Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур - учитель всего мира
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур (1874–1937)
шри гуру-вандана кори танхара чарана дхори
шрибхактисиддханта прабхупада
ара йата шикшагуру сабе ванчха-калъпа-тару
крипа кара гхучука вишада
Я предлагаю почтительные поклоны моему духовному учителю Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Прабхупаде, припав к его лотосным стопам. Я склоняюсь также перед всеми моими шикша-гуру, которые подобны древам желаний, и молю: «Пожалуйста, будьте милостивы ко мне и избавьте меня от всех скорбей».
(Мангалачарана Гитара-ганы Шрилы Прабхупады, стих 1)
Вся жизнь Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Tхакура есть проявление непостижимой воли Господа Кришны, поскольку все события, связанные с жизнью ачарьи с самого момента его явления и вплоть до последнего мига его земного существования так же непостижимы, как рождение, деяния и уход Верховного Господа.
Рождение, детские и юношеские годы
«…Кардама Муни мечтал о ребенке, который будет лучом Верховной Личности Бога. Люди должны рожать детей, способных исполнить свой долг перед Вишну, иначе и незачем зачинать детей. У благочестивых отцов рождаются дети двух типов: одни получают воспитание в сознании Кришны и уже в этой жизни освобождаются из когтей майи, а другие являются лучами Верховной Личности Бога и несут людям знание о высшей цели жизни.
У Кардамы Муни родился именно такой сын - Капила - воплощение Личности Бога, сформулировавший принципы философии санкхьи... Около ста лет назад Тхакур Бхактивинода, подобно Кардаме Муни, был грихастхой и тоже мечтал о сыне, который будет повсюду проповедовать философию и учение Господа Чайтаньи. Вняв его молитвам, Господь ниспослал ему сына - Бхактисиддханту Сарасвати Госвами Махараджа, действуя через своих истинных учеников, он проповедует философию Господа Чайтаньи по всему миру и поныне».
"Шримад-Бхагаватам" 3.22.19 (комментарий)
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Tхакур явился в Пурушоттама Кшетре (Джаганнатха Пури), в пятницу, 6 февраля 1874 года. Уже само его рождение говорит о том, что он пришел из высшего мира. Его отцом был величайший святой, Шрила Бхактивинода Тхакур, возродивший чистое учение гаудия-вайшнавизма и донесший его до бесчисленных искренних сердец. Сарасвати Tхакур, его четвертый сын, родился, обвитый пуповиной, словно брахманским шнуром. Его тело украшали все признаки великой души. Астролог, составлявший его гороскоп, был потрясен: за всю свою долгую практику ему не приходилось видеть такого. Он предсказал, что этот новорожденный прославится своей святостью и станет величайшим духовным учителем.
Шрила Бхактивинода Tхакур назвал сына Шри Бимала Прасадом, что значит «милость Шримати Бималы Деви, божественной энергии Господа Джаганнатхи».
Когда Бимала Прасаду было шесть месяцев, в Джаганнатха Пури проходил традиционный ежегодный праздник Ратха-ятры. Колесница Господа Вселенной двигалась по улицам города в окружении сотен тысяч ликующих людей. Возле дома Бхактивиноды Tхакура она остановилась, и в течение трех дней не двигалась с места.
В один из этих дней Шримати Бхагавати Деви по просьбе своего супруга вынесла мальчика, чтобы он получил даршан Господа Джаганнатхи. Опустившись на колени перед Божеством, она предложила Ему свое дитя. В эту минуту с шеи Повелителя Вселенной соскользнула гирлянда и, упав на младенца, обвила его. Это был знак особой милости Господа, вызвавший восторг среди всех, кому посчастливилось быть тому свидетелями. И позднее, когда во время ритуала перед ним положили с одной стороны монеты, а с другой - «Шримад Бхагаватам», чтобы определить, чему ребенок посвятит свою жизнь - мальчик уверенно потянулся к Священному Писанию.
С раннего детства мальчик слушал проповедь своего отца с восторженным вниманием. Ребенок полностью погружался в слушание о сознании Кришны, чем приводил в изумление родственников и самого Шрилу Бхактивинода Тхакура. К семи годам Бимала Прасад знал наизусть все шлоки «Бхагавад-Гиты» и мог объяснить смысл каждого стиха. Он обладал великолепной памятью и был способен дословно воспроизвести текст, прочитав его лишь однажды. Школьные учителя, пораженные глубиной его знаний и остротой ума, присвоили ему титул Сиддханта Сарасвати - «повелитель духовной науки». Позже он выучился редактированию и вычитыванию корректуры в типографии Шрилы Бхактивинода Тхакура, где печатался его журнал «Саджджана-тошани». В одиннадцать лет Бимала Прасад посетил вместе с отцом различные места игр Чайтаньи Махапрабху.
В возрасте восемнадцати лет Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Tхакур окончил школу и поступил в Санскритский колледж в Калькутте. Как и раньше, он не уделял особого внимания обязательной программе, но находил время читать все философские книги, какие только были в библиотеке. Через три года, не желая тратить силы и время на изучение мирского знания, буду-щий ачарья покинул колледж, чтобы полностью посвятить себя преданному служению.
Встреча с духовным учителем. Посвящение.
Зимой 1898 г. в Годрума Двипе Навадвипа Дхамы Шрила Сарасвати Tхакур встретился c великим святым вайшнавом Шрилой Гауракишорой Дасом Бабаджи, который подарил молодому человеку несколько кусков веревки с узлами, служивших ему четками, деревянный штамп для нанесения тилаки, шапку и корзину с предметами для поклонения. Эту корзину и шапку Гауракишора Дас Бабаджи получил от своего духовного учителя.
Бхактисиддханту Сарасвати с первого взгляда привлекли лотосные стопы этого вайшнава. Он пожелал стать его учеником и после нескольких настойчивых обращений и уговоров в 1900 г. Бимала Прасад получил посвящение и духовное имя Шри-Варшабханави-деви-дайита дас («верный слуга возлюбленного Радхарани»). Вскоре, в 1909 году, у него уже появились первые ученики.
Бхактисиддханта Сарасвати Tхакур говорил, что настоящее служение Кришне – это проповедь, а не джапа.
Дух служения, преданности Миссии – вот что действительно важно.
Сарасвати Tхакур говорил, что гопи никогда не перебирают четки, но заняты самым высшим служением Кришне во Вриндаване. Бхакти измеряется не количеством кругов джапы или прочитанных книг, а глубиной преданности и чистотой сознания. Как воины армии Господа Чайтаньи, вайшнавы должны идти от двери к двери, объясняя людям концепцию Кришна-сознания.
Проповедническая деятельность
В 1911 г. Прабхупада прочел свою знаменитую лекцию «Брахман и вайшнав». Сарасвати Tхакур начал свою речь цитатами из священных писаний, прославлявшими качества брахманов. Однако затем он привел стихи, доказывающие, что вайшнав, даже рожденный в низкой семье, выше брахмана. И таких цитат было гораздо больше .. Так он неопровержимо доказал, что чистые преданные, независимо от положения в обществе, достойны высшего поклонения. Убежденные его речами, многие в те дни приняли у него посвящение.
Шрила Рупа Госвами описывает качества госвами в первом стихе Шри Упадешамриты:
вачо вегам манасах кродха-вегам джихва-вегам ударопастха-вегам
этан веганйо вишахета дхирах сарвам апимам притхивим са шишйат
«Здравомыслящий человек, способный обуздать желание говорить, требования ума, гнев, а также побуждения языка, желудка и гениталий, обладает всеми необходимыми качествами, чтобы принимать учеников повсюду в мире».
Шрила Прабхупада, будучи вечно освобожденной душой, вел крайне отрешенный образ жизни. Ему необязательно было проходить формальный обряд отречения, но все же, в целях широкой проповеди и для того, чтобы показать пример следования Дайви-варнашрама дхарме, он решил принять санньясу. 7 марта 1918 года, в благословенный день явления Шримана Махапрабху, Шрила Прабхупада принял омовение в водах Ганги, и, облачившись в шафрановые одежды, смиренно склонился перед изображениями своих гуру. Он принял санньясу в Шри Маяпуре Дхаме, во Враджапаттане, согласно всем ведическим правилам. Храня в сердце наставления Гурудева, он принес обеты триданда-санньясы, то есть поклялся посвятить служению Господу свои тело, ум и речь.
В тот же день он основал Шри Чайтанья Матх, где установил Божества Шри Шри Гуру-Гауранги и Шри Шри Радхи-Говинды. Став санньяси, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Tхакур проявил небывалые отрешенность и аскетизм. В период чатурмасьи (четырех месяцев сезона дождей) он сам готовил себе есть один раз в день, спал на голом полу и никогда не принимал пищу после захода солнца. Жарким летом в Маяпуре дверь его комнаты была постоянно закрыта, и он день и ночь повторял Святое Имя.
Последующие годы были наполнены невероятными событиями. Огромная, шумная Калькутта, которую все вайшнавы считали средоточием мирских соблазнов, стала очагом проповеднической деятельности Шрилы Сарасвати Tхакура.
5 февраля 1919 года Шрила Прабхупада возродил всемирное общество вайшнавов – Шри Вишва-вайшнава-раджа Сабху. Название организации означало «Сообщество раджа-вайшнавов», лучших среди тех, кто следует по стопам Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху, спасителя душ, воплотившихся в Кали-югу. В 1920 году Aсан был переименован и стал называться «Гаудия Матх» (слово «матх» означает «храм, место, где следуют правилам духовной жизни»). Сарасвати Tхакур основал шестьдесят четыре Матха по всей Индии.
«Великой мридангой» Шрила Сарасвати Tхакур называл печатный станок, поскольку волны киртана, славящего Святое Имя в книгах журналах и газетах, расходятся по всему миру.
19 августа 1922 году Сарасвати Tхакур начал издавать журнал «Гаудия», сразу получивший широкую известность.
В октябре 1926 года он стал издавать новый журнал «Надия Пракаша», в выпуске которого ему помогали близкие ученики. В 1927 году вышел из печати первый номер «Саджджана-тошани». Статьи писали сам Шрила Прабхупада и его близкие ученики. Этот журнал значительно повлиял на интеллектуальную атмосферу Индии.
Однажды на церемонии, посвященной открытию Багбазар Гаудия Матха, Шрила Прабхупада сказал: «Чтобы дать миру истинный хари-бхаджан, необходимо писать и издавать книги. Храмы, построенные в книгах и сердцах преданных, простоят долго, поэтому они важнее, чем храмы из кирпича и мрамора». Печатные станки Гаудия Матха работали без остановки, целыми сутками, выпуская книги, журналы и брошюры. Трудно сосчитать, сколько изданий напечатали эти станки за годы жизни Шрилы Прабхупады.
Вплоть до самых последних дней своей жизни Прабхупада продолжал активную проповедь, все силы отдавая служению своим духовным учителям. Конец 1936 года он провел в Шри Пури Дхаме, окруженный близкими учениками. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати тяжело болел, но его сознание всегда было занято в служении гуру и Махапрабху.
23 декабря 1936 года Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Tхакур Прабхупада дал свои последние наставления :
«Каждый из вас должен с великой решимостью проповедовать послание Шри Рuпы и Шри Рагхунатхи. Наша цель – стать пылинками на лотосных стопах последователей Шри Рупы Госвами. Служите вместе, под сенью ашрая-виграхи; таким образом вы сможете удовлетворить трансцендентные чувства Верховного Повелителя недвойственной истины. В этом мире нужно жить просто, преследуя только одну цель – служение Господу. Не оставляйте служения, какие бы опасности, неприятности или гонения ни выпали на вашу долю. Вас не должно смущать, что большинство людей не желает слушать о трансцендентном преданном служении. Не переставайте слушать и проповедовать кришна-катху, это ваша бхаджана, единственное, что вам принадлежит. Прошу вас: всегда повторяйте Имя Господа, помня, что мы должны быть смиреннее травинки и терпеливее дерева».
Он оставил этот мир 1 января 1937 года. Для Шрилы Прабхупады, с одной стороны, это была большая утрата, но благодаря глубокому пониманию философии жизни и смерти, он реально осознавал, что для него важнее :
«Хотя с точки зрения материального восприятия Его Божественная Милость Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакура Прабхупада покинул этот материальный мир в последний день декабря 1936 года, я все-таки считаю, что Его Божественная Милость всегда со мной в форме своих вани, своих слов. Существуют две формы общения – вани и вапу; вани означает слова, а вапу – физическое присутствие. Физическое общение иногда возможно, а иногда нет, но вани существует вечно. Поэтому человек должен воспользоваться вани, а не физическим присутствием. "Бхагавад-гита", например, является вани Господа Кришны. Хотя Кришна лично присутствовал пять тысяч лет назад и больше не присутствует с материалистической точки зрения, "Бхагавад-гита" продолжает существовать».
(«Шри Чайтанья-Чаритамрита», заключительное слово)
После ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Tхакура Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж написал в его честь знаменитые строки:
«Он победил мир жадности и наживы, опроверг многочисленные учения имперсоналистов и даровал служение Радхе-Говинде, смягчив строгость поклонения своей любовью. Пусть же бесконечная милость Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Tхакура в облике его божественных слов, его бхактисиддханта-вани, вечно пребудет в глубине моего сердца».
Если мы сидим и не пытаемся распространить Истину вокруг, если думаем, что люди, достигшие материального прогресса, настолько погрузились в совершенно другие проблемы, что им дела не будет до проповеди Атма-дхармы, если полагаем, что на Западе вечное послание Востока не найдет себе сбыта, — если с такими мыслями мы сидим, предаваясь унынию, то не наступит и дня такого, когда мы сможем говорить об Истине во всеуслышание. Жаждущих Истины надо искать по всему миру!
Душ, у которых есть жажда к Истине, надо подобрать отовсюду, где бы они ни находились. С торговой сумой, полной Истины, мы должны обойти каждый уголок земного шара. Кто знает, когда и к кому придет удача, кто и когда обратит свое лицо к Правде, поэтому, воспевая Киртану, проповедник должен обходить эту Землю снова и снова. Тогда-то мы увидим — тогда-то мы поймем, что повсюду можно найти таких искателей Истины, говорить Хари-Киртану которым значит снискать благо и для себя и для них.Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур
Джагат-Гуру
(фильм о Бхактисиддханте Свами Прабхупаде)
Читать ещё материалы о Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуре :
- Наставления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
- Дом Прабхупады №216
- Ученики Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, которые лично встречались с Бхактивинодой Тхакуром и Гауракишорой дас Бабаджи