Совершая паломничество. Часть 3. 

Великолепие сокровенных мест

Итак, наступил праздник, причина нашего здесь нахождения - Гаура Пурнима! 

Гаура Пурнима - день явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Это необычайный день в Ведической культуре, дарящий каждому колоссальные возможности. Слово «гаура» означает золото, «пурнима» - полнолуние. «Гаура Пурнима» - праздник, посвященный дню явления Самого Бога в самом милостивом воплощении — Шри Чайтаньи Махапрабху, которого также называли «золотой аватарой». 

С самого утра мы отправились в храм, намереваясь весь день провести там. Утреннее мангала-арати отличалось особой, праздничной торжественностью. Открытие божеств немного задерживалось, но когда открыли занавес - по залу раздался общий вздох восхищения! Кришна, Радха и гопи были невероятно красиво убраны и одеты! То же самое было и с открытием других алтарей - Панча-таттвы и божества Нарасимха. Алтари открываются по очереди, и так же происходят ритуалы - открытие алтаря, обход туласи, поклоны Шриле Прабхупаде, угощение маха-просадом и многое другое. Поэтому вся толпа металась от одного конца храма в другой. Я держалась наших матаджи, поэтому умудрялась всё увидеть и поучаствовать во всех ритуалах. 

Во внутреннем дворе храма можно было приобрести маха-прасадные украшения и одежду. Причем продавали ее русские женщины, живущие в Маяпуре и служащие при храме. Жалко, что я не успела с ними поближе познакомиться, было бы интересно узнать особенности жизни здесь, в Индии. Конечно же, купила несколько украшений с божеств. Что-то себе оставлю, остальное раздарю. 

Потом лекция Чайтаньи Чандра Чарана в русском пандале. Заключительная часть лекций, посвященных Господу Чайтанье Маха-прабху.  Как всегда на одном дыхании. Несколько раз выключали свет, и микрофон отключался. Тогда мы все начинали петь киртан. И свет включался. Как-будто кто-то специально нас тренировал на киртан. Получалось очень даже гармонично.

В общем-то, целый день мы провели на храмовых территориях. Гуляли, что-то ещё купили. Так как это большой праздник, необходимо было поститься, и по этому случаю прасад был отменен. Мои мужчины с этим не согласились, и поэтому потопали обедать в кафе. Папа накормил голодающего ребенка пиццей, и это была последняя еда Паши. В этот день Павел впервые начал кашлять. Я назначила ему лечение голодом, то есть ограничение в еде. Индия отличается жарким и влажным климатом, поэтому при неправильном питании здесь сильно активируется доша Капха. Слизь поднимается и вызывает кашель. К этому времени половина наших преданных кашляла. Единственное лечение - голодание. В случае с Павлом это получалось слабо, все-таки он ещё ребенок. Но 3 дня он сидел на фруктах, ну может пару раз подкусывал булочки :))) 

Для русских был организован отдельный праздник, в старой гурукуле. Цветочные гирлянды, все преданные нарядные, красиво украшен алтарь  и само помещение, в котором происходило празднование. Лекции учеников Шрилы Прабхупады, киртан, спектакль, и главное действие - абхишека - омовение божеств. Сначала - Гуру Махарадж со своей супругой, потом все присутствующие по живой очереди. Вот какую милость  мы получили! Харе Кришна! 

Вечером был праздничный пир. Скажу честно, это была самая вкусная еда за всё время пребывания в Индии! Готовил его русский повар. Вкуснотища!! И наконец-то не остро. 

На следующий день было запланировано посещение нескольких храмов. После утренних  мангала-арати и прасада мы небольшой группой поехали по Маяпуру. Нас было 16 человек. Немного поторговавшись, мы нашли три повозки. И опять я наблюдала странную картину - худой меленький индус усилием своих небольших ног вёз тяжеленных белых мужчин. Уж даже и не представляю, что он о нас думал. 

Итак, мы ехали по самому Маяпуру. Вот тут мы и окунулись в атмосферу индийской жизни. Небольшие домики, облепленные сушащимися навозными лепешками, которые впоследствии складывают в виде небольших стогов. Потом их используют в качестве строительного материала, для отопления или ещё для чего-то, о чем мы  даже и не имеем представления. Очень уж необычен уклад индийской деревни. Но что можно сказать точно, так это то, что он максимально приближен к природе и к естеству. Дети, коровы, козлята, огороды - всё в одной куче.       

Когда мы проезжали по улицам, индусы по своему обыкновению махали нам и приветствовали криками «Харе Кришна!».  Они очень любят, когда мы им отвечаем. Ну, а нам и не жалко. Мы тоже с удовольствием им махали и улыбались. 

Ехали примерно 30 минут.

Итак,  первый храм - храм Господа Джаганнатхи в Симантадвипа.

Мы торопились. Надо было успеть до закрытия алтаря. Но даже это не помешало нам быстренько попить сока кокоса. Надо сказать, что было достаточно жарко. Примерно 35 С. А на солнце и того больше. Поэтому мы никак на могли отказать себе в удовольствии - утолить жажду соком кокоса, который продавал местный житель прямо у ворот храма. Большим тесаком он разбивал кокос, вставлял туда трубочку и отдавал нам. После того, как выпивается сок, от кокоса отламывается кусочек твердой скорлупы и ею выскребывается мякоть. Очень, кстати вкусная. В общем, пополдничали. Потом мы, конечно, заторопились в храм.

Прекрасный храм Джаганнатхи в Раджпуре - собственность ИСККОН. Главенствующим Божествам этого храма - Джаганнатхе, Баладеве и Субхадре - поклоняются в соответствии с высочайшими стандартами, и служат Им с огромной любовью и заботой. 

Здание храма построено недавно; до этого Божества стояли в небольшом храмике, который и по сей день можно увидеть справа, у границ участка, принадлежащего ИСККОН. В наше время этот храмик служит Божествам прибежищем в течение двух недель в году — после Снана-ятры. 

Здесь мы получили даршан божеств. Уселись на ковер перед алтарем, помолиться. Не знаю, кто как молился, но я могу сказать про себя. Нас заранее предупредили, что божества исполняют все  желания, материальные и духовные, но им за это надо что-то пообещать взамен. Вот желание я быстро выразила, а вот с обещанием было сложнее. Все обещания казались мелочными и недостойными, и в то же время я понимала, что необходимо обещать что-то посильное, то, что я могу на себя взять. Так я и просидела в дискуссии сама с собой, пока не закрыли алтарь. В общем, помолилась, чтоб разум был в следующий раз прийти более подготовленной и спокойно помедитировать перед божествами. Только позже, через несколько дней уже во Вриндаване я поняла, что необходимо просить у божеств и что им обещать. Но это было значительно позже. А вообще надо заранее продумывать свои мысли и тему служения, тогда не будет потом мучить мысль, что ты что-то не так сделал или сделал, но не на 100%. 

Зато здесь была очень приятная процедура пожертвований. В ответ на пожертвования нам выдавали именные квитанции и маха-прасад от божеств. Пользуясь случаем, я сделала несколько пожертвований от имени моих друзей-преданных, кто не смог поехать в Святую Дхаму. Дома потребую от них денег, чтоб они испытали вкус пожертвований в святом месте, и отдам им положенный маха-прасад. Так в дальнейшем я и поступила. 

Потом мы подошли к дереву Калпа-врикша. Возле старого храма растёт дерево, исполняющее желания. Местные жители с незапамятных времен поклонялись здесь Господу Шиве и Парвати, и продолжают поклоняться им до сих пор. Под этим деревом находится большая Шива-линга, которая охраняет это святое место. Рассказывают, что летом 1994 года один пуджари, спасаясь от полуденного зноя, пришел в это место и заснул. Ему приснился некий мужчина с длинными волосами, похожий на Господа Шиву. Он попросил у пуджари воды или молока. Проснувшись, пуджари посмотрел на Шива-лингам и увидел, что тот совсем сухой. С тех пор пуджари из храма Джаганнатхи предлагают этой линге молоко, тилаку и листья дерева бел. Мы сели под дерево, там было прохладно и спокойно. Там мы и послушали интересную историю этого храма. Сегодня это красивая и ухоженная территория, а еще вчера это был заброшенный храм со старым пуджари. Известно, что некоторые Божества отвечают на любовь своих преданных так, что это можно увидеть даже материальным зрением. Господь Джаганнатха из Маяпура — яркий тому пример. Панкажангхри Прабху, один из храмовых священников, рассказывал о многих случаях, доказывающих, что эти Божества — не безжизненные статуи. Местные жители рассказывают, что Господь Джаганнатха выходит на прогулку. Они не видят Его, но слышат, особенно по ночам в субботу. Над храмом появляется свечение, а в воздухе раздаются звуки ножных колокольчиков, и разносится сладостный запах. И все-таки не могу я пропустить историю этого храма. Вот она: 

«….Сотни лет назад в царстве Уткал (современная Орисса) жил нечестивец по имени Рактабаху, который разрушал храмы и сеял ужас в сердцах праведников. Когда преданные Господа Джаганнатхи в Пури узнали о бесчинствах Рактабаху, они преисполнились страха и обратились к Господу.

- О великий, — говорили они, — мы очень беспокоимся, слыша о том зле, что творит Рактабаху, разрушая храмы и уничтожая Божества. Он идет сюда и скоро наверняка попытается ворваться и в Твой храм. Если такое случится, нам останется только умереть, ибо мы не в силах перенести никакого зла по отношению к Тебе. Спаси нас от этой опасности! Защити Себя и Свой храм!

Той ночью Господь Джаганнатха явился во сне главному священнику храма и сказал ему:

- Я не могу устоять перед горячей любовью и преданностью Моих слуг. Вы любите Меня больше, чем себя. Никто не сможет нанести вред Мне или Моему храму, а непреданные по Моей воле уйдут отсюда прочь. Но чтобы благословить Моих преданных, явить им Мою любовь и дать им возможность проявить свою, Я добровольно приму на Себя «испытания». Тогда любовь преданных и их привязанность ко Мне возрастут во много раз.

Господь Джаганнатха продолжал:

- Завтра же сними Балараму, Субхадру и Меня с алтаря и отправь в Бенгалию. Чтобы не столкнуться с Рактабаху, который идёт по главной дороге, ступай джунглями. Не бойся. Я буду защищать тебя.

Господь исчез. Священник проснулся, и весть о словах Джаганнатхи быстро разнеслась среди преданных. Они тут же начали собирать Джаганнатху в дорогу.

В храме Джаганнатхи так заведено, что разные виды служения Божеству выполняют отдельные группы преданных. Слуги Джаганнатхи, называемые шабарами, всегда переносят Божества, когда те покидают храм по случаю праздников. Когда послание Господа дошло до шабаров, они тут же начали готовиться к путешествию.

Шабары шли с Божествами весь день, а когда начало темнеть, остановились в подходящем месте. Они собрали немного лесных фруктов, цветов и листьев и провели обряд поклонения Их Светлостям. На следующее утро, проведя утренние церемонии, они снова снялись с места и направились к следующему месту назначения. Так они шли одиннадцать дней. На двенадцатый день они прибыли на Симантадвипу, один из островов Шри Навадвипа-дхамы.

Той же ночью Господь Джаганнатха явился шабарам во сне и сказал им о Своём желании остаться в этом месте. Он сказал, что место как нельзя лучше подходит для Него и является во всех отношениях трансцендентным. Шабары послушались приказа Господа и оставили Его здесь. 

Шабары служили Господу поколение за поколением. Но со временем Божества и храм исчезли с лица земли. Правда, как выяснилось позже, пятьсот лет назад (во времена Чайтаньи Махапрабху), Они никогда не уходили из этого места.

Пятьсот лет назад в маленькой деревне близ Маяпура жил один преданный по имени Джагадиша Гангули. Он был очень возвышен и, несмотря на преклонный возраст, каждый год проходил пешком девятьсот километров, чтобы увидеть праздник Ратха-ятры в Пури. Но однажды его поразила тяжелая болезнь, в результате которой он совершенно ослеп. Поняв, что больше никогда не увидит божественный облик Господа Чайтаньи и Божества Джаганнатхи, преданный впал в уныние. Мало того, друзья его сочли, что путешествовать каждый год в Пури стало слишком опасно для него, и отказались брать его с собой. Джагадиша остался дома и проводил свои дни в унынии и слезах.

Но как-то ночью во сне ему явился Господь Джаганнатха. Господь сказал ему, что, как только утром он пойдет на Гангу принимать омовение, его головы коснется кусок дерева, и зрение вернется к нему. Джагадиша, как только это случится, должен взять это бревно, отправиться в ближайшую деревню и найти там преданного-плотника. Его нужно попросить изваять из бревна Божество Джаганнатхи. Господь предупредил, что плотник откажется работать, поскольку болен проказой и руки его искривлены. Но Джагадиша должен настоять на своем и убедить плотника выполнить эту задачу. А когда дело будет сделано, заверил Господь, проказа у плотника сразу пройдет.

Как и предсказал Господь, на следующее утро, когда Джагадиша купался в Ганге, его головы коснулось бревно, и зрение тут же вернулось к нему. Он перетащил бревно в ближайшую деревню и нашел там, после непродолжительных поисков, больного плотника. Джагадиша попросил его вырезать из дерева Божество Джаганнатхи, но тот отказался.

Он показал Джагадише свои искривленные пальцы и спросил:

 — Как же я смогу изваять божественную форму Господа такими вот руками? 

Но Джагадиша настаивал. Он пообещал, что, как только работа будет закончена, проказа пройдет. Наконец, плотник согласился.

Джагадиша остался понаблюдать за его работой и увидел, как жестоко мучается плотник. Из тех обрубков, что когда-то были его пальцами, сочились кровь и гной, и плотник то и дело хотел прекратить работу. Но Джагадиша подбадривал его, заставляя забыть о болезни, пока Божество Господа Джаганнатхи не будет закончено. В тот самый момент, когда он завершил свой труд, проказа внезапно прошла.

Джагадиша перенес Божество на то самое место, где сейчас находится маяпурский храм Джананнатхи, и установил Его там. Через несколько дней ему вновь приснился Господь, который попросил Джагадишу вновь пойти к тому же самому плотнику и уговорить его изготовить из дерева ним Божества Баларамы и Субхадры-деви. Джагадиша выполнил это указание, и скоро божественные брат и сестра Джаганнатхи стояли рядом с Ним.          

Шли годы. Джагадиша ушел из этого мира, и поклонение Джаганнатхе постепенно пришло в упадок. О Божествах забыли, и храм Их обрушился. 

И вот, около шестидесяти лет назад жители близлежащей деревни как-то раз увидели необычный голубой цветок, растущий на вершине термитника. Подойдя ближе, они услышали голос:

- Принесите воды! Я хочу пить!

И крестьяне извлекли из земли Божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Хотя они много лет провели в термитнике, дерево, из которого Они были сделаны, осталось нетронутым. И поклонение Им возобновили. 

В 1978 году старый пуджари Господа Джаганнатхи почувствовал, что не справится больше с поклонением Своим любимым Божествам. Он передал храм в собственность ИСККОН, который возвёл на этом месте новое, величественное здание, разбил вокруг него сады и насадил манговую рощу.

Управляющие храмом приглашают всех паломников, приезжающих в Маяпур, обязательно посетить храм Джаганнатхи. В священных писаниях говорится, что это место неотлично от Джаганнатха Пури, и всякий, кто приходит сюда, получает то же благо, что и от посещения Шри-Кшетра-дхамы…»

Ещё одна достопримечательность этого места — великолепная диорама, на которой отражена история Господа Джаганнатхи и его появления на Симантадвипе. Она выглядит, как  ряд ниш, в которых размещены сцены из этой истории. Красочные и яркие деревянные фигурки изображают шабар, пуджари, плотника и всех остальных. Впечатляющие и живые картинки. 

Потом мы проехали на наших повозках к храму Гаудия-матх. Находится он в месте под названием Йога-питха. На его территории находится дерево ним, под которым родился Господь Чайтанья. Мы поклонились этому месту, и я взяла немного пыли оттуда, чтобы отвезти на Украину.

Там же находятся Божества Джаганнатхи Мишры и матушки Шачи, держащей на руках маленького Нимая. За ними стоит храм Господа Шивы. В любом святом месте, связанном с играми Господа Кришны, присутствует Господь Шива, который охраняет это место.  Под деревом есть отпечатки стоп маленького Нимая. 

Йога-питха - центр всей Навадвипа-дхамы. Она находится на острове Антардвипа, образованном рукавами Ганги. В своё время здесь сидел сам Господь Брахма и воспевал имена Господа Гауранги. В 1894 году Шрила Бхактивинода Тхакур, собрав средства у каждого жителя Навадвипы, построил на этом месте храм. 

Здесь же мы обошли маленький холм Говардхан. Он сделан из небольших камней, привезенных из Вриндавана. К сожалению, более подробную историю я не помню. Попробовали холодный ласси - сладкий напиток их кислого молока. Вкусненько. Прошли ещё несколько построек с алтарями. Везде принимали даршаны божеств. Жарко…Закончили к обеду. 

После прасада, поехали через Гангу на другую сторону в Навадвипу. 

Когда подошли к причалам, нам представилась следующая картина - несколько больших лодок с рявкающими моторами перевозили массу народу туда-сюда. В них нет сидений, перекладин, ну и всего остального, на чём можно было бы посидеть. Просто большое корыто с мотором. Мы купили билеты, и зашли на нее. Кто-то уселся прямо на невысокий бортик. Я же предпочла стоять в центре лодки. Но всё это выглядело не устрашающе, а как-то наивно, что ли. Вызывало улыбку.

Настроение было замечательное. Мы пофоткались. Какая-то старая женщина наносила тилаку на лоб за пожертвование. Мы воспользовались ее услугами. Кстати, получалось у нее очень даже красиво. 

 

Итак, мы в Навадвипе. Ещё один необыкновенный город.   

Название «Навадвипа» переводится как «девять островов» и связано с тем, что Ганга, протекающая по этим землям, в прошлом делилась здесь на несколько рукавов, формируя, таким образом, девять островов. Сейчас от рукавов Ганги остались лишь озера и высохшие русла, но территории, в прошлом бывшие островами, до сих пор называются так. В течение пяти веков Навадвипа и Надия были известными центрами учености и образования, «бенгальским Оксфордом». Интересная история у этого города. К сожалению, мы были в нем всего несколько часов. Основная наша цель - это необыкновенный храм -  Храм Праудха-майи. Он находится внутри огромного баньяна, на рынке Паподаматала. Ветви и воздушные корни дерева плотно оплетают стены храма, поэтому, чтобы пройти внутрь, приходится пробираться через «природный» лабиринт. В храме установлены два Божества — Праудха-майя и Вриддха-Шива. Это маленький храм Шивы и Дурги. Примечателен он тем, что домики-алтарные, в одном из которых стоит Шива-лингам, а в другом – Дурга, -  полностью обросли громадным деревом баньян. Остались только двери, в которые, собственно, входят люди, а все стены скрыты в корнях и стволах баньяна. На самом деле непонятно, это одно дерево или несколько деревьев, потому что между этими корнями там располагается базар. В общем, там все переплетено этими висячими корнями, и создается впечатление, что этот баньян везде.

    

Так как людей было много, и с нами там особо не церемонились, мы быстро поклонились божествам, приняли даршан и были оттиснуты от алтарей индусами. Ну что ж, и за это спасибо. Они тут главные. Потом мы решили разойтись, побродить по базару, и самостоятельно вернуться в гостиницу. Вот тут в Навадвипе я и узнала, что такое настоящий индийский базар. Цены в два раза меньше, чем в Маяпуре, и примерно треть можно еще выторговать. Одежда, бижутерия, серебро, обувь, посуда- просто чудо, а не базар! Жаль, что мы раньше не знали.  А я, как говорится, отвела душу.

Кстати, по поводу «жаль». Вот о чем я действительно сокрушалась и не раз, так это о плохой своей подготовке в плане информации о местах нашего паломничества. Не раз за время нашего путешествия я ловила себя на мысли, что я ничего не знаю об истории, об уникальности, о сути места, которое мы посещаем в данный момент. Было ощущение неполноты. Хотя, я прекрасно понимаю, что мы даже и представления не имели, куда попадем. Просто ехали в Индию каждый за своим. Может поэтому я и решила описать все подробности, чтобы в следующий раз, если будет на то позволение Кришны, приехать сюда уже вооружившись какими-то знаниями. Знать как себя вести, куда идти, как подготовиться к даршану божеств, что не упустить, а что является неважным. В общем, надо готовиться к любому путешествию заранее. И на фоне этих мыслей и размышлений, я купила в храме Маяпура книгу на русском языке «Вриндаван. Воспоминания об одном священном городе Индии» Говарада Уиллера. Хотелось хоть немного подготовиться к встрече с Вриндаваном. Половину книги мы успели прочитать. Но она нам мало помогла в плане информации, так как была написана учеником Шрилы Прабхупады, и автор старался передать скорее атмосферу Вриндавана, чем информацию про сам город. К тому же она была написана лет 25 назад. Сейчас многое изменилось. 

Ну, а завтра нас ждет Вриндаван. Самое сердце Святой Дхамы.

 

 

Продолжение следует…

 

Читать другие главы Записок об Индии "Совершая паломничество" :

Предисловие

Часть 1. Первая встреча с Индией. Дели. 

Часть 2. Маяпур - город Господа Чайтаньи

Часть 4. Вриндаван - сердце Святой Дхамы

Часть 5. Говардхан

 

 

 

Сейчас 38 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Часть 3. Великолепие сокровенных мест. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator