Санатана Госвами и Божество Мадана-Мохан
"Дорогой Санатана Госвами, пожалуйста, помоги мне разорвать материальные привязанности и восстановить утраченные взаимоотношения с Господом".
Господь Чайтанья очень любил Санатану Госвами. Однажды Шри Чайтанья сказал ему: "Твоё тело принадлежит мне, оно - главный инструмент для преданного служения. Тебе следует установить основные принципы и обязанности вайшнава и описать его качества, объяснить значение преданного служения Господу Кришне; кроме того, следует разыскать места игр Кришны, построить храмы и научить людей отречённому образу жизни".
Божество Мадана-Мохана, также известное как Мадана-Гопал, первым обнаружил один из близких спутников Господа Чайтаньи - Адвайта Ачария, когда он совершал свой бхаджан в месте, которое известно сейчас как Адвайта-вата и располагается прямо под холмом Двадашадитья.
Спустя много лет Рупа Госвами и Санатана Госвами пришли в Матхуру для сбора подаяний (мадхукари), и так случилось, что Санатана Госвами посетил жилище брахмана Чоба. Когда он случайно увидел, как дети брахмана возятся во дворе с Мадана-Моханом, то задохнулся от возмущения. Санатана Госвами сразу же позвал брахмана и строго отчитал его за отсутствие должного почтения к Божеству, а затем рассказал ему обо всех правилах и предписаниях поклонения Божеству.
Той же ночью по возвращении во Вриндаван Санатана увидел сон, в котором Мадана-Мохан сказал ему, что был очень счастлив жить в доме брахмана, к нему там относились как к одному из детей. Но теперь, когда брахман стал совершать столько предписаний и правил, Он совсем не рад этому.
Затем Мадана-Мохан явился во сне брахману и сказал: "У тебя столько детей, а у Санатаны ни одного, пожалуйста, отдай меня ему". На следующее утро Санатана Госвами поспешил к дому брахмана, чтобы извиниться и принести поклоны, но к его изумлению брахман попросил забрать Мадана-Мохана. Поначалу Санатана отказывался, поскольку не мог предлагать Мадана-Мохану изысканной пищи, ведь сам он питался лишь сухими чапати. Но позже, в другом сне, Мадана-Мохана сказал ему, что от него Он примет любое подношение.
После этого Санатана Госвами принес Божество во Вриндаван, в место, где он пел бхаджаны прямо под холмом Двадашадитья, и поставил Мадана-Мохана на ветки ближайшего дерева.
Санатана служил божеству Мадана-мохана в своей соломенной хижине. Собирая весь день милостыню, он возвращался в свою хижину под вечер и предлагал божеству Кришны несколько сухих чапати. Иногда он ещё готовил к ним овощные блюда, никогда не добавляя в них ни масла, ни соли. Чаще всего он предлагал только чапати и очень печалился из-за этого, считая себя не в состоянии поклоняться божеству должным образом. На это у него просто не было денег, так как всё своё время он посвящал выполнению наказа Чайтаньи — написанию книг по богословию и бхакти-йоге. Для своего поддержания он должен был по нескольку часов в день собирать милостыню. Будучи не в состоянии поклоняться Мадана-мохану должным образом, Санатана Госвами сильно приуныл.
Но Господь Кришна, пребывая в сердцах всех живых существ как Параматма, знал, что гложет Санатану. Мадана-мохана понимал, что из-за того, что он ест одни сухие чапати, Санатана не находит себе места от беспокойства. Кришна понимал, что Санатана хотел служить ему со всей роскошью и великолепием, но был не в состоянии совершать подобное служение.
Прошло время...
Однажды Санатана предложил свои сухие чапати, но Мадана-Мохан внезапно попросил соли. Санатана воскликнул: "Только посмотрите, сегодня ты просишь соль, а завтра тебе захочется сладости; я уже старик и мне надо писать книги, поэтому, пожалуйста, просто прими эти сухие чапати".
Так случилось, что тем же днём по реке на большой лодке мимо проплывал богатый купец из Мултана в Пенджаб, он вёз соль для продажи на местном рынке. Возле Калия-гхаты лодка села на мель и не сдвигалась с места три дня. Купец, чье имя было Кришна Даса Капур, в отчаянии метался по берегу, пока один симпатичный местный мальчишка не посоветовал ему обратиться за помощью к Санатане Госвами, святому, живущему под холмом Двадашадитья. Взобравшись на холм, Кришна Даса Капур увидел Санатану Госвами, воспевающего бхаджаны, и попросил его о помощи.
Санатана предложил ему обратиться сначала к Мадана-Мохану, ибо лишь Он мог помочь в его беде.
Купец предложил поклоны Мадана-Мохану и в молитве пообещал, что если тот прольёт на него свою милость и снимет судно с мели, то всю прибыль от продажи груза он отдаст на служение ему. Вознеся свои молитвы, Капур удалился.
В тот же день нагрянула сильная буря, с неба хлынул ливень, уровень воды в Ямуне поднялся. Судно Капура сошло с мели и продолжило свой путь вниз по реке. Кришна Даса Капур расценил случившееся как милость Мадана-мохана. Со своего груза он получил огромную прибыль и пожертвовал её на постройку роскошного храма, в том числе и склада для первоклассных съестных припасов для того, чтобы Кришна был доволен. Под храмом он также возвел гхат из чудесного красного песчаника. С этого времени Мадана-мохану служили по-царски, а Санатана Госвами принял Кришна Дасу Капура в ученики.
Храм Мадана-мохана теперь известен всему миру как самый древний из сохранившихся храмов в святом месте паломничества - Вриндаване. А установленный Санатаной Госвами мурти Мадана-мохана помогает преодолеть влияние чувств и сосредоточить мысли на бхакти-йоге - «преданном служении» Кришне. И поэтому храм Мадана-мохана - это важное место паломничества.
Говоря о важности божества Мадана-мохана, Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет:
«Шрила Санатана Госвами - идеальный духовный учитель, поскольку предоставляет людям убежище у лотосных стоп Мадана-мохана. Даже если человек не может приехать во Вриндаван из-за того, что забыл свои отношения с Верховной Личностью Бога, он всё-таки может получить возможность пожить во Вриндаване и получить все духовные блага по милости Санатаны Госвами».
Подобным же образом Кришнадаса Кавираджа Госвами молится:
«Слава всемилостивым Радха-Мадана-Мохану! Я хромой и опрометчивый человек, но они меня направляют и их лотосные стопы для меня всё».
Кришнадаса Кавираджа Госвами также говорит в Чайтанья-чаритамрите, Ади-лила 1.19:
«Эти три божества Вриндавана (Мадана-мохана, божество Санатаны Госвами; Говинда, божество Рупы Госвами; и Гопинатха, божество Рагхунатхи Даса Госвами) вобрали в себя всю сущность гаудия-вайшнавов (последователей Чайтаньи). Я поклоняюсь их лотосным стопам, поскольку они - повелители моего сердца».
Мадана-мохана значит «очаровывающий Купидона, бога любви». Говинда — «радующий чувства и коров», а Гопинджанаваллабха — «трансцендентный любовник гопи».
Самого Кришну называют Мадана-моханой, Говиндой, Гопиджанаваллабхой и бесчисленным множеством других имён, когда он играет в различные игры со своими преданными. Тримурти - Мадана-мохана, Говинда и Гопиджанаваллабха - имеют особенные качества. Поклонение Мадана-мохану находится на уровне восстановления дживой забытых отношений с Богом. В начале духовной жизни рекомендуется поклоняться Мадана-мохану, чтобы он смог привлечь и искоренить привязанность к удовлетворению физических чувств. Эти отношения с Мадана-моханой необходимы для неофитов. Когда вайшнава хочет заниматься служением Богу и у него есть сильная привязанность, тогда он поклоняется Говинде, находясь на уровне трансцендентного служения. Говинда - источник всех удовольствий. Когда по милости Кришны и других вайшнавов человек достигает совершенства в бхакти-йоге, он может оценить Кришну как Гопиджанаваллабху (Гопинатху), божество, доставляющее удовольствие гопи Враджи.
Читать еще интересные статьи по теме :