История Раковины Панчаджанья
панчаджанйам хришикешо
девадаттам дхананджайах
паундрам дадхмау маха-шанкхам
бхима-Карма врикодарах
Господь Кришна затрубил в Свою раковину Панчаджанью, а Aрджуна - в свою, Девадатту; ненасытный Бхима, славный своими богатырскими подвигами, затрубил в свою огромную раковину Паундру.
("Бхагавад Гита" 1.15)
Всё, что связанно с Господом Кришной, имеет личностную природу. Так, например, Его боевая раковина, тоже личность. И, как личность, она имеет свою судьбу и свою историю.
История Раковины Панчаджанья
Это случилось вскорости после того, как Криша убил Камсу. Сокрыв изначально присущее Им совершенное знание, два всеведущих повелителя мироздания, Кришна и Баларама, пожелали поселиться в школе духовного учителя Сандипани Муни в Авантипуре.
Чтобы показать пример того, как надо почитать гуру, Кришна и Баларама служили духовному учителю с такой же великой преданностью, с какой Они служили бы Самому Богу. Довольный Их служением, Сандипани Муни подробно объяснил Им все Веды, а также шесть вспомогательных дисциплин и Упанишады. Чтобы глубоко усвоить каждый предмет, Кришне и Балараме достаточно было один раз услышать его объяснение. Так за шестьдесят четыре дня Они овладели шестьюдесятью четырьмя традиционными науками и искусствами.
Перед тем как расстаться с гуру, Кришна и Баларама предложили Сандипани Муни выбрать любое вознаграждение, какое он пожелает. Мудрец Сандипани, видя Их необычайные способности, попросил Их вернуть его сына, погибшего в океане у Прабхасы.
Взойдя на колесницу, Кришна и Баларама отправились в Прабхасу. Представ перед Ними на побережье, бог океана оказал Им подобающие почести. Кришна попросил его вернуть сына Их духовного учителя, но тот ответил, что мальчика забрал демон Панчаджана, живущий в океане. Услышав это, Шри Кришна погрузился в океанские глубины, убил демона и забрал раковину, выросшую из его тела.
Однако Он не обнаружил сына учителя в желудке демона. Тогда Кришна отправился на планету Ямараджи, повелителя смерти. Услышав, как Кришна затрубил в раковину Панчаджанью, Ямараджа вышел Ему навстречу и поклонился Кришне с великой преданностью. Господь Кришна попросил Ямараджу вернуть сына Своего учителя, и тот сразу отдал его Кришне и Балараме.
Раковина Панчаджанья, которую Господь взял у Панчаджаны, — это та самая раковина, в которую дул Господь перед тем, как начать рассказывать «Бхагавад-гиту».
На быстроходной восседая колеснице
С упряжкой белоснежных лошадей,
Великолепный Кришна, Пандавы Возничий,
Взял раковину и к устам поднёс рукой Своей.
И зазвучала звонко Хришикеши "Панчаджанья",
Вслед Дхананджая в "Девадатту" мощно дул,
И Бхимы раковина, "Паундра" большая,
Завыла, создавая леденящий разум гул.
И остальные братья, дети Кунти-деви:
В "Анантавиджаю" Юдхиштхира затрубил,
Накула дул в "Сугхошу", в "Манипушпаку" Сахадева.
Клич боевой из раковин их грозный исходил.
Вмиг затрубили все: непобедимый царь Каши,
Отважный Дхриштадьюмна, смелый Шикханди,
Могучерукий Абхиманью и неодолимый Сатьяки,
Герой Вирата, Друпада и сыновья Драупади.
Сей трубный звук твоих сынов клич превзошёл.
Казалось, даже Небо пошатнулось.
С ним леденящий страх в Сердца Куру вошёл,
Земля под их ногами содрогнулась.
Раковина не была чем-то новым для Кришны. Она - Его верная слуга и помощница. Среди символов Кришны Панчаджанья считается самым возвышенным, потому что, как и флейта, постоянно вкушает нектар губ Кришны. В шастрах описывается, как Панчаджанья впала в немилость.
Как Панчаджанья впала в немилость
Однажды, по воле провидения, Панчаджанья возгордилась и возомнила себя лучшей из слуг Кришны: «Я — царица раковин, потому что именно меня держат лотосные руки Рамы. Когда Шри Кришна побеждает в битве, он поворачивается лицом на юг и, поднеся меня к губам, громогласно трубит. В это время я наслаждаюсь нектаром губ Кришны — чудом, которое не может обрести даже богиня процветания».
Надменные мысли Панчаджаньи привлекли внимание всеведущей Лакшми. Недовольная растущей гордостью Панчаджаньи, Лакшми-деви, желая вновь сделать её достойной служить Хари, нахмурила брови и изрекла проклятие:
— Гордость украла у тебя божественные качества. Поскольку гордость является качеством демонов, стань же демоном и искупи свою вину, погибнув от руки Говинды!
Так, по проклятию Лакшми, Панчаджанья оказалась в океане. И, повинуясь этому проклятию, демон Панчаджана сразился с Кришной. В этом бою демон был сражён. Погибнув от руки Кришны, он получил освобождение и, как многие другие демоны, лично убитые Кришной, слился с Его телом. Однако, в отличие от других демонов, Панчаджана впоследствии вышел из тела Кришны, чтобы вновь обрести своё изначальное положение Его раковины.
Отныне Панчаджанья, очистившаяся и смиренная, пребывает в руке Кришны. Когда она пьет нектар губ Кришны, она больше не ставит эту удачу себе в заслугу, но считает её милостью Лакшми-деви. Она очень удачлива!
Ачарьи объясняют, что Панчаджана превратился в демона примерно так же, как превратились в демонов Джая и Виджая. Другими словами, хотя Панчаджана приняла облик демона, на самом деле она была преданной слугой Господа. В Аванти-кханде «Сканда-пураны» описываются замечательные события, которые произошли после того, как Господь Кришна подул в Свою раковину:
«В аду Асипатраван с деревьев исчезли острые, словно меч, листья, а из ада Раурава исчезли чудовища руру. Ад Бхайрава перестал страшить, а в аду Кумбхипака погасло пламя под котлами». Далее в «Сканда-пуране» говорится:
«Благодаря тому, что последствия их грехов были уничтожены, все обитатели ада обрели освобождение и отправились в духовный мир».
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? - ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ