Вторая редакция, исправленная и дополненная.
Данный документ не защищен авторскими правами и может свободно распространятся при условии не внесения каких-либо изменений или сокращений. Опубликовано на сайте artha.hs.ru
СОДЕРЖАНИЕ
0. Вступительное слово ЕС Бхакти Виигьяны Госвами
0. Мангала Чарана
1. Артха и Ашрамы
2. Откуда берутся деньги
3. Артха и Варны
4. Принцип 50%
5. Практические рекомендации
5.1. Смена мотивации
5.2. Правильный выбор направления пожертвований
5.3 Правильная расстановка приоритетов
5.4 Сопоставление своих потребностей и возможностей
5.5 Уважительное отношение к Лакшми
6. Неприемлемые источники дохода
6.1 Фандрайзинг (сбор пожертвований)
6.3 Сетевой маркетинг
6.4 Воровство
7. Заключение
Вступительное слово
Меня попросили написать вступительное слово к книге “Артха. Финансовое благополучие в Сознании Кришны”. Я с удовольствием ознакомился с содержанием этой книги, автор которой пожелал остаться неизвестным. Идеи, изложенные в ней, показались мне интересными. Очевидно, что её автор – искренний преданный и предельно честный по отношению к себе человек.
На мой взгляд, главный смысл этой книги заключается в том, чтобы побудить преданных-грихастх задуматься над тем, как они живут и как строят свои взаимоотношения с Кришной и материальной энергией в своей ежедневной жизни. К сожалению, очень часто правила и принципы священных писаний остаются для преданных красивыми, но отвлеченными истинами, о которых хорошо говорить на лекции, но которые “глупо” применять на практике. Мол, в наше время это невозможно. Однако человек, написавший эту книгу, добросовестно старается следовать им и не без успеха. Он не просто формулирует какие-то рекомендации, цитируя священные писания, но на своем опыте доказывает, что они являются универсальными законами, которые работают всегда и везде. При написании этой книги им двигало желание помочь преданным, испытывающим материальные трудности, по-новому посмотреть на причину этих трудностей. Особенно важной в этой книге мне показалась сама мысль о необходимости пожертвований. Кришна в 18 главе "Бхагавад-Гиты" говорит что жертвоприношения, тапасья и пожертвования очищают даже великие души, что никто ни на каком этапе своей жизни не должен прекращать заниматься этими тремя видами деятельности. Слова Кришны составляют универсальный закон. К сожалению, современное общество очень далеко удалилось от изначальной человеческой культуры, и потому важность этих трех очень существенных элементов человеческой культуры сейчас практически забыта. Вместо того, чтобы посвятить свою жизнь аскезе и благотворительности, люди культивируют вожделение, жадность и гнев. Автор в результате своих размышлений и изучения книг Шрилы Прабхупады на личном опыте пришёл к выводу о том, насколько необходимы пожертвования.
В соответствии с ведической культурой, вся жизнь человека, если она строится правильно, является большим жертвоприношением. Пожертвования – неотъемлемый элемент счастливого человеческого существования. Культура милосердия и жертвенности должна быть восстановлена в человеческом обществе. Без неё люди не смогут быть счастливыми, без неё жадность, являющаяся одним из основных пороков человека и, по словам Кришны, одними из трёх врат, которые ведут душу в ад, будет процветать в человеческом обществе. В ведические времена три четверти населения людей (брахмачари, ванапрастхи и саньяси) жили целиком на пожертвования. Ашрам семейных людей поддерживал три остальных ашрама, давая пожертвования на их содержание. Каждый семейный человек осознавал это как свой священный долг и понимал, что семейная жизнь является всего лишь некоторым промежутком времени между периодом ученичества и периодом отречения от мира и что, в конечном счете, давая пожертвования, он заботится о своем собственном будущем. Так или иначе, мне хочется попросить всех преданных, которых волнует эта тема, будущих читателей этой книги, внимательно ознакомиться с её содержанием и подумать. Кому-то некоторые положения этой книги покажутся спорными. Но даже если они просто заставят человека ещё раз задуматься над словами Кришны в "Бхагавад-Гите" или ещё раз перечитать некоторые разделы книг Шрилы Прабхупады, то можно считать, что задача автора выполнена. Я уверен, что размышления, на которые натолкнет читателя эта книга, будут плодотворными и помогут им решить некоторые из текущих проблем.
В заключение мне также хотелось бы пожелать, чтобы ведическая культура поскорее утвердилась в нашем обществе, потому что только ведическая культура находится в гармонии с философией сознания Кришны и только ведическая культура может делать людей по-настоящему счастливыми.
Бхакти Вигьяна Госвами.
7 ноября 2001 г.
Мангала Чарана
Я приношу свои почтительные поклоны А.Ч.Бхактиведанте Свами Прабхупаде, по милости которого я смог принять знание о Верховной Личности Бога и теперь имею возможность видеть окружающее меня в истинном свете. Конечно, мое понимание далеко от совершенства, однако, под влиянием чувства долга, я ощущаю необходимость поделиться с другими вайшнавами теми аспектами знания о пути преданного служения, которые были усвоены и реализованы мной.
Причиной написания этой книги явилось понимание того, что в настоящий момент для многих преданных ИСККОН желание финансового благополучия является препятствием на пути преданного служения. Надеюсь, что эта книга поможет преданным использовать желание финансового благополучия для прогресса на пути бхакти и улучшить свое материальное положение. Также очевидно, что многие проекты ИСККОН, в том числе и самый главный, строительство Храма Ведического Планетария в Майапуре испытывают недостаток средств, что является замедляющим фактором в распространении миссии Господа Чайтаньи. Я верю, что воспользовавшись знанием, изложенным в этой книге, преданные смогут не только достичь финансового благополучия, но и в избытке обеспечить ИСККОН финансовыми средствами.
Харе Кришна!
“Где бы ни присутствовал Кришна, повелитель всех мистиков,
и где бы ни находился Арджуна, великий лучник, там непременно
будет изобилие, победа, необычайная сила, нравственность”.
(Бхагавад-Гита, 18 гл., текст 78)
1. Артха и Ашрамы
Прежде всего, следует задаться вопросом: “Для кого предназначена эта книга?” Очевидно, что для тех, кого интересует финансовое благополучие. Подобный интерес оправдан только для преданных, находящихся в грихастха ашраме (или собирающихся вступить в него). Читатель может заявить, что это достаточно смелое утверждение. А как же брахмачари, весьма многочисленный ашрам? В “Шримад Бхагаватам” (11.17.38) мы можем найти следующие слова “A brahmachari desiring to fullfill his material desires should live at home with his family,…” (брахмачари, желающий удовлетворить материальные желания должен жить дома с семьей). Ашрам брахмачари предназначен для получения знания, а не для удовлетворения чувств. В начале жизненного пути нахождение в ашраме брахмачари совершенно необходимо, так как человек должен получить знание. Примерно к 25 годам преданному следует сделать выбор. Если материальные желания не беспокоят его, семейная жизнь кажется ему химерой, а зарабатывание средств пустой тратой времени, то для него будет разумно всю жизнь оставаться брахмачари. Если же преданного привлекает хозяйственная деятельность, создание материальных ценностей или ему не дает покоя желание обладать какими-либо материальными объектами, ему следует вступить в грихастха-ашрам. Следует особо отметить, что Прабхупада пишет именно “материальные желания”, а не “половое влечение”. Грихастха-ашрам предназначен для регулируемого удовлетворения материальных желаний, в частности полового, а также желания иметь свой дом, детей, хозяйство и т.п. К сожалению, среди многих российских преданных ИСККОН долгое время считалось, что вступление в брак это всегда падение, а быть брахмачари – это престижно и, если угодно, “круто”. На самом деле брахмачари-ашрам и грихастха-ашрам являются различными курсами лечения от болезни материальной обусловленности, и наша задача состоит в том, чтобы правильно поставить диагноз и выбрать нужный курс. Допустим, в больнице в одной палате лежат два больных. Они разговорились и выяснили, что один из них лечится от насморка, а другой от геморроя. Второй решает, что его болезнь является не престижной, стыдной и принимает решение тоже лечиться от насморка. Очевидно, что первый из них скоро выздоровеет, а второй станет еще больнее. Таким образом, преданным прежде всего следует определить, чего они больше хотят, престижа или избавления от материальной обусловленности.
Рассмотрим вопрос о том, важно ли финансовое благополучие в Сознании Кришны. Первой реакцией на этот вопрос вероятно будет: “Конечно, нет!” Финансовое благополучие материально, а наша цель - чистое преданное служение, которое трансцендентно. Однако есть огромная разница между знанием академическим (теоретическим) и знанием реализованным. Допустим, человек много раз слышал из авторитетных источников, что от употребления алкоголя наступает цирроз печени, но он продолжает пить. Почему? Потому что для него это знание нереализованное. Однако тот же человек никогда не берет в руку раскаленных предметов. Почему? Потому что это знание для него является реализованным. Так вот, если мы теоретически согласны с тем, что финансовое благополучие не важно, а фактически желание материальных благ разрывает нас на части, нам следует сделать так, чтобы это знание стало для нас реализованным. Каким образом? Для этого и предназначен грихастха-ашрам. В нем преданный может упорядоченно удовлетворить свои материальные желания. Шрила Прабхупада пишет в комментарии к “Бхагавад-Гите” (3.7): “Грихастха тоже может выполнить свое предназначение, занимаясь служением в сознании Кришны. Для достижения самоосознания человек должен вести регулярный образ жизни, как это предписано в шастрах, продолжать выполнять свое дело без материальных привязанностей, и таким образом духовно развиваться”. Там же, в (4.7), мы находим: "… семейные люди, которым позволено в какой-то мере удовлетворять свою потребность в чувственных удовольствиях, делают это, придерживаясь строгих ограничений". Благодаря тому, что материальные желания удовлетворяются упорядоченно, в соответствии с предписаниями шастр, новые материальные желания не возникают. Результатом будет реализованное знание об эфемерности материальных желаний. Значит, вывод один: для преданного, которого беспокоят материальные желания, их регулируемое удовлетворение является чрезвычайно важным, т.к. дает возможность от них избавиться. Регулируемое удовлетворение материальных желаний можно сравнить с вакцинацией. Во время вакцинации в организм человека вводится опасный вирус, однако, ослабленный. Так как были созданы определенные условия, просуществовав какое-то время, вирус погибает, не причинив вреда человеку. Более того, в дальнейшем, при возможном заражении настоящим вирусом, организм человека сможет легко побороть его, потому что у него есть определенный опыт. Допустим, два человека планируют визит в страну, где рекомендована вакцинация от малярии. Первый проходит вакцинацию, второй - нет. Кого из них можно обвинить в желании заболеть? Не специалист по данному вопросу может обвинить первого: “Ты только что сам согласился, чтобы тебе ввели какой-то вирус!” Однако для человека, понимающего суть вакцинации, очевидно, что первый турист не хочет болеть, а второй рискует.
Итак, грихастха ашрам позволяет нам удовлетворить желание финансового благополучия и не привязаться к нему, что поможет нам прогрессировать на пути преданного служения. В ашраме брахмачари должны оставаться те преданные, которых материальные желания не беспокоят. Очевидно, что при этом они могут рассчитывать на минимальные удобства. Ашрамы ванапрастхи и санньяси также не предназначены для регулируемых чувственных наслаждений. Отметим, что грихастха-ашрам является единственным ашрамом, представители которого создают материальные ценности, поэтому их прямая обязанность - оказывать финансовую поддержку представителям других ашрамов.
2. Откуда берутся деньги
Источники дохода различаются в зависимости от того, какой гуной материальной природы преимущественно обусловлено живое существо. Рассмотрим данный вопрос подробно.
Доход в гуне невежества не связан со служением другим живым существам. При этом он может быть связан с причинением вреда другим живым существам (например, воровство, грабеж, мошенничество, шантаж, похищение с целью выкупа и т.п.), а может быть и не связан (например, кладоискательство, азартные и финансовые игры, попрошайничество). Доход, заведомо связанный с причинением вреда своему телу, также относится к гуне невежества (например, продажа собственных органов или особо вредная работа). Доход, связанный с предоставлением “услуг”, способствующих вовлечению клиентов в греховную деятельность (проституция, организация азартных игр, продажа одурманивающих средств, мяса, рыбы, яиц) также относится к гуне невежества, так как такие “услуги” несут клиентам лишь дурную карму и не являются ценными. Люди, находящиеся под преимущественным влиянием гуны невежества, на вопрос “откуда берутся деньги?” скорее всего ответят “не знаю”, “из везения”, “путем отбирания их у людей ими обладающих”. Данный вид дохода совершенно не приемлем для тех, кто идет по пути духовной реализации, т.к. он опьяняет, погружает живое существо в иллюзию, способствует забвению его истинного положения слуги. Именно от данного вида дохода оберегает преданных один из четырех регулирующих принципов.
Доход в гуне страсти связан с неосознанным служением другим живым существам. Внешне деятельность людей, имеющих такое понимание, может не отличаться от деятельности людей, имеющих понимание дохода в гуне благости. Однако, в силу того, что их понимание неверно или скудно, им приходится прилагать гораздо больше усилий, чтобы достичь того же результата, потому что они часто ошибаются, выбирая направление своей деятельности. Люди, находящиеся под преимущественным влиянием гуны страсти, на вопрос “откуда берутся деньги?” ответят “из тяжелой работы”, “благодаря уму и сообразительности”. Данный вид дохода приемлем для одних профессий и неприемлем для других. При правильном подходе можно использовать подобное понимание дохода для духовного прогресса.
Доход в гуне благости связан с осознанным служением живым существам. Внешне люди с подобным пониманием заняты той же работой, что и люди получающие доход в гуне страсти, однако, так как они понимают сущность своей деятельности, результат ее дается им очень легко и сама деятельность не причиняет им беспокойств. На вопрос “откуда берутся деньги?” они ответят “из оказания ценной услуги другим”. Подобное понимание источника дохода является наилучшим и несомненно будет способствовать духовному прогрессу преданных, находящихся в грихастха-ашраме.
Итак, источником благочестивого дохода живого существа является оказание ценной услуги другим существам. Некоторых читателей может смутить акцентирование внимания на слове “услуга”. В современной экономике есть понятие “рынок товаров и услуг”. “А как же товары?” - спросит внимательный читатель. Дело в том, что для правильного понимания механизма образования дохода следует рассматривать предложение товара на рынке как услугу. Поясним данную концепцию на простом примере. Некая фирма выставила в продажу искусственную елку 10 декабря и успешно продавала ее по цене 300 рублей. Однако с 1 января никто не хотел покупать ту же елку дороже, чем за 50 рублей. Товар остался тем же самым, однако ценность услуги упала (время празднования Нового Года прошло).
Доход живого существа образуется перемножением ценности услуги на число клиентов, которым она была оказана. Если человек оказывает ценную услугу большому количеству людей, он обретает богатство. Если услуга ценна, но число потенциальных клиентов невелико или же наоборот, клиентов много, но услуга имеет малую ценность, то говорить о большом доходе не приходится. Очевидно, что, если человек не способен оказать кому-либо мало-мальски ценную услугу, он пребывает в нищете.
Таким образом, преданному, желающему увеличить свой доход, следует думать о том, как оказывать как можно более ценную услугу как можно большему числу людей. Подобная теория может быть легко воспринята преданными, так как они понимают, в чем ценность служения другим живым существам, которые будучи частичками Кришны, Верховной Личности Бога, в своем изначальном положении являются вайшнавами. Однако для материалистов идея ценности служения другим живым существам, которых они считают соединением химических элементов, будет затруднительна для понимания. Им легче принять какую-либо другую теорию образования дохода, например теорию прибавочной стоимости.
3. Артха и Варны
Шудры, вайшьи, кшатрии и брахманы пользуются совершенно различными способами получения дохода.
Шудра получает фиксированную оплату за свой труд. Неважно, сдельно или в виде оклада, шудре должно быть известно, сколько он получит за свой труд. Таким образом, любой, кто получает заработную плату или иное фиксированное вознаграждение за свой труд, по определению является шудрой, не зависимо от того, какова его профессия: шахтер, повар или музыкант. Работа шудры является оптимальной для того, кто в значительной степени склонен подпадать под влияние гуны невежества. Почему? Потому что шудра не принимает ответственных решений сам и его доход стабилен. Если бы человек с врожденными качествами шудры занялся бизнесом, он бы разорил любое преуспевающее предприятие, так как постоянно принимал бы неверные решения и его попытки принесли бы ему сильнейшее разочарование. В комментарии к “Бхагавад-гите” (18.32) Шрила Прбахупада пишет про людей, находящихся в гуне невежества: “Во всякой деятельности они идут по неверному пути…” Следует понимать, что шудре не следует рассчитывать на очень высокий уровень дохода. Как правило, услуга, предоставляемая им, не слишком ценна и может быть легко выполнена другими, такими же как он. Разумеется, интеллектуальные шудры (музыканты, ученые, высококлассные специалисты) имеют более высокий уровень дохода, пропорционально ценности (уникальности) предоставляемой ими услуги, и все же доходы вайшьев и кшатриев гораздо выше. Таким образом, подведя итог, можно сказать, что счастье шудры не в богатстве. Счастье шудры в стабильности дохода, отсутствии постоянной необходимости принятия важных решений, а также в отсутствии необходимости постоянно рисковать жизнью (что является атрибутом жизни кшатриев).
Вайшьи не продают свой труд, а получают прибыль. Именно поэтому к одной категории относятся столь разные профессии крестьянина и бизнесмена. Крестьянин эксплуатирует землю, животных, а бизнесмен - труд других людей. Финансовые возможности вайшьев характеризуются с одной стороны потенциально высоким доходом, с другой стороны - негарантированной стабильностью его получения. Однако, так как вайшьи по природе своей более разумны, чем шудры, и в меньшей степени склонны подпадать под влияние гуны невежества, подобная ситуация не причиняет им беспокойств. Итак, счастье вайшьи заключается в потенциально высоком доходе, возможности самостоятельно принимать решения и в отсутствии необходимости постоянно рисковать жизнью, как это делают кшатрии.
Кшатрии получают свой доход, взимая налоги. Налог характеризуется фиксированной величиной и невозможностью отказа от его уплаты. Кшатрии не создают материальных ценностей, подобно шудрам и вайшьям. Задача кшатрия – защищать другие классы общества. Особо отметим от чего: от врагов и греховной деятельности. Ради этой цели кшатрий носит оружие и постоянно готов вступить в сражение. Кшатрий ставит принципы, по которым живет, выше любых обстоятельств. Доход кшатрия велик, еще выше чем у вайшьи. Однако не доход составляет счастье кшатрия, а честь и слава. Богатство, окружающее кшатрия, является для него естественной средой и не занимает его мысли. Если бы кшатрий был привязан к своему богатству, он бы не смог постоянно рисковать своей жизнью. Очевидно, что приведенное выше описание деятельности кшатрия было применимо в условиях феодальной ведической цивилизации и совершенно не применимо в условиях современного демократического общества, где действуют другие законы.
Брахманы поддерживают свое существование, получая пожертвования. Основной характеристикой пожертвования является нефиксированность его величины, оставляемой на усмотрение жертвователя. Существует ряд профессий, для которых подобный вид вознаграждения является естественным и единственно правильным. Перечислим некоторые из них: пуджари, учитель, врач-вайдья, астролог. Представители данных профессий используют в своей деятельности то, что им ни каким образом не принадлежит (храм, божества, ведическое знание). Они не имеют права продавать то, что им не принадлежит. Поэтому единственным возможным источником дохода для них являются пожертвования. Если данный принцип нарушается, это приводит к плачевным результатам. Например, пуджари в Индии, устанавливающие тариф за даршан божеств, превращаются в бизнесменов и теряют чистоту и аскетичность. Или врач, установивший размер платы за прием, будет соблазнен мыслью выписать неправильное лекарство несколько раз и лишь затем выписать правильное с тем, чтобы вынудить клиента заплатить ему за несколько приемов. Получение материальной выгоды не является основной мотивацией брахмана. Счастье брахмана заключается в возможности соприкосновения с духовным, а также в возможности избежать деятельности шудр, вайшьев и кшатриев, исполненной специфических недостатков. Тот факт, что брахман живет на пожертвования, вовсе не означает, что таковые обязательно должны быть мизерными. Напротив, из шастр мы узнаем, что брахманы обычно получали щедрые вознаграждения. Однако они были обязаны использовать или раздать их до захода солнца. Таким образом брахманы ограждались от соблазна развить жажду накопительства, а жертвователи получали возможность занять плоды своей деятельности в богоугодных делах. Были и другие ограничения, направленные на поддержание чистоты и аскетичности брахманов.
Важно понимать, что варна, собственно, и определяется способом получения дохода. Существует всего четыре благочестивых способа получения денежных средств, а именно: получение фиксированного вознаграждения за свой труд, получение прибыли, взимание налога и принятие пожертвования. Пятого, шестого и т.д. способов не существует. Также существует всего четыре варны, которые соответствуют этим способам. Никаких других варн не существует. Это подтверждается в “Ману Самхите” (10.4): ”Представители варн браманов, кшатриев и вайшьев относятся к дваждырожденным, представители четвертой варны, шудр, получают одно рождение, пятой варны не существует”. Заметим, что для определенных варн подходят только определенные профессии. Однако профессия сама по себе не всегда однозначно определяет варну. Например, музыкант может быть и шудрой, и брахманом, а садовод и шудрой, и вайшьей. Таким образом, в ведическом обществе правильная цепочка выбора занятий для человека выглядела так: наклонности (обусловленность гунами) -> варна -> профессия.
Без соблюдения принципов получения и распределения дохода, предписанных для варн и ашрамов невозможно построение варнашрамы. Если шудры сравниваются с ногами общества, вайшьи с желудком, кшатрии с руками, а брахманы с головой, то финансовые потоки можно сравнить с кровеносными артериями, по которым кровь движется по телу, обогащаясь в одних органах и питая другие. При не правильном движении крови тело не сможет существовать. Шрила Прабхупада в комментарии к “Чайтанья-Чаритамрите” (Madhya, 8.58) пишет о важности построения варнашрамы: “Каждый человек должен выполнять свои проффесиональные обязанности в соответствии со своими наклонностями. В соответствии со своими способностями, ему следует занять положение в системе варнашрамы. Деление людей на шудр, вайшьев, кшатриев и брахманов является естественным для общества. На самом деле у каждого есть предписанные обязанности в соответствии с варнашрама-дхармой. Те, кто подобающим образом исполняет свои предписанные обязанности, живут не ведая забот и материальные условия не доставляют им беспокойств. Духовые уклады жизни – брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса – называются ашрамами. Если человек исполняет предписанные обязанности как социального, так и духовного укладов жизни, он удовлетворяет Верховную Личность Бога. Если же он отвергает свои проффесиональные обязанности, он становится преступником, грешником и кандидатом на жизнь в аду. В самом деле, мы можем видеть, что различные люди заняты деятельностью различным образом; следовательно, должны быть выделены классы людей в соответствии с их работой. Чтобы достичь совершенства, следует поместить преданное служение в центр своей жизни. Таким образом человек сможет пробудить свои природные наклонности при помощи работы, общения и образования. Следует принимать уклад варнашрамы в соответствии с квалификацией, а не по рождению. Покуда данная система не будет введена, деятельность людей не сможет быть исполняема систематически. Брахманы являются интеллектуалами, которые способны понять Верховную Личность Бога. Они всегда заняты развитием знания. Не имеет значения, рожден ли человек в Индии или за ее пределами. Те, кто по природе своей очень отважны и кто стремится управлять другими называются кшатриями. Те, кто имеет наклонность заниматься производством пищи при помощи сельскохозяйственных методов, защищать коров и других животных и заниматься торговлей называются вайшьями, или торговцами. Те, кто не обладает достаточным интеллектом, чтобы быть брахманом, кшатрием или вайшьей, должен служить господину и называются шудрами. Таким образом каждый может быть вовлечен в служение Господу и сознание Кришны. Если общество не функционирует в соответствии с естественным делением на уклады, социальное устройство деградирует. Вывод таков, что обществу следует принять научный метод варнашрама-дхармы."
Следует отметить, что под словом “счастье”, употребляемом в этой главе следует понимать ощущение комфорта, возникающее от того, что материальные беспокойства сведены к минимуму. Истинное счастье живому существу может принести только служение Верховной Личности Бога.
4. Принцип 50%
Итак, мы разобрали, откуда берется доход, а также кто и на какой доход имеет право рассчитывать. Однако возможно, что многие читатели, из тех, которые убедились, что они в своем ашраме и варне имеют право на определенный доход, недоуменно воскликнут: “Все это так, но Кришна не дает мне денег!” “Я пытаюсь зарабатывать деньги праведным путем, но у меня ничего не получается! Я не вижу помощи со стороны Кришны!” - вероятно, говорят они. Есть еще один важный компонент для успешного достижения финансового благополучия в сознании Кришны. Речь пойдет о размере пожертвований. Из шастр мы узнаем, что только появившись на свет, человек уже оказывается должен родителям, полубогам, предкам и т.д. Также в процессе нашей жизнедеятельности мы используем различные ресурсы, которые нам не принадлежат (воздух, землю, огонь и т.п.), и независимо от нашей воли причиняем вред окружающим нас живым существам (нечаянно наступаем на муравья, окисляем миллионы бактерий при дыхании и во время пищеварения). Чтобы нейтрализовать подобные отрицательные реакции, автоматически возникающие в результате нашей жизнедеятельности, следует постоянно жертвовать определенную часть дохода. Если этого не делать, наша жизнь будет сплошной полосой неудач и разочарований.
Однако вероятно некоторые читатели снова недоумевают : “Я жертвую постоянно 10% (15%, 20%) своего дохода, тем не менее мой доход не возрастает (падает) и я не чувствую помощи со стороны Кришны!” Дело в том, что мы пытаемся прогрессировать на пути чистого преданного служения. Каков же стандарт пожертвований для человека, идущего путем бхакти? Шрила Прабхупада дает однозначный ответ на этот вопрос в комментарии к “Бхагавад-гите” (16.1): “Благотворительность предназначена для грихастх. Они должны зарабатывать достойным образом и тратить 50% своего дохода на распространение сознания Кришны во всем мире, то есть делать пожертвования организациям, занятым на этом поприще”. Эта фраза является ключом к финансовому благополучию в сознании Кришны. Если человек жертвует менее 50% своего дохода, он отклоняется от пути чистого преданного служения в сторону карма-канды. При этом он зарабатывает хорошую карму, сжигает последствия некоторых своих дурных поступков. Однако, из-за того, что человек отклонился от пути чистого преданного служения, существует опасность привлечься плодами благочестивой деятельности и оставить путь бхакти. Поэтому Кришна заботливо оберегает нас от падения, не давая нам возможности много зарабатывать. Однако, если мы примем наставление Кришны, исходящее из уст Его чистого преданного Шрилы Прабхупады, относительно рекомендованного размера пожертвования, мы сможем наслаждаться чистым преданным служением и не испытывать никакого недостака в финансах.
Вероятно, данная рекомендация достаточно революционна для сегодняшнего российского ИСККОН. Не секрет, что финансовое положение многих преданных плачевно. Некоторые из них не имеют никакого дохода, дохода других едва хватает на то, чтобы сводить концы с концами. Неужели в такой ситуации от них можно требовать пожертвований в размере 50% дохода? Приведем следующий пример: если какой-либо подданный правителя не платит налоги, правитель помещает его в тюрьму. В тюрьме подданный не имеет возможности зарабатывать, однако он обеспечен нехитрым питанием и крышей над головой. Если по окончании тюремного срока подданный начинает честно трудиться и платить налоги, он начинает наслаждаться доходом, который приносит его трудовая деятельность. Кришна знает, что происходит в сердце преданного, поэтому если преданный в глубине своего сердца примет решение жертвовать рекомендуемые 50% дохода, Кришна выпустит его из тюрьмы бедности.
Для Кришны не существует проблем с тем, чтобы делегировать Своим преданным любое количество денег. Для Кришны важно, чтобы эти деньги не стали препятствием к их духовному прогрессу. Когда некто, планирующий улучшить свое материальное положение, просит богатого человека пожертвовать ему какую-либо сумму, просителю приходится учитывать много факторов. Сумма не должна быть слишком большой, и сам проситель не должен быть слишком хорошо одет, так как он должен вызывать достаточную жалость. Эти предосторожности, предпринимаемые просителем, необходимы потому, что хотя жертвователь и богат, объем его средств конечен, и любая жертвуемая сумма будет уменьшать его капитал. Однако Кришна обладает бесконечными богатствами, поэтому делегирование любой суммы не представляет для Него проблемы. Важно лишь, чтобы она была потрачена преданным в соответствии с Его желанием. В случае, когда преданный начинает расходовать выделенные ему Господом средства, нарушая законы Бога, Верховный Господь может лишить его источника дохода. Когда человек пользуется публичной библиотекой, он может бесплатно воспользоваться любой из сотен тысяч книг, составляющих библиотечный фонд. Однако, стоит ему украсть хотя бы одну из них, он будет с позором исключен из библиотеки.
К сожалению, часто преданные пытались решить свои финансовые проблемы, понижая стандарты (используя недопустимые для определенных варн и ашрамов методы получения дохода, а также получая доход в гуне невежества). Неудивительно, что подобные попытки в конечном итоге приносили преданным лишь разочарование. В некоторых ситуациях решением может быть лишь повышение стандарта. Допустим, некоторая фирма решила инвестировать средства в строительство ресторана. Однако после завершения строительства и эксплуатации ресторана в течение некоторого времени, руководство фирмы осталось недовольным уровнем дохода, который он приносил. В связи с этим было принято решение сократить издержки. Сначала руководство оказалось от оркестра живой музыки, и это позволило немного поднять доход. Затем был сокращен гардеробщик. Затем были сокращены официанты, а ресторан был переведен в режим шведского стола (самообслуживания), что также позволило немного увеличить доход. Затем было принято решение сократить… кухню. Стоит ли говорить, что после этого доход ресторана упал до нуля, так как посетителям просто нечего было есть. Затем было принято решение сократить охрану, а также расходы на освещение, но не трудно понять, что это не привело к увеличению дохода. В ситуации, когда в ресторане отсутствует кухня, никакое сокращение издержек не приведет к увеличению дохода. В данной ситуации единственный способ для руководства ресторана увеличить доход, заключается в увеличении расходов и организации кухни.
Читатель может задаться справедливым вопросом: “Если принцип жертвования 50% так важен, почему он не является, скажем, пятым регулирующим принципом ИССКОН?” Стандарт ИСККОН (соблюдение 4-х регулирующих принципов, чтение 16 кругов Махамантры ежедневно, регулярное чтение книг Шрилы Прабхупады, принятие посвящения у одного из инициирующих гуру ИССКОН) является достаточным минимумом для возвращения в духовный мир в этой жизни. Существует множество других принципов и рекомендаций, исходящих из священных писаний и уст чистых преданных, позволяющих сделать наше возвращение назад к Богу более быстрым и комфортным. Соблюдение принципа жертвования 50% дохода необходимо для достижения финансового благополучия в сознании Кришны. Приведем следующий пример. Человек покупает билет на поезд, который должен вывезти его из страны, объятой пожаром военных действий. При этом он хочет, чтобы его путешествие было комфортным. Разумному человеку понятно, что по сравнению со спасением жизни не столь важно, проведет он несколько часов в плацкартном или спальном вагоне. При этом покупка билета в вагон любого класса является достаточным минимумом для спасения. Однако, если человек сильно привязан к комфорту, он может приобрести билет в вагон СВ - для этого он просто должен заплатить соответствующую цену. Такая возможность особенно благоприятна для того, кого отсутствие комфорта способно остановить от посадки на спасительный поезд.
Существует распространенное среди преданных ИСККОН мнение, что жертвование 50% является идеалом (подразумевается, не всеми достижимым). Однако Шрила Прабхупада недвусмысленно пишет “50% дохода”, а не 25% или, скажем, 15%, что означает, что 50% - это минимальный размер пожертвования. Что же касается идеала, о нем Шрила Прабхупада пишет в комментарии к Бхагавад-гите (18.11): “Многие члены Международного Общества Сознания Кришны трудятся на фабриках, в учреждениях или в каком-то другом месте и весь свой заработок отдают Обществу”. Причина отношения к данному принципу как к идеалу заключается в том, что большинству преданных вообще неизвестны личности, реализовавшие этот принцип. Если бы преданному посчастливилось встретить подобную личность, он был бы вдохновлен духовным счастьем и финансовым благополучием такого удачливого человека. Можно привести в пример 10 христианских заповедей. Они широко известны, однако многие люди не стремятся им следовать или следуют нескольким из них, да и то с неохотой. Причина в том, что они никогда не встречали человека, следующего всем им и испытывающего от этого духовное счастье.
Здесь можно было бы привести пример Радхики Гиридхари прабху (далее со слов Его Святейшества Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа), о котором рассказывал Его Святейшество Радханатх Свами Махарадж во время приезда в Москву в августе 2001 г. Радхика Гиридхари прабху жил как брахмачари в бомбейском храме ИСККОН на Чоупатти, однако, он вынужден был содержать своих старых родителей и, поэтому, живя в ашраме брахмачари и проповедуя сознание Кришны, он одновременно ходил на работу, чтобы зарабатывать деньги. В какой-то момент Радханатх Махарадж попросил его окончательно определиться со своим ашрамом и сказать, что если он хочет быть брахмачари, то он не должен ходить на работу и зарабатывать деньги, а если он вынужден это делать в силу тех или иных причин, то ему нужно стать семейным человеком и зарабатывать какие-то средства. В конце концов, Радхика Гиридхари прабху решил стать семейным человеком и полностью заняться бизнесом. Однако, прежде чем начать бизнес, он торжественно пообещал Божествам Шри Шри Радхи-Гопинатхи, которые установлены в храме в Чоупатти, что ровно 50% дохода, который он будет получать от бизнеса, он будет жертвовать в храм. Более того, своих деловых партнеров, которые были главными инвесторами в этого дела, он уговорил дать тоже самое обещание. Он сказал, что будет сотрудничать с ними только на этом условии, и так как его партнеры очень ценили его деловые качества, они согласились на это. С тех пор буквально за несколько лет его фирма стала одной из самых бурно развивающихся и процветающих фирм в Индии. Ее деятельность связана с компьютерными технологиями. Филиалы этой фирмы есть уже во многих странах, включая Америку и Гонконг. За последние полтора года Радхика Гиридхари прабху пожертвовал в храм Радхи Гопинатхи около 2 миллионов долларов. Он является одним из самых больших спонсоров храма и это произошло буквально за 2-3 года с тех пор, как он оставил ашрам брахмачари и занялся бизнесом. Сам Радхика Гиридхари прабху абсолютно уверен в том, что успех его бизнеса целиком зависит от Их светлости Шри Шри Радхи-Гопинатхи и связан с тем, что он, однажды дав это обещание, свято придерживается его.
Многим преданным вероятно было бы интересно узнать, почему стандарт составляет именно 50%. Можно дать следующее объяснение. Кришна в “Бхагавад-Гите” (9.27) просит нас посвятить Ему свою деятельность: “Что бы ты не делал, что бы ты не ел, что бы ты ни предлагал или отдавал, и через какую тапасью не проходил – делай это, о сын Кунти, как подношение Мне”. Где критерий того, что человек посвятил свою деятельность Господу? Для различных ашрамов существуют различные критерии. Для брахмачарьи, ванапрастхи и санньясы действуют критерии типа “не больше чем”. Брахмачари ест и спит не больше, чем необходимо для поддержания тела, имеет одежды не больше чем нужно для поддержания опрятного вида и тепла, имеет имущества не больше, чем необходимо для служения (строго говоря, все имущество брахмачари является собственностью его Гуру). Вся остальная деятельность брахмачари направлена на служение Гуру и Кришне. Таким образом, про брахмачари можно сказать, что он посвятил свою деятельность Господу. Аналогичным же образом ограничена деятельность, направленная на удовлетворение потребностей тела, в ашрамах ванапрастхи и санньясы, различие лишь в строгости стандарта. Однако на грихастх подобные ограничения не распространяются. Грихастхи могут носить дорогие наряды, украшения, иметь разнообразное имущество, движимое и не движимое, различное по цене и количеству. Подобные приобретения не запрещены для них. Где же критерий того, что грихастха посвятил свою жизнь служению Кришне? Грихастхи являются единственным ашрамом, деятельность в котором ведет к получению дохода. Поэтому можно сказать, что результатом деятельности грихастх является доход. Когда грихастха принимает решение жертвовать 50% процентов на преданное служение Господу, он заявляет, что он признает свою обусловленность материальными желаниями, однако не желает их культивировать, признает их существование проблемой и основной своей деятельностью считает преданное служение. Можно сказать, что он отдает “контрольный пакет” своей деятельности преданному служению. Точности ради заметим, что контрольным считается пакет, составляющий минимум 51% уставного фонда предприятия, или же, если речь идет об акционерном обществе, контрольный пакет определяется формулой 50%+1 акция. Другими словами, для того чтобы пакет считался контрольным, он должен быть хотя бы немного больше половины. Подобно этому, чтобы одна из чаш весов перевесила, груз на ней должен быть хотя бы немного тяжелее, чем на другой. Это необходимо, так как сравниваются два материальных предмета. В случае, когда речь идет о распределении дохода между удовлетворением материальных желаний и преданным служением, нет необходимости в дополнительном 1 проценте, так как преданное служение несравнимо превосходит удовлетворение материальных желаний качественно. Поэтому 50% вполне достаточно. Итак, для грихастх действует критерий “не меньше чем”. Чтобы про грихастху можно было сказать, что он посвятил свою деятельность служению Господу, он должен жертвовать на преданное служение не менее 50% своего дохода.
5. Практические рекомендации
5.1. Смена мотивации
Не следует думать, что положение преданного становится чрезвычайно тяжелым, когда он берет на себя обязательство жертвовать 50% своего дохода. Такая точка зрения достойна материалиста. Следует понять, что Господь очень милостив к своим преданным и позволяет им заниматься чистым преданным служением, оставляя себе целых пятьдесят процентов дохода! Также следует считать, что милость Господа проявляется в том, что Он позволяет нам преданно служить Ему в соответствии с нашими наклонностями в качестве шудры, вайшьи, кшатрия или брахмана. Представитель любой варны может быть чистым преданным. Шрила Прабхупада пишет в комментарии к “Бхагавад-Гите” (3.30): “Для каждого, согласно его качествам и положению, предназначена деятельность определенного рода, и все его обязанности могут полностью выполняться в сознании Кришны, как описывалось выше”. Следует думать: “Мой дорогой Господь, я не способен посвятить служению Тебе свою жизнь, занимаясь брахманической деятельностью, но Ты милостиво предоставляешь мне возможность сделать это в качестве шудры (вайшьи, кшатрия)”.
5.2. Правильный выбор направления пожертвований
Следует особенно тщательно походить к выбору получателя пожертвований. Это должна быть организация или программа, являющаяся частью ИСККОН. Лучше, если преданному, собирающемуся сделать пожертвование, его направление укажет его духовный учитель. В таком случае это будет благотворительность в гуне благости, совершаемая из чувства долга. В Ману-Самхите (6.190) утверждается, что неправильное пожертвование обладает прямо противоположным эффектом : “Брахман, который ни совершает аскез, ни занимается изучением Вед, но принимает пожертвования, устремляется в ад вместе с жертвователем, подобно тому, как лодка сделанная из камня уходит под воду”.
5.3 Правильная расстановка приоритетов
Основной садханой Гаудия Вайшнавов в ИСККОН является повторение Махамантры, чтение книг Шрилы Прабхупады и соблюдение 4 регулирующих принципов. Поэтому следует повторять свои круги и читать книги Шрилы Прабхупады до исполнения своих профессиональных обязанностей. Если же под предлогом исполнения профессиональных обязанностей преданный отклоняется от своей садханы, нет сомнения что его ожидают неудачи в его делах.
5.4. Сопоставление своих потребностей и возможностей
Некоторые преданные устанавливают для себя нереальную желаемую планку дохода. Например, преданный может решить, что он должен зарабатывать 3000 долларов в месяц на том основании, что в США его работа стоила бы столько. Или же он должен зарабатывать не меньше 5000 долларов, так как преданный-бизнесмен Иванов зарабатывает столько, а он чем хуже? Следует понимать, что труд, равно как и товар, стоит ровно столько, за сколько его можно продать в данных конкретных условиях. Размер же дохода предприятия вообще не гарантирован. Брахман не имеет права жаловаться на размер получаемых пожертвований, так как должен понимать, что их размер определяет Сам Господь.
5.5. Уважительное отношение к Лакшми
Следует помнить, что деньги являются воплощением Лакшми, Богини Удачи. Лакшми не любит долго оставаться в одном месте, однако так как Лакшми является супругой Вишну, она всегда присутствует там, где поклоняются ее Супругу. Лакшми любит, когда ей оказывают внимание, поэтому следует уважительно относиться к деньгам, всегда вести им счет.
6. Неприемлемые источники дохода
6.1. Фандрайзинг (сбор пожертвований)
Сбор пожертвований на сознание Кришны является деятельностью в преданном служении, достойной всяческого восхваления. Однако традиционный для российского ИСККОН способ получения дохода самого сборщика пожертвований, которым является получение процентов с пожертвования, является неприемлемым. Сбор пожертвований - это брахманическая деятельность. Жертвователь дает деньги на конкретные нужды, и прямая обязанность фандрайзера проследить, чтобы они были израсходованы именно на заявленные цели. При этом он не имеет права присваивать ни копейки из этих денег. Как же сборщику поддерживать себя? Ему просто следует попросить у жертвователя немного для своих нужд, объяснив, что он посвятил свою жизнь служению Богу и не имеет иного источника дохода. В таком случае, это будет законный для его варны способ получения дохода.
6.2. -----редактируется-----
6.3. Сетевой маркетинг
Рассмотрим такой вид мошенничества, как финансовая пирамидальная игра. Для простоты понимания сделаем это на примере. Участник приобретает одну “акцию”, скажем, за 900 рублей. При этом он получает возможность продать 4 акции по 900 рублей четырем другим людям (все продажи регистрируются в офисе фирмы-организатора). С каждой акции участник получает комиссию 300 руб. Таким образом приобретя 1 акцию и продав 4 участник уже имеет в кармане 300 рублей дохода. На этом его активное участие в игре заканчивается. С каждой акции в фирме-организаторе остается 600 рублей. 200 из них она оставляет себе, а 400 разделяет на 8 частей по 50 рублей, и рассылает их по следующему принципу: человеку, который продал акцию участнику, человеку, который продал акцию этому человеку, и так 8 раз. В результате человек, когда-то продавший всего 4 акции начинает получать всевозрастающее количество денег, общая потенциальная сумма которых составляет более 1000000 рублей (при условии что всем участникам на восемь колен вниз по пирамиде удалось реализовать свои акции). Уловка данной игры заключается в том, что в конце игры, когда количество потенциальных покупателей (в городе, стране, или даже мире) будет исчерпано, то люди, потратившие свои деньги на покупку акции за 900 рублей не смогут никому продать ни одной акции. Именно они оплатят доходы других участников пирамиды. Данная деятельность являет из себя азартную игру, так как участник получает шанс приобрести деньги или лишиться их (подобно тому, как игрок в рулетку, делая ставку, получает шанс выиграть деньги или проиграть их) и относится к доходу в гуне невежества.
Рассмотрим также торговлю, товарно-денежные отношения. Продавец предлагает в продажу товар, покупатель приносит деньги. Происходит обмен товара на деньги, покупатель и продавец меняются правами собственности.
Так вот, сетевой маркетинг является синтезом двух вышеописанных понятий, то есть содержит в себе свойства как первого, так и второго.
Рассмотрим, как работает сетевой маркетинг. Система сетевого маркетинга занимается распространением какого-либо товара или услуги. Это элемент торговли. Для этой цели система использует распространителей, приглашаемых для сотрудничества. Распространители сами являются потребителями продукта системы, как правило, именно приобретение продукта системы дает возможность вступить в нее, став распространителем. Характерно, что одни распространители занимаются “вербовкой” других распространителей, причем, эта структура обязательно не линейна, а пирамидальна. В зависимости от конкретной системы, от вновь “завербованного” распространителя требуется найти как минимум 2-х новых, что способствует образованию пирамидальной структуры. Справедливости ради заметим, что иногда это количество не оговаривается, однако тот факт, что распространителю предлагается создать свою “сеть дистрибьюторов”, подразумевает наличие более одного “вербуемого”. При этом подразумевается, что распространитель будет иметь процент дохода с продаж “завербованных” им распространителей, а также тех распространителей, которых “завербуют” они, и так - на определенное количество колен по пирамидальной структуре. При “вербовке” распространитель красноречиво описывает перспективы создания собственной “сети”, рассказывая, к примеру, что такой-то участник системы уже купил квартиру, а такой заработал 200000 долларов и начал собственный бизнес. Так вот, именно в обещании распространителя вновь “вербуемому” возможности создать свою “сеть дистрибьюторов” или же пригласить требуемое по стандарту системы количество распространителей (двое, четверо и т.п.) и заключается элемент финансовой пирамидальной игры. Очевидно, что из-за того, что число потенциальных потребителей продукта конечно, когда-нибудь вновь “завербованные” распространители уже не смогут создать свою “сеть дистрибьюторов” или же пригласить необходимое количество распространителей.
Таким образом, проанализировав сетевой маркетинг и заключив, что он содержит в себе элементы торговли и финансовой пирамидальной игры, мы делаем вывод, что подобный источник дохода является неприемлемым для преданного, идущего путем бхакти, именно из-за наличия второго элемента.
Сетевой маркетинг, образно говоря, это сам Кали, нарядившийся в одежды вайшьи. К сожалению, многие преданные пали жертвой подобного маскарада и незаметно для себя стали нарушать один из регулирующих принципов.
6.4. Воровство
Подавляющее большинство преданных совершенно не склонно к воровству. Однако, в отдельных ситуациях разум некоторых преданных бывает смущен стечением обстоятельств и они становятся соблазняемы путем греха. Рассмотрим эти характерные ситуации.
“Если от большого взять немножко, то это не воровство, а дележка”. Некоторые личности для себя разделяют воровство как бы на две категории: то, которое приносит ощутимый урон, и то, которое такового как бы не приносит. При этом они считают второй вид воровства приемлемым источником дохода. Приведем примеры. Скажем, если повар разбавит сок на 10% водой, а “сэкономленный” сок возьмет себе, то никто не заметит разницы. Или же снабженец, закупая товар для предприятия, попросит продавца приписать в накладной 5% к истинной цене и возьмет “маржу” себе, хозяин предприятия, вероятно, также ничего не заметит. Очевидно, что подобный источник дохода не связан с оказанием ценной услуги и поэтому относится к гуне невежества. Также, с юридической точки зрения, подобная деятельность является преступной и подпадает под уголовную ответственность. Причиной широко распространенного мнения о том, что подобная деятельность вполне нормальна, является порочная мораль значительной части общества. Приведем лишь один факт: в большинстве современных художественных фильмов грабитель банка является положительным героем.
“Кришна послал”. Допустим, у некоторого преданного есть некоторое “заветное” материальное желание. Например, это аудиоплеер. Более того, преданного привлекает плеер определенной модели производства известной фирмы. И вот, в один прекрасный день преданный находит этот самый плеер на подоконнике в храме. Радость преданного не знает границ: ”Кришна выполнил мое желание, джай, Он послал мне плеер!” Однако, на самом деле, Кришна в такой ситуации посылает не плеер, а испытание. Очевидно, что у плеера есть хозяин, которого нетрудно найти. Присваивать вещь, у которой есть хозяин – означает воровать.
“На святое дело”. Иногда у преданного может возникнуть соблазн оправдать воровство благими намерениями, спектр которых достаточно широк (от пожертвований на храм до собственной поездки в Индию). Следует понимать, что вайшнавы не нуждаются в ворованных деньгах. Им не нужны деньги, несущие дурную карму. Не все деньги одинаково хороши. Известен пример проститутки, пожертвовавшей заработанные сомнительным путем средства брахманам, что привело к их осквернению. Также, у вайшнавов нет причин портить свою репутацию. Не существует на свете такого благого дела, которое нуждалось бы в ворованных деньгах.
Очевидно, что для человека, идущего путем духовного осознания подобный неблагочестивый источник дохода абсолютно неприемлем. Шрила Прабхупада, сформулировав четыре регулирующих принципа ИСККОН, не указал в них неприемлемость воровства, т.к. это являлось нормой морали и юридических законов. В комментарии к Бхагавад-Гите (4.21) Шрила Прабхупада пишет: “Чтобы поддержать душу в теле, ему [человеку в сознании Кришны] не нужно добывать деньги нечестным путем. Следует понять, куда падает преданный, вступая на путь воровства. Ниже уровня ИСККОН, ниже любого уровня шикши, ниже уровня карма-канды - на уровень грешника. Автор берется утверждать, что воровать в тысячи раз опаснее для духовного прогресса, чем употреблять чай или кофе (из чего отнюдь не следует, что автор умаляет важность воздержания от подобных интоксикаций). Если же речь идет о воровстве у преданного, можно смело сказать, что духовная жизнь подобного неудачливого человека практически обречена.
Всем известно, что такое воровство с точки зрения деятельности, но что же такое воровство по сути своей? Когда человек ворует, он утверждает, что Кришна не обладает высшей справедливостью. Он говорит: “Кришна, тот богатый человек не заслужил свои богатства! Он не совершал благочестивые поступки в прошлом, Ты несправедливо наградил его. А меня Ты несправедливо наказываешь! Нет, я не грешил в прошлых жизнях, и финансовые трудности, которые я сейчас испытываю, пришли ко мне незаслуженно. Я должен восстановить справедливость.” Кришна всегда остается обладателем высших трансцендентных качеств, в том числе и высшей справедливости. Мы же лишь можем осознавать, что Господь обладает этими качествами или же пребывать в забвении относительно этого. Осознание качеств Кришны ведет в духовный мир, а забвение – к череде рождений и смертей. Забвение того, что Господь справедлив и попытка установить собственную справедливость ведет на адские планеты.
7. Заключение
В этой книге были описаны принципы получения и распределения дохода, данные Кришной. У каждого есть выбор, следовать им или нет. Тот, кто действует в соответствии с желанием Кришны, всегда удачлив. Господь говорит в “Бхагавад Гите”: “Каждый во всем следует Моим путем”. Нет сомнения, что приведя свой способ получения дохода в соответствие с желанием Господа, проявленном через законы, данные Им, а также жертвуя определенную часть дохода, рекомендованную Им, каждый сможет достичь духовного счастья и финансового благополучия.
Харе Кришна!
Вместо подписи.
Знание, изложенное в этой книге, не принадлежит автору. Оно было известно всегда, и задача состояла лишь в том, чтобы донести его в доступной для понимания форме. Поэтому автор считает, что его подпись здесь была бы неуместной. Также, задумывая написать эту книгу, автор понимал, что ввиду актуальности вопроса она будет востребована и возможно популярна. С целью оградить себя от соблазнов желания выгоды и известности автор принял решение не называть себя и не присваивать дохода от издания данной книги еще до начала работы над ней. Более того, автор считает, что без этих предосторожностей ее написание было бы невозможно.
По вышеуказанным причинам автор принял решение подписаться псевдонимом Сарва Шактиман Дас.
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? - ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ