Совершенные вопросы – совершенные ответы


 


В Махабхарате, в Шанти-парве содержится множество наставлений Бхишмадевы, касающихся моральных принципов и религиозности. Здесь приведён краткий обзор диалога между Юдхиштхирой и Бхишмой. Это две возвышенные личности, которые дают нам бесценные жемчужины мудрости для того, чтобы мы постигли их и применили в своей повседневной жизни.

Юдхиштхира спросил: «Кому человек может доверять?»
Бхишма ответил: «От природы мы можем доверять отцу и матери, но друзей и товарищей мы должны постоянно чем-то награждать, чтобы быть уверенными в том, что мы можем им доверять. Вражда может возникнуть по пяти причинам: женщины, богатство, грубые слова, врождённая несовместимость и причинение вреда. Однажды возникнув, вражда навсегда остается в сердце, подобно огню в дереве. Разожженная однажды, она не может быть погашена до тех пор, пока одна из сторон не будет уничтожена. Поэтому человек никогда не должен доверять человеку, с которым он враждует. Вопреки всем заверениям в обратном, такая враждебность сохраняется очень долго».

Ю: «Каковы различные виды деятельности?»
Б: «Наш самый страшный враг – праздность. С другой стороны, действовать возбужденно или слепо тоже нельзя. Все должно осуществляться подходящим способом. Задание, выполненное с умом, считается наилучшим. Задания выполненные руками, является посредственными, а ногами – низменным. Низшим заданием считается перетаскивание тяжёлых грузов».

Ю: «Что должен делать человек, потерявший все, что у него было?»
Б: «Тот, кто оказался в бедственном положении, потерял друзей, семью, богатство и репутацию, должен практиковать стойкость и не позволять печали овладевать собой ни в каких жизненных ситуациях. Потакание печалям разрушает нашу красоту, уменьшает продолжительность жизни, богатство, и достоинство. Тот, кто постоянно зацикливается на своих неудачах - теряет всякий энтузиазм, душевное равновесие и физическую силу, вследствие чего оказывается полностью побеждённым. С другой стороны, если человек в бедственном положении остаётся уравновешенным и свободным от беспокойств, то он сможет с лёгкостью вернуть своё былое положение при первой же возможности».

Ю: «Как должен вести себя человек по отношению к тем, кто оскорбляет его своей грубостью и высокомерием?»
Б: «Если человек не гневается, когда его оскорбляют другие, он забирает себе все благочестивые качества этих людей, которые они накопили, совершая добрые дела. В дополнение к этому, он отдаёт обидчикам собственные греховные реакции от его неблагочестивых поступков. Какова цена от похвалы или обвинений, исходящих из уст заносчивого глупца?»

Ю: «Что приносит высшая добродетель?»
Б: «В этом смысле самообладание превосходит все другие действиям и поэтому считается наивысшим достоинством. Потому что самообладание очищает и контролирует каждый аспект нашей жизни, это гораздо важнее раздачи милостыни и изучения Вед. Благодаря одному только самообладанию человек может достичь освобождения из материального мира. Самообладание включает в себя самоконтроль, свободу он гнева, отсутствие зависти, беспристрастность, правдивость, уравновешенность и удовлетворённость. Однако, важнейшее качество самообладания – самоограничение, ничего хорошего нельзя добиться без самоограничения».

Ю: «Что является источником всех грехов?»
Б: «Жадность, страстное желание обладать большим, чем ему отведено, является источником греха. Желание обладать тем, что принадлежит кому-то, порождает гнев, вожделение, потерю рассудка, заносчивость, нехватку сострадания, подозрительность и многие другие пороки».

Ю: «Если время разрушает все, что же тогда нам остаётся делать?»
Б: «Человек должен стремиться определить высший долг. Он не должен провести всю свою жизнь в невежестве, думая, что знание может быть развито только в старости. Смерть может похитить нас в любой момент, поэтому человек должен стремиться, как можно раньше начать исполнять высший долг своей жизни».

Ю: «Пожалуйста, опиши мне высший долг жизни и результаты, которые можно получить благодаря его исполнению?»
Б: «Религиозные обязанности бесчисленны и многообразны, и правильное выполнение любой из них никогда не будет напрасным. Но преданность процессу самоосознания является высшим религиозным долгом, который стоит выше всех остальных. Осознание того, что все в материальном мире временно и поэтому не представляет никакой ценности, автоматически приводит к постепенному отречению от желания наслаждаться в материальном мире. Результатом такого самоосознания является освобождение из рабства материи. Однако выше этого стоит беспричинное преданное служение Верховному Господу Шри Кришне. Благодаря такому служению человек достигает Голоки, высшей сферы духовного мира, и остаётся там навечно. Это и есть высший путь самоосознания».

 

Е.С.Дхирашанта Прабху

Сейчас 89 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Совершенные вопросы – совершенные ответы. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator