Лень к духовной жизни
Наставления Шрилы Прабхупады о повторении Маха мантры:
"Повторяйте мантру не прерываясь, не останавливаясь, пока не закончите последний круг. Выиграть битву, которая происходит во время повторения мантры, значит выиграть весь день. Если же вы потерпите поражение в этой битве и уступите своему уму, отвлекаясь на что-то другое, то совершенно очевидно, что день будет для вас нелёгким".
"Если вы не слушаете мантру, то можно не сомневаться, что вы находитесь на уровне ума. Ум привык перескакивать с одной мысли на другую, поэтому, чтобы заставить его сосредоточиться на мантре, необходимо применять силу".
"Чтобы слушать мантру, нужно быть очень преданным своему духовному учителю. Тот, кто действительно посвятил себя Духовному Учителю - повторяя мантру, способен слушать её".
Почему же у многих из нас не всегда получается следовать этим наставлениям? Почему не хватает стабильности, сосредоточенности, чистоты повторения Святого Имени. Наши духовные наставники дают нам объяснения и четкие рекомендации. Главное, принять их в сердце и стараться неукоснительно следовать им.
Е. С. Бхактиведанта Садху Свами :
Лень к духовной жизни.
Джадья - лень - проявляется двумя способами: либо решением отложить четки и сесть отдохнуть, либо заняться другим делом, более важным делом. Это всё лень. Лень к духовной жизни. И опять же, везде мы упираемся в одно и то же. Как избавиться?
Лекарство - это благотворное общение с вайшнавами, которые не тратят время на пустые разговоры, “неотложные” дела, на сон, а очень серьезно воспевают Святое Имя, медитируют на Него. И у них нет иных желаний, кроме как совершенствоваться в Святом Имени. Вот с такими преданными нужно не просто общаться, нужно им служить, служить верой и правдой."
Сложность в воспевании во многом связана с тем, что преданные повторяют Имя Господа, но при этом не относятся с любовью к другим людям, преданным. Мы повторяем Имена Господа, но при этом остаемся отделенными от преданных, испытываем апатию по отношению к преданным, есть нежелание служить, и это создает проблему в воспевании.
Мы можем совершать усилия долгие годы, пытаться концентрироваться на воспевании, но святое Имя открывается по собственной воле, когда Ему нравится то, что мы делаем, то, что мы чувствуем, наше отношение к служению, к преданным. Тогда Имя открывается нам и дает все реализации.
Я хотел поговорить о том, как мы совершаем оскорбления, и как нам избавиться от склонности их совершать.
В «Падма-пуране» есть еще одно определение преданности, оно звучит так, что преданный должен освободиться от всех ложных самоотождествлений. Преданный не должен смотреть на людей на основе своих собственных предубеждений и ожидать от них чего-то. Если наши отношения просты без оценок тела и поступков, мы должны воспринимать человека с позиции того, что он хочет служить Кришне.
У каждого человека есть недостатки, которые являются частью его обусловленности. И если мы относимся к человеку предубежденно, то святое Имя отворачивается от нас. Мы должны освободиться от склонности придираться, критиковать людей, от склонности выискивать в других недостатки. Когда мы отказываемся от этих недостатков, тогда происходит очищение сердца, и после этого мы сможем вовлечь свои чувства в служении Кришне, хозяину этих чувств.
Мы должны понять очень важную вещь, что мы не сможем обрести чистую преданность до тех пор, пока несем в своем сердце смесь злобы, предубежденного отношения к людям, претензий, гордыни. Пока у нас есть смесь этих качеств, мы будем повторять святое Имя и Оно будет скрыто от нас.
Это то, что я понял после 19 лет практики в этом движении.
Я понял одну вещь, что Кришне нужна только любовь, искренность и честность в отношениях. В противном случае, сколько бы мы ни пытались совершать служение, находясь в состоянии претензий, скрытых мотивов, мы будем сталкиваться с тем, что святое Имя будет оставаться для нас безвкусным.
Чайтанья Махапрабху дал нам указание повторять святое Имя постоянно, а это значит, повторять, чувствуя вкус, человек может только в том случае, если он отказался от ложных притязаний, от желания почестей, от желания придираться к другим. Только в таком состоянии человек может почувствовать вкус святого Имени.