Ананташанти Прабху - первый советский вайшнав

 

Ананташанти Прабху:
«Благодаря встрече с Прабхупадой я нашел смысл жизни.
Я не воспринимаю ее как какое-то событие из прошлого.
Она как-будто до сих пор происходит у меня внутри»…

 

Ананташанти Прабху / Анатолий Федорович Пиняев (1948 - 2013) - первый советский вайшнав и единственный из отечественных последователей Общества сознания Кришны, кто лично встречался с Бхакти-ведантой Свами Прабхупадой и получил от него благословения на проповедь учения «Бхагавад-гиты».

Благодаря его героическим усилиям вайшнавская традиция стала быстро распространяться буквально по всей стране…

 

С прискорбием сообщаем, что в ночь на 3 июня 2013г. в результате инсульта Ананташанти Прабху оставил тело.

Ананташанти Прабху (Анатолий Федорович Пиняев) - обратился к учению традиции сознания Кришны летом 1971 года, повстречав на улице ученика Бхактиведанты Свами Прабхупады Шьямасундару, сопровождавшего своего духовного учителя в его поездке в Москву. За несколько дней Шрила Прабхупада изложил Анатолию суть бхакти-йоги, и вскоре после его отъезда Анатолий стал практиковать ее самостоятельно. Спустя  несколько месяцев Шрила Прабхупада заочно дал ему посвящение, и Анатолий, теперь уже получивший духовное имя Ананташанти-дас, приступил к энергичной проповеди.

Анатолий Пиняев проявил огромный интерес к гаудия-вайшнавизму, в связи с чем Шрила Прабхупада впоследствии привёл такую аналогию: подобно повару, который по одному зёрнышку риса определяет готовность целого блюда, так и по тому, с каким энтузиазмом Пиняев принял гаудия-вайшнавизм, Прабхупада понял, что «к тому же готовы и миллионы других русских».

В книге Сатсварупы даса Госвами "Прабхупада-лиламрита" подробно описана история встречи будущего Ананташанти Прабху со Шрилой Прабхупадой .

Ананташанти Прабху «оправдал надежды учителя», став верным приверженцем ИСККОН и его активным пропагандистом. Обладая огромным проповед-ническим талантом и немалыми познаниями (он изучил все имевшиеся на то время книги Шрилы Прабхупады), в 1970-е годы он воодушевил на активное преданное служение десятки и сотни людей.

В последовавшие за отъездом Прабхупады 10 лет он много ездил по территории СССР с лекциями, и во многом благодаря его горячему энтузиазму и героическим усилиям сознание Кришны начало распространяться по всему Советскому Союзу.

Он проповедовал в знаменитой «лаборатории биоинформации», где изучались сверхъестественные явления (вел там курс «мантра-йоги»), читал лекции во всевозможных религиозных и философских обществах, а также лично обучал первых после-дователей этого учения духовной науке бхакти. 

Мощный толчок распространению вайнавизма в СССР дала 2-я Московская международная книжная выставка-ярмарка 1979 года, на которой имелся стенд издательства «Бхактиведанта Бук Траст». 

Ананташанти Прабху выступил на ярмарке в роли официального переводчика «Бхактиведанта Бук Траст». Этот стенд вызвал огромный интерес публики и позволил тысячам советских людей ознакомиться с вайшнавской литературой.


В начале 1980-х на движение сознания Кришны обрушились репрессии, и одним из первых был арестован и Ананташанти Прабху. Первый суд состоялся в Москве зимой 1982 года, когда судили двух кришнаитов (Вишвамитру Прабху и Саданананду Прабху). Потом «закрытым судом» судили Ананташанти. По сути, его даже и не судили, а просто объявили «невменяемым» и вынесли решение о помещении его в психбольницу. Его арестовали в апреле, в мае он каким-то образом бежал, но в начале следующего года его опять выследили и заключили в смоленскую психбольницу специального типа, где провел шесть лет. Но даже и там, в невыносимой атмосфере карательного учреждения, Ананташанти продолжал повторять махамантру, следовать четырем регулирующим принципам и проповедовать.



Предлагаем вам фрагмент переведенных с английского ответов Ананташанти Прабху на вопросы зарубежных правозащитников сразу по выходу из заключения в 1988 году…

-  Ваша первая встреча с преданными (самоназвание вайшнавов-последо-вателей Общества сознания Кришны) произошла на улице? 

Да. Мы с другом, сыном индийского дипломата в Москве, шли по улице Горького (у нас были планы на этот день), и вдруг из-за угла появился человек европейской внешности – худой, высокий, с бритой головой, в индийских курте и дхоти. Я тут же забыл о наших планах, подбежал к нему и спросил, кто он такой и из какой страны. Он объяснил, что они – двое учеников и их духовный учитель – приехали в Россию, чтобы встретиться с профессором Котовским, и что, если мы хотим встретиться с их духовным учителем, он может нас к нему привести. Мы сказали: «Конечно же, хотим!»

Он привел нас в комнату [в гостинице «Националь»], где остановился Прабхупад. Мы вошли в переднюю, сняли обувь, и, когда я открыл дверь в комнату, где сидел Прабхупад, он посмотрел на нас так, будто ожидал нашего прихода. Шьямасундара-дас – ученик Прабхупады, которого мы встретили, – объяснил ему, что мы интересуемся духовным движением.

Прабхупад спросил меня: "Где сейчас Ленин?" Я ответил, что Ленин – в мавзолее, на что Прабхупада возразил, сказав, что в мавзолее находится только тело Ленина, а сам он – в другом месте, имея в виду, что мы – не тело, а душа. Затем он спросил меня, в чем разница между людьми и животными. Я ответил, что люди, в отличие от животных, наделены интеллектом, и Прабхупада сказал: «Верно!»

Благодаря встрече с Прабхупадой я нашел смысл жизни. Я не воспринимаю ее как какое-то событие из прошлого. Она как будто до сих пор происходит у меня внутри. И сейчас, когда я рассказываю вам о ней, я чувствую, будто сижу перед Прабхупадой и описываю вам мои впечатления.


Когда Прабхупад уехал из Москвы, он оставил во мне настолько сильное впечатление, что я сразу же стал проповедовать – при том, что у меня не было ни книг, ни технических средств.

Власти попытались представить меня и других преданных душевнобольными преступниками. На суде они утверждали, что вегетарианская пища вредна для тела, а мантры вредят психическому здоровью. Все понимали, что дело против нас было сфабриковано КГБ, но никто ничего не мог поделать. Меня посадили в психиатрическую больницу тюремного типа, где подвергли многомесячным курсам психотропных средств.

Я чувствовал себя ужасно и просто лежал пластом на кровати, не в состоянии сосредоточиться ни на чем. Когда я пытался читать мантру вслух, дозы препаратов увеличивали до смертельно опасных уровней – так что мне приходилось читать про себя. Под воздействием препаратов я не находил себе места – мне все время требовалось менять положение тела. Это была настоящая многолетняя пытка. Шестнадцать кругов мантры вместо полутора часов занимали почти целый день. Но я читал 16 кругов каждый день: я боялся, что, если не дочитаю сегодня, то завтра мне вообще может не предоставится возможность для этого.

Когда меня выпустили, я встретил одну женщину – известную диссидентку. Она провела в психиатрической тюрьме "всего" полгода и искренне удивлялась, как я смог выдержать столько лет. У нее было ощущение, что, если б ее продержали там еще немного, она бы полностью утратила человеческий облик и превратилась в животное. К счастью, то, что я читал 16 кругов каждый день, спасло меня. Мне даже казалось, что я развивался в духовном плане – в перерывах между курсами медикаментов я чувствовал себя в таком духовном блаженстве!

Я не считаю, что годы, проведенные в тюрьме, были для меня полностью потеряны. Единственная проблема – это то, что я не мог там проповедовать. Я сидел с маньяками и убийцами – вначале в тюрьме, а затем – в больнице тюремного типа в Смоленске. Больница располагалась на территории тюрьмы и сочетала в себе все недостатки и тюрьмы, и психиатрической больницы. Мы проводили дни взаперти в небольших камерах, в которых содержалось по 20 человек. В камерах была жуткая духота, мыться позволяли очень редко - порой раз в месяц. У некоторых из нас завелись насекомые-паразиты. Еда была грязно приготовленной и ужасной на вкус. От плохого питания люди теряли зубы, из десен сочилась кровь.

При этом мои соседи и в самом деле были душевнобольными преступниками, так что между ними постоянно возникали драки. Персонал больницы тоже бил нас.

Моим родственникам сказали, что меня не выпустят никогда, и мне было очень тяжело с этим смириться. Я потерял всякую надежду на улучшение матери-альных условий, но у меня оставалась надежда развиваться духовно.

 

-  В тюрьме была система наказаний? 

Да. Например, каждое утро я пытался хоть как-то помыться и постирать одежду, за что получал побои от персонала. Наказывали и инъекциями психотропных препаратов. Ко мне относились особенно плохо, потому что я сидел за свои религиозные убеждения. Но в итоге я узнал от матери, что мои духовные братья по всему миру начали кампанию за освобождение  нас из мест заключения. Так что последние полгода ситуация немного изменилась. Мои тюремщики почувствовали, что началось движение в нашу поддержку, и мои условия слегка улучшились. Я даже смог начать немного проповедовать. Когда меня выпустили, выяснилось, что премьер-министр Австралии персонально попросил Горбачева меня выпустить, за что я очень благодарен ему – как и моим духовным братьям, хлопотавшим за нас...

 

В 2011 г. прошло празднование 40-летней годовщины приезда Шрилы Прабхупады в Москву (1971) и деятельности ИСККОН в России.

Имя Ананташанти Прабху навсегда вошло в историю развития гаудия-вайшнавской традиции в России (СССР). Именно он стал первым русским инициированным учеником Шрилы Прабхупады, именно он был верным приверженцем ИСККОН и активно и очень целеустремленно проповедовал сознание Кришны на территории СССР. С его приходом в сознание Кришны начался так называемый первый период развития вайшнавизма в России - "Романтический период" или "Сознание Кришны в подполье".

В результате его проповеди уже к 1977 г. появились группы преданных в Москве, Ленинграде, Риге, Таллине, Ташкенте, Свердловске и некоторых других городах. В СССР начали приезжать ученики Шрилы Прабхупады: Харикеша Свами, Гопал Кришна Госвами, Прабхавишну Свами, Киртирадж прабху. С 1981 г. начался перевод книг Шрилы Прабхупады на русский язык, и в 1984 г. за границей были изданы на русском языке «Бхагавад-гита, как она есть» и «Источник вечного наслаждения». Несмотря на репрессии, развернутые КГБ против Движения сознания Кришны в 1980 г., в ходе которых в тюрьмах и психбольницах пострадало более 50 преданных, с 1985 г. в СССР в подпольных типографиях начали печататься на русском языке книги Шрилы Прабхупады. И это очень вдохновляло и тех, кто уже пришел в сознание Кришны, и всех тех, кто только знакомился с глубокой ведической философией.

 

На примерах таких преданных, как Ананташанти Прабху, мы учимся чистой преданности, силе веры в правильность избранного пути, решительности, умению неукоснительно следовать наставлениям духовного учителя, умению сотрудничать, искусству проповеди.

 

 

 

Сейчас 247 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Ананташанти Прабху - первый советский вайшнав. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator