Забота о преданных
(по материалам регионального ретрита наставников в Мариуполе)
Если у преданного есть какие-то физические или моральные
трудности, то мы должны видеть в этом возможность служить
ему и через это служение проявить любовь к Кришне.
Радханадха Свами
Это была мечта Шрилы Прабхупады – создать общество людей, идущих вразрез с влиянием века Кали, преданных Господа, которые не конфликтуют друг с другом. Он говорил, что свою любовь к нему последователи должны выразить в том, как они сотрудничают друг с другом. Невозможно стать чистым преданным в одиночку, развивая отношения со Святым именем и с книгами Прабхупады. Кришна всегда находится в обществе своих любимых преданных – мальчиков-пастушков, гопи, родственников и односельчан. Даже тогда, когда на картинке изображен только Кришна, рядом с ним павлины, радостные птицы и растения, а в руках, его верная спутница и вечная служанка – флейта. Кришна не любит быть один, он не индивидуалист, и он не любит индивидуалистов.
А почему люди становятся индивидуалистами? Возможно потому, что в свое время они столкнулись с жестким обществом материального мира, где каждый сам за себя.
Прабхупада пришел, чтобы растопить лед имперсональных отношений западного мира. А значит, дать тепло и заботу каждому, у кого появилось хоть малейшее желание как-то послужить Кришне. И преданные солдаты Прабхупады сегодня выполняют эту миссию.
Теме заботы о преданных был посвящен региональный совет лидеров ИСККОН, который проходил в Мариуполе 29 - 30 января. Особые гости ретрита – лидеры киевской ятры, матаджи Раса Лила и Адикави прабху, поделились своим опытом наставнического служения.
Всем известно, что киевская ятра славится своей многочисленностью, хорошей организованностью и сплоченностью. На сегодняшний день в Киеве функционируют 60 намахатт. Это значит, что каждый день в 10 частях города двери гостеприимных вайшнавов открыты для гостей. Каждый день преданные и люди, проявляющие интерес к ведической культуре в Киеве, имеют возможность послушать Кришна – катху, попеть киртан, задать вопросы и поделиться сокровенным, а также почтить прасад в обществе единомышленников.
В своей вступительной речи Адикави прабху говорил о том, насколько важно для преданного хорошее общение. Когда люди открывают сердца, делятся сокровенным, слушают и обсуждают истории о Кришне, а главное, заботятся друг о друге. Такое бескорыстное общение дает высший вкус жизни и, убирая налет индивидуализма, делает людей зависимыми от общества преданных, а значит, делает их настоящими вайшнавами. Преданный, говорил Адикави прабху, - это попрошайка в обществе вайшнавов. Но он просит не кусок хлеба, он просит возможность послужить другим преданным. Ведь самые главные качества вайшнава – смирение и благодарность - можно развить только в обществе преданных, служа друг другу.
Поэтому, когда люди приходят на намахатты и на воскресные фестивали, они делают преданным неоценимую услугу, они позволяют нам послужить им. И только за это мы должны быть благодарны каждому новому гостю. Он дает нам уникальную возможность научиться быть слугой.
Это и есть по-настоящему духовная жизнь - полная зависимость от общества вайшнавов, чтобы невозможно было и дня прожить без преданных. Один раз, почувствовав вкус общения с вайшнавами, человек будет искать его всю жизнь
И люди действительно ищут этого вкуса. По словам Адикави прабху, в Киеве все группы переполнены. Задача старших преданных и лидеров намахатт - культивировать этот вкус и давать возможность для развития этого движения. А главное, помнить: это не мы даем милость, распространяя книги, прасад и рассказывая о Кришне. Это люди дают нам милость, позволяя служить им, а значит, духовному учителю, Шриле Прабхупаде и миссии ИСККОН.
Лидер Мариупольской ятры, Мадхава Кришна прабху, в своем докладе подчеркнул важность настоящего момента. Наше поколение – это ученики учеников Шрилы Прабхупады. Не так много времени прошло с того момента, как Прабхупада пересек океан, движение еще молодое. Если учесть, что золотое вкрапление Сатьяюги в Кали югу будет длиться 10 тысяч лет, то можно сказать, что мы стоим у истоков этого движения. И сейчас закладывается фундамент ИСККОН на следующие 10 тысяч лет. Если каждый из нас осознает, что его деятельность и его позиция, как фундамент высотного дома, повлияет на прочность всей конструкции, наша жизнь и деятельность в обществе вайшнавов станет более осознанной. От того, насколько мы будем серьезны в своей практике, зависит то, какие люди придут в ИСККОН через 10, 20, 100 лет.
И мы должны взять на себя ответственность за это поколение. А это возможно лишь в условиях духовной зрелости: в глубоком смирении и благодарности старшему поколению.
Первый день ретрита закончился совместным Гаура-арати, переходящим в киртан и веселые танцы. Ни гостям, ни хозяевам не хотелось расходиться, в воздухе витала атмосфера тепла, радушия и семейного счастья.
Следующий день начался традиционным Мангала арати, переходящим в утреннюю программу по храмовым стандартам. Лекцию про Шримад Бхагаватам давал президент донецкого храма, Антакела прабху. Он говорил о важности садханы для старших преданных. Чтобы давать прибежище, нужно иметь прибежище, чтобы давать счастье, нужно иметь счастье. Все это старший преданный должен черпать в садхане. Садхана состоит из молитвы, поклонения и чтения книг Шрилы Прабхупады. Она направлена на ум и чувства. Садхана дает наполненность и удовлетворение. Внешняя забота наставника без его хорошей садханы будет пустышкой, он будем давать подопечным себя, а не Кришну. Хорошая садхана дает наставнику мудрость, силу и отрешенность, и он не попадает в зависимость от подопечных. Таким образом, для наставников и старших преданных садхана, внутренний бхаджан, отношения с Кришной, отношения с преданными должны стоять на первом месте.
После завтрака преданные разделились на группы матаджи и прабху, организовав женскую и мужскую сангу. Женское общение вела матаджи Раса Лила, а мужское – Адикави прабху.
Матаджи говорили о красоте, которая, как сказал Достоевский, непременно спасет мир. Но красота бывает разной. Это действительно великая сила, которая может разрушать так же легко, как созидать, вдохновлять на духовные подвиги и отрешенный образ жизни. Матаджи должны научиться раскрывать духовную красоту, своей духовной силой защищать семью, общество и гармонизировать пространство вокруг. Идеальные матери и идеальные жены становятся основой идеального общества.
Прабху тоже говорила о защите. О той защите, которая должна идти от настоящего мужчины. И еще об ответственности мужчин за духовное развитие всех членов семьи. Когда общество состоит из крепких, гармоничных, защищенных, а главное, духовных семей, оно идеально.
Заключительная лекция Адикави прабху была посвящена практике проведения намахатт. Каков регламент намахатт, кто может быть лидером намахатты, какие возможны виды общения и на что стоит обратить особое внимание в организации намахаты. Адикави прабху также говорил об образе наставника, о том, что значит быть наставником и что значит квалификация наставника.
Квалификация наставника
1. Стабильная хорошая садхана (для брахмачари – утренняя программа на виду).
2. Вайшнавский образ жизни (не смотрит телевизор, не ходит в кино и т.д.).
3. Одобрен советом наставников.
4. Желание служить преданным, принятие ответственности за подопечного.
5. Настроение наставника: слуга, философ, друг.
6. Желание сотрудничать с руководством храма.
7. Идеальное следование этикету.
8. Социальная стабильность (наставник должен относиться к какому-то конкретному ашраму):
а) способность позаботиться о себе и своей семье;
б) честный заработок денег;
в) благополучная семья.
9. Регулярное посещение встреч совета наставников.
10. Способность правильно и практично помогать подопечным в их жизни в соответствии с их природой.
11. Чуткость к другим преданным.
12. Наставником может стать только тот, кто достаточно долго (минимум 2 года) официально служил в роли помощника наставника.
13. Наставник должен хранить тайну исповеди, хранить конфиденциальную информацию, в разглашении которой подопечный не заинтересован и разглашение которой может повредить подопечному.
14. Наставник не должен эксплуатировать подопечных и ожидать почтения к себе.
Прабхупада создал Международное общество Сознания Кришны не только как могучий инструмент по распространению Святого имени, но и как большую вайшнавскую семью, где все дружат, помогают друг другу и ходят в друг к другу в гости. К сожалению, наши гости, поблагодарив хозяев за гостеприимство, разъехались по домам. А мы еще долго будем вспоминать их и благодарить за то общение, тепло и любовь, которое они нам дали. И еще, за возможность служить таким чистым возвышенным душам.
http://krishna-mariupol.org.ua/sobytiya/1675-zabota-o-predannykh#sigProGalleria4317e4a954