Рагхунатха Дас Госвами

 


В нашей сампрадае он является прайоджана-ачарьей, то есть обладающим высшим осознанием экстатической любви к Богу. Ощущая себя ниже соломы, валяющейся на улице, он со всем смирением, почтением и любовью приносил тысячи и тысячи поклонов вайшнавам. 


Рагхунатха дас Госвами - великий преданны
й Господа Чайтаньи 

Рагхунатха Даса Госвами явился в этот мир в 1495 году. Он был одним  из шести Госвами Вриндавана, учителем которых был сам Господь Чайтанья.

Родился он в небольшом селении Чандпур, которое находится на месте нынешнего Шри Кришнапура, в двух милях от Сантаграма провинции Хугли в Западной Бенгалии.

Его отец, Говардхана Маджумдара, принадлежал не к брахманическому сословию, однако владел большим количеством земель, и состояние его измерялось миллиардами. Все эти богатства должен был унаследовать Рагхунатха Даса Госвами, так как в их семье других наследников мужского пола больше не было.

Баларама Ачарйя, возвышенный и авторитетный преданный Сантаграма, начал наставлять его в основах учения вайшнавов еще с раннего детства. Он хотел взрастить  в своем ученике настоящую святость. После ухода учителя из этого мира, цветок преданности в сердце Рагхунатхи взращивал сам Харидас Тхакур, который поддерживал общение с Баларамой Ачарьей. Харидас Тхакур пролил на юного Рагхунатха свои благословения.

 

Отречение Рагхунатхи Даса Госвами и служение Гуру
и Господу Чайтанье

В возрасте 15 лет он впервые встретил Господа Чайтанью, достигнув же 18-19 летнего возраста и получив благословения Господа Нитьянанды, он оставил жену, которая была прекраснее любой апсары, танцевавшей для царя Индры, и сказочные богатства.

Путь его лежал в Джаганатха пури, где он посвятил себя сокровенному служению Шри Гаура Райе и своему шикша гуру Сварупе Дамодаре Госвами на протяжении 16 лет. 

В течении пяти дней ежедневно Рагхунатх Дас получал от своего гуру остатки пищи, которой коснулись уста Шри Чайтаньи Махапрабху, и вкушал их с безмерной любовью, испытывая трансцендентный экстаз, но на шестой день Рагхунатха почувствовал себя недостойным и начал просить милостыню у главных ворот храма Джаганнатхи.

Шри Чайтанья, удовлетворенный преданностью и аскезами Рагхунатхи, прославлял его за это.

Несколько лет Рагхунатха избегал общества Господа Чайтаньи, считая себя падшим, но все же нужда в личном общении постоянно возрастала и сжимала его сердце. 

 

Наставления Чайтаньи Махапрабху, данные Рагхунатхе Дасу Госвами 

Шри Чайтанья пригласил Рагхунатху даса Госвами и сказал такие слова: «Сваруп Дамодар мог информировать тебя даже лучше Меня, но если ты желаешь услышать наставления непременно из Моих уст, я назову тебе твои обязанности:

  • Не веди разговоры на мирские темы сам и не слушай, как об этом говорят другие.
  • Не ешь изысканную пищу и не носи дорогую одежду.
  • Не требуй уважения к себе, а всеми силами служи другим.
  • Неизменно воспевай святое имя Кришны и в мысслях своих служи Радхе и Кришне во Вриндаване.

Таковы мои краткие наставления тебе. Более подробное их толкование преподаст тебе Шри Сваруп Дамодар.»

Слова Шри Чайтаньи воодушевили Рагхунатха Даса и укрепили его стремление к аскетизму и его преданность Сварупе Дамодару.


Шри Чайтанья подарил ему маленький камень со святого холма Говардхана и гирлянду из небольших раковин, взятых им во Вриндаване, как награду за его аскетизм и совершенное познание его учения. Камень этот хранится в храме Шри Шри Радха Гокулананда во Вриндаване. 

Когда преданные, присутствовавшие при их встрече, увидели такой жест со стороны Шри Чайтаньи, они поняли, что Госвами - необычный человек.

Необходимо отметить, что Шри Чайтанья, поместив Рагхунатху Даса под опеку Сварупа Дамодара, одного из четырех Своих самых близких спутников (три других - Рамананда Райа, Шики Махити и Мадхави-деви), показал, как высоко Он ценил Рагхунатху Даса Госвами. 

 

Проповедь и садхана Рагхунатхи даса Госвами 

Рагхунатха Даса не мог жить после ухода Господа Чайтаньи из этого мира. И поэтому он отправился во Вриндаван, чтобы спрыгнуть с холма Говардхан. Но Шри Рупа и Санатана Госвами успели остановить его, убедив в необходимости жить и продолжать проповедовать славу Господа Чайтаньи.

 

3 часа в день он посвящал киртанам, повествуя о жизни Чайтаньи Махабху, ибо он на протяжении 16 лет наблюдал все самые сокровенные игры Господа Чайтаньи в Пури. Днем он не покидал Чайтанью, а ночью с Господом оставался Сварупа Дамодара. И Сварупа Дамодара рассказывал ему обо всем, что происходило ночью. В мельчайших деталях он знал жизнь Господа Чайтаньи и мог без конца рассказывать о ней. Все остальное время Рагхунатхи даса Госвами было посвящено смаранам (памятованию о Господе). Спал он всего 1,5 часа в сутки в течение последних 70 лет.

Радхунатха Даса Госвами прославлял божественную чету Радхи-Кришны, сидя на берегу Радха Кунды в течение 40 лет. Он вел аскетичную жизнь настоящей чистой преданности. Рагхунатха Дас Госвами - пример отречения от материального мира и мирских желаний, необходимого для обретения возможности вечного любовного служения Радхе-Гиридхари в нитья-никунджа-лилах на Радха-кунде. 

Радха-кунда


Своим примером он воодушевляет всех Гаудия вайшнавов развивать чистую любовь к Радхе и Кришне, не запятнанную ничем.

Бхаджан Радхунатхи Даса Госвами состоял из 64 кругов в день (100 тыс. святых имен); предложения 1000 поклонов Кришне, омовения в водах Ганги 3 раза в день, предложения 2000 поклонов Вайшнавам, сон в течении 1,5 часов в течении 70 лет, а в некоторые из дней Рагхунатха даса Госвами оставался совсем без сна, находясь в постоянном памятовании о Господе. И делал всё это от чистого сердца. Таким образом он выражал свое почтение и любовь к преданным, хотя был великим ученым и глубоко осознавшим себя святым.


Рагхунатха дас всегда доставлял радость преданным и, благодаря этому, в его сердце расцвело семя удачи.

В день он выпивал всего одну чашечку пахты. Он не ел ничего, кроме необходимого для поддержания души в теле. После того, как Господь Чайтанья оставил этот мир, он вкушал только фрукты и молоко. После ухода Шри Санатаны Госвами он стал выпивать только 1-2 чашечки пахты. Когда же Шри Рупа Госвами вошел в нитья-лилу Рагхунатха Дас Госвами, он перестал есть и пить вовсе. Огонь разлуки с Господом и его возлюбленными преданными сжигал его. Приближенные же очень страдали, видя Рагхунатху даса Госвами в таком положении.


Благодаря тому, что Рагхунатха дас Госвами был очень дорог всем преданным, он легко стал плодородной почвой, которая очень хорошо подходила для семени любви к Шри Чайтанье Махапрабху. Как только это семя было посеяно, оно в тот же миг выросло в несравненное дерево этой любви и принесло зрелый плод.

 

Наследие Рагхунатхи даса Госвами 

Шри Рагхунатха даса Госвами оставил после себя 3-х томное наследие: Става-малу (содержит Маннах Шикшу, Вилапу-Кушуманджали и другие), Мукту-кариту и Дана-Чару (Дана-Кели-Чинтамани). В Джайва Дхарме, Шрила Бхактивинод Тхакур сказал: «Рагхунатха даса Госвами показал трансцендентный метод предания себя любовному служению Шри-Шри Радхе и Кришне».

Рагхунатха Даса писал и учил, что священное служение Шримати Радхарани во Вриндаване - вершина духовного совершенства. Его называют прайоджана ачарья, учителем, который показал самую возвышенную цель человеческой жизни.

Рагхунатха Даса Госвами показал главенствующую роль Шримати Радхарани. В Вилапа-Кушуманджали, сборнике сокровенных молитв, он подчеркивает, что служение лотосным стопам Шримати Радхарани - это высшая цель преданного.

 

Молитвы к Шримати Радхарани 

Будучи очень несчастным от разлуки с Царицей своей жизни, и горя желанием встречи, он отчаянно молился о милости Шримати Радхарани: «Моя жизнь ничего не стоит. Я оставлю ее, если не смогу обрести твоей милости. Жизнь в Радха-Кунде во Вриндаване не имеет для меня никакого значения. Даже Кришна бесполезен для меня без тебя, О Шримати Радхарани! Ты – единственный смысл моей жизни! Пожалуйста, будь милосердна ко мне! Проливая потоки слез в бесконечной скорби, я держу твои лотосные стопы в своем сердце и умоляю о твоем любовном служении. Пусть же эта Вилапа-кушуманджали доставит по крайней мере малость удовлетворения тебе.

 

Воплощения Рагхунатхи Даса Госвами 

Рагхунатха Дас - это инкарнация Расы Манджари. Говорят также, что он является инкарнацией Рати Манджари (иначе называемой «Туласи»). Кроме того, существует мнение, что Рагхунатха Дас - инкарнация Бхану-мати Манджари. См. Шрила Кави Карнапур «Шри Гаура-ганоддеша-дипика», перевод Кушакратха Даса (Лос-Анджелес, Библиотека Кришны, номер 11, 1987), стр. 113. 

«Чайтанйа-чаритамрита» (25) утверждает: «Рагхунатх Дас уже с раннего детства ... был совершенно равнодушен к материальному наслаждению.» 

Шрила Рагхунатха Даса Госвами оставил этот мир в 1571 году.

   

 

Самадхи Рагхунатхи Даса Госвами

Рагхунатха Дас Госвами вошел в историю, как непревзойденный символ отрешенности.

Сегодня возле Радха-кунды стоит самадхи Рагхунатхи Даса Госвами, т.е. место его погребения, и паломники со всего света приходят сюда, чтобы оказать почтение величайшему из духовных учителей.

Рагхунатха дас никогда не искал признания, он был искренне смиренен и искренне стремился отдать свою жизнь и свою душу служению Господу Чайтанье. И Господь принял... 


Пример этого великого святого позволяет также извлечь бесценный урок обретения контроля чувств, имеющий своей конечной целью не физическое совершенство, а достижение любви к Богу.

 


 

Шри Манах-Шикша

 фундаментальный по значимости, хоть и небольшой в размерах,
труд Прайоджана-Ачарйи – Шрилы Рагхунатха Даса Госвами

гураугоштхегоштхалайишусуджанебхусура-гане
сва-мантре шри-намни враджа-нава-йува-двандва-шаране
сада дамбхамхитва куру ратимапурваматитарам
айесвантардхаташчатубхирабхийачедхрита-падах

К Шри Гуру, к Враджа-Дхаме и Ее вечным обитателям, к святым, к обществу чистых брахманов, к Сва-мантре и Шри Наму, к благословенному прибежищу у стоп вечно юной Четы Враджа, постоянно, свободным от всякого двуличия, очарованием устремляйся с невиданным пылом! О ум, с этой мольбой я падаю к твоим стопам.

надхармамнадхармамшрути-гана-нируктам кила куру
враджерадха-кришна-прачура-паричарйамихатанух
шачи-сунумнандишвара-пати-ситатве гуру-варам
мукунда-прештхатвесмарападамаджасрамнануманах

Ни греховную деятельность, ни те набожные поступки, что широко представлены в Шрути, исполнять не стоит. Но во ВраджеРадхе и Кришне совершай великое служение. О Том, Кто снизошел как Сын Шачидеви, будучи по естеству, Сыном Царя Шри Нанды, и о совершенном Гуру, о возлюбленном Мукунды, вспоминай постоянно, мой ум!

йадиччхеравасамвраджа-бхувиса-рагампрати-джанур
йува-двандвамтач чет паричаритумарадабхилаше
сварупамшри-рупамса-ганамихатасйаграджамапи
спхутампремнанитйамсмаранаматадатвамшринуманах

Если хочешь жить во Врадже и непрерывно льющейся нежностью рождение за рождением служить юным Возлюбленным (Шри Радхе и Говинде), — Сварупу Дамодара, Шри Рупу Госвами, его старшего брата и их близких, с великой любовью вспоминай постоянно и выказывай им свое трепетное почтение. Слушай же, ум!

асад-варта-вешйависриджамати-сарвасва-хараних
катхамукти-вйагхрйа на шрину кила сарватмагиланих
апитйактвалакшми-пати-ратимитовйома-найаним
враджерадха-кришнаусва-рати-мани-дау твамбхаджаманах

Лживое общение с теми, кто предается своим похотям, немедля оставь, ибо таковые воруют богатство верующего сердца. Никаких разговоров о спасении от страданий, — безжалостного тигра, пожирающего душу, — никогда не слушай. Избегай влечения сердца даже к Лакшми-пати (Нарайане), могущего привести тебя в мир Вайкунтхи. Но во Вриндаване Радхе и Кришне бриллиантом твоей вечной очарованости (Ими) служи, о ум.

асач-чешта-кашта-прада-виката-пашалибхириха
пракамамкамади-праката-патхапати-вйатикаранаих
галебаддхваханйе`хамитибакабхидвартмапа-гане
куру твампхуткаранаватисайатхатвамманаитах

Мирские дела, что приносят боль и ужас, жажда утолить похоть, которая (получив чего хотела) являет свой истинный облик убийцы, обвили тугими веревками мою шею. Хотят погубить! Я к преданным Убийцы Бакасуры кричу изо всех сил. Поступай так и ты, мой ум, тогда Господь защитит тебя.

аре четах продйат-капата-кути-нати-бхара-кхара-
кшаран-мутреснатвадахасикатхаматманамапи мам
сада твамгандхарва-гиридхари-пада-према-виласат-
судхамбходхауснатвасвамапинитарам мам часукхайа

О глупый ум, изворотливость и лицемерие, словно струя ослиной мочи, жжет тебя постоянно. Скажи, к чему это тебе и мне? Навечно воссияй Премой у лотосных стоп Шри Шри Гандхарва-Гиридхари! И тогда в океане Святого Нектара мы будем торжествовать непрерывно.

пратиштхашадхришташвапача-раманимехридинатет
катхам садху-премасришатишучир этан нануманах
сада твамсевасвапрабху-дайита-самантаматулам
йатха там нишкасйатваритамиха там вешайатисах

Надежда прославиться, словно бесстыжая пожирательница собачьей плоти, в сердце моем устроила свою скверную пляску. Как же пречистая Према, живущая в Святых, сможет коснуться моего сердца, о ум? Непрерывно служи возлюбленным несравненного Господа! Тогда эта осквернительница сгинет без всяких промедлений, и лишь затем в сердце войдет Любовь.

йатхадуштатваммедарайатишатхасйапикрипайа
йатхамахйампремамритамапидадатиуджджваламасау
йатхашри-гандхарва-бхаджана-видхайепрерайати мам
татхагоштхекаквагиридхарамихатвамбхаджаманах

Чтобы греховность твоя, олицемер, была разорвана в клочья Милостью Бога; чтобы сияющий Нектар Премы наполнил твое существо; чтобы обрести способность поклоняться Шри Радхе; голосом разорванным тоской совершай Бхаджан во Вриндаване Шри Кришне, Самой Жизни Холма Говардхан.

мад-иша-натхатвевраджа-випина-чандрамвраджа-ване-
шваримтан-натхатветад-атула-сакхитве ту лалитам
вишакхамшикшали-витарана-гурутвеприйа-саро-
гириндрау тат-прекша-лалита-рати-датвесмараманах

О моей Повелительницы (Шри Радхи) Господине, дивной Луне лесов Враджа (Кришне) помни. А о Царице Враджа (Шри Радхе) памятуй как о Его (Шри Кришны) Госпоже. К Ее несравненной подруге Лалите, к Вишакхадэви, что дает наставления как искусный Гуру, к прекрасному озеру (Радха-кунде) и Владыке гор (Холму Говардхану), на которые стоит лишь однажды посмотреть, и тут же теряешь голову от влюбленности (в Радху-Говинду), вновь и вновь обращай свою память, мой ум!

ратимгаури-лилеапитапатисаундарйа-киранаих
шачи-лакшми-сатйахпарибхаватисаубхагйа-баланаих
ваши-караишчандравали-мукха-навина-враджа-сатих
кшипатиарадйа там хари-дайита-радхамбхаджаманах

Рати, Гаури и Лила-шакти просто сгорают (кто-то считает что от зависти, кто-то, что от стеснения; поскольку сам РагхунатхДасГосвами однозначно не объяснил здесь причину, мы, естественно, тоже опустим любые пояснения; — прим. редакт.) в ослепительном сиянии Ее (Шри Радхи) красоты. Шачи (супруга Индры), Лакшми и Сатйабхама теряются на фоне Ее безграничных возможностей дарить удачу и благословения. В искусстве подчинять Кришну Своим желаниям, Она оставила далеко позади Себя всех набожных девушек Враджа во главе с Чандравали. Той, которая дороже всех для Хари, Шримати Радхике, поклоняйся, мой ум!

самамшри-рупенасмара-виваша-радха-гирибхритор
враджесакшат-сева-лабхана-видхайетад-гана-йуджох
тад-иджйакхйа-дхйана-шравана-нати-панчамритам идам
дхайаннитйаговардханаманудинамтвамбхаджаманах

Чтобы обрести способность непосредственно служить, сопровождаемым Шри Рупой и другими близкими, вечно опьяненным Божественной Любовью Шри Радхе и Гиридхари, непрестанно пей пять видов нектара: Совершай поклонение Им, взывай к Их Именам, сосредоточь только на Них свои мысли, слушай Их Славу, и простирайся пред Ними в восторженном поклоне. Пожалуйста, день за днем, сколько будешь жить, совершай Бхаджан Холму Говардхан, о мой ум!

манах-шикша-даикадашака-варам этаммадхурайа
гирагайатйуччаихсамадхи-гата-сарвартха-тати йах
са-йутхахшри-рупанугаихабхавангокула-ване
джанорадха-кришнатула-бхаджана-ратнамсалабхате

У тех, кто постоянно и громогласно дает своему уму эти одиннадцать, содержащих нектар бессмертия, наставлений, будут увеличиваться святые сокровища сердца. И именно они в семье Рупануг обретут величайшую драгоценность — вечное служение несравненным Шри Радхе и Кришне в дивных лесах Гокулы. 

Перевод: Дева дас

 

 

 

Читать еще статьи :

 

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Рагхунатха Дас Госвами. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator