Вчерашняя еда
Жил-был богатый купец. Его бизнес процветал, а жена давно умерла. Его единственный сын был женат. Купец очень гордился своей невесткой — она была очень мудра и отлично справлялась по хозяйству.
Однажды, обедая на веранде, купец заметил монаха, который пришел к воротам просить еды. Обычно он ничего не давал бедным людям, и в этот раз тоже никак не отреагировал. Монах снова попросил, но не получил ответа. Когда же он попросил в третий раз, невестка вежливо ответила: "Дорогой бабаджи, постучитесь, пожалуйста, в другую дверь; мой свекор сам ест вчерашнюю пищу, он не сможет ничего Вам дать."
Монах все понял и отправился дальше. Однако купец, услышав эти слова, пришел в ярость: с чего это вдруг он, самый богатый человек в деревне, ест вчерашнюю еду? "Девушка, должно быть, спятила", — подумал он. Особенно его разозлило то, что он ранее гордился мудростью невестки: и как это он не замечал, что она совершенно не в своем уме? Он созвал суд и сообщил отцу девушки, что она сошла с ума, и поэтому его сын расторгнет брак.
Когда люди собрались, он изложил произошедшее перед судом и попросил вынести справедливое решение — а справедливым решением, по его мнению, было расторжение брака. На суде также присутствовал отец девушки. Он сказал: "Я знаю, что моя дочь достаточно разумна, чтобы не говорить бессмыслицы, хоть я и не могу понять, что она имела в виду в этом случае. Я попрошу ее войти и объяснить сказанное. Будет неправильно, если мы примем решение, не выслушав ее."
Судья согласился, и девушка сказала следующее: "Мое объяснение таково: в прошлых жизнях свекор совершил множество хороших поступков, и поэтому сейчас получает Божьи благословения и наслаждается ими. В таком смысле это и есть заработанная им вчера пища. Но в этой жизни он не совершает добрых дел и заботится только о себе. Я очень люблю его и хочу, чтобы он наслаждался этими благословениями всегда. Я хотела высказать ему эту истину, и поэтому сказала то, что сказала. Я знала, что он разозлится и потребует объяснений, и это даст мне возможность об этом поговорить."
Купец осознал истинный смысл этих слов, и ему стало стыдно, что он созвал суд против своей мудрой невестки. Он принес извинения и с тех пор начал проявлять заботу об окружающих.
Обычно так происходит: люди либо наслаждаются своими нынешними благословениями, либо чувствуют себя униженными, видя, что в этой жизни у кого-то другого больше богатства, чем у них. Они задаются вопросом, почему другие люди разумнее, почему у них больше денег, здоровья, и так далее; они забывают, что мы обладаем лишь тем, что заслужили сами. Все, что мы заработали ранее, мы используем сейчас. Все, что мы совершаем в данный момент, придет к нам в будущем— это касается как материальных, так и духовных богатств.
Точно так же люди наслаждаются своим нынешним положением. Они смеются над теми, у кого нет разума, денег или других вещей — они наслаждаются даже своим духовным статусом, забывая, что если не прилагать усилий сейчас, все богатства и достижения будут растрачены.
Это так же, как с зерном, которое помещают в силос для хранения. Зерно загружается сверху и выгружается снизу. Рано или поздно вы получите то же самое зерно, которое загрузили — это лишь вопрос времени. Итак, пожиная плоды вчерашнего дня, следует сеять зерна на будущее.
«БХАГАВАД-ГИТА», текст 2.49 :
дурена хй аварам карма буддхи-йогад дхананджайа
буддхау шаранам анвиччха крипанах пхала-хетавахдурена - отбрасывая все это на большое расстояние; хи - непременно; аварам - отвратительную; карма - деятельность; буддхи-йогат - благодаря силе сознания Кришны; дхананджайа - о завоеватель богатств; буддхау - в таком сознании; шаранам - полное подчинение; анвиччха - желание; крипанах - скупые; пхала-хетавах те, кто стремятся к плодам своей деятельности.
О Дхананджайа, преданно служа Господу, отбрось все желания, влекущие за собой отвратительные поступки, и в таком умонастроении вручи себя Ему. Те же, кто желают наслаждаться плодами своих трудов, есть скупцы.
КОММЕНТАРИЙ:
Тот, кто поистине достиг понимания своего изначального положения как вечного слуги Кришны, отказывается от всех обязанностей помимо деятельности в сознании Кришны. Как уже объяснялось, буддхи-йога означает "трансцендентное любовное служение Господу". Такое преданное служение определяет правильную линию поведения для всякого живого существа. Лишь скупцы стремятся пожинать плоды своих трудов, чтобы еще больше погрязнуть в материальном мире.Все виды деятельности, за исключением деятельности в сознании Кришны, не стоят трудов, поскольку они снова и снова связывают исполняющего их с процессом рождения и смерти. Поэтому не следует стремиться самому быть причиной деятельности. Все должно делаться в сознании Кришны, для Его удовлетворения.
Скупцы не умеют правильно использовать богатства, приобретаемые волею судьбы или тяжким трудом. Нужно использовать всю свою энергию, действуя в сознании Кришны, и тогда жизнь будет успешной. Но подобно скупцам, несчастные люди не отдают свою энергию служению Господу.
Еще интересные притчи на нашем сайте :
- Мирская привязанность
- Господь Кришна и «Бхагавад-Гита»
- Если твое желание не исполнилось
- Когда ты читаешь «Бхагавад-Гиту»
- Приемный Член Семьи
- Мобильный телефон и «Бхагавад-гита»
- Эпоха Тьмы с Золотым Веком
- Душевнополезные притчи для домашнего чтения