Шрила Вриндаван дас Тхакур
Шрила Вриндавана Дас Тхакур – никто иной как воплощение Ведавьясы, Он пришел в этот мир для того, чтобы распространить любовь к Богу.
Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет в комментарии к «Чайтанья-бхагавате» (Ади-кханда, 9.225), где Вриндаван дас Тхакур выражает свою готовность пинать ногами по голове того грешника, который пренебрегает славой Господа Нитьянанды и осмеливается его критиковать, что если бы хоть одна крупица пыли со стоп Шрилы Вриндавана даса Тхакура коснулась головы этих удачливых людей, то они бы достигли высшего блага и легко бы избавились от всего нежелательного в своих сердцах.
Кто такой Вьясадева и как Вриндаван Дас Тхакур связан с этой великой личностью?
Великий мудрец Кришна-Двайпаяна Вьяса описал развлечения Господа Кришны в безупречной амала-пуране - «Шримад-Бхагаватам».
Он известен как Кришна, Кришна-Двайпаяна, Двайпаяна, Сатьявати-сута, Парашарья, Парашаратмаджа, Бадараяна, Ведавьяса и т. д. Он родился у Сатьявати от Махамуни Парашары до её обручения с Махараджей Шантану - отцом великого военачальника Деда Бхишмадевы. Он является могущественным воплощением Нараяны и несет миру ведическую мудрость. Поэтому перед чтением ведической литературы, особенно Пуран, принято выражать почтение Вьясадеве.
Шукадева Госвами был его сыном, а Ваишампаяна и другие риши – его учениками, которым были доверены различные части Вед.
Он – автор великого эпоса «Махабхарата» и великого трансцендентного произведения «Шримад-Бхагаватам». Им же были составлены Брахма-сутры – Веданта-сутры, или Бадараяна-сутры. Благодаря своим суровым аскезам он стал наиболее почитаемым автором среди мудрецов.
На благо всех людей эпохи Кали он решил записать великий эпос «Махабхарата».
Для этого Вьясадеве понадобился искусный стенографист, который мог бы записать его слова под диктовку. По указанию Брахмаджи эту роль взял на себя Ганеша, но с условием, что Вьясадева продиктует весь текст, не прерываясь ни на мгновение. Так совметными усилиями Вьясы и Ганеши была составлена «Махабхарата».
Тот же самый Вьясадева явился в век Кали как Вриндаван дас Тхакур, чтобы описать игры Господа Шри Чайтаньи Махапрабху.
Считается, что он родился за 3-4 года до того, как Махапрабху принял санньясу, т.е. в 1506-07 году. До сих пор сохранилось место явления Вриндавана даса Тхакура, где он провел свое детство - Мамагачхи, что находится на одном из 9 островов Навадвипы - Модадрумадвипе. Мода – значит «радость». А друма - значит дерево. Двипа - остров.
В Модадрумадвипе (Навадвипа), Вриндавана Даса Тхакур установил Божества Нитаи-Гауранги и Шри Джаганнатхи Девы. Он жил здесь, соблюдая обет безбрачия, и поклонялся своим возлюбленным Божествам. Там же до сих пор служат Божествам Шри Шри Гаура-Нитай, которым поклонялся сам Вриндаван дас Тхакур.
История рождения Шрилы Вриндавана даса Тхакура
Шривас Пандит, близкий спутник Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, участника Панчататтвы, имел старшего брата по имени Налина Пандит. Налини значит – «лотос», «синий лотос». Его дочь, Шри Нараяни Деви, по милости Шри Чайтанья Махапрабху, стала матерью Шри Вриндавана Даса Тхакура.
Шрила Вриндаван Дас Тхакур написал о том, как его мать получила милость Шри Чайтаньи Махапрабху во время Маха-пракаша-лилы. Он велел четырехлетней Нараяни воспевать Имя Кришны. Она обезумела от любви к Богу, стала плакать, повторяя святое имя Господа "О Кришна" и кататься по земле, переполненная божественной любовью. Очень часто ей доставались остатки трапезы Махапрабху. Шри Чайтанья Махапрабху очень любил её. Вриндаван дас Тхакур в своей «Шри Чайтанья Бхагавате» описывает, как его мать получила нежное благословение Шри Гаурасундары: «Нараяни Деви получала все остатки трапезы Махапрабху. Хотя она была ещё ребёнком, Он таким образом давал ей свою милость».
В книге «Према-Виласа», описывается рождение Шрилы Вриндаван дас Тхакура и семейная принадлежность: «Был брахман по имени Вайкунтха Дас, который жил в деревне Кумара-Хатта. Шри Нараяни Деви вышла замуж за него. Из лона Нараяни Деви родился Шрила Вриндавана Дас Тхакур. Он был воплощением Шрилы Вьясадевы. Когда Шрила Вриндавана Дас Тхакур находился в лоне своей матери, его отец Вайкунтханатх Дас покинул этот мир и отправился в мир духовный. Когда Шриваса Пандит увидел, что его племянница осталась вдовой и находится в положении, он забрал её к себе домой.
Когда Вриндавана Дасу Тхакуру было всего пять лет, он жил со своей матерью в Мама Гхачхе. Васудева Дхатта (отец Малини Деви, жены Шриваса Тхакура) прославился тем, что взял ответственность за материальную поддержку его матери. В доме Васудевы Дхатты и рос Шри Вриндавана Дас Тхакур, там же он и изучал различные писания. Шрила Вриндавана Дас Тхакур жил в деревне под название Дхануда после ухода Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, Шри Нитьянанды Прабху и Шри Адвайты Прабху».
Шрила Вриндавана Дас Тхакур – никто иной как воплощение Ведавьясы, сына Сатьявати и Кушулапида, мальчик-пастушок во Врадже.
В своем комментарии на «Чайтанья Бхагавату» Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет: «В родовом доме Малини Деви рос Вриндаван Дас, играя как маленький мальчик. Там его лелеяли и о нём заботились, будто о драгоценном камне».
В 43 тексте «Гаура-ганоддеша-дипики», книги Кавикарнапуры, в которой описываются все спутники Шри Чайтаньи Махапрабху и то, кем они были в прошлом воплощении, встречается следующее упоминание о Нараяни:
амбикайах сваса йасин намна шрила-килимбика
кршноччхитам прабхунджана сейам нарайани мата
Когда Господь Кришна был ребенком, у Него была кормилица по имени Амбика. Младшую сестру её звали Килимбикой. Во времена Господа Чайтаньи эта Килимбика часто вкушала остатки трапезы Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. Той Килимбикой была Нараяни, племянница Шривасы Тхакура. Там же описывается, что Амбика стала Малини Деви, женой Шривасы Пандита. Поэтому Амбика и Килимбика появились в играх Гауранга Махапрабху как Малини Деви и Нараяни Деви, играя те же роли служанок.
Шри Нараяни Деви лично видела игры Господа Гауранги. Всё, что Шрила Вриндавана Дас Тхакур слышал от своей матери и позже обнаружил это в дневнике Мурари Гупты о трансцендентных играх Господа Чайтаньи, он написал в "Шри Чайтанья Бхагавате".
Шри Гауранга и Шри Нитьянанда были сама жизнь и душа Вриндавана даса Тхакура, хотя он никогда лично не видел Господа Чайтанью.
В 16-летнем возрасте Вриндаван Дас принял посвящение у Нитьянанды Прабху и отправился с Ним странствовать и проповедовать. Он был очень близким учеником и спутником Нитьянанды Прабху и сопровождал Его в различных играх, о чем он сам упоминает в "Чайтанья-бхагавате", Антья-кханда, 5.757
Возможно, он был самым последним учеником, которому Шри Нитьянанда Прабху дал посвящение.
Когда Махапрабху оставил этот мир, Шриле Вриндаван Дас Тхакуру было около 20 лет.
Много времени Шрила Вриндаван дас Тхакур жил в селении Денуда (Денур), в округе Бардхаман, Бенгалия, который считается его Шрипатом. Там, как пишет Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в кратком жизнеописании Вриндавана даса Тхакура, живут потомки его ученика, Рамахари, и продолжают служить его Божествам. Вриндавана Даса Тхакур имел множество учеников, включая Гопинатху Брахмачари, потомка Шри Кешавы Бхарати.
Те самые Божества, которым поклонялся Шрила Вриндавана Дас Тхакур в деревне Денур
Его самадхи находится в области 64 самадхи
Храм в Денуре, где Шрила Вриндаван Дас написал "Шри Чайтанья Бхагават"
Там до сих пор хранятся оригиналы рукописей Вриндавана даса Тхакура - написанная его собственной рукой «Шри Чайтанья-бхагавата». В ней он пишет об играх Шри Чайтаньи Махапрабху и Его спутников. Особенно подробно он пишет о Его ранней Лиле.
«Шри Чайтанья-бхагавата» - главный труд Вриндавана даса Тхакура
Изначально «Чайтанья-бхагавата» называлась «Чайтанья-мангала», именно так упоминает в «Чайтанья-чаритамрите» Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами. Но потом, когда Лочан дас Тхакур написал еще одну биографию Господа Гауранги под таким же названием, Вриндаван дас Тхакур переименовал свою книгу в «Чайтанья-бхагавату».
Шрила Вриндаван дас Тхакур подробно описал игры Господа Чайтаньи до Его путешествия в Южную Индию, а также лилы Господа Нитьянанды. Эта книга приносила столько блаженства вайшнавам Вриндавана, что они попросили Кришнадаса Кавираджа Госвами описать поздние игры Господа Чайтаньи, которые не описал Вриндаван дас Тхакур. Кришнадас Кавирадж Госвами с огромным почтением упоминает Вриндавана даса в своей «Чайтанья-чаритамрите. В «Чайтанья-чаритамрите», Кришнадас Кавирадж около 15 раз называет Вриндавану Дасу «Вьясой Чайтанья-лилы». Шрила Прабхупада указывает на его отношение, как на пример того, что автор трансцендентного произведения никогда не стремится превзойти предыдущего ачарью:
«В этой книге [Чайтанья-бхагавате] очень подробно описана жизнь Шри Чайтаньи Махапрабху, и Кришнадас Кавираджа Госвами уже предупредил нас, что в своем произведении он опишет только то, о чем не упоминает Вриндаван дас Тхакур. Такое отношение к «Шри Чайтанья-бхагавате» показывает, что Кришнадас Кавираджа Госвами признавал принцип ученической преемственности. Автор духовных произведений никогда не станет пытаться в чем-то превзойти предыдущих ачарьев. (Ч.-ч., Ади-лила, 8.33, ком).
Кто может сравниться с Кришнадасом Кавираджем Госвами в прославлении Вриндавана даса Тхакура? Он с почтением вспоминает о нем во многих местах "Шри Чайтанья-чаритамриты" - в 8-й, 11-й и 13-й главах Ади-лилы, в 1-й и 4-й главах Мадхья-лилы, а также в 12-й главе Антья-лилы. Он призывает людей читать "Шри Чайтанья-бхагавату" (Ади-лила, 8.33-41):
- О глупцы, прочтите «Шри Чайтанья-мангалу»! Прочитав эту книгу, вы сможете понять все величие Шри Чайтаньи Махапрабху. (8.33)
- Тхакур Вриндаван дас описал игры Господа Чайтаньи, подобно тому как Вьясадева описал все игры Господа Кришны в «Шримад- Бхагаватам». (8.34)
- Тхакур Вриндаван дас написал «Шри Чайтанья-мангалу». Любой, кто слушает это повествование, избавится от всех несчастий. (8.35)
- Читая «Шри Чайтанья-мангалу», можно понять все величие и истинное положение Господа Чайтаньи и Нитьянанды и прийти к окончательному заключению о превосходстве преданного служения Господу Кришне. (8.36)
- В «Шри Чайтанья-мангале» [позже получившей название «Шри Чайтанья-бхагаваты»] Шрила Вриндаван дас Тхакур изложил суть науки преданного служения, цитируя авторитетные стихи из «Шримад-Бхагаватам». (8.37)
- Даже если отъявленный безбожник станет слушать «Шри Чайтанья-мангалу», он немедленно станет великим преданным. (8.38)
- Эта книга столь прекрасна, что кажется, будто Сам Шри Чайтанья Махапрабху говорит устами Шри Вриндавана даса Тхакура. (8.39)
- Миллионы поклонов лотосным стопам Вриндавана даса Тхакура. Никто другой не смог бы написать такой прекрасной книги, которая несет освобождение всем падшим душам. (8.40)
Даже если отъявленный безбожник станет слушать «Шри Чайтанья-мангалу», он немедленно станет великим преданным. Эта книга столь прекрасна, что кажется, будто Сам Шри Чайтанья Махапрабху говорит устами Шри Вриндавана даса Тхакура.
Трансцендентное произведение, строго соответствующее ведическим канонам, смыслу Пуран и панчаратрика-видхи, может быть написано только чистым преданным. Обычный человек не может писать книги о бхакти, ибо его произведения не будут оказывать на людей никакого воздействия. Трансцендентное произведение, даже если оно написано далеким от совершенства языком, но автор его преданный, достойно признания, тогда как так называемые духовные книги, написанные каким-нибудь мирским ученым (даже если они совершенны по форме) - бесполезны.
Секрет произведения, написанного преданным, заключается в том, что, когда он пишет об играх Господа, Сам Господь помогает ему: преданный не пишет в одиночку. В «Бхагавад-гите» (10.10) по этому поводу говорится: дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те. Поскольку, создавая литературные произведения, преданный служит Господу, Господь изнутри дает ему столько разума, что преданный чувствует себя так, как будто он сидит рядом с Господом и в Его обществе пишет свою книгу.
Кришнадас Кавираджа Госвами подтверждает, что все написанное Вриндаваном дасом Тхакуром было поведано ему Самим Господом Чайтаньей Махапрабху, а он лишь повторял услышанное.
Приносим миллионы поклонов лотосным стопам
Шрилы Вриндаван дас Тхакуру, автору «Чайтанйя-Бхагаватам»,
которая вселяет счастье в сердца всех вайшнавов.
ИСТОРИЯ С ПЛОДАМИ ХАРИТАКИ
В возрасте 16 лет Вриндаван Дас принял посвящение у Нитьянанды Прабху и отправился с Ним странствовать и проповедовать. Он был очень близким учеником и спутником Нитьянанды Прабху. Проповедническая группа посещала много городов и деревень и раздавала божественную любовь всем и каждому.
Неподалеку от места рождения Шрилы Гурудева, Бамунпары Дхамы, находится селение Денур. Вся эта область была местом деяний Нитьянанды Прабху и всех Его спутников. В память об этих деяниях Шрила Гурудев дал озеру название Нитьянанда Саровар.
После того как Шри Чайтанья, будучи санньяси, сделал местом Своего пребывания город Пури, каждый год в мае-июне преданные приходили туда на несколько месяцев, чтобы увидеть фестиваль Ратха-ятру и присоединиться к Махапрабху.
В один особый год путь Нитьянанды Прабху лежал через область Навадвипы. Его личным слугой был Его ученик - юный Вриндаван Дас Тхакур. Во время их путешествия Вриндаван Дас взял на себя заботу об удовлетворении всех потребностей Нитьянанды.
В каждом месте, которое они посещали, о Нитьянанде Прабху заботились местные преданные, и повсюду, где они проходили, в честь Нитьянанды Прабху и Его спутников устраивались роскошные пиры.
После одного из таких пиров Нитьянанда Прабху обратился к Вриндавану Дасу, чтобы тот принес для Него немного плодов харитаки, которые помогают пищеварению после приема пищи. Вриндаван Дас раздобыл этот фрукт, чтобы порадовать и удовлетворить Нитьянанду. Затем они продолжили свое проповедническое странствие, пройдя через Бамунпару и посетив деревню Денур.
Именно там, в Денуре, Нитьянанда Прабху организовал встречу с бенгальскими преданными, чтобы вдохновить их отправиться с санкиртаной в Пури и встретиться с Шри Чайтаньей Махапрабху.
Итак, они связались с главным координатором, Шиванандой Сеном, и он прибыл туда со всеми вайшнавами, пришедшими в том году. Они, повстречав друг друга и радостно отпраздновав то, что очень скоро они снова увидят Махапрабху, провели на окраине Денура грандиозный фестиваль-санкиртану.
После большой санкиртаны, во время которой Нитьянанда Прабху упоенно танцевал, всем преданным были поданы замечательные яства. После пира Вриндаван Дас подошел к Нитьянанде Прабху и снова предложил ему фрукт харитаки. Он, предвидя этот момент, сохранил немного со вчерашнего дня. Нитьянанда Прабху тут же спросил его: «Где ты взял этот харитаки?»
Вриндаван Дас ответил, что, видя, как сильно тогда Нитьянанда наслаждался этим фруктом, он, чтобы удовлетворить своего Гурудева, решил припасти немного на будущее.
На этом месте Шри Нитьянанда Прабху вкусил плод харитаки
вместе с Вриндавана Дасом Тхакуром, когда они путешествовали по Бенгалии.
Нитьянанда сразу же внешне пришел в ярость и наказал своего ученика, Вриндавана Даса. Он воскликнул: «Ты вовсе не монах, ты домохозяин. Ты откладываешь в свой мешочек на завтра и на послезавтра. Больше ты не будешь путешествовать со Мной. Ты надолго останешься здесь, в этой деревне, и не пойдешь в Пури».
Вриндаван Дас опечалился, к тому же он еще не видел Махапрабху лично, но он повиновался указанию Нитьянанды Прабху. Один из вайшнавов-домохозяев этой деревни сразу же дал ему приют и взял на себя заботу о нем.
Именно здесь Вриндаван Дас провел остаток жизни. Он установил божества Нитьянанды и Махапрабху и в этом месте написал великую священную книгу «Шри Чайтанья Бхагавату», описывающую деяния Шри Чайтаньи Махапрабху и Шри Нитьянанды Прабху.
Он очень широко проповедовал по всей области Денура и Бамунпары, даруя милость Нитьянанды всем и каждому.
На самом деле таково было сокровенное желание Нитьянанды Прабху: затопить милостью эту область. Так Своими деяниями и игрой Он устроил это.
Вриндаван Дас отправился на первый праздник Гаура-пурнимы в Кхетури Граме, сопровождая Джахнаву Деви, вечную супругу Господа Нитьянанды.
Вриндаван Дас Тхакур был настолько сильно поглощен своей любовью к Нитьянанде Прабху, что в «Шри Чайтанья Бхагавате» целые главы посвящены Нитьянанде Прабху, и многие шутят, что на самом деле это не «Чайтанья Бхагавата», а «Нитьянанда Бхагавата».
Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами выразил высочайшее почтение и признательность, удостоив Вриндавана Даса Тхакура титулом «Вьяса». Он пишет в «Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, 20.82): «Вриндаван Дас Тхакур - любимый преданный Господа Нитьянанды. А в описании деяний Шри Чайтаньи Махапрабху он изначальный Вьясадева». Шрила Вриндаван Дас Тхакур описал Чайтанья-лилу в «Шри Чайтанья Бхагавате» подобно тому, как Шрила Вьясадева описал деяния Кришны в «Шримад-Бхагаватам» и других Пуранах.
В великом смирении Кришнадас Кавирадж продолжает прославление Вриндавана Даса:
«Слушание “Чайтанья Бхагаваты” сводит на нет все несчастья. Тот, кто читает “Чайтанья Бхагавату”, осознáет славу Шримана Махапрабху и Нитьянанды Прабху и обретет высочайшее совершенство — чистую любовь к Кришне».
да̄са-вр̣нда̄ванам̇ ванде кр̣ш̣н̣а-да̄са-прабхум̇ татха̄
чханна̄вата̄ра-чаитанйа-лӣла̄-виста̄ра-ка̄рин̣ау
двау нитйа̄нандапа̄да̄бджа-карун̣а̄рен̣у-бхуш̣итау
вйакта-чханнау будхачинтйау ва̄ванде вйа̄са-рӯпин̣ау
«Я склоняюсь перед Вриндаваном Дасом Тхакуром, а также перед Кришнадасом Кавираджем Госвами, ибо оба они низошли как воплощение Ведавьясы. Вриндаван Дас Тхакур был явным (вьякта) Ведавьясом, а Кришнадас Кавирадж Госвами — скрытым (чханна) Вьясом, и вместе они явили Чайтанья-лилу. Но оба в высшей степени благословлены Нитьянандой Прабху! Они украшены пылью с всемилостивых лотосоподобных стоп Нитьянанды Прабху (двау нитйа̄нандапа̄да̄бджа-карун̣а̄рен̣у-бхуш̣итау)».
Ещё интересные материалы на нашем сайте:
Вриндаван дас Тхакур, Нитьянанда, Чайтанья, Махапрабху, Чайтанья-бхагавата, Чайтанья-мангала, Гауранга, Кришнадас Кавираджа Госвами, Ади, Вриндаван дас Тхакур, Нитьянанда, Чайтанья, Махапрабху, Чайтанья-бхагавата, Чайтанья-мангала, Гауранга, Кришнадас Кавираджа Госвами, Ади, Вриндаван дас Тхакур, Нитьянанда, Чайтанья, Махапрабху, Чайтанья-бхагавата, Чайтанья-мангала, Гауранга, Кришнадас Кавираджа Госвами, Ади