Вопрос:
Каким служением заниматься – тем, которое ближе по природе, или наоборот? Тем, которое нравится или тем, которым не нравится?
Ответ Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами :
Нужно ли искать ту форму служения, которая дается сложнее, к которой вкуса никакого нет, чтобы уж служить, так служить, чтобы служба медом не казалась. Хороший вопрос.
На самом деле, для чистых преданных с одной стороны все равно, но с другой стороны, их радует, когда сложности появляются. Чистые преданные в экстаз приходят. Бхактивинода Тхакур говорил: «Столько сложностей, наверняка что-нибудь хорошее получится из этого!» Чистые преданные – для них преодоление сложностей – это возможность выразить любовь к Кришне. Поэтому чистые преданные просят, мы знаем, Царица Кунти просит: «Кришна, посылай сложности».
Но для нас сложности, когда Кришна милостиво посылает нам сложности одну за другой, мы взвываем к Кришне. Не взываем, а взвываем, начинаем выть. Поэтому не напрашивайтесь на трудности, они всё равно придут, не нужно их искать, нет необходимости в этом. В этом мире всегда буду сложности. Смысл в том, что когда сложности приходят, мы должны их принимать, но искусственно искать их не нужно.
Человек должен делать то, что ему нравится, то, что идет само по себе, потому что он сможет это делать лучше, более сосредоточенно, с большей чистотой, в конечном счете. Когда сложности придут, нужно будет по мере поступления с ними разбираться. Искать их не нужно. Если мы делаем то, что нам нравится, нам легче будет делать это чисто как служение. Потому что если мы делаем что-то, что нам не нравится и еще при этом мы знаем, что никакого вознаграждения нам за это не надо, это уже мазохизм какой-то. Потому что мало того, что нам не нравится, еще и вознаграждения не нужно никакого, мы говорим: «Буду делать то, что не нравится и вознаграждения мне не надо за это!» Лучше делайте то, что нравится и говорите: «Мне вознаграждения не надо, потому что мне и так нравится».
Иначе говоря, человек должен стараться найти то, что соответствует его природе на первом этапе. Потом, на более высоких уровнях, человек может делать всё, что угодно, даже то, что не свойственно ему. Делая это, он будет чувствовать особую милость Кришны.
Семинар “Встреча с Господом Шивой”, л. 6
Еще ответ:
Слушайте своё сердце. Если вы чувствуете, что вам нравится это служение, вы можете углубляться. Не распыляйтесь на многое. Ведическая культура отличается тем, что там люди становились очень глубокими специалистами в какой-то одной сфере. Они знали понемногу обо всем, но они знали все о немногом и делали то, что хотели, очень хорошо. В конечном счете, служение будет приносить нам удовлетворение, когда мы будем очень хорошо его делать. Если мы будем распыляться, то мы лишим себя этого удовлетворения и лишим Кришну этого удовлетворения. Даже в духовном мире: там служение какой-нибудь манджари в том, чтобы просто Кришне тарелочку с орехом бетеля поднести. Но она так подносит эту тарелочку с орехом бетеля, что Кришне хочется, чтобы она Ему каждую минуту эту тарелочку с орехом бетеля подносила.
Поэтому мой совет:
Не стоит слишком сильно распыляться. Если вы чувствуете, что у вас есть много всего, и вы хотите еще что-то сделать – делайте. Не проблема. Но, в конечном счете, нам нужно стать очень большим специалистом в том, что мы делаем и делать это очень хорошо.
Шрила Прабхупада рассказал однажды историю про Тадж-Махал.
Когда строили Тадж-Махал, то там был кто-то вроде прораба, в нашем понимании – человек, который смотрел, чтобы все делали то, что нужно делать. Ему пожаловались на то, что там есть один каменщик, который очень долго делает раствор, который скрепляет кирпичи. Очень долго и очень тщательно он перемешивал, перетирал, перемешивал, перемешивал, перемешивал… очень долго. Все жаловались, что из-за него мы стоим, потому что он слишком долго это все делает. Его настроили, как это часто бывает в человеческих коллективах.
Пришел этот надсмотрщик или надзиратель, или прораб к человеку, который сидел и долго, долго, долго растирал. И он стал на него кричать, стал говорить: «Зачем ты так долго делаешь? Почему ты отлыниваешь?» Тот в сердцах взял этот раствор и шмякнул его об стенку.
Этот раствор до сих пор там есть, никто его не может отскоблить. Потому что он в этот процесс столько вложил, что это был раствор, который намертво склеивал кирпичи. Он до сих пор там. И до сих пор экскурсоводы ходят вокруг Тадж-Махала и говорят: «Вот это тот самый раствор, который сделал тот самый каменщик.
Поэтому когда человек становится специалистом, у него появляется способность вкладывать сердце в то, что он делает. Иногда человек… скажем так, он как бы мастер, но все равно сердца там нет. Но если человек действительно делает очень хорошо, и при этом он вкладывает сердце – это самое большое удовлетворение. Человек может немножко сделать, но сделать с такой любовью, что все сразу же почувствуют эту любовь.
"Обязанность гуру - учитывая время, обстоятельства и индивидуальность конкретного человека, найти способ занять его преданным служением, которое Кришна принимает от тех, кто действительно хочет вернуться домой, к Богу." (комм. к Шримад Бхагаватам, 10.2.31)
Ответ Патита Паваны прабху :
«Я заметил, что преданные не умеют отдыхать и поэтому часто впадают в духовную депрессию, теряя желание служить Кришне. А ещё интереснее выглядит аскеза, состоящая в отказе от одного преданного служения ради другого преданного служения.
Когда мы становимся серьезными преданными, то понимаем, что всё невозможно делать одновременно, от желания делать ВСЁ страдает качество того, что мы делаем, а без качества невозможно ни Кришну удовлетворить, ни самому получить удовлетворение. И тогда ради качества, ради удовлетворения Кришны мы отказываемся от каких-то видов преданного служения, ради того, чтобы хорошо сделать то служение, на котором мы остановились.
Это тоже аскеза, так как мы отказываемся от тех благ, которые могли бы получить, действуя по всем фронтам, но в основном мы опять-таки рассчитывали на материальные блага, что нас будут считать незаменимым, рубаха парнем, всем нужным, дорогим человеком. Не надо быть рубаха парнем, надо быть слугой Кришны…»
В. Рузов «Опасные игры в духовность»
Много или мало?
Бхакти Вигьяна Госвами:
Я хотел вам дать два критерия, по которым можно понять, что мы посильные вещи делаем, а не взвалили на себя что-то, что не нужно делать. Потому что можно воодушевиться, начать что-то делать, а потом понять, что это слишком, и разочароваться. Какие критерии есть?
Преданные: Что мы что-то делаем и не страдаем.
Бхакти Вигьяна Госвами: С одной стороны - да, что ещё?
Преданные: Что это сопровождается радостью.
Бхакти Вигьяна Госвами:
Да, одна вещь это радость. Спасибо большое. Т.е. если мы делаем что-то что действительно нам по силам, то возникает некая бодрость, радость, тонус внутренний. Как на тренировках, когда мы делаем что-то посильное, то боль возникает в мышцах, но эта боль приятная, человек в тонусе находится.
Если мы слишком расслаблены, то лень какая-то появляется, тонуса нет, радости нет. Если мы задрали слишком планку, то к чему это приводит? К стрессу, усталости, травме, ещё что-то такое. Т.е. очень важно следить за этим своим состоянием, что ты находишься в тонусе.
Кришна потрясающе совершенно устроил наш организм, и есть одна совершенно четкая железная характеристика, по которой можно узнать, делаем мы что-то слишком много или делаем что-то слишком мало. Если мы едим слишком много или едим слишком мало. Если мы спим слишком мало, то, что в результате получается?
Преданные: Всё время хочется спать.
Бхакти Вигьяна Госвами: Да. Если мы спим слишком много?
Преданные: Тоже все время хочется спать.
Бхакти Вигьяна Госвами: Да. Если мы спим ровно столько, сколько нужно, то спать не хочется. Если мы едим слишком мало, то что?
Преданные: Хочется есть.
Бхакти Вигьяна Госвами: Если мы едим слишком много, то что?
Преданные: Хочется есть.
Бхакти Вигьяна Госвами:
Хочется есть постоянно, и мысли об этом. Т.е. это Кришна нам дал критерий, если мы решили что нам нужно спать всего пять часов или четыре часа и при этом мы все время спим, то лучше поспать.
Иногда я вижу, как люди за джапой героически борются со сном, и хочется встряхнуть его и сказать: «Поспи иди, и потом джапу нормально читай». Зачем это надо? Ну, не доспал человек немножко, нужно доспать. Аюрведа говорит спать днем нельзя, но 15-20 минут можно отдохнуть, если дольше, то это уже очень вредно, и это только тамас увеличивает в уме.
Т.е. если мы делаем что-то по силам, то у нас всегда есть бодрость, если чуть-чуть больше - желание только увеличивается. Вот эта вот мера определяется тем, что мне не хочется, а когда у меня чрезмерно или наоборот, то эта вещь только разжигается.
Бхакти Вигьяна Госвами, 4 роли лидера, 7 лекция,
Алматы, 13-08-2014
Читать еще интересную статью по теме :
- Шрила Ниранджана Свами:
"Преданное служение — это просто мыть кастрюльки?" - Настоящее служение
- Как удовлетворить Шрилу Прабхупаду
служение. наилучшее служение. преданное служение. чистые преданные. служение Кришне. Кришна. сложности. как выбирать служение, какое выбрать служение, какое служение лучше. служение. наилучшее служение. преданное служение. чистые преданные. служение Кришне. Кришна. сложности. как выбирать служение, какое выбрать служение, какое служение лучше .