Откуда появилась традиция повторять "Шри Вишну" над едой?
Некоторые преданные говорят, что если у Вас нет времени надлежащим образом предложить еду, можно три раза сказать «Шри Вишну», и, хотя официально это не прасад, по крайней мере, вы избавитесь от кармических последствий. Знал ли об этом Прабхупада и одобрял ли он это?
Ответ Вайасаки Прабху:
Это спекуляция западных преданных, которая распространилась в непозволительных масштабах.
Изначально «Шри Вишну» повторялось в качестве ачамана. Из этого преданные сделали вывод, что можно повторять «Шри Вишну» перед тем, как пить воду. Затем они заключили, что можно повторять эту мантру перед принятием любой жидкости. Я впервые слышу, что она применяется для еды, как и эту идею, что таким образом можно избавиться от кармических последствий. Невероятно.
Ганеш прабху рассказывал мне, что однажды они со Шрилой Прабхупадой были в Австралии, и он захотел выпить воды, поэтому он 3 раза произнёс над водой «Шри Вишну». Прабхупада посмотрел на него и спросил, что это было. Ганеш ответил, что он предложил воду с помощью мантры «Шри Вишну». Прабхупада ответил, что вместо этого нужно произносить мантру «Харе Кришна», и так пришёл конец традиции «Шри Вишну» на тот момент. Так значит, теперь она возродилась?
В 1976 мы путешествовали по всей Индии, распространяя книги Прабхупады. Лидер нашей команды Прабхавишну дас спросил Прабхупаду, как нам питаться, ведь в Индии на тот момент было всего 5 храмов ИСККОН.
Прабхупада ответил, что есть 2 варианта:
1. Есть сырые продукты - фрукты, орехи, молоко и т.д. или
2. Есть в домах свободных членов или в вегетарианских заведениях и произносить молитву «шарира авидья джала».
Плата за еду избавит от кармических последствий, а повторение мантры позволит Кришне принять эту пищу и сделает её прасадом. Именно так я и поступаю с 1976 года.
Если мы не готовили это сами, то любая еда непригодна для предложения, так как мы понятия не имеем, как и с каким сознанием она была приготовлена.
"Поскольку за пищу ты будешь платить, ты можешь предложить её в уме Кришне."
Шрила Прабхупада: "На встрече с доктором Споком тебе придется чем-то угощаться. Ты просто ешь вегетарианские блюда: фрукты, орехи, вареный картофель, крекеры, молоко и т.д. и помни Кришну. Поскольку за обед, за пищу ты будешь платить, ты можешь предложить её в уме Кришне, а затем ешь её как Кришна-прасад.
Пища, за которую заплачено, становится чистой. Есть такой стих в ведической литературе: драбйа мулйена шуддхати. Источник, из которого получено что-то, может быть и не очень хорош, но если за это заплачено, оно становится чистым. Поэтому вегетарианские продукты, если ты заплатил за них, можно предлагать в уме. Но это слово драбйа означает продукты питания, а продукты питания - это овощи, зерно, молоко, цветы, фрукты; мясо не считается продуктом питания, к нему вообще нельзя прикасаться. Как если человек приобретает испражнения, это ведь не означает, что они теперь чисты. Вот и с мясом то же самое. Драбйа означает овощи и т.д. И это выражение драбйа мулйена шуддхати применяется только в особых случаях, как, например, этот.
Это нельзя превращать в повседневную практику, это только для особых случаев! Мы должны сами готовить пищу, и конечно, предлагать её как можно больше".
Письмо Брахмананде, 6 октября 1968
дравйа-мулена шудхйати
в определённых условиях преданный может предлагать пищу в уме
"Однажды, путешествуя в поезде по Индии, Прабхупада попросил самос, и преданные купили целый пакет. Одна из преданных стала готовить подношение Кришне, чтобы потом раздать прасад Прабхупаде и преданным. В присутствии Прабхупады она встала и стала устраивать место для предложения. Расстелив ткань, она поставила изображение Кришны, достала поднос и уже собиралась поставить поднос на импровизированный алтарь.
Но Прабхупада, всё это время наблюдавший за ней, остановил её: "В присутствии такого количества людей так предлагать нельзя".
Он процитировал санскритский стих, начинающийся со слов дравйа-мулена шудхйати: то, что куплено, может быть предложено Кришне, даже если источник нечистый. Он также сказал, что в определённых обстоятельствах преданный может предлагать пищу в уме, если, конечно, эта пища не является запрещённой.
Нектар Прабхупады, Сатсварупа дас Госвами