Идеальная семейная жизнь - 3
Шримад Бхагаватам 7 песнь 14
глава "Идеальная семейная жизнь"
ТЕКСТЫ 3 - 4
шринван бхагавато 'бхикшнам
аватара-катхамритам
шраддадхано йатха-калам
упашанта-джанавритах
сат-сангач чханакаих сангам
атма-джайатмаджадишу
вимунчен мучйаманешу
свайам свапнавад уттхитах
ПЕРЕВОД
Грихастха должен снова и снова общаться со святыми и с почтением внимать их нектарным повествованиям о Верховном Господе и Его воплощениях, деяния которых описаны в «Шримад-Бхагаватам» и других Пуранах. Благодаря этому он постепенно, как человек, пробуждающийся ото сна, избавится от привязанности к жене и детям.
КОММЕНТАРИЙ А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады
Движение сознания Кришны было основано главным образом для того, чтобы во всех странах мира семейные люди имели возможность слушать «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиту». Есть много различных описаний этого метода духовной практики, но суть его сводится к тому, чтобы слушать о Кришне и прославлять Его (шринватам сва-катхах кришнах пунйа-шравана-киртанах). У каждого, особенно у грихастх - людей, не знающих о цели жизни (мудха-дхи), - должна быть возможность слушать о Кришне. Просто посещая центры Движения сознания Кришны и слушая рассказы о Кришне, основанные на философии «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам», грихастхи избавятся от греховных наклонностей, присущих в наше время практически всем людям: от неутихающего стремления вступать в незаконные половые отношения, есть мясо, принимать одурманивающие вещества и играть в азартные игры. Так они смогут выйти из тьмы на свет. Пунйа-шравана киртанах . Просто участвуя в киртане - Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе - и слушая наставления Кришны, данные Им в «Бхагавад - гите», человек непременно очистится, особенно если он еще и питается прасадом . Все это практикуется в Движении сознания Кришны.
В этом стихе есть еще одно важное указание: шринван бхагавато 'бхикшнам аватара-катхамритам. Если человек один раз прослушал «Бхагавад-гиту», это вовсе не значит, что ему больше не надо ее слушать. Ключевое слово здесь абхикшнам . Необходимо слушать и читать «Бхагавад-гиту» и «Шримад-Бхагаватам» снова и снова. О прекращении не может быть и речи: даже если человек уже много раз читал эти книги, он должен снова и снова перечитывать их, поскольку бхагават-катха - то, что говорит Сам Кришна и что говорят о Нем Его преданные, - это амритам, нектар. Чем больше мы пьем этот нектар, тем ближе становимся к бессмертию.
Смысл человеческой жизни в том, чтобы обрести освобождение, но, к несчастью, из-за влияния Кали-юги грихастхи, словно ослы, ежедневно заняты тяжким трудом. Они встают рано утром и едут чуть ли не за сто километров от своего дома, чтобы заработать кусок хлеба. Особенно это видно в странах Запада: люди, просто чтобы заработать себе на жизнь, просыпаются в пять утра и отправляются в свои офисы и на заводы. То же самое делают каждый день жители Калькутты и Бомбея. Они целый день трудятся, не покладая рук, в офисе или на заводе, а потом три-четыре часа добираются домой. В десять вечера они ложатся спать, а рано утром встают, чтобы снова отправиться на работу. В шастрах говорится, что люди, занятые таким тяжким трудом, ведут образ жизни свиней, пожирателей испражнений. Найам дехо деха-бхаджам нрилоке каштан каман архате вид-бхуджам йе. «Все живые существа в этом мире получают материальное тело, однако тем из них, кому посчастливилось родиться человеком, не подобает дни и ночи напролет трудиться ради чувственных удовольствий, доступных даже пожирателям испражнений - собакам и свиньям» (Бхаг., 5.5.1). Человек должен уделять время слушанию «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиты». Такова ведическая культура. Чтобы зарабатывать себе на жизнь, грихастха должен трудиться не больше восьми часов, и либо днем, либо вечером ему следует общаться с преданными и, слушая о воплощениях и деяниях Кришны, постепенно освобождаться из плена майи . Сейчас, однако, семейные люди не находят времени слушать о Кришне и Его подвигах, зато у них всегда находится время на то, чтобы, проработав весь день, пойти в ресторан или клуб и там с большим удовольствием слушать о политике, которой занимаются демоны и другие непреданные; у таких людей всегда есть время наслаждаться женщинами, сексом, вином, мясом и прочим. Так они попусту растрачивают свою жизнь. На самом деле, так живут не грихастхи, а демоны. Но Движение сознания Кришны, открывая многочисленные центры по всему миру, дает этим падшим, обреченным людям возможность послушать о Кришне.
Во сне мы создаем себе какое-то окружение, заводим друзей и любимых, но, проснувшись, обнаруживаем, что все это исчезло. Точно так же, общество, семья и любовь, которые возникают у нас в физическом мире, - тоже сон, и он закончится, как только мы умрем. Все эти сны - и «грубые», и «тонкие» - не более, чем иллюзия, и они рано или поздно заканчиваются. Истинный долг человека -понять, что он душа (ахам брахмасми), и, стало быть, его деятельность должна быть духовной. Только так можно обрести счастье.
брахма - бхутах прасаннатма
на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу
мад - бхактим лабхате парам
«Тот, кто находится в этом трансцендентном состоянии, сразу постигает Верховный Брахман и исполняется радости. Он никогда не скорбит и ничего не желает. Он одинаково расположен ко всем живым существам. Достигнув этого состояния, человек обретает чистое преданное служение Мне» (Б.г., 18.54). Тому, кто занят преданным служением, совсем не трудно пробудиться от сна материального существования.
Лекция Патита Паваны даса
Все живые существа в этом мире о чём-то разговаривают. И фактически, есть только одна тема, о которой все говорят - все говорят об Абсолютной Истине, о Кришне, так как мир состоит из Кришны и Его энергий. Больше ничего другого в пространстве просто быть не может, да и само пространство - это тоже энергия Кришны. Весь вопрос состоит только в том, понимаю ли я, что говорю о Кришне или его энергиях, или не понимаю? Если я понимаю, что источник всего - Кришна, и о чём бы я не говорил, - это разговор о Кришне, значит, я нахожусь в йоге, в прямой связи с Кришной. Если же я не понимаю этой абсолютной связи всего с Кришной, значит, я нахожусь в мае, иллюзорной энергии Кришны. Но даже в этом случае, я всё равно связан с Кришной, правда, эта связь самая грустная, так как она самая далёкая.
Кришна проявляется во многих аспектах, и самый активный аспект, который встречается чаще всего - это аспект взаимоотношений.
Мы все являемся детьми Бога, мы родственники, и общение между нами - это проявление энергии Кришны, энергии общения, которая связывает всех нас в единую божественную семью. Эта энергия имеет разнообразные оттенки, что сказывается на взаимоотношениях между старшими, равными и младшими. Энергия взаимоотношений божественна, поэтому отношения можно понять, только понимая духовную культуру, культуру взаимоотношений жителей духовного мира, культуру взаимоотношений Бога и его детей.
Взаимоотношения проявляются различным образом. Прежде всего, в нашем прямом физическом контакте, который основан на культуре взаимоотношений. Как посмотреть друг на друга, как пройти мимо, как стоять рядом, как создать семью, как пожать руку, что подарить или чем угостить. Культура физических отношений самая строгая, так как несёт в себе проблему межполовых взаимоотношений, и проблему физических конфликтов. Конфликты на физическом уровне вызывают самые тяжёлые последствия: от оскорблений отдельной личности, до начала военных действий между двумя странами мира. Поэтому в народе говорят: «Семь раз отмерь - один раз отрежь».
Есть эмоциональный уровень, состоящий из различного вида реакций на варианты ситуаций в общении. Мы можем смеяться, плакать, грустить или гневаться. Это результат нашего восприятия того, что происходит во взаимоотношениях. Наши эмоции должны соответствовать и ситуации и, собственно говоря, самому нашему поведению. Чанакья пандит говорил, что на свадьбе надо смеяться, а на похоронах плакать и не на оборот. Если я творю добро, моё лицо тоже должно быть доброе, а не хитрое. Если эмоции не соответствуют поведению, такого человека называют двуличным и его поведение считается некультурным, не искренним, подозрительным и даже опасным.
И конечно же общение самым явным образом проявлено в языке. Фактически язык только для этого и предназначен, чтобы связывать разных живых существ в едином общении. Владеющий культурой речи может установить связь с живым существом, находящимся на любой стадии развития. Кроме того, не следует забывать и об искусстве, которое показывает нам различные виды взаимоотношений, обучая этому искусству на множествах примеров, в том числе на божественных. Большинство этих аспектов искусства взаимоотношений можно найти в Гандхарва-веде. Бхарата Муни описывает во всех подробностях, как должны проявляться эмоции в связи с конкретной ситуацией. Он описывает, как подобает двигаться телу человека во время взаимоотношений, чтобы это соответствовало ситуации.
Из всех вышеперечисленных аспектов, самым активным в использовании является метод словесного общения. Речь должна быть культурной и одновременно соответствовать жизненному опыту человека. Самый возвышенный язык общения - это санскрит. Поэтому человека культурного называли санскрити. Полезно соприкасаться с санскритом, для возвышения своего сознания и обретения высоко культурного способа мышления. Да, мы можем не знать этот язык в совершенстве, но само внимание к нему делает нас ближе к пониманию Верховной Личности Бога.
Если говорить о звуке, то он возникает как энергия на уровне первой чакры человека и стремится вверх, через все остальные энергетические центры. Первая чакра - источник основных энергий человека, поэтому и энергия речи также исходит из общего энергетического начала. Подымаясь вверх, энергия проходит вторую чакру и обретает признаки ложного эго, которое окрашивает звук в мужской или женский характер. Для очищения данного энергетического центра существует практика брахмачари.
Кто такой брахмачари?
Это тот, кто способен уважать окружающих и стремиться получать духовное знание. Уважительный и знающий человек автоматически становится брахмачари, так как понимает отличие души от тела и одновременно ведёт себя не обидно по отношению к представителям противоположного пола. Такое сочетание делает его брахмачари, в каком бы ашраме он не находился.
Проходя через третью чакру, звук обретает активность, и в нём появляются глаголы. А на уровне четвёртой чакры, звук обретает форму, и в нём проявляются существительные. Только на пятой чакре энергия обретает форму звука. После этого мы можем слышать звук как таковой.
Значит, если из несовершенной личности, находящейся под воздействием иллюзии, исходит энергия, то она проходит через ложное эго (вторая чакра), греховную деятельность (третья чакра) и глупые мечты-формы (четвертая чакра). На выходе получается абсолютно испорченный звук, или грамья-катху. Поэтому мы изучаем произведения, написанные на санскрите, как идеальные источники звука. Остаётся только донести данный звук до слушателя, не осквернив его тем, что находится в глубине нашего сознания.
С это же целью мы и развиваем смирение. Чем более человек смиренен, тем меньше звук вед соприкасается с индивидуальной обусловленностью человека. Хотя сам процесс передачи знания не отрицает личностного влияния, которое проявляется в комментариях к ведам. Комментарий - это возможность задействовать свой опыт в речи, так как речь является носителем опыта и не может без него никак обойтись. Но комментарий всегда должен соответствовать изначальному значению санскрита, который в этом плане идеален. Санскрит - язык, в котором культурный человек точно понимает, о чём идёт речь. Это совершенный научный язык, предназначенный для описания Абсолютной Истины.
Однако мы можем не волноваться по поводу того, что не всегда способны его понимать. Почти все остальные языки в той или иной степени произошли от санскрита. Они частично несут его внешние признаки, но самое главное, они сохраняют и его внутреннюю сущность - способность говорить об Абсолютной Истине. Да, конечно же, какая-то часть силы санскрита потеряна в других языках, поэтому люди, говорящие на одном языке, не всегда могут до конца понять друг друга. Иногда так трудно что-то объяснить даже своему родственнику, с которым ты прожил пол жизни. Но когда человек на родном языке начинает говорить о Кришне, его язык становится равнозначным санскриту, так как достигается та же самая цель, что и в санскрите!
Душа, являясь энергией Кришны, может существовать, только находясь в связи с Кришной. В духовном мире эта связь прямая, а в материальном мире она скрытая. Кришна проявляет себя, как вселенская форма, которая имеет полу-мужской полу-женский вид, тем самым говоря о том, что это мир взаимоотношений. В любом случае нам придётся развивать отношения, весь вопрос, как мы это будем делать: под влиянием духовной культуры, понимая, что все мы дети Бога и должны вместе служить Богу, или под влиянием культуры материальной, думая, что я сам Бог и все должны служить мне любимому...
Наша культура называется бхагавата-дхарама: мы действуем не просто по правилам ведической культуры, а чтобы доставить удовольствие Кришне.
Если я делаю что-то по правилам вед, я просто избавляюсь от материальных страданий, получаю освобождение. Но если я действую по правилам вед и для удовольствия Кришны - я получаю ещё и бхакти - чистую любовь к Богу. Человек культурный не забывает о волшебной комбинации, состоящей из правил ведической культуры и желания доставить удовольствие Кришне.
Читать весь семинар "Идеальная семейная жизнь" :
Лекция 1 (Шримад Бхагаватам 7, песнь 14, текст 1)
Лекция 2 (Шримад Бхагаватам 7, песнь 14, текст 2)
Лекция 3 (Шримад Бхагаватам 7, песнь 14, текст 3-4)
Лекция 4 (Шримад Бхагаватам 7, песнь 14, текст 5)