Великий и Могучий

Явление Господа Нрисимхи  


«Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев,
а также восстановить устои религии, Я прихожу сюда из века в век».
Кришна, Верховная Личность Бога («Бхагавад-гита», 4.8)

 

Нрисимха пранама

  

Господь Нрисимха олицетворяет божественный гнев, Он пришел, чтобы, убив великого демона Хираньякашипу, защитить и прославить своего преданного Прахладу Махараджа. Господь Нрисимха известен как шуддха-бхакта вигхна винашая - тот, кто всегда опекает безраздельно преданных Ему слуг:

ито нрисимхах парато нрисимхо
ято ято ями тато нрисимхах
бахир нрисимхо хридайе нрисимхо
нрисимхам адим шаранам прападье
 


«Господь Нрисимха находится повсюду. Он везде, куда бы я ни отправился. Он в сердце, Он повсюду. Я предаюсь Нрисимхадеву, — высшему прибежищу, из которого исходит всё».
 


Кто такой Нрисимхадев?

Нрисимхадев – особое воплощение. Это Сам Кришна – кешава дхрита нарахари рупа.  Господь Нрисимха это никто иной, как Сударшана-чакра, чакра Кришны, Его оружие. Оно предстало в облике Нрисимхадева. Поэтому, когда на куполе храма устанавливают чакру, то повторяют молитвы Нрисимхадеву. Ведь Господь помогает преданным преодолеть внешние и внутренние препятствия на пути чистого преданного служения. Он великодушно помогает изгонять из сердца все анартхи и привязанности, воплощенные в образе демона Хираньякашипу. Он избавляет от грехов тех, кто помнит о Нем. Защищая своих преданных, он наделяет их бесстрашием.

Он уничтожает демонов в нашем сердце – таких, как вожделение, гнев, жадность, зависть, иллюзия и безумие. Последнее проявляется в нашей жизни в виде лени, невнимательности, равнодушия и имперсонализма. Поклонение Божествам помогает нам избавиться от этих недостатков, поскольку помогает относиться к Богу как к личности. А служение Божеству Нрисимхадева помогает в особенности, ибо требует особого уважения и внимания со стороны преданного. Нрисимхадев наказывает нас за оскорбления – и это тоже проявление Его милости; подобно хирургу, Он Своими острыми ногтями удаляет из нашего сердца болезнь невежества.

В Седьмой Песни «Шримад Бхагаватам» описывается прекрасный облик Господа, явившегося как само воплощение гнева: «Господь в этом облике был поистине страшен: Его гневные глаза цветом были похожи на расплавленное золото; огромный и ужасный лик казался еще больше от окружавшей его сияющей гривы; оскаленные зубы внушали смертельный страх, а язык, словно острый меч в руках воина, непрестанно двигался из стороны в сторону. Его неподвижные уши стояли торчком, ноздри и отверстый зев напоминали горные пещеры, а разомкнутые челюсти вызывали ужас. Тело Нрисимхадевы касалось небосвода. У Него была очень короткая и толстая шея, широкая грудь и тонкая талия, а тело покрывали серебристые, как лунный свет, волоски. Его руки, напоминавшие армию отважных воинов, простирались во всех направлениях, ибо Он Своим оружием — диском, булавой, раковиной, лотосом и прочим — уничтожал всех демонов и других негодяев-безбожников».


Это воплощение Господа не зря называют самым коротким: Он неожиданно появился из колонны, некоторое время сражался, наслаждаясь Своими играми, затем убил Своего противника и всех его воинов, пытавшихся отомстить за своего предводителя, выслушал молитвы полубогов, пообщался со Своими преданными – и исчез. Все это заняло не больше нескольких часов. Но с тех пор Господу Нрисимхе поклоняются все вайшнавы Вселенной, вне зависимости от сампрадаи.


Господь приходит, озаряя Своим сиянием весь мир, уничтожая тьму невежества в сердцах людей, переворачивая их представление о миропорядке.
 

Материальный мир устроен так, что неопровержимо доказать присутствие в нем Бога невозможно. Легко поверить в очевидное – но, отпуская души в царство майи, Господь дает им свободу воли. Неоспоримые доказательства Его существования нарушили бы эту свободу. Да, кто-то создал Вселенную, потому что теория Большого взрыва не выдерживает никакой критики. Но то, что Господь всегда находится рядом с обусловленной душой, зная все её желания, и готовый в любую минуту откликнуться, если душа обратится к Нему – в это не все могут поверить. А большинство – и не хотят. Поскольку обращение к служению Богу уничтожит последнюю надежду обрести счастье в материальном мире. Так же легко, как Нрисимхадев убил Хираньякашипу.

Хираньякашипу - буквально олицетворение высшей цели любого человека. Море роскоши вокруг, любое желание незамедлительно исполняется, законы окружающего мира меняются по мановению руки, верные последователи поют хвалу, поверженные враги тоже поют, скрипя зубами, но не находя иного прибежища – и всё это в масштабах Вселенной! Полный успех! Разве не к этому стремятся люди, работая до седьмого пота, героически сражаясь с теми, кого считают препятствием на пути к своему счастью, стремясь повернуть реки вспять и посадить яблони на Марсе? …А еще у Хираньякашипу была верная и целомудренная жена и четверо почтительных сыновей, трое из которых полностью оправдывали ожидания отца. Такое вот оно, счастье. Материальное. Временное. А Нрисимхадев уничтожил это счастье в одно мгновение – но что удивительного в этом? Его представитель – Смерть – успешно делает то же самое. Так же неотвратимо, несмотря на все попытки человечества сражаться с ней. Чего бы мы ни достигли в этом мире – «в могилу ничего не унесешь».

Поэтому, как не устает повторять Нарада Муни, ким асат кармабхир бхавет – «что пользы трудиться ради преходящих благ?» Что все блага в этом мире преходящи, можно даже не сомневаться. Как не сомневался в этом Прахлада Махарадж. Как ни учили его – а образование у детей Хираньякашипу было на высшем уровне! – умению побеждать врагов, находить друзей и управлять всеми остальными, он оставался при своем мнении: «Сами собой к нам приходят несчастья, и счастье придет само собой». Словам Прахлады Махараджа посвящены две главы Седьмой Песни – Господь Чайтанья очень любил слушать эти главы. Прахлада Махарадж, пятилетний ребенок, не рассказывал своим друзьям сложных вещей – ни о творении вселенной, ни о шести философских системах, ни о Веданта-сутре. Он объяснял им всего два – но самых важных! – принципа: бессмысленность материальных усилий и важность служения Верховному Господу. Любовь к Богу заполняла сердце Прахлады и все время рвалась наружу. Все его наставления пронизаны этой любовью. И Господь явился только из-за этого – Он пришел, чтобы пообщаться со Своим дорогим преданным. И показать – не Прахладе, поскольку тот и не сомневался в этом – всем остальным, что Бог рядом. Что Он видит все, что происходит с нами, и может придти на помощь в любой момент.

 

Самая надежная защита

Бог всемогущ. Для Него нет ничего невозможного. Решив выбраться из царства майи и становясь на путь обратно к Богу, живое существо вверяет управление своей жизнью Самому Господу. 

Мы уже знаем, что трудности не приходят сами – их посылает Кришна. Пандавы молили о том, чтобы они столкнулись с великими трудностями, потому что тогда с ними будет Кришна. И Кришна послал им великие испытания, также как и Драупади, когда Духшасана пытался сорвать с нее одежды, также как и Прахладе Махараджу. Кришна послал Прахладе множество невзгод. Почему? Кришна рассудил:

«Весь мир должен знать, насколько возвышенны мои преданные – они не беспокоятся о себе, поэтому я всегда Сам спасаю их».

Чистый преданный не просит Бога избавить его от последствий его прошлых грехов или от опасностей материального мира. Преданный смиренно принимает всё, что приходит к нему, будь то наслаждения или страдания, прося Господа только об одном – всегда помнить о Нем и служить Ему.

Хотя преданные стараются всегда думать о Боге – не так-то просто сделать это в материальном мире. Как полубоги, сражаясь с демонами, не могли думать о Господе, так же и человек, атакуемый материальными желаниями, часто забывает о Нем. Но когда Нрисимхадев убил Хираньякашипу, демоны были повержены, и полубоги с радостью вернулись к своему преданному служению. Медитация на Господа Нрисимху убивает демонов желаний в нашем сердце и рассеивает тьму материального мира, освещая путь домой, обратно к Богу. Еще Шрила Прабхупада пишет: «Распространяя по всему миру сознание Кришны, преданные нередко сталкиваются с опасностью и всевозможными препятствиями, однако искренний слуга Господа, который с глубокой верой посвящает себя проповеди, должен знать, что Господь Нрисимхадева всегда защищает его».

Как Шрила Прабхупада пишет в комментарии к стиху 8.11 Седьмой Песни «Шримад-Бхагаватам», Господь Нрисимха не только убил демона, но и даровал ему освобождение, вернув его домой, обратно к Богу, поскольку всё, что бы ни делал Верховный Господь, в конечном счёте, приносит высшее благо всем, кто так или иначе соприкасается с Ним.


«Когда Его преданные находятся в затруднении, Он Сам приходит и разрушает их иллюзию. Я приношу свои смиренные поклоны Господу Нрисимхе во имя избавления от всех долгов.» (Рина-мочана стотра)
 

Поэтому молитвы Господу Нрисимхе – это неотъемлемая часть преданного служения вайшнава. После утренней и вечерней службы преданные поют мантры из «Нрисимха-пураны» (намасте нарасимхая…) и «Дашааватара-стотры» (тава-кара-камала-варе…) Многие также читают «Нрисимха-кавачу», «Рина-вимочана-стотру» и другие молитвы из разных священных писаний.

Вайшнавы с особым уважением относятся к Господу Нрисимхадеву. Преданные молят Господа о защите – прежде всего, о защите от майи. Мы не знаем, что произойдет завтра – из каких перипетий нам придется выпутываться на извилистом пути избавления от кармы. Какие последствия наших грехов или оскорблений будут пытаться спихнуть нас с пути преданного служения. Кто, кроме Господа, может защитить нас от всего этого?


Нрисимхадев – особое воплощение Бога, то Его настроение, в котором Он защищает преданных, поэтому повторение охранительных молитв доставляет Ему удовольствие. 
 

И Нрисимха-чатурдаши – хороший повод начать… Следуя по стопам чистого преданного Прахлады Махараджа, нам следует также всегда медитировать на исполненную величия форму Господа Нрисимхадева, вспоминая Его явления, качества и деяния. И в день празднования Шри Нрисимха чатурдаши преданные Господа могут молиться Ему о милости, о защите от демонических сил века Кали, о продвижении на пути самосознания.

До сумерек, до времени явления Господа Нрисимхадева, не следует вкушать прасад. Это можно только детям, старикам и больным, или тем, кому доктор не рекомендует поститься – они могут поесть ровно столько, сколько им необходимо. Когда Нрисимхадев увидит, что вы, несмотря на все трудности, поститесь, Он будет доволен. Если же вы только и делаете, что смеетесь и развлекаетесь, Он пройдет мимо вас. Вы принимаете эту аскезу для Господа Нрисимхадева. 

А регулярно повторяя молитвы, обращенные к Господу Нрисимхадеву, предаваясь Господу всем сердцем, вы обретаете в Его лице самую надежную защиту.

Мата Нарасимха, Тато Нарасимха
Братха Нарасимха, Сакха Нарасимха
Видйя Нарасимха, Дравинам Нарасимха
Свами Нарасимха, Сакалам Нарасимха
Итхо Нарасимха, Паратхо Нарасимха
Ято Ято Ями, Тато Нарасимха
Нарасимха Деватх Паро На Кашчит
Тасман Нарасимха Шаранам Прападйе


Нарасимха мне мать и отец мне - Нарасимха
Нарасимха - мой брат и Нарасимха - мой друг
Нарасимха - это все знание; Нарасимха - это богатство.
Мой Господь - Нарасимха; Нарасимха все для меня.
Нарасимха везде в этом мире, Нарасимха во всем (Вездесущий)
Везде, где я иду, я вижу Нарасимху.
Нарасимха - Верховная Личность,
Таким образом я кротко ищу прибежища в тебе, Шри Нарасимха.

Нарасимха Прапатти

 

Слава Господу Нрисимхе! Слава Господу Нрисимхе!
Слава Господу Нрисимхе, господину Прахлады Махараджа и Тому,
Кто словно пчела всегда смотрит на лотосоподобный лик Богини Процветания.

 

 

Рекомендуется пост до сумерек

 

 

 

 

 

Сейчас 274 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Нрисимха Чатурдаши-Явление Господа Нрисимхи. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator