Без смирения мы - невежды
Один бенгалец очень хотел, чтобы учитель принял его в ученики. Учитель много раз отказывал ему, но этот человек приходил снова и снова. Наконец гуру не выдержал и сказал ему: " Я приму тебя в ученики только в том случае, если ты приведешь ко мне кого-то, кто будет хуже тебя во всех отношениях. Это будет мой тест".
Человек подумал, что это очень легкое задание - ему нужно просто выйти на улицу, схватить первую попавшуюся личность, притащить этого человека к учителю и все. Ведь никто не может сравниться с ним ни в силе, ни в образованности, ни в богатстве, ни в аристократизме.
Итак, он вышел на улицу и схватил первого попавшегося ему человека. Но тут он подумал: "Может быть, этот человек не так образован и аристократичен, как я, но что, если он умеет прыгать выше, чем я? В конце концов, каждый человек наделен какими-то особенными качествами, которые отличают его от других. Поэтому я никогда не смогу найти человека, который во всем был бы хуже меня".
Тогда человек решил остановить свой выбор на животных. Он увидел осла, но подумал, что, хотя это животное и глупое, оно все же гораздо сильнее человека.
Тогда он начал искать среди птиц и деревьев, но как оказалось, все они обладали мистическими способностями (умение есть корнями является мистической способностью).
В конце концов, совершенно отчаявшись, человек отправился в поле, чтобы справить свою естественную нужду. И как только он закончил свое дело, то вдруг увидел маленького червячка, который со счастливой улыбкой направлялся к его испражнениям. Человек обрадовался: "Наконец-то я нашел. Человеческие испражнения - самое гадкое, что только может быть, но для этого червя эта омерзительная куча представляется настоящим пиром".
Он уже собрался было подобрать червячка, как вдруг что-то его остановило. Он подумал: "Стоп. Червяк берет эту отвратительную субстанцию и затем превращает ее в полезное удобрение, которое просто необходимо земле... Таким образом, даже этот червяк в каком-то смысле лучше меня, ведь я не могу сделать даже этого".
Проведя еще несколько месяцев в бесплодных поисках, этот человек вернулся к своему учителю и сознался, что ему так и не удалось найти существо, которое было бы хуже его во всем.
Сказав это, он развернулся, чтобы уйти прочь, но тут учитель остановил его. Он сказал ему: "Не уходи, подойди ко мне, я принимаю тебя в ученики".
Из лекции Е.С. Радханатхи Свами :
Также, как сахар всегда сладкий, а вода – мокрая,
так и неотъемлемое качество того, кто имеет преданность – смирение.
Есть ложное смирение и истинное. Между ними есть искреннее желание стремиться обрести истинное смирение.
- Когда мы ведем себя смиренно и начинаем этим гордиться, такое мышление означает, что мы стали жертвой ложной гордости. Это противоречит принципу истинного смирения.
- Истинное смирение – это естественное состояние сознания. Истинное смирение проистекает из чистоты сердца.
Кришна притягивает к Себе всех. Если мы думаем, что мы можем кого-то притянуть, то таким образом, мы отдаляемся от Кришны. Если мы думаем, что мы незначительны, ничтожны, то мы, естественным образом, привлекаемся Кришной.
Ложное эго мешает развитию смирения
Самое трудное в этом материальном мире – быть по-настоящему смиренным. Кришна создал всё таким образом, чтобы разрушить наши эгоистические наклонности через разные страдания, чтобы мы стали по-настоящему истинными преданными, смиренными. Но также мы должны общаться с преданными, которые осознали, что такое смирение.
Господь Чайтанья – Сам Кришна, но Он играл роль Своего преданного. Почему? Чтобы научить нас тому, как должен жить преданный. Какова квалификация Арджуны? Пока он думал, что может решить проблемы, с которыми он столкнулся, Кришна молчал. Мы видим в первой главе "Бхагавад Гиты", что говорит, в основном, Арджуна. Кришна просто терпеливо ждал. Когда Арджуна окончательно разочаровался во всех своих спекулятивных идеях, несмотря на то, что они были основаны на шастрах, они были основаны на верном понимании системы варна-ашрамы. Но его проблема была в том, что он не был смиренным, он еще не пришел к выводу, что ничего не знает.
Преданный сказал Шриле Прабхупаде: «Я хочу от всего отказаться!». Прабхупада ответил ему: «А от чего тебе отказываться? Все принадлежит Кришне! Ты просто незначительное существо».
Первая ступень постижения знания заключается в том, что мы становимся покорными и смиренными. И в этом состоянии мы вопрошаем и оказываем служение.
Господь Чайтанья Махапрабху играл роль преданного, чтобы научить материальный мир. Он был счастлив признаться перед другими, каким глупцом он был перед своим духовным учителем.
Санатана Госвами и Рупа Госвами были мультимиллионерами, но перед Господом Чайтаньей они стояли, зажав в зубах солому, это знак признания своего полного поражения. Они не совершали никаких грехов, но они считали себя самыми падшими. Они считали себя привязанными к славе и почету. Когда Санатана Госвами обратился в Варанаси к Господу Чайтанье, он говорил, что люди считают его великим ученым, потому что он знает много писаний, и он верит им, но не смотря на свои знания, он сказал, что не знает, почему он страдает, куда он идет. Поэтому Прабхупада говорит, что смирение – это начало для постижения знаний. Видя наше смирение, великие души и Кришна дадут нам глубочайшие истины.
Рупа и Санатана Госвами неподражаемы. Как можно быть таким великим, иметь столь много и быть таким смиренным? Такова должна быть цель нашей жизни – научиться думать, как они.
Шрила Прабхупада также дает определение смирению с другой точки зрения. Он говорит : Смирение означает, что мы не стремимся черпать удовлетворение в том, что нас почитают другие.
Мадхавендра Пури не мог слушать, когда его прославляли, он убегал из того места, прятался от людей, которые пытались его восхвалять. Рамачандра Пури критиковал Господа Чайтанью, говоря, что он притворщик-санньяси, что он не контролирует свой язык и наслаждается прасадом. Преданные были вне себя от гнева. Но Господь Чайтанья говорил им, что Рамачандра Пури - Его отец, Его наставник, и Он должен сократить количество съедаемого прасада.
Гопал Бхатта Госвами, Локанатх Госвами – великие примеры смирения. У них не было ни малейшего желания искать удовлетворение в том, что их почитают другие. Они были выдающимися вайшнавами во всей Враджа-бхуми, но они хотели просто служить, и в сердце своем они чувствовали, что не достойны того, чтобы о них говорили в той же книге, где описываются игры Господа Чайтаньи и Его спутников. Им было стыдно от того, что их причисляют к спутникам Господа Чайтаньи. Это пример смирения.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур особенно подчеркивал 3-й стих из "Шикшаштаки". Он говорил, что это сиддха-пранали мантра нашей сампрадайи (Пранали означает процесс. Сиддха - совершенство.)
Аманина манадена киртаниях сада-харих
Шрила Прабхупада много раз рассказывал, почему его духовный учитель ввел паривраджака-санньясу в нашей сампрадайе. Со времен Рупы Госвами самым высоким уровнем был уровень бабаджи-парамахамсы. Этому следовали такие великие души, как Нароттам дас Тхакур, Вишванатх Чакраварти Тхакур, Кришнадас Кавираджа Госвами. Они одевали простую одежду парамахамс.
Шрила Прабхупада объясняет, что если человек действует и говорит очень смиренно, но при этом не оказывает почтения Кришне, духовному учителю и всем вайшнавам, это значит, что он притворщик. Если человек по-настоящему имеет связь с Кришной, то этот человек почувствует в своем сердце, что у него нет даже капли любви к Кришне.
Даже Шримати Радхарани на Голоке Вриндаване часто плачет оттого, что у Нее нет и капли любви к Кришне. Как такое возможно? Чем больше мы понимаем славу Кришны, тем больше мы осознаем, сколько любви мы должны отдавать Кришне, сколько Он нам дает любви, и сколько мы отдаем Ему. Тогда мы понимаем, что наша любовь по сравнению с Его любовью – ничто. Даже если мы совершим великое преданное служение, это все равно, что если мы предложим маленький светильник Солнцу. Что мы представляем собой, и что представляет собой наша любовь???
Уддхава, видя возвышенную любовь гопи, не хотел стать одной из них. Он молился о возможности стать травой во Вриндаване, чтобы получить пыль со стоп гопи себе на голову. Это было его самым большим желанием. Он не хотел получить положение гопи. Он хотел занять низкое положение слуги гопи. Это смирение. Все наши ачарьи с тех пор, как Уддхава произнес эту свою молитву, цитировали ее и говорили, что это и есть бхакти, - когда мы прославляем великих душ и считаем себя незначительными. Когда мы не хотим занимать их положение, но всегда хотим служить им как низкий слуга. Если мы видим кого-то великого, мы должны занять положение слуги по отношению к нему. Уддхава готов был отказаться от богатств Двараки, чтобы стать пучком травы в пыли Вриндавана, чтобы получить пыль со стоп гопи.
Когда преданный смиренен, он может вытерпеть всю несправедливость в свою сторону, не жалуясь и не обвиняя других. Это очень важный принцип.
Как нам принять прибежище у святых Имен? Это единственный способ войти в царство Бога. Шрила Прабхупада говорит, что ум постоянно беспокоит нас и держит нас вдали от Кришны, и он – непобедимый демон. Но Кришна убил столько демонов! Поэтому, впустите Кришну в свое сердце в форме святого Имени.