним в городе. Я же невероятно сильно хотела совершить этот обряд - обход холма Говардхан. С самого начала наша проводница задала нам очень быстрый темп. Это, конечно, не позволяло нам расслабиться. Иногда, мы чуть ли не бежали. И такой темп мы сохранили до самого конца. Скажу честно - вымотались все сильно. Хорошо, по дороге мы заходили несколько раз в храмы и немного отдыхали.
Холм Говардхан имеет форму павлина и уже достаточно низко опустился. Опускается он каждый день на величину горчичного зернышка. К концу Кали-юги холм должен исчезнуть с лица Земли. И тогда наступит конец света. Ну так говорят. Длина холма примерно 11 километров. Раньше его высота была примерно три километра. Сейчас же около 25 метров. Длина дороги вокруг холма где-то 22 километра.
Во время парикрамы необходимо совершать пожертвования, тем более причин для этого много. В месте начала обхода стояло несколько столиков - местные банкоматы. Индусы меняют крупные купюры на мелочь. Курс примерно такой – даешь 100 рупий, получаешь – 70 монетами. И сыпешь ими направо и налево. Вот такой выгодный бизнес. Здесь же мы договорились о рикше, который будет нас сопровождать всю дорогу, так как дети не выдержали бы. Туда сгрузили и нашу обувь, и сумки. Шли босиком.
С Говардханом связана игра Кришны, когда он поднял холм мизинцем и держал в течение нескольких дней, защитив жителей Враджи от дождя. На Говардхане также Кришна со своими друзьями-пастухами пас коров. Считается, что Говардхан (и даже отдельный камешек с Говардхана) неотличен от самого Кришны, поэтому он так почитается. Кстати, зачатую на алтарях в храмах (и просто на домашних алтарях преданных Кришны) можно увидеть камни с Говардхана - Гирираджи (дословно - «царь-гора»). Поклонение Гирираджу тождественно поклонению божеству Кришны.
Много паломников. Некоторые совершают обход поклонами или дандаватами. Такой паломник берёт небольшой камешек, ложится на землю, вытягивает всё тело и кладёт камешек на вытянутых руках на землю, затем встаёт на это место, берёт этот камешек в руки и снова ложится, т.е. фактически такой паломник продвигается на величину своего роста. А другие идут ещё дальше, они берут 108 камушков и пока не переложат их все, не делают следующий шаг. Порой такой обход занимает у людей месяцы, а у людей престарелых это может оказаться их последним путешествием в жизни. Но они идут на это, зная, что взамен могут получить освобождение и вернуться домой к Богу, больше не рождаясь в этом мире.
В общем мы шли-шли. Дети ехали в повозке. На пути было много разных храмов, но мы заходили только в некоторые из них. Нас вела наша проводница.
Жарко, постоянно хотелось пить. Шли по разным лесочкам, рощицам, деревушкам, рыночкам. Один раз к нам пристал какой-то велосипедист. Он что-то громко нам кричал, махал руками и заглядывал в глаза каждому. Наша проводница достаточно терпеливая матаджи, и мы ориентировались на нее. Старались не обращать на него внимание.
Но через некоторое время видимо она тоже устала от его приставаний, и что-то ему начала говорить. В общем, у них завязался спор. Потом он еще покричал и отъехал от нас. Оказывается, он местный житель и нам он кричал, что мы обязаны ему дать денег. Почему именно обязаны - мы так и не поняли. Но случай нас позабавил.
А в другом месте, наша проводница сказала, что здесь надо поваляться в земле, то есть как бы покататься по земле. Быстро объяснила технологию, и мы уже практически начали это делать, как на нас налетели куча каких-то мужчин. Казалось, они не довольны нашими действиями, и пытались некоторым воспрепятствовать. Наша проводница сказала нам: «Быстро все делаем и уходим». Так мы и поступили. Правда не все успели, так как «быстро» - это оказывается – «очень быстро» и пока кто-то собирался, она уже помчалась дальше. Ну мы тоже понеслись за ней.
В конце холм стал непроявленным, и мы его практически не видели. Зато несколько раз встретили голубых попугаев и голубых коров. Говорят это очень хороший знак и большая милость.
Все старались каждую свободную минуту читать джапу. Здесь я прочитала впервые 16 кругов. Для меня это событие. Как-то легко здесь произносить имена Кришны.
Много, очень много обезьян. И они очень агрессивные! Несколько раз умудрялись приблизиться к нашим деткам, когда те ели бананы. В последний момент их удавалось отогнать. И то, обезьяны боятся только мужчин. Женщинам они показывают зубы, типа «ухмылка», и делают дальше свое дело.
Много детей. Они хватают за руки, за одежду. И кричат «Ван рупи!!! Ван рупи!!!». Впрочем, не только дети, но и взрослые, здоровые такие дядьки, клянчат «Ван рупии!». В одном месте, где можно пройти обряд омовения холма молоком, которое здесь же мы и купили, мы всей группой решили присесть отдохнуть. И на нас налетели какие-то здоровые такие прабху. Я не совсем поняла, кем они здесь являются, но вели они себя как хозяева и достаточно настойчиво требовали от нас пожертвований. На вид чистые и опрятные, хорошо так упитанные. И совсем не идет им вытянутая в ожидании милостыни рука. Скорее это походило на рэкет. Когда мне надоело общество одного приставшего ко мне такого «рэкетира», я развернулась к нему лицом, посмотрела в глаза, протянула руку и сказала «Ван рупии». Он с лицом типа - «Не вопрос» засунул руку в карман, вытащил оттуда монету в 10 рупии и протянул мне. Я невозмутимо взяла монету и сунула себе в карман. Потом развернулась и пошла дальше. Его это, видимо, озадачило, он постоял немного, подумал, и решил отстать от меня. Присоседился к другому бедолаге. Я потом пожертвовала эти деньги паломникам. Их там очень много. Да, Индия - непостижимая страна.
В конце парикрамы мы получили еще одну невероятную милость. Омовение в Радха-кунде.
Убив демона, который принял облик быка, Кришна в состоянии эйфории от этой победы пришёл на встречу с Радхикой. Увидев перепачканного в крови быка Кришну, Радха запретила Ему приближаться к ней. Кришна попытался объяснить, что это был демон-оборотень, и Кришна был очень рад и горд, что Ему удалось победить быка. Но Радха была непреклонна, напомнив Кришне, что бык – это олицетворение религии, и убивать быка, как и корову, это очень тяжкий грех. Радха сказала, что до тех пор, пока Кришна не очистится от греха убийства быка, она не станет с Ним (Кришной) встречаться.
«Что же мне делать?» - взмолился Кришна.
«Ты должен омыться во всех святых тиртхах», - ответила ему Радха.
Тогда Кришна мистическим образом создал большой котлован и призвал прийти в это место все святые воды со всей вселенной. Перед Кришной проявились божества всех святых рек и озёр. Они наполнили своей водой озеро, которое было названо Шьяма-кундой. Приняв омовение в этом озере, Кришна предстал перед Радхарани. Но заметив в сердце Кришны остатки его гордости от победы над быком, Радха сказала ему: «Видимо последствия совершенного тобой греха очень тяжелы, даже святые тиртхи всей вселенной не смогли помочь тебе очиститься..»
Тогда Радха и её подруги, сняв со своих рук браслеты, начали копать ими новый котлован рядом со Шьяма-кундой. Они трудились много часов, и когда всё было готово, Радха встала на край котлована, подняла руки, и из её сердца према устремилась в котлован и вскоре наполнила его до краёв. Кришна в сильном волнении вошёл в воду этого озера и преображенный вышел навстречу Радхе. «Теперь ты полностью очистился,» – сияя от счастья, сказала Радха.
«Позволь мне каждый день принимать омовение в твоём озере, о Радха!» - взмолился Кришна и встал на колени перед Радхой и Радха-кундой.
С тех пор Радха и Кришна каждый день проводят свои самые очаровательные игры в Радха-кунде. Вайшнавы всегда медитируют на эти игры. Поэтому Рупа Госвами в «Упадешамрите» написал: «В том, кто хотя бы раз искупался в священных водах Радха-кунды, пробуждается чистая любовь к Кришне».
Величие Радха-кунды в том, что ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК, кто хотя бы один раз в жизни испытает чувства любви, которые Радха испытывает к Кришне (иносказательно это означает «принять омовение в Радха-кунде»), мгновенно станет чистым преданным Кришны, он мгновенно обретает гопи-прему.
Вода в Радха-кунде - это священные воды из всех святых мест, которые существуют во всех трех мирах. На Радха-кунде живет большое количество бабаджи. Там же находится и множество баджан-кутиров (мест медитации) и самадхи знаменитых вайшнавских святых.
Омовение необходимо совершать в одежде. Специально одежду никто не брал, но как-то все выкрутились. Я омывалась в чем и была. И одежда достаточно быстро потом высохла. Здесь же к нам подошел браман и предложил совершить за пожертвование пуджу - предложение цветов, благовоний, молока. Мы все с огромным удовольствием согласились.
После этого, уже приободренные, мы продолжили парикраму, оставалось совсем немного.
Следующее омовение мы совершили в озере Кусум Саровар.
Озеро Кусум-Саровар
Это спокойное, умиротворенное озеро, известное под именем Кусум-саровар, считается одним из самых удивительных мест во всем Врадже. Дело в том, что на его берегу красуются необычного вида строения, напоминающие дворцы. Этот потрясающий памятник архитектуры, шедевр зодчества, выполненный из песчаника, посвящен трансцендентным любовным играм Шри Шри Радхи и Кришны на берегах этого озера.
Сами здания были возведены около 1764 года царем Баратпуры, Махараджем Джавахиром Синхом, как дань своему великому отцу, Радже Сурадже Малу, одному из знаменитейших воинов Джата в индийской истории, чей прах покоится в центральном строении. Внутри этого впечатляющего здания, в центральной его части на полу можно увидеть точную копию отпечатка стопы Кришны. Потолок там расписан фресками с изображениями игр Кришны, а также подвигов самого Сураджа Мала.
Здесь можно совершить омовение за всех родных и близких. Вот я здесь нанырялась! За всех!
Ну вот и конец нашей парикраме... Да, впечатлений - море! Это одно из самых необычных осознанных мною действий в жизни. Вспоминая сейчас этот день, я не могу не испытывать благоговения от полученной нами милости и благости. Не знаю, как сложится наша дальнейшая судьба, но этот обряд нам забывать никогда нельзя. Я всем желаю, что бы повседневная суета нашей жизни не затмила эти воспоминания, и мы нет-нет, да и вернемся мысленно сюда - на холм Говардхан. И еще раз мысленно обойдем его, и еще раз окунемся в Радха-кунде. Еще раз почувствуем запах пыли и увидим голубых коров. А тем, у кого это впереди, я желаю, подойти к этому осознанно и максимально сосредоточенно отдать себя этому месту.
Мы вернулись после обеда. Уставшие, но очень довольные. Паша сильно кашляет. Очень сильно. И температура есть. Пьем лекарства. После семейного совещания решили пойти на рынок - купить что-нибудь интересненькое, сувениры друзьям, близким, преданным. Паша остался в отеле.
Есть во Вриндаване знаменитый рынок - Лой-Базар. Там есть все! Можно ходить по улочкам этого базара часами, и получить большое удовольствие и от большого количества разнообразного товара, и от невероятно низких цен. Единственное, что может испортить удовольствие - это две вещи - жара и попрошайки.
Попрошайки - это отдельная тема. Сказать честно, они нам не очень докучали на протяжении всего путешествия, но не в этот день. Один за одним, передавая нас друг другу из рук в руки за нами тянулись попрошайки. Особенно они приставали к Володе. Не знаю, почему, но рядом с ним постоянно был кто-то, кто без конца канючил: «Рупии! Рупии». Причем, Володя на них старался не реагировать, но это слабо помогало. Отставали они только, когда мы ныряли в какой-нибудь магазинчик. Так мы и проходили по рынку пару часов. Потом пришлось ехать в гостиницу - устали.
Вечера в Индии все одинаковы. Стирка, обсуждение планов на завтра и ранний сон. Стирать вещи приходилось каждый день. Жара и пыль делали свое дело, и одежда быстро пачкалась. Перед поездкой я читала, что индусы очень следят за чистотой своей одежды. И это действительно так. Даже белые одежды мужчин всегда белые. Еще от людей нет запахов, которые я ожидала. Они не пахнут! Может, это звучит неприлично, но в жарких странах ожидаешь запахов от тел. Ничего подобного! В нашем транспорте запах стоит в сотни раз неприятнее.
Утро следующего дня мы все провели в храме. Это был последний день, и не хотелось упускать ни одной возможности побывать в гостях у Кришны и его брата. Мангала-арати, Шри Туласи-киртан, джапа, маха-прасад.
Обед в знакомом нам ресторане. И опять Лой-Базар. А что делать? Деньги еще остались, покупки все не сделаны. Очень дешево - хочется купить все. Жадины :) Есть на Лой-базаре один магазин - Gongotri. Это двухэтажный магазин с кондиционерами, и всеми атрибутами европейского маркета. Там делают покупки европейцы, особенно много русских. Вот там мы и провели 4 часа. Там нам повстречались все наши Мариупольские преданные. Видимо, решили сбросить лишние рупии. Тем более обратно на доллары их поменять практически невозможно. Ах, какие там сари!
Ну вот и все. Вечером отъезд. Как всегда - суета сборов, перекличка, подсчет возросшего количества сумок и тщетные попытки их сократить. Нашей семьей было принято смелое решение - оставить кучу своих вещей здесь. Вышла достаточно немаленькая кучка. Вот и хорошо. Может кому-то пригодиться здесь.
Автобусом доехали до Дели. Эта дорога, пожалуй, была самая сложная для меня. Четыре часа полудремы, неудобных поз, сильнейшего шума от большого количества встречных грузовиков. Ощущение, что нас сопровождала эскадра грузовиков, и все они без умолку болтали друг с другом с помощью своих гудков и сигналов.
Самолет в пять утра. Ну и как всегда, просто так наша вторая группа улететь не могла. Первое - это Андрей уехал за физгармонью, которую ему должен был купить Никита - прабху. Андрей уехал, а Лиля осталась с детьми, и видно было, как она нервничала, пока не было Андрея. И тут оказалось, что не у всех есть распечатки на электронные билеты. А только при наличии этих бумаг пассажиров пускают внутрь аэропорта. Где-то мы уже с этим встречались
Надо сказать, что служба безопасности у них работает отменно! Пока мы около дверей аэропорта суетливо выясняли, что делать, к нам степенно подошел один здоровый охранник и сказал, чтобы мы зашли за поручни, подальше от дверей. Некоторые из нашей группы зашли внутрь. Мы с Володей остались в поддержку, так как на тот момент это были самые близкие нам люди. И проблемы наших спутниц были как наши собственные. Хорошо, что с нами был Мадхава Кришна прабху. С его помощью проблема быстро решилась. Памятуя о всех наших событиях, можно было ожидать всего чего угодно. Оставалось дождаться Андрея, и можно было вздохнуть спокойно. В конце концов все обошлось - мы зашли внутрь, Андрей вскорости приехал с большой бандурой - физгармонью. До сих пор для меня является загадкой - как они ее протащили в самолет.
В аэропорту мы разделили багаж поровну, так как у некоторых он превышал дозволенный мимнимум-25 кг. Нам достались две больших сумки. Мы оказались самыми скромными Перелет прошел обычно. Еще раз спасибо за предварительную бронировку вегетарианского обеда. Хорошо, что нам не пришлось отковыривать рис от куска курицы, наверное, это не самое приятное занятие. Как говорят - полет прошел нормально! Приземлились, переоделись и на ж.д. вокзал. И первое, что мы сделали - пошли в ресторан украинской кухни и наелись от пуза постным борщом, варениками и сырниками. Вот! И как все-таки вкусна наша кухня!
На следующий день мы приехали в Мариуполь и на вокзале - вот так неожиданность - нас встречала большущая группа наших преданных. Были практически все! Киртан! Музыка! Гирлянды! Супер!
Спасибо всем!
И последнее, хочется отметить следующее -
Люди Запада пытаются забыть Бога, в Индии все направлено на то, чтобы помнить Бога.
В Индии есть люди, которые спят на голой земле, ничего не имеют, но при это они счастливы. Они могут легко обрести счастье в материальном мире, поскольку они не привязаны к объектам чувственного наслаждения. Попадая во Вриндаван, есть три способа достижения Кришна-премы. Первый – поклонение холму Говардхан, Второе – совершение омовения в Ямуне в правильном умонастроении. Третий – можно просто покататься в пыли. Поэтому я всем рекомендую посетить Святую дхаму. Наш ум может строить препятствия, но на самом деле препятствий нет. В Индии постоянно соприкасаешься с доказательствами того, что ты гость в этом материальном мире, и нет смысла в стремлениях к комфорту. Для индусов более важно внутреннее содержание, чем внешнее. И в этом - колоссальное отличие нас, европейцев, от народа Индии. Ну что ж- есть цель, есть образец, есть желание, есть вкус - надо идти!
Примите мои смиренные поклоны и благодарность за то, что прочитали до конца и позволили мне вам послужить.
ХАРЕ КРИШНА!
Матаджи Ирина Жидунова
Мариупольская ятра, 2011 год
Читать другие главы Записок об Индии "Совершая паломничество" :
Часть 1. Первая встреча с Индией. Дели.
Часть 2. Маяпур - город Господа Чайтаньи
Часть 3. Великолепие сокровенных мест
Часть 4. Вриндаван - сердце Святой Дхамы