Прабхупада - полвека дающий нам свет

 


Шрила Прабхупада приехал в 1965 году и для послевоенного поколения американцев, для тех, кто первыми росли, имея возможность смотреть ТВ – он дал серьёзной стимул узнать Кришну.

 

 

Автор : Таттвавит Дас (гл. редактор журнала «Назад к Богу»)
Перевод : Сергей Локосов

 

Кем был Шрила Прабупада, явившись пятьдесят лет назад в Америку, которую ничем не удивишь? Героем. Кто он сейчас для меня? 

В новелле Тима Паркса «Его Преподобие», я прочитал о шестидесятилетнем англичанине, созерцавшем мысленно события тридцатилетней давности, чтобы воскресить в памяти своего покойного отца, священника: «У него не было желания искать, вводя имя своего отца в Google или копаясь в архивах…. Ему хотелось восстановить образ своего отца» из памяти. Ученики должны уметь передать, кем для них является гуру, каков его вклад в формировании их личностей. В чем заключается связь наших культур? Как моё прошлое создало предпосылки для моего понимания этого движения и участия в нём? 

Прабхупаде исполнилось 69 лет, когда он отправился в плавание в Америку. В моём городе в штате Миннесота было лето и мне было лет пятнадцать. Наша бейсбольная команда тренировалась по утрам. В городе были гольф-клуб и общественный пляж на берегу речушки. Увидев Битлз по ТВ, в 1964, мы, мальчишки, принялись отращивать длинные волосы. Я в то время доставлял газеты к домам в Миннеаполисе, иногда останавливаясь на Вилле Святой Марии, чтобы повидаться с бабушкой по материнской линии, которая пережила моего дедушку, и умерла там же.


Автор с семьёй (рядом с мамой) начало 1960-х


За тридцать пять дней путешествия через океан Прабхупада пережил два сердечных приступа. Во сне Господь Кришна сказал ему не бояться, гарантируя свою защиту. В своём дневнике он написал, что отправляется на Запад учить на английском языке, чтобы только исполнить наказ своего гуру. 19 сентября он приехал в Нью-Йорк. Джентльмен преклонного возраста, будучи один вдали от дома, но он так сумел приспособиться к скудной жизни на Манхеттене за девять месяцев, что современные люди восхищаются его терпением и бесстрашием.
 

Будучи в том возрасте, когда большинство людей уходят на пенсию, Прабхупада, рискуя своей жизнью, демонстрировал благожелательность преданного. Преданный счастлив, ведь у него есть Кришна, он знает, что такое настоящее счастье, и всем сердцем заботится о других и, следовательно, передаёт каждому блаженство служения Кришне. За пятьдесят лет, те из нас, кого он вдохновил, распространили полмиллиарда книг Прабхупады на 80 языках. Впервые в истории, благодаря его позитивному влиянию, люди по всему миру теперь принимают Сознание Кришны всерьёз.

Мой друг из Швеции, учёный Ян Олоф Бенгтссон замечает: «Осознают ли истинное историческое значение его миссии на Западе будет зависеть от того, как его организацию (ИСККОН) и её деятельность воспримут на Западе люди с их западным менталитетом. А это, в свою очередь, будет зависеть от того, насколько его последователи будут успешны в достижении глубокого и долговременного внедрения Гаудиа-Вайшнавской духовности в исторически развивавшуюся культуру и общество Запада; с учётом её особенностей и истории, более осознанно, продуманно и в более проницательной манере, чем это делалось до сих пор.» 

 

Плохие решения 

Моя бабушка впечатлила меня, когда я был молод. Она говорила что-то моей маме, притворяясь, будто бы не видит меня под кухонной стойкой. На самом деле она опосредованно говорила это мне, так как я был достаточно взрослым, чтобы понимать, что к чему.

«В Томми есть какая-то чертовщинка», - говаривала бабушка.

Зная позицию других, мне было намного легче, но в то же время это было мощным поводом для серьёзной самокритики. Во время учебы в колледже, культивированные Прабхупадой взгляды начали мотивировать меня. 

«Мы часто уверены в своей правоте, даже когда мы не правы, - писал Даниэль Канеман, - и сторонний наблюдатель скорее увидит наши ошибки, чем мы сами». 

Канеман получил в 2002 году Нобелевскую премию в области экономики, за его труд по психологии рассуждений и принятия решений. В университетском городке Калифорнии, в Беркли, он был консультантом в аспирантуре у моего давнего друга и бывшего одноклассника Терри Одеана, который вручил мне бестселлер Канемана «Думай медленно, решай быстро», как подарок на Дивали. У Терри сейчас кафедра в бизнес-школе, в Беркли. 

Канеман писал: «[совершенствование] способности выявлять и понимать ошибки решений и выбора у других и у нас самих… может оказаться вмешательством, способным уменьшить вред от неверных решений и плохого выбора».

Прабхупада демонстрировал всем, как увидеть ключевую ошибку: неправильное отождествление себя с телом или с умом, а не тем, кто является вечной или существующей личностью. Ахаṁ брахмāсми: Я есть душа. И душам, которые запутались в материальном мире, нужно выйти за пределы этой отвратительной временной среды. Для этого необходим процесс. Гуру, являясь настоящим представителем Бога, предлагает практические шаги, чтобы уберечь человека от ошибок в результате его неправильного понимания, когда человек мыслит только в пределах этой одной жизни. 

Прабхупада предлагает практику Сознания Кришны в соответствии с твёрдым руководством. Этот процесс напоминает мне скобы (брекеты), которыми мне выпрямляли зубы. Каждые три недели ортодонт приспосабливал проводки и скреплял их – накрепко! 

Аналогично этому, Прабхупада предписывал нам ограничение половой жизни, сводя её функции до деторождения; запрещал азартные игры и одурманивание; нельзя есть мясо, рыбу, яйца; и следует воспевать Харе Кришна мантру. Посредством этой практики возможно возвыситься до духовного уровня, на котором постоянно ощущается трансцендентность по отношению к обусловленным отождествлениям и привязанностям. Благодаря постепенному обретению любви к Кришне мы успешны в жизни.

В воскресенье, 13 января, 1974 года, в Лос-Анджелесе, я увидел Прабхупаду впервые.

Всего лишь двумя днями ранее я, двадцатитрехлетний, очутился в Калифорнии – это была попытка пожить шесть месяцев в храме Сан-Франциско. На своём занятии, Прабхупада говорил о положении в невежестве, в страсти и благости. Деятельность души, которая контактирует с материей, начинает смешиваться в деяниях с глупостью и желанием. Без устранения этих воздействий невежества и страсти, сказал он, и без подъёма самого себя до гуны благости, вы остаётесь негодными, чтобы быть преданными Господа. Аналогично тому, как, без диплома бакалавра невозможно поступить учиться на юриста. Старательные преданные в дальнейшем прогрессируют и «посредством чистой любви» поднимаются до уровня тех, кто видят Кришну, испытывая полноценное счастье. 

Аналогия была актуальной лично для меня. Получив степень бакалавра, я подал заявление в юридическую школу и заканчивал обучение. Университет Висконсина в Мэдисон принял меня в магистратуру в буддийских студиях. Книги Д.Т. Сузуки вдохновили меня (может, подобно ему, я мог бы стать писателем и практикующим специалистом). Но нирвана, пустота и отсутствие разнообразия, казались не стоящими стольких лет обучения. Я всё больше стал привлекаться невероятно разнообразным вечным миром Кришны, представленным в книге Прабхупады «Кришна», издание которой финансировал Джордж Харрисон. 

В университете Миннесоты я обучался на семинаре Джона Берримана, когда этот учёный и поэт, получивший Пулитцеровскую премию, покончил с собой. Было интересно,смог бы я закончить вот так. (Первая статья, написанная мной для журнала «Back to Godhead» повествовала об этой бедной душе, испытавшей отчаяние из-за похоти и алкоголизма). Вместо студента-выпускника, я превратился в того, кто обязан Прабхупаде, этому необыкновенному учителю, не совершающему ошибок подобно большинству интеллектуалов. Он предлагал сверхценное средство от плохих решений, которые я совершал.

 

Один особый ученик

Старший ученик Прабхупады из Сан-Франциско намеренно морально поддерживал меня первые полгода, когда строгое расписание и погруженность в Кришну казались мне ещё странными и ошеломительными. Он был строгим к себе и смиренным с другими.


Джаянанда  пр. строит повозки для фестиваля Ратхаятры в Сан-Франциско

«Бхакта Том, - предложил он на первой неделе, - мы идем воспевать Харе Кришна. Пожалуйста, идём с нами». Искренность Джаянанды ободряла меня. Он постоянно организовывал вдохновляющие воспевания и танцы на улицах. Обаятельный великан, он играл на барабане и вёл воспевание. Есть запись того, как Прабхупада останавливает свою лекцию, увидев Джаянанду, входящего в помещение, и замечает вслух:

- Джаянанда похож на Шри Чайтанью Махапрабху. Да! Он был высок ростом, крепок телосложением и силён. Чайтанья Махапрабху. 

Пять столетий тому назад, Шри Чайтанья проявил великодушие к людям, раздавая Имена Кришны для воспевания, как средства для духовного освобождения. Я был всего на всего получателем милости Прабхупады и Шри Чайтаньи, которому не доставало квалификации для того, чтобы присоединиться к движению Харе Кришна в дальнейшем.

Я изучал интеллектуальную историю, историю идей (например: расизм в философии и литературе). Я протестовал против милитаристски настроенной правящей верхушки во время войной во Вьетнаме, и мне было близко кое-что из образов жизни хиппи, как способа контркультурного отречения от материалистичной западной культуры и общества. По сути же таблетки, контролирующие рождаемостью и легальные аборты, поощряли сексуальную безответственность. Таковы были хиппи, но как пишет учёный Йан Олоф, в зависимости от степени подлинности поиска духовного просветления, они были бунтарями, шли против общества, и само провидение одарило их – после прибытия Прабхупады, получить и продолжать его миссию. Прабхупада часто остроумно замечал, что он делает из хиппи «хэппи» [от англ. happy= счастливый]. 

Многое мне не нравилось в храме, например, недостаточное участие его членов в принятии решений о выборе направления центра, но внутри себя я ощущал множество постыдных наклонностей, более чем неприятных. Из-за них мне была необходима духовная помощь, поэтому я предпочитал сотрудничать с преданными. 

Джаянанда умер от лейкемии в середине 1977, прославившись как организатор Ратхаятры («Фестиваля Колесниц») в Сан-Франциско и пионер парадов Ратхаятры на Пятой Авеню в Нью-Йорке и Venice Beach в Лос-Анджелесе. Последний раз мы общались в храме Манхеттена. Он заострял внимание – опять же, на скверных решениях – пока мы не заняты в служении Кришне, наше ум будет напичкан желаниями, предлагаемыми майей, иллюзорной энергией Кришны, и мы будем вечно связанными в ловушке этого временного мира. Смиренный Джаянанда научился у Шрилы Прабхупады искусству принятия правильных решений.

 

Турне по Северной Америке

Четыре последних года Прабхупады были годами моего общения с ним. Я видел его на фестивалях и слышал его лекции в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Нью-Йорке, Далласе, Денвере, Чикаго, Детройте и Торонто. Путешествуя в середине 1970-х, я дважды пересёк Северную Америку вместе с группой, продававшей его книги библиотекам в колледжах и преподавателям. Мы не только посещали все храмы ИСККОН, но и сопровождали Прабхупаду в летних путешествиях. В колледжах я сопровождал лидера группы, Сатсварупу Даса Госвами, в аудиториях, куда его приглашали выступать, и готовил материалы в библиотеках для его первой книги «Readings in Vedic Literature». («Лекции по Ведической культуре»).


Прабхупада в 1974 г. на сцене во время фестиваля Ратхаятра в Сан-Франциско


Общаясь на воскресной программе в Торонто, Прабхупада предупреждал индийских гостей о том, что не следует забывать Кришну; в противном случае, будут последствия. Сейчас на Западе, говорил он, у вас большие автомобили, значительные зарплаты, хорошенькие апартаменты – но если вы не предлагаете вашу пищу Кришне (а это рекомендовано делать «Бхагавад Гитой»), тогда в вашей следующей жизни вы воплотитесь как тараканы в своих авто. Предложение Кришне того, что мы едим, нужно для поддержания тела духовно и нейтрализует кармические реакции. Таким образом Прабхупада показывал ошибочные суждения и предлагал лучшие решения.

В Далласе, вечером знойного лета, Прабхупада сел на верхний пролёт цементных ступеней, ведущих в дом, собираясь поговорить с учеником. За день цемент очень нагрелся, поэтому он попросил кого-то принести ведро холодной воды и вылить его на лестничную площадку. Я стоял у нижней ступеньки и перилами, просто чтобы посмотреть (на самом деле даже не в пределах слышимости). Но он, искоса глянув на меня, кротко сложил ладони, давая понять, чтобы я удалился, это личная беседа.

Чуть ранее в тот вечер все мы встречались с ним в саду.


Его Божественная Милость в саду храма, В Далласе, в 1975 году.
Автор Татвавит прабху сидит справа от Свамиджи


Для меня самым важным из сказанного им было утверждение о том, что тот, кто контролирует свой язык, тот может контролировать все другие свои чувства. Он имел в виду: петь Харе Кришна, есть только пищу, предложенную Кришне, и рассказывать другим о Кришне. Путешествуя по всему миру, Прабхупада ежедневно рассказывал людям, как познать Кришну без искажений.

В Далласе, под вечерним небом, он описывал виденье Кришны: Энергия Кришны не отлична от Кришны. Солнечный свет - это энергия Кришны, воздух — энергия Кришны, вода — энергия Кришны, земля - это энергия Кришны, небо — энергия Кришны. Это проявление Кришны, или Бога, всепроникающего, вездесущего. Вселенная – это экспансия энергии Кришны. Всякое действие природы — это совершает Кришна. Таким образом, Бог присутствует повсюду. Если мы научимся видеть Кришну постоянно, тогда наши жизни можно считать успешными. А это возможно благодаря постепенному увеличению нашей любви к Кришне, в процессе предания, понемногу, шаг за шагом. Как в реальной жизни, мы влюбляемся в кого-то постепенно, нас привлекает одно за другим, не внезапно. Затем предание — ведь это и есть кульминация любовных отношений. Мы предаемся Кришне из любви к нему, и это является высшим совершенством.

 

Воспоминания и записки

В 2012 году я съездил в мой родной городок, вдали от которого находился сорок лет. Ныне мои братья и сестра живут в разных местах, но мы устроили встречу в летнем доме моего брата, на озере. Мы — предки католиков. В юности мы иногда молились: «Сейчас я ложусь спать, Я молюсь Господу - храни мою душу, И вдруг до пробужденья я умру, Я молю - Господь, забери мою душу». Господь везде и сверх всего этого; Онзнает желания каждого; значит Господь самый могущественный покровитель в смертный час. Так нас научили. Мы пели тогда в церкви благоприятный гимн: «Святый Боже! Мы славим Имя Твоё». Я с остальными мальчишками, служившими у алтаря, знал наизусть молитвы на латыни для совершения Мессы. Теперь я пою санскритские молитвы и Святые Имена из Харе Кришна мантры.

Церковь не изменилась, за исключением того, что появились вентиляторы на потолке. Она выглядит точно также, ничего не сдвинуто, на своих местах кабинки для исповеди. Те же самые старые дверные ручки, и стенной шкаф, в котором мальчики-прислужники хранили рясы, до сих пор с тем же содержимым.

Цветные брошюрки перед входом представляют точку зрения на веру и практику, но ничего не говорится о мясоедении и интоксикации, два католических позволения, - то, что недопустимо в стандартах чистоты Прабхупады.

Примерно в начале 1960 годов, в определённые редкие праздничные дни соблюдения религиозных предписаний, священники ложились ничком на полу святилища. Это была установленная практикой поза подчинения, в которой предлагается уважительное, почтительное, внимательное отношение к Богу, в которой я увидел Прабхупаду впервые (перед его январской лекцией в Лос-Анджелесе). 

Поклонение, с выражением почтения Божественному - это то, чего атеисты никогда не совершат, но Бог является к каждому как смерть, и в таком случае безбожники вынуждены падать ниц перед высшей энергией. Лучше добровольно предаться, советовал Прабхупада. 

Местное кладбище хранило прах, останки тел моих родителей и родителей моих родителей. Я сидел на траве перед надгробиями и совершал молитву, пока мой брат бродил вокруг в ожидании. Эта талантливая пара, по усмотрению Кришны, должна была заботиться обо мне наилучшим образом - оставив финансовое обеспечение для того времени, когда придут мои болезни и старость.

Во время посещения Индии, я часто отправляюсь к зданию из белого мрамора, в котором захоронено тело Прабхупады. 


Самадхи ачарьи-основателя ИСККОН и ББТ во Вриндаване

 

Он покинул мир во Вриндаване, в местечке трансцендентного детства Кришны. Так как это священное место способствует возвышению до духовной обители Кришны, преданные стремятся умереть там. Вот почему для преданных ИСККОН был построен Бхактиведанта Хоспис. 

Прабхупада постился месяцами, когда ему стало хуже, как делал и его отец в 1930. Когда я увидел на фотографиях 1977 года истощенное тело Прабхупады, его серьёзная целеустремленность потрясла меня, моё уважение и любовь приумножилисьМногие умирающие люди не могут переваривать пищу, но им вводят внутривенно питание. Прабхупада настаивал, чтобы его не подключали к трубкам, и зависел от Кришны до конца. 

В ноябре прошлого года, на вечернем обряде годовщины его ухода, сидя в той самой комнате его дома, я почувствовал присутствие Бога в звуке, когда слушал мантру Харе Кришна. Чудно пела Надия Бихари даси, замужняя молодая леди, выросшая как преданная в Англии. Я подумал, Кришна оберегал Прабхупаду, своего дорогого преданного. Очень близкие спутники Кришны являются в мир, чтобы поспособствовать свершению миссии Господа, и затем они возвращаются в духовный мир. 

Считается оскорблением завидовать Гуру, который является чистым преданным Кришны, считать его обычным человеком или не следовать его наставлениям. Иногда Прабхупада цитировал текст, предупреждая нас: «Духовное самосознание трудно и подобно лезвию бритвы». Заточенное лезвие хорошо бреет, но невнимательность, совершение оскорблений вызывают кровотечение. К счастью, в обществе преданных мы учимся избегать оскорблений. Так что, время от времени мы можем поздравить себя с прогрессом: «Урок выучен!»

В 1959 году Прабхупаде было шестьдесят три года, когда он принял саннньясу, отреченной уклад посвящения всего своего времени и энергии служению Господу. Сейчас я на два года старше, чем он был тогда, так что мне не трудно понять, что он чувствовал физически и ментально в том возрасте. В течение шести следующих лет он перевёл и прокомментировал Первую Песнь Шримад Бхагаватам, которую он опубликовал и взял с собой в Америку. 

Гораздо труднее понять совершенное состояние его интеллекта в это время: решительность, целеустремленность, свободу от всего, что могло помешать ему совершить всё в его служении своему духовному учителю, и готовность позволить Кришне делать с ним всё, что Кришна захочет. Проповедуя на Западе, он смиренно повторял послание Кришны, с сильной верой в Имена Кришны и Его чудесные деяния и, прославил Кришну во всём мире.

Он пишет, что если люди получают наставления стать учениками Верховной Личности Бога и принимают сознание Кришны, «то это победа Господа, т.к. «за это Кришна потом требует обратно эти души». Шрила Прабхупада - генерал, боец, одерживающий эти победы ради Господа.

 

ISKCON UjjainMadhya PradeshIndia

 

 

 

Читайте ещё интересные статьи по теме :

 

 

 

 

 

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? - ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Сейчас 115 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Прабхупада - полвека дающий нам свет. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator