Как царь Читракету, став демоном Вритрасурой,
остался преданным Господа

 

Горе царя Читракету

Император Читракету был правителем благочестивым, набожным, склонным к преданности Всевышнему Господу. Всевышний Господь был покорен его преданностью, и в его управлении страной не возникало никаких сложностей. Все его преданные были счастливы и довольны. Только сам Читракету был несчастлив: никто из его многочисленных жён не мог дать ему потомство.

Однажды бездетный царь Читракету повстречал великого мудреца Ангиру. Ангира поинтересовался благополучием царя, и царь поведал ему о своем горе. Мудрец благословил царя, и в должный срок первая царица Критадьюти родила царю сына, которому было суждено принести своим родителям счастье и горе.




Когда мальчик родился, царь и все другие обитатели дворца были вне себя от радости. Не радовались только оставшиеся бездетными другие жены царя. И из зависти к Критадьюти они отравили мальчика.

Смерть сына повергла царя Читракету в страшное горе. Узнав об этом, мудрец Ангира снова навестил царя, на этот раз вместе с Нарадой Муни. Мудрецы Ангира Риши и Нарада пришли к царю, чтобы рассказать ему о духовной цели жизни и тем самым развеять его чрезмерную скорбь. Слушая мудрецов, царь избавился от бессмысленной скорби.

Читракету получил возможность поговорить с покойным сыном, и тот открыл ему глаза на истину.

Живое существо вечно. Оно никогда не рождается и не умирает. Пожиная плоды своих поступков, живое существо появляется на свет в разных видах жизни. Так оно сменяет одно тело за другим. В течение некоторого времени его связывают мнимые родственные узы с его родителями или детьми. В материальном мире любые отношения, будь то отношения с родственниками, друзьями или врагами, исполнены двойственности, которая приносит нам то иллюзорную радость, то иллюзорное горе. По своей природе мы вечные души, неотъемлемые частицы Бога, и нам чужды отношения, присущие этому миру двойственности.

Когда Читракету успокоился, великий мудрец Нарада дал ему мантру, повторяя которую Читракету обрёл прибежище у лотосных стоп Санкаршаны.

 


Матушка Парвати проклинает Читракету

Благодаря личной встрече с Верховной Личностью Бога, царь Читракету обрел возможность наслаждаться жизнью на своём летательном аппарате в обществе прекрасных обитательниц планеты Видьядхары. Задавшись целью привлечь как можно больше живых существ к воспеванию славы Господа, он решил облететь на своём космическом корабле всю вселенную. Однажды во время этого путешествия ему довелось проникнуть в расщелину горы Сумеру, где он обнаружил Господа Шиву, который сидел, обнявшись со своей женой Парвати в окружении сонма сиддхов, чаранов и великих мудрецов. Увидев Господа Шиву с женой на коленях, Читракету расхохотался, чем привел Парвати в неописуемую ярость и навлёк на себя её проклятие. В результате этого проклятия Читракету был вынужден впоследствии появиться на свет в качестве демона Вритрасуры.




Когда Парвати прокляла Читракету, он не испугался этого и в ответ произнёс такие слова: 

«В человеческом обществестве каждый наслаждается и страдает, пожиная плоды своих деяний, и, таким образом, скитается по всему мирозданию. Поэтому никто не властен над своим счастьем или горем. Однако, несмотря на то, что всякий обитатель этого материального мира живет по законам материальной природы, человек в гордыне своей считает, что может всё на свете.

В этом материальном мире, порожденном внешней энергией Верховного Господа, кому-то достаются розы, а кому-то - шипы, один наслаждается на райских планетах, другой же мучается в аду, тем не менее, все они находятся в одинаковом положении, неизменно оставаясь узниками этого бренного мира.

На самом деле, не имеет большого значения, в каких условиях пребывает живое существо, поскольку в этом мире нет ничего вечного. Высшей властью над этим миром обладает Верховная Личность Бога, который творит, хранит и уничтожает его, но, тем не менее, всегда остается безучастным к любым переменам, происходящим с ним в пространстве и времени. Внешняя, материальная энергия Верховной Личности Бога в ответе за этот материальный мир. Господь помогает миру, ставя его обитателей в различные ситуации».

Слова Читракету привели в изумление всё великое собрание, на котором присутствовали Господь Шива и Парвати. Тогда Господь Шива повёл речь о преданных Господа. Преданный равнодушен к любым условиям жизни, будь то рай или ад, состояние освобождения или материальная обусловленность, счастье или горе.

В своей следующей жизни царь Читракету – великий преданный Господа, придя в этот мир как демон Вритрассура, своей жизнью и своей смертью покажет миру, что значит оставаться преданным Господа в любой ситуации.

 

Рождение Вритрасуры

Царь небес Индра убил своего жреца Вишварупу. Будучи жрецом у полубогов, Вишварупа, втайне от них, подносил остатки жертвоприношений демонам, к которым питал расположение. Узнав об этом, Индра обезглавил его, но вскоре он раскаялся в содеянном, потому что убитый им Вишварупа был брахманом.

Отец убитого Вишварупы, Твашта, совершил жертвоприношение с тем, чтобы убить самого Индру. Но, к своему несчастью, во время жертвоприношения он неверно произнёс мантру, и поэтому результат получился прямо противоположный. Твашта произнёс мантру, которая должна была вызвать появление врага Индры, но из-за оговорки, по его зову из жертвенного огня появился демон Вритрасура, врагом которого был Индра.


из жертвенного огня появился демон Вритрасура

Своим свирепым обликом Вритрасура поверг в ужас весь мир; в лучах его могущества померкла сила даже полубогов. Не видя иного спасения, полубоги стали поклоняться Верховному Господу - вкушающему ото всех жертвоприношений, величайшему во всей вселенной. Ибо, в конечном счете, кто ещё способен уберечь от опасности и развеять страхи?

Господь остался доволен молитвами полубогов и направил их к мудрецу Дадхичи просить, чтобы тот отдал им кости собственно тела. Он уверил полубогов, что Дадхичи согласится на их просьбу и с помощью его костей они смогут убить Вритрасуру. Но Дадхичи в шутку сделал вид, будто не желает расставаться со своими костями: он хотел, чтобы полубоги сначала разъяснили ему законы религии.

Выслушав полубогов, он согласился, что это будет лучшим употреблением телу, ведь после смерти тело обычно становится добычей собак, шакалов и других низших животных. Дадхичи Муни погрузил своё грубое тело, состоящее из пяти элементов, в первоначальное вместилище этих элементов, а душу поместил у лотосных стоп Верховной Личности Бога. Так Дадхичи покинул тело. Из его костей Вишвакарма изготовил для полубогов молнию. Индра вооружился ею и вместе с другими полубогами они воссели на боевых слонов, готовые сражаться.

 

 

Битва Вритрасуры и Индры

На стыке эпох Сатья и Трета между полубогами и демонами произошла грандиозная битва. Но, уже в самом её начале, демоны, не в силах стерпеть исходящее от полубогов сияние, бежали с поля боя, предоставив своему предводителю сражаться в одиночку. Вритрасура окликнул бегущих демонов и поведал им, какое благо сражаться и погибнуть в битве: победитель завоевывает богатства, а погибший сразу возносится в рай. В любом случае воин остается в выигрыше.

Увидев решимость Вритрасуры, полубоги перепугались чуть ли не до беспамятства, Вритрасура же принялся топтать их ногами. Не в силах безучастно взирать на всё это, царь небес Индра метнул во Вритрасуру свою булаву, но великий воин легко перехватил булаву на лету левой рукой и нанёс ею ответный удар слону Индры. От удара слон отлетел на расстояние семи луков и упал, увлекая за собой седока.




Как мы уже знаем, царь Индра был повинен в убийстве Вишварупы, которого сам же взял себе в жрецы. Напомнив Индре об этом злодеянии, Вритрасура сказал: 

«Тому, кто предан Верховной Божественной Личности, Господу Вишну, и во всем полагается на Него, всегда сопутствуют победа, благополучие и безмятежность. Во всех трех мирах нет ничего такого, что ему осталось бы пожелать. Но как добр Господь: ведь такому преданному Он не посылает богатства, которые бы могли помешать его преданному служению. Я поэтому хочу отдать все для служения Господу. Я хочу только петь Ему славу и служить Ему. Долой привязанность к мирской семье - я буду водить дружбу только с преданными Господа! Я не желаю попасть на высшие планеты, даже на Дхрувалоку или на Брахмалоку, и не стремлюсь завоевать незыблемое положение в этом материальном мире. Для чего мне всё это?».

 

 

Славная смерть Вритрасуры

Закончив говорить, Вритрасура с гневом метнул в царя Индру трезубец, но Индра пустил в ход свою молнию, гораздо более мощную, чем трезубец, и, вдребезги разбив оружие Вритрасуры, оторвал ему руку. Но и оставшейся рукой Вритрасура сумел ударить Индру железной булавой и выбить молнию у него из рук. Сгорая от стыда, Индра не решался поднять оружие, Вритрасура же воодушевлял его продолжить поединок. Вритрасура дал царю Индре следующие важные наставления.

«Победу и поражение посылает Верховная Личность Бога - сказал Вритрасура. - Не понимая, что причина всех причин - это Верховный Господь, глупцы и негодяи видят причину своих побед и поражений только в себе; в действительности же всё происходит по воле Господа. Все, кроме Него Самого, лишены какой бы то ни было самостоятельности. И пуруша (наслаждающийся, живое существо), и пракрити (природа, источник наслаждения) пребывают во власти Господа, ибо только благодаря Его надзору в мире всё происходит слаженно. Не видя во всем направляющей руки Господа, глупец полагает самого себя властелином и повелителем всего сущего. Тот же, кто понял, что истинный властелин - это Верховная Личность Бога, освобождается от всего относительного, что есть в этом мире: от горя и радости, страха и всякой скверны». Таким образом, Индра и Вритрасура не только сражались, но и говорили на философские темы. Затем они продолжили поединок.

На этот раз Индра оказался сильнее и отсек Вритрасуре другую руку. Тогда Вритрасура вырос до гигантских размеров и проглотил царя, но мантра-броня Нараяна-кавача, которую составил для полубогов жрец Вишварупа, так хранила Индру, что даже в желудке противника он оставался невредим. Сумев выйти наружу, Индра могучей молнией обезглавил Вритрасуру. Но, прежде, чем голова демона отделилась от туловища, прошел целый год. Когда же это случилось, из тела Вритрасуры вышла духовная искра и устремилась домой, к Богу. На глазах у полубогов она вознеслась в запредельный мир, чтобы навеки остаться с Господом Санкаршаной.

Жизнь и смерть Вритрасуры – пример величия преданности чистого вайшнава, который и в теле демона, и в бою, и на пороге смерти всегда думал о Господе, служил Ему и не забывал Его ни при каких обстоятельствах.

 

Эта история описывается в «Шримад Бхагаватам», песнь 6. 

 

 

 

Предлагаем ещё истории из "Шримад Бхагаватам" :

История Раковины Панчаджанья

Жизнь Кришны в Двараке

Почему Кришна всегда держит в руке флейту

История падшего брахмана Аджамилы

 

 

Сейчас 277 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Как царь Читракету, став демоном Вритрасурой, остался преданным Господа. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator