Кришнадас Кавираджа Госвами
Шрила Кришна Даса Кавираджа Госвами известен, прежде всего, как автор «Шри Чайтанья Чаритамриты», которая благодаря своему литературному великолепию, правдивости, и твердой философской основе сегодня повсеместно рассматривается в качестве главного труда о жизни и глубоком учении Шри Чайтаньи Махапрабху.
Шрила Джива Госвами имел обычай оказывать знаки почета квалифицированным преданным, давая им разные титулы. Кришнадаса он назвал Кавираджа (королем поэзии) за его поэтический шедевр «Говинда-Лилиламриту».
Явление Шрилы Кришна Даса Кавираджа Госвами и наставления,
полученные от Господа Нитьянанды
Шрила Кришна Даса Кавираджа Госвами родился в 1496 году в семье врачей в селе Джаматпур в районе Бардхамана недалеко от Найахати. Отцом его был Шри Бхаригата, а матерью Шри Сунанда. Также у него был младший брат по имени Шьяма Дас. Так случилось, что род его прервался.
В свое время Шрила Кавираджа Госвами установил в родном краю Божества Гаура-Нитьянанды, которым поклоняются там по сей день.
Больше информации о ранней жизни Шрилы Кавираджа можно получить из книги под названием «Ананда-ратнавали».
Однажды Господь Нитьянанда явился во сне к Кришнадасу и сказал: «О, мой дорогой Кришнадаса, не бойся. Ступай во Вриндаван, там ты обретешь всё». (Чайтанья Чаритамрита, Ади лила 5.195).
Таким образом, получив милость Господа Нитьянанды и следуя его наставлениям, Госвами, пребывая в радостном расположении ума, отправился во Вриндаван. Он вел отреченный образ жизни в Шьяма-Кунде около Манаса Павана Гхаты, места полуденного купания Радхарани.
Духовные учителя Шрилы Кришна Даса Кавираджа Госвами
и его место в цепи ученической преемственности
Первым духовным учителем Кришна Даса Кавираджа можно считать Господа Нитьянанду. Также он принял Госвами Шри Рупу, Шри Санатану, Шри Дживу, Шри Рагхунатху Бхатту и Шри Гопала Бхатту своими шикша гуру. Духовное посвящение он получил от Шрилы Рагхунатха Даса Госвами.
Непосредственным учеником Шрилы Кришна Даса Кавираджа Госвами был Шрила Нароттама Даса Тхакур, учеником которого в свою очередь стал Шрила Вишванатха Чакраварти.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакура дал духовное посвящение Шриле Джаганатхе Дасу Бабаджи, который стал духовным учителем Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Тот в свою очередь принял в ученики Шрилу Гауракишору Даса Бабаджи, впоследствии - духовного учителя Его милости Вишнупады Шрилы Бхактисидханты Сарасвати Госвами Махараджа, духовного лидера нашего движения. (Комментарий Его Божественной Милости Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады, «Шри Чайтанья Чаритамрита», глава 1 «Духовные наставники»).
Литературное наследие Кришнадаса Кавираджа Госвами
Шрила Кришнадаса Кавираджа Госвами был великим знатоком шастр. Это видно из его философских трудов, сохранившихся до нашего времени:
- «Шри Говинда Лиламрита», «комментарий к Кришна Карнамрите» («Шаранга Рангада»)
- «Шри Чайтанья Чаритамрита».
В Прартхане Шри Нароттама Даса Тхакура пишет: Кришна Даса Кавираджа – знаток среди преданных. Его Говинда-Лиламрита превра-щает камни в слезы, но, увы, мой ум не привлекся ней».
Шрила Рагхунатха Даса Госвами наделил его полным пониманием транс-цендентной жизни Господа Чайтаньи Махапрабху. В Чайтанья-Чаритамрите Шрила Кришнадаса Кавираджа изложил 26 качеств чистого преданного.
Работа над «Шри Чайтанья-Чаритамритой», совершенной жемчужиной в ожерелье философских трудов Гаудия-Вайшнавизма
Когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур однажды в кругу своих учеников прославлял величие «Чайтаньи-чаритамриты», он сказал: «Если бы все книги на свете вдруг исчезли и на земле остались бы только «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамрита», люди всё равно смогли бы достичь своего высшего предназначения. И даже если бы исчезла «Шримад-Бхагаватам Пурана», но осталась «Чайтанья-чаритамрита», в этом тоже не было бы большой потери для человечества, потому что в последней явлено то, что скрыто в первой. Высшая Абсолютная Истина - Шри Чайтанья Махапрабху, образ Которого есть божественное единение Радхи и Кришны. «Чайтанья-чаритамрита» есть Его звуковое воплощение. Можно ли после этого усомниться в духовном величии этого трансцендентного произведения?"
Учеными-современниками Кришнадаса Кавираджа, и его предшественниками уже было написано несколько биографических работ о жизни Шри Кришна Чайтаньи. Они включали в себя: «Шри Чайтанья-кариту», написаную Мурари Гуптой, «Чайтанья-мангалу», автором которой был Локана Даса Тхакура, и «Чайтанья-Бхагавату». Последняя ценилась очень высоко. Она была написана Вриндавана Дасом Тхакуром, который считался непреложным авторитетом в познаниях о жизни Господа Чайтаньи. Несмотря на это, во время написания «Чайтанья-Бхагаваты», автор, опасаясь, что произведение будет слишком объемным, искусно избегал многих событий, связанных с Господом Чайтаньей, особенно касающихся последнего периода его жизни. Желая услышать повествования об этих поздних играх Господа, преданные обратились с просьбой к Кришнадасу Кавираджу написать книгу, которая прольет свет на неизвестные эпизоды из жизни Чайтаньи Махапрабху.
По их просьбе, испросив дозволения у Локанатхи Госвами и Шри Рагхунатхи Бхатты Госвами, и получив благословения Божества Мадана-Мохана во Вриндаване, он начал работу над Чайтанья-Чаритамритой.
Шри Локанатха Госвами сказал Шри Кавирадху, что желает остаться в этой книге не упомянутым, именно поэтому в «Шри Чайтанья Чаритамрите» нет сведений о Локанатхе Госвами.
Писать «Чайтанья-Чаритамриту» Кришна Даса Кавираджа начал в очень преклонном возрасте, когда здоровье его уже сильно пошатнулось, о чем он сам говорит в тексте: «Я стал слишком стар теперь и поражен немощью. Мои руки дрожат, когда я пишу эти строки. Я ничего не помню и плохо вижу. Но, несмотря на это Я пишу, и это большое чудо!
Перед тем как начать написание книги, Кришнадаса пришёл к божеству Мадана-мохана во Вриндаване и стал просить позволения выполнить просьбу вайшнавов. На глазах у всех находящихся в храме, гирлянда божества упала с его шеи. Пуджари Мадана-мохана взял гирлянду и надел её на шею Кришнадасы. Приняв её как символ согласия и благословения божества, Кришнадаса приступил к работе.
То, что он завершил работу над величайшей литературной жемчужиной Индии в таких изнурительных аскезах, является великим чудом в истории литературы и воистину Милостью Господа Кришны по отношению ко всем нам.
Около Шьяма-кунды прямо рядом с Рагхунатха Бхаджан-кутиром также находится бхаджан - кутир Кришнадаса Кавираджа Госвами, где он писал некоторые части «Чайтанья-Чаритамриты».
Во Враджа-лиле Кришна Даса Кавираджа выступает в образе Кастури-манджари, одной из восьми самых близких и главных слуг Шримати Радхарани. Его самадхи находится в Радха-кунде, и согласно некоторым сведениям в Храме Радхи-Дамодара.
Считают, что вечная форма Кришнадаса в лилах Кришны - Ратнарекха-манджари или, согласно другим источникам — Кастури-манджари.
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? - ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ