С 1 ноября 2020 г. - Картика или месяц Дамодара


«Благо, которого человек может достичь, раздавая все виды даров и омываясь во всех святых местах, не равно даже 1/1 000 000 части блага, которого достигают те, кто соблюдает обеты Карттики.»

(«Хари-бхакти-виласа», 16.32)

 

Чатурмасья – в переводе с санскрита означает четыре лунных месяца. Это период в 108 дней, который начинается в день Гуру Пурнимы и заканчивается в последний день месяца Картика.

Согласно легенде, в это время правитель Вселенной Вишну отдыхает и погружается в глубочайший сон, а его обязанности временно исполняет Господь Шива. Шива, конечно же, сразу стремится очистить Землю от негатива, скверны и «грязи».

Существуют правила, соблюдение которых во время Чатурмасьи благоприятно для любого человека. Тем не менее, вид и силу аскезы каждый человек выбирает себе по мере своих возможностей.

1 ноября 2020г. начинается священный месяц - Картика - он также называется месяц Дамодара. В этот месяц вайшнавы дважды в день поют Шри Дамодараштаку и предлагают фитильки (светильники) Господу Дамодаре. 


 

Дамодараштака - священная молитва Господу Дамодаре
Могущество месяца Дамодара (Картика)
Как правильно давать обет (врату)?
Фитилек для Господа Дамодары

 

 



«Дамодар принимает, как великое, даже самое ничтожное служение!»

 

Например:
«Господь доволен даже простой лампадкой, поднесенной Ему в месяц Картика. Более того, даже зажегшему чужую погасшую лампадку, Господь дарует лучшее и прекрасное будущее» (Падма-пурана).

Последний месяц Чатурмасьи - КАРТИКА - очень благоприятен для духовной практики. Многие преданные дают в это время дополнительные обеты - повторять больше кругов джапы, тщательнее следовать садхане, чаще приходить в храм… Также вайшнавы традиционно посвящают месяц Картика медитации на Господа и Его игры во Вриндаване, обычно вспоминая Дамодара-лилу («Шримад-Бхагаватам» 10.9).  Еще одна хорошая традиция - каждый вечер всей семьей собираться перед алтарем и петь Дамодараштаку - для тех, у кого нет возможности ездить в храм.

В этот месяц в храмах ИСККОН по всему миру преданные собираются вместе, чтобы, следуя древней традиции, предложить Господу горящий фитилек - и своё сердце. В это время к традиционным песням на утренней (мангала-арати) и вечерней службе поется «Дамодараштака» - молитва Господу Дамодаре из "Падма-пураны".

Картику традиционно празднуют на всей территории Индии, но основные церемонии проводятся во Вриндаване - святой земле, где Господь Кришна явил Свои детские игры. Каждый вечер во всех храмах Вриндавана преданные предлагают Кришне множество светильников под пение Харе Кришна и других песен преданности.

Верховный Господь – полное целое, у Него все есть, и Он не нуждается в наших подношениях, но все же милостиво принимает даже самое скромное служение Своих преданных, отвечая на их искренность и любовь, и тем самым помогая очиститься, чтобы они могли скорее прийти к Нему. 

В месяц Дамодара особенно благоприятный вид преданного служения - лила-смаранам – памятование о лилах Кришны, медитация на игры Кришны. Конечно же, в месяц Картика преданные обычно вспоминают Дамодара-лилу. 

Дамодара-Лила, которой собственно говоря и посвящен месяц Дамодара, - это удивительная история о том, как Сам Бог подчиняется любви Своих преданных слуг. Это удивительная игра, где Кришна - Всемогущий Господь, которого боится сам страх - позволил маме Яшоде связать Себя веревкой, подчиняясь чистой любви Своей матери. Дамодара-лила подробно описана в 10-й Песни «Шримад Бхагаватам».

Верховный Господь - источник всех живых существ, и поэтому у Него нет ни отца, ни матери - но отзываясь на искреннее желание Своих чистых преданных заботиться о Нем, Он великодушно принимает облик ребенка и играет роль самого удивительного и самого прекрасного сына. Да, иногда Он, как самый обыкновенный ребенок, может шалить или плакать, но при этом все же остается Верховным Господом, которому поклоняются во всех трех мирах.


Однажды, когда мама Кришны, Яшода, взбивала масло, перед ней появился ее маленький сынок и попросил накормить Его. Яшода отложила работу и усадила Кришну на колени. Но в это время молоко, стоявшее на плите, зашипело и полилось через край. И Яшода, быстро спустив Кришну с колен, бросилась на кухню. И что сделал обиженный мальчуган? Маленький Кришна рассердился на маму, Его маленькие глазки покраснели от гнева. Кусая губы, Он взял обломок камня и в сердцах разбил горшок, в котором находились сливки для пахтанья. Затем Он выгреб из него масло и, спрятавшись в укромном месте, стал есть его, делая вид, что плачет. 


Вернувшись из кухни, мама Яшода увидела разбитый горшок и сразу поняла, чьих это рук дело. И она решила наказать своего проказника. Но сначала нужно было Его найти. «Какой хитрец, - подумала она, - разбил горшок и убежал, страшась наказания.» После недолгих поисков она обнаружила Его на заднем дворе. Кришна сидел на большой деревянной ступе, прямо под горшком с маслом, подвешенным к потолку. Он понемногу зачерпывал оттуда масло и кормил обезьян. Тут Господь увидел, что к Нему подкрадывается Яшода с хворостиной в руках, и бросился бежать от нее.

 

Кришна является Верховной Личностью Бога, но проявляя свои игры во Вриндаване, Он ведет себя в точности как малое дитя. Так, сделав вид, что боится Яшоду, Кришна в страхе пустился от нее наутёк.

Полной, хотя и тонкой в талии Яшоде было нелегко догнать быстроногого мальчугана. Ее волосы растрепались, и из них на землю стали падать цветы. Она очень устала. Однако мама Яшода всё же настигла своего шаловливого сына и, решив его наказать,  стала искать веревку, чтобы привязать Кришну к ступке, в которой сбивают йогурт. В этот момент Кришна громко плачет, и в Его нежных глазах мама видит настоящий испуг. Жемчужное ожерелье тревожно вздрагивает на его мягкой шее, а глаза, подведенные черной краской, размазаны из-за слез. Малыш Кришна трёт их своими ручками и жалостливо смотрит на маму, боясь сурового наказания.

Чтобы наказать Кришну, она решила связать Ему руки веревкой. Ей было невдомек, что связать Верховную Личность Бога совершенно невозможно. Но ведь она думала, что Кришна - ее маленький сынок, и не знала, что Он безграничен.

Пытаясь связать Кришну, Яшода собирает все веревки в доме, но каждый раз, когда она пытается завязать узел, ей не хватает двух пальцев длины… Как мама Яшода ни старалась, ей не удавалось сделать этого - веревка всякий раз оказывалась слишком короткой, хотя Яшода не раз надвязывала ее. Она ничего не могла понять. Пытаясь привязать сына, Яшода совсем выбилась из сил. Она вспотела, и венок упал с ее головы. Увидев старания матери, Господь Кришна решил подчиниться любви Своей матери и, в конце концов позволил ей Себя привязать.

Так Кришна, играя, словно обычный ребенок, явил одну из своих лил в доме матушки Яшоды. Как и все остальные деяния Господа, эта история имеет глубокий философский смысл. Кратко об этом говорится в известной молитве «Дамодараштака» из Падма-Пураны.

Конечно, никто не может управлять действиями Верховной Личности Бога. Великие вайшнавы воспевают силу любви матери Яшоды, которая своей чистой и бескорыстной любовью победила Кришну.

Кришна получил имя Дамодара, что значит «связанный через живот», а Сатьяврата Муни склоняется перед веревкой, которой мама Яшода обвязала Кришну, поскольку эта веревка символизирует силу чистой и бескорыстной любви - ведь только такая любовь привлекает Кришну и делает Его слугой Его вечных возлюбленных слуг. А вторая веревка - это символ усилия, которое каждый из нас должен приложить, чтобы совершенствовать свою духовную жизнь и развить свои личные отношения с Господом.

«Когда Господь Шри Кришна увидел Свою мать с хворостиной в руке, Он соскочил со ступы и, словно очень испугавшись, пустился наутек. Хотя Йоги пытаются поймать Его как Параматму с помощью медитации и, стремясь погрузиться в сияние Господа, совершают великие аскетические подвиги, им не удается Его достичь. Но матушка Яшода, считая ту же Личность Бога, Кришну, своим сыном, побежала за Кришной, чтобы схватить Его» (Шримад Бхагаватам, 10.9.9).


«Его детские игры, подобные этой, являются для обитателей Гокулы источником невыразимого экстаза. Этими играми Он показывает Своим преданным, поглощенным размышлениями о Его величии и несказанном великолепии, что покорить Его могут только те, чья чистая любовь отличается интимностью чувств и лишена всякого благоговения и почтительности. С огромной любовью я сотни раз склоняюсь перед Господом Дамодарой»
 


Таков Бог. В Нем чудесным образом уживаются все противоречия :

  • В Упанишадах говорится, что Верховная Личность Бога может перемещаться быстрее ума, но в данном случае мы видим, что, хотя Кришна пытался убежать от Своей матери, у Него это не получилось, и в конце концов Яшода поймала Его.
  • Кришне служат сотни тысяч богинь процветания, и, тем не менее, Он ворует масло.
  • Ямараджа, повелитель смерти, трепещет перед волей Кришны, но Кришна боится палки Своей матери.
  • Господь управляет бесчисленными вселенными со всеми живущими в них полубогами, и все же Он позволяет Своему преданному управлять Им.
  • Бог не обязан повиноваться никому, но Он подчиняется любви Своих преданных. 

В этом мире все стремятся стать Богом – стать самым умным, самым сильным, самым богатым, самым красивым… а если не получается – то хотя бы самым отреченным. Некоторые понимают, что стать Верховным Повелителем всего невозможно – это место уже занято. Верховный Господь в полной мере обладает всеми достояниями, и никто не может превзойти Его или хотя бы стать равным Ему. Он трансцендентен к этому миру страданий, и может спасти отсюда тех, кто предается Ему. Это основа любой религии.

Но если, начав служить Богу, мы сохраняем желание наслаждаться материальным миром, то очень скоро приходим к довольно парадоксальному выводу – поняв, что сами не можем стать Богом, мы пытаемся занять Его в служении себе. Мы просим дать нам наслаждений, избавить от страданий, изменить карму. Как сказал один писатель: «Просить отмены законов Вселенной в пользу одного признающегося в своей ничтожности просителя». Но Господь никогда не подчинится такой «любви».

Для желающих наслаждаться в материальном мире с помощью религии, Он всегда остается грозным и могущественным Богом-Законодателем; для тех, кто хочет поклоняться Ему в богатстве и роскоши, Он проявляется как Нараяна, Господь Вайкунтхи; и только Своим чистым преданным, чья любовь абсолютно бескорыстна, Он является как Дамодара – Кришна в образе прекрасного ребенка, связанного веревкой любви мамы Яшоды.

Шрила Прабхупада пишет: «Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, цитируя «Вайшнава-тошани» Шрилы Санатаны Госвами, говорит, что Кришна разбил горшок с йогуртом и был связан матушкой Яшодой в день Дипавали, или Дипа-малики. Даже в современной Индии, особенно в Бомбее, во время месяца Картика люди с очень большим размахом, торжественно отмечают этот праздник, устраивая фейерверки и зажигая лампадки».


«Даже человек, потворствующий всем грехам и не склонный к благой (духовной) деятельности, но предлагающий горящую лампадку Всевышнему Господу во время месяца Картика, становится очищенным. В этом нет сомнений» (
Падма-пурана) 


Вайшнавы посвящают медитации на Дамодара-лилу весь месяц Карттика. Каждый вечер в храмах поют «Дамодараштаку» и предлагают фитильки и лампадки изображению Господа Дамодары. В «Нектаре Преданности» говорится:

«Одна из самых важных церемоний называется Урджа-вратой. Урджа-врату проводят в месяц Карттика (октябрь-ноябрь). В это время во всех храмах, особенно в храмах Вриндавана, совершают особые обряды поклонения Господу в образе Дамодары. Дамодара - это Кришна, которого Его мать Яшода связала веревкой. Говорится, что поскольку Господь Дамодара очень дорог Своим преданным, месяц Дамодара (Карттика) также очень дорог им.»

Преданное служение в течение Урджа-враты в месяце Карттика особенно рекомендуется совершать в Матхуре, и многие преданные по сей день соблюдают этот обычай. Они отправляются в Матхуру или Вриндаван и остаются там на весь месяц Карттика специально, чтобы заниматься преданным служением. 

Этой традиции следуют вайшнавы со всего мира – те, у кого есть возможность, едут во Вриндаван, чтобы полностью сосредоточиться на преданном служении. Однако Рупа Госвами говорит, что слушать и вспоминать о Матхуре равнозначно тому, чтобы поехать туда. Поэтому вайшнавы традиционно посвящают месяц Картика медитации на Господа и Его игры во Вриндаване. Многие также дают дополнительные обеты – больше повторять Святое Имя (каждый день или определенное число кругов в течение месяца), рано вставать, петь каждый день бхаджан «Дамодараштака» или киртан, чаще бывать в храме. Таким образом, месяц Дамодара – замечательная возможность углубить свою духовную жизнь.

Почитать интересные подробности Дамодара-лилы можно в 9 главе Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам», где Шрила Прабхупада подробно разъясняет уроки этой игры Господа, ссылаясь на комментарии ачарьев. Те, кто еще не приобрел этот том «Бхагаватам», может прочитать краткий пересказ этой главы в книге «Кришна».


Дорогие преданные, примем обеты (врату) на месяц Картика и вознесём молитвы Шриле Прабхупаде и духовным учителям, чтобы они пролили на нас милость, благодаря которой мы смогли бы выдержать эти обеты, а также чтобы они явили к нам сострадание, позволив служить Шри Шри Радха-Дамодаре.

 

Удачи всем в преданном служении!

 

 

 

 Читать еще статьи на сайте на эту тему :

 

месяц Картика, Карттика, Дамодар, Дамодараштака, Господь, Кришна, Яшода, лампадка, обеты, врата, Падма-пурана, Шримад-Бхагаватам, Дамодара, Картика-врата, священный месяц, фитильки, картикаа врата, как давать обет, игры Кришны, молитва, фитильки, обет, Шрила Прабхупада, Карттика, лампадки, фитильки, Дамодара-лила, месяц Дамодара, Дамодара 2015, картики, картика 2015. картика 2015 начало. 

 

Сейчас 118 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 1 ноября - Начало месяца Картика (Дамодара). Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator