Уход ачарьи-основателя ИСККОН
Его Божественной милости
Бхактиведанты Свами  Шрилы Прабхупады

 

Не было и не будет во всем мире благодетелей, которые превзошли бы в своем величии Чайтанью Махапрабху и Его преданных. «Блага», предлагаемые другими – ложны; они несут больше вреда, нежели пользы, тогда как Махапрабху и Его последователи дают величайшее благо, истинное и вечное, причем не для какой-то одной страны, в ущерб другой, а для всей Вселенной.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати

 

«Шрила Прабхупада был величайшим вайшнавом, наделенным могуществом взращивать бхакти на пустом месте. Этот ачарья  не просто нес древнее послание парампары, но разумно приспосабливал его к современному миру. В этом заключается уникальность Шрилы Прабхупады даже среди вайшнавов». 

«Сама жизнь Шрилы Прабхупады была воплощением того идеала, к которому он призывал других стремиться. В эпоху всеобщего лицемерия и цинизма его жизнь представляет собой редкий пример для подражания, столь необходимый каждому из нас».

Сатсварупа Дас Госвами 
«Прабхупада, человек, святой, его жизнь и наследие.»

 

Шрила Прабхупада - тот, кто дорог Господу Кришне 

Традиционно вайшнавы, обращаясь к великой душе, используют такие санскритские термины, как нитья-сиддха, джагад-гуру, ачарья, маха-бхагавата и т.д. В какой степени эти термины применимы к Шриле Прабхупаде? Был ли он инкарнацией? В чем величие этой личности?

Хотя из скромности Прабхупада никогла не претендовал на то, чтобы называться нитья-сиддхой, т.е. тем, кто никогда не падал в материальный мир, сам он проявлял все признаки такой великой души. Еще будучи ребенком, Он играл с фигурками Радхи и Кришны: купал Их, кормил и поклонялся Им. Он отмечал праздник Ратха-ятры вместе со своими маленькими друзьями и ежедневно ходил в храм Радха-Говинды, находившийся напротив их дома. О себе Прабхупада говорил, что, родившись в аристократической семье, он мог бы вести греховный образ жизни, но никогда не делал этого. «И за всю свою жизнь я ни разу не узнал, что такое незаконный секс, интоксикация, мясоедение или азартные игры. Что касается моей теперешней жизни, то я не помню такого случая, чтобы я забыл о Кришне». (Письмо 70-6-34)

В «Чайтанья-чаритамрите» Шрила Прабхупада пишет, что единственным занятием вечно освобожденной души является прославление Кришны. Даже если со стороны кажется, что такая личность трудится как обычный человек, в действительности, эта личность погружена в сознание Кришны. (Мадхья, 5.11) Сам Прабхупада всегда осознавал Кришну, хотя ему и приходилось выполнять разнообразную работу, особенно в ранние периоды его жизни. Несомненно, Шрила Прабхупада был особо уполномоченной дживой, несущей послание Господа Чайтаньи и раздающей это послание всему миру.

Был ли Прабхупада инкарнацией? Согласно «Чайтанья-чаритамрите», никто не может распространять движение санкиртаны, не получив полномочий от Кришны. Кришна-шакти вина нахе нтара правартана. (Антья, 7.11) Объясняя это, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит, что до тех пор, пока человек непосредственно не будет уполномочен беспричинной милостью Кришны, он не сможет стать духовным учителем всего мира (джагад-гуру). Духовный учитель должен считаться воплощением милости Кришны (ЧЧ, Антья, 7.12).

Также личности, уполномоченные Самим Господом Чайтаньей распространять маха-мантру по всему миру, называются авеша-аватарами. И Шрила Прабхупада, несомненно, был одним из таких воплощений, наделенных могуществом Шри Чайтаньи Махапрабху.

Даже невозможно представить, насколько Прабхупада дорог Кришне за то, что выполнил наказ Господа Чайтаньи - распространил сознание Кришны в каждом городе и деревне. Он сделал привычными и знакомыми всем слова Харе Кришна мантры, и его усилиями вайшнавизм предстал перед лицом всего мира.

Шрила Прабхупада являлся также представителем Господа Нитьянанды. Все духовные учителя - представители Господа Нитьянанды, но опять же, изо всей цепи ученической преемственности Шрила Прабхупада получил особое благословение, ведь он спас столько Джагаев и Мадхаев.

Слово ачарья - еще один термин, обозначающий продвинутого преданного. Такой великий учитель, как Шрила Прабхупада, обладая всем разумом преданного, может обучать сознанию Кришны, учитывая время и обстоятельства. 


«Ачарья - это идеальный учитель, знающий цель богооткровенных писаний и поступающий строго в соответствии с их указаниями; он обучает своих учеников, как на деле применять духовные принципы... Каждый ачарья по-своему распространяет это духовное движение, стараясь привести людей к сознанию Кришны» (ЧЧ, Ади, 7.37)
 

И Прабхупада был великим ачарьей, которому удалось принести послание Господа Чайтаньи на запад и внедрить «иностранную» культуру в среду млеччх.

Само слово «Прабхупада» является указанием на духовную сущность. Только тот, кто принимает прибежище Господа и Его чистых преданных, чьим единственным занятием является служение им, достоин называться «Прабхупадой» (Шримад-Бхагаватам, 1.1.15)

Есть разные подтверждения тому, что Шрила Прабхупада дорог Кришне. В соответствии с «Бхагавад-Гитой», наиболее дорог Господу тот, кто проповедует ее послание преданным. Сначала Прабхупада воспитывал вайшнавов и лишь потом проповедовал им. Ступив впервые на пирс Содружества, он написал стихотворение, в котором спрашивал Господа о том, как могут эти люди, столь привязанные к удовлетворению чувств, понять Его послание и принять регулирующие принципы человеческой жизни. Но по милости Кришны и благодаря чистому желанию самого Шрилы Прабхупады, ему удалось воцарить сознание Кришны в сердцах тех самых людей.

 

Миссия Шрилы Прабхупады 

Хотя Господь и создавал особые ситуации для Прабхупады, также и истинная преданность самого Шрилы Прабхупады позволила ему стать таким, каким он должен был стать для исполнения планов Господа.


Он был идеальным преданным :
податливый в руках Господа и несгибаемый миром материи.

В 1965 году пожилой человек, находившийся на борту грузового судна в порту Бостона, написал следующую молитву:

«Как же мне донести до них это послание Сознания Кришны? Я очень неудачливый, никчемный и падший человек. Так или иначе, о, Господь, ты привел меня сюда, чтобы я рассказал о тебе. А теперь, мой Господь, только от тебя зависит, чем закончится эта попытка, - успехом или неудачей. На все твоя воля».

Этим человеком был Его Божественная Милость Бхактиведанта Свами Прабхупада. Он приехал в Америку в 1965 году для исполнения миссии, возложенной на него его духовным учителем Бхактисиддхантой Сарасвати Госвами.

«Что касается меня лично, то я - ничто; я приехал сюда по приказанию моего духовного учителя, и он милостиво посылает мне в помощь всех вас. Что бы ни делалось, это не моя заслуга, а заслуга моего духовного учителя, это он все устроил, а я просто выполняю его приказание».  (Письма Прабхупады 68-10-34)

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами - великий философ, основатель 64 ведических обществ,  Гаудия-матхов, принял Шрилу Прабхупаду в свои ученики в 1933 году.

При их первой встрече в 1922г., Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами увидел, насколько Прабхупада образован и оценил его хороший уровень владения английским языком. Именно тогда он обратился к Шриле Прабхупаде с просьбой проповедовать ведическое знание для англоязычных стран. Он вдохновил его сделать смыслом своей жизни распространение Вед по всему миру.

Важность духовного учителя для его учеников невозможно переоценить. Только по милости духовного учителя можно получить благословение Кришны. И без милости духовного учителя невозможен духовный рост.

Без всяких личных амбиций Шрила Прабхупада скромно трудился во имя распространения сознания Кришны, преданного служения Верховной личности Бога.

В своей миссии Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада достиг большего, чем просто успеха. Ачарья собрал вокруг себя тысячи учеников. Очень многие полюбили Шрилу Прабхупаду, как своего дорогого друга и доброжелателя.

 

Очерк из жизни Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Его достижения и наследие 

Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада явился в этот мир в 1896 году, в Калькутте (Индия). Там же  в 1922 году он в первый раз встретился со своим духовным учителем Бхактисиддхантой Сарасвати Госвами.

С самого детства Абхай был преданным Господа Чайтаньи, и ему была хорошо известна Его биография, запечатленная в широко известных произведениях - «Чайтанья-чаритамрите» и «Чайтанья-бхагавате». Он знал, что Господь Чайтанья был не только примером чистого преданного, распространившего Святое Имя по всей Индии, но также Самим Кришной в объединенном образе Радхи и Кришны. Теперь же Абхай впервые соприкоснулся с великим литературным сокровищем, оставленным близкими спутниками и последователями Господа, и это сокровище, преумноженное великими преданными, было передано по цепи духовных учителей. Ближайшие последователи Господа Чайтаньи: Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами, Шрила Джива Госвами и другие – написали, опираясь на Веды, множество книг, неопровержимо доказав, что в учении Господа Чайтаньи содержится суть ведической мудрости. Многие из этих книг никогда не публиковались ранее, поэтому Шрила Бхактисиддханта Сарасвати был полон решимости открыть много издательств, чтобы брихад-мриданга звучала во имя всеобщего блага.

В дальнейшем Шрила Прабхупада участвовал в работе Гаудия-матха, также им был написан комментарий к "Бхагавад-гите", а в 1944 году он начал печатать журнал на английском языке под названием "Back to Godhead" ("Обратно к Богу") по 2 номера в месяц. На сегодняшний день его ученики продолжают это благородное дело, журнал печатается более чем на тридцати языках.

В 1947г. общество Гаудия-вайшнавов отметило глубокие философские познания Шрилы Прабхупады и его преданность Кришне - Верховной личности Бога, присвоив ему титул "Бхактиведанта" (бхакти - преданность, веданта - тот, кому известна конечная цель Вед).

В 1950 году, в возрасте пятидесяти четырех лет, Шрила Прабхупада отошел от семейной жизни, приняв ванапрастху. Переехав в священный Вриндаван, он стал жить в знаменитом храме Радха-Дамодары в маленькой комнате со скромной обстановкой.

В 1959г. он принимает отреченный уклад жизни - санньясу. Находясь в Храме Радха-Дамодары он начал работу над  многотомным переводом и комментарием к классическому философскому произведению на санскрите, состоящему из восемнадцати тысяч стихов Шримад Бхагаватам ("Бхагавата-пуране").

В 1965 году Шрила Прабхупада опубликовал три тома "Шримад Бхагаватам".

Затем он отправился в США. В сентябре 1965 года Шрила Прабхупада прибыл в Нью-Йорк на грузовом судне «Джаладута».

С собой он не имел практически никаких средств. Прожив в США почти год и преодолев немало препятствий, в июле 1966 года им было основано Международное общество сознания Кришны - International Society for Krishna Consciousness - ISKCON - всемирное объединение более 100 ашрамов, школ, храмов и сельскохозяйственных общин. Благодаря ему о мантре ХАРЕ КРИШНА знают теперь миллионы людей.


Шрила Прабхупада стал известен миру как ученый, философ, социальный критик, и духовный лидер. Однако, для его учеников, Шрила Прабхупада был ближайшим другом, отцом и духовным наставником.

В 1968г. Шрила Прабхупада создал в США первую экспериментальную ведическую сельскохозяйственную общину. С  тех пор его ученики открыли множество подобных поселений, как  в Соединенных Штатах, так и в других странах мира.
Кроме того, благодаря Шриле Прабхупаде было построено несколько больших международных центров в Индии. Вокруг центра в Шридхаме Майапуре (Западная Бенгалия) возводится целый духовный город; осуществление этого проекта займет несколько десятков лет. Величественный храм Кришна-Баларамы и гостиница для паломников со всего мира были построены во Вриндаване. Крупные культурные и образовательные центры ИСККОН находятся в Дели, Бомбее и многих других больших городах Индии.

Однако же, самое главное наследие  Шрилы Прабхупады - его книги. Он написал и опубликовал более 80 томов переводов и комментариев к книгам о науке самопознания.

Ученые высоко оценили их  авторитетность, ясность изложения и глубину, они служат учебниками во многих университетах и колледжах. Труды Шрилы Прабхупады переведены более чем на 75 языков мира. В 1972 году он основал "Бхактиведанта Бук Траст" -  самое большое издательство в мире, которое публикует труды по индийской философии и религии.

Несмотря на свой преклонный возраст, Шрила Прабхупада объехал вокруг света 14 раз всего за 12 лет, читая лекции на все пяти континентах. Писать  свои книги он, при всем при том, не прекращал никогда.

Во вступлении к Восьмой Песне «Шримад-Бхагаватам» Прабхупада пишет:

«Я молюсь моему духовному учителю, чтобы он дал мне силы закончить эту работу. Я не являюсь ни великим ученым, ни великим преданным, я просто смиренный слуга моего духовного учителя, и изо всех своих сил я пытаюсь удовлетворить его, публикуя эти книги, сотрудничая с моими учениками в Америке».

Произведения Шрилы Прабхупады составляют подлинную энциклопедию ведической философии, религии, литературы и культуры.



Каждая книга Шрилы Прабхупады – необыкновенна и совершенна в своей строгой законченности, каждая является настоящим бесценным шедевром. Книги эти обладают удивительным свойством – они преображают сердца людей. Во все времена множество людей в Индии и за ее пределами знакомились с принципами "Бхагавад-гиты", восхищались красотой ее стихов, но действительно жили в соответствии с ее наставлениями лишь единицы.

"Бхагавад-гита как она есть" Шрилы Прабхупады смогла изменить сознание тысяч и тысяч людей, заставила их по-новому взглянуть на мир и свое место в нем - и начать жить так, как хочет от нас Господь. Она делает это до сих пор. И такое можно сказать о любой книге Шрилы Прабхупады.

 

Воспоминания учеников и доброжелателей о Шриле Прабхупаде 

Из рассказов учеников и доброжелателей Шрилы Прабхупады мы убеждаемся в том, что Шрила Прабхупада обладал удивительными личными качествами, которые порождали в сердцах такое глубокое благоговение и любовь к нему.

1. Первый ученик Бхактиведанты Свами Прабхупады Ачарья Прабхакар вспоминает: «Он всегда преподносил сознание Кришны, и люди шли к нему за знаниями. Общаясь с ним, многие изъявляли желание стать его учениками.

Он говорил им: «Я могу принять Вас в ученики, но сначала начните повторять имена Бога, оставьте курение, мясную пищу, недозволенный секс и азартные игры». Но оставить эти привычки соглашались немногие. И он сказал: «Индийцы подражают западу. Я буду принимать учеников на западе, а когда индийцы увидят, что люди западных стран следуют их религии, они также последуют их примеру». 

2. Доктор Даасай - ведущий промышленник в Бомбее: «Каждый раз при встрече с Прабхупадой, я пытался найти в нем недостатки. Я даже пытался разозлить его. Однажды я даже попытался изобличить его в жадности. Но я не мог найти в нем никаких недостатков. Это был человек, которого ничто не выводило из себя. В нем не было ни капли вожделения, ни капли алчности, я не заметил в не ни пятнышка зависти. И тогда я осознал, что он поистине был человеком от Бога».

3. Когда Шрила Прабхупада только приехал в Америку, он остановился в городе Батлер, Пенсильвания в доме сына своего друга Гопала Агарвала и его жены Салли.

«Я полюбила его как своего тестя. Он был очень чуткий, отзывчивый, и добрый человек. В действительности он был самым необычным человеком из тех, которых я когда-либо встречала. Он привез очень многое в своем сердце. Его смех словно наполнял весь мир. Он много смеялся, и мне казалось, что этот смех переполняет всю вселенную. Тот месяц общения с ним был самым счастливым в моей жизни». Салли

4.  «Он носил очки в толстой оправе, перед ним лежала большая раскрытая книга на санскрите. Он говорил глубоким, звучным голосом и очень авторитетно. 

Он очень красиво и мелодично пел санскритские шлоки. Было очевидно, что он большой знаток и ученый.

Меня он необычайно заинтересовал. Я был поражен тому, как человек такого уровня, истинный аристократ мог жить на Бовери, в таком мрачном районе Нью-Йорка. Его взгляд был похож на взгляд счастливого невинного ребенка».

Мукунда Госвами, ученик Шрилы Прабхупады
 

5. «Меня прежде всего вдохновляло в Прабхупаде то, как он старался ради своих учеников. Прабхупаде больше всего  нравилось находиться рядом со своими учениками. Это не было так, что он принимал множество учеников, а затем заставлял их что-либо делать для себя. Он делал для нас больше, чем мы для него. И путешествуя с ним лично, я был свидетелем его великой жертвы ради нас. Даже больной он продолжал проповедовать, даже больной он беспокоился о нас, он интересовался тем, как идут дела в обществе, которое он создал, как дела у отдельных учеников. Он проявлял внимание к нашим личным потребностям, был очень заботливым и не стоял в стороне. Все, чего он хотел от нас, - чтобы мы отвечали на его любовь. Если мы отвечали, Прабхупада давал нам больше. Я нашел в нем того, кому я мог действительно всецело посвятить себя». Прабхупада-Крипа Госвами, ученик Шрилы Прабхупады. 


Будучи человеком огромной нравственной силы, великого смирения и святости, он к тому же обладал подлинной отрешенностью от всего мирского. В отличие от многих других гуру, его современников, он довольствовался самыми скромными условиями жизни, деля хлеб и кров со своими учениками.

 

Уход Шрилы Прабхупады 

Шрила Прабхупада оставил этот мир 14 ноября 1977 году в 7:30 вечера в Кришна-Баларам Мандире во Вриндаване, дав личным примером последний урок своим ученикам: урок искусства умирать в сознании Кришны.

«По мере приближения последних дней Прабхупады мы видели, как само предсмертное состояние становится для него служением Кришне. День за днем мы наблюдали, как неумолимое приближение разлуки усиливает в Прабхупаде чувство нежности и всепрощения к ученикам, и как растет в ответ любовь учеников к Прабхупаде. В тоске и горе этого долгого прощания мы видели, как духовный учитель и ученики парадоксальным образом становятся все ближе и ближе друг другу, выковывая прочнейшую цепь взаимной заботы и служения, которой нипочем была какая‑то смерть».

«Нам очень повезло, что Шрила Прабхупада выражает свою потребность в нас, давая каждому из нас больше личного общения, чем даже в дни его первого посещения Америки. Преданные, которые никогда раньше и близко не подходили к Шриле Прабхупаде, теперь массируют его лотосоподобные стопы. Это возможность для каждого продвинуться вперед и накрепко привязаться к Шриле Прабхупаде. Я просто не могу себе представить, как может пасть человек, который был с Прабхупадой в эти дни.»

Тамал Кришна Госвами, Последние дни Прабхупады


«Мой дорогой Гурудев Шрила Прабхупада покинул этот мир во Вриндаване 14 ноября 1977 года. Мне никогда не забыть этот день. Все опустело вокруг. Мое терпение было смыто потоками слез, а из сердца вырвался крик: Куда мне теперь идти, когда мой самый дорогой друг и вожатый оставил меня одного в этом противоречивом и запутанном мире? Как я теперь буду жить без его любви, его улыбки и его мудрости? Я понял, что теперь мне нужно научиться ощущать присутствие своего гуру в сердце. Моя искренность должна пройти проверку на то, как в его отсутствие я буду следовать его священной воле, приказавшей мне полюбить Кришну и стать инструментом этой любви. Если ученик искренне следует наставлениям своего духовного учителя, гуру всегда находится рядом, направляя ученика и защищая его. Служение в разлуке - это проверка нашей благодарности и любви. И такая разлука, как я постепенно понял, приносит ощущение самой сладкой близости».

Радханатха Свами, «Путешествие домой»

 

«О, как опустел мир, лишившись своей главной драгоценности, Шрилы Прабхупады! Как пусто стало кругом! Комната наполнилась рыданиями и плачем. Преданные сжимали лотосоподобные стопы Прабхупады, подошла, жалобно плача, Писима».

Тамал Кришна Госвами, Последние дни Прабхупады 


Перед своим уходом Шрила Прабхупада дал нам такие наставления:

«Я пришел в этот мир пустым и уйду с пустыми руками. А это движение сознания Кришны будет развиваться. Оно изначально и вечно. Парам виджаяте шри‑кришна‑санкиртанам. Это не безделка, отнеситесь к нему серьезно. Все вы молоды, вам жить. Отнеситесь к этому серьезно. Вы умные американские юноши, примите это движение. Я думал, что с кончиной этого тела все оборвется. Но сейчас я полон надежд. Моя миссия будет доведена до конца».

Для того, чтобы поддерживать со Шрилой Прабхупадой живую связь, нам следует научиться служить ему в разлуке. Это необходимо как для самих учеников, так и для учеников его учеников. Все преданные в ИСККОН имеют равные возможности служить основателю-ачарье, удовлетворяя его.


Нам повезло в том, что мы стали учениками такого великого ачарьи и мыслителя, как Шрила Прабхупада. Он не только дал нам мир духовный, но и показал истинную суть мира материального, чтобы последний не вводил нас в заблуждение.

Многие из этих тем: правительство, положение женщины, брак, наука - являются относительными, материальными, тем не менее Прабхупада давал нам хорошее понимание этих вещей. Нужно быть внимательными, чтобы в точности следовать ему, не допуская никаких компромиссов и воздерживаясь от фанатичного, неверного представления его поучений.

«Когда Прабхупаду спросили, сможет ли ко­гда-либо ученик стать свободным от долга перед духовным учителем, он ответил: «Это невозмож­но!» Мы в вечном неоплатном долгу перед Шрилой Прабхупадой. Он совершенно бескорыстно дал нам немыслимую доброту, радость и благосло­вения. Благословения, которые непрерывно воз­растают, благословения с исключительно высоки­ми процентными ставками на нашем духовном банковском счету.

Шрила Прабхупада сказал, что ученик может попытаться отплатить свой долг ему, делая то, что делал он - распространяя сознание Кришны. Это означает, что мы обязаны продвигать движение сознания Кришны, а не оставлять и не покидать его, когда появляются какие-либо проблемы, бу­дучи всегда верными Шриле Прабхупаде и ИСК­КОН».

Локанатха Свами, «Мой Прабхупада».



Шрила Прабхупада продолжает жить с теми, кто живет ради исполнения его желаний. Еще один способ углубления воспоминаний о Прабхупаде — молиться ему, взывать к его имени, молить его о милости, прося позволить нам продолжать служение и исполнять его все лучше и лучше. Кроме того, если мы будем поддерживать общение с последователями Прабхупады, это уменьшит ощущение разлуки, и, фактически, мы почувствуем, что Прабхупада повсюду и присутствует всегда. Мы должны умастить свое сознание памятованием о Прабхупаде, мы должны пробиться сквозь пласты ментального тумана и эмоциональной пассивности, чтобы стать любящими слугами его лотосных стоп..

ДОРОГОЙ ШРИЛА ПРАБХУПАДА!

Я пал с духовного неба, а теперь меня подобрал ИСККОН — проявление Вашей милости. Но если я паду с планеты ИСККОН, то у меня не останется больше никакой надеж­ды! Пусть все мои планы потерпят крах! Пусть осуществляются только Ваши планы и работа. Пусть исполняются только Ваши желания! А я, как и подобает послушному рабу, хочу, чтобы Ва­ши желания стали моими желаниями! О Шрила Прабхупада! Пожалуйста, исполните только это мое единственное желание и ничего больше!

Всегда молящий об этом, навеки остающийся Вашим слугой
Локанатха Свами

 

Мы предаемся под покровительство лотосоподобных стоп
нашего возлюбленного Гуру Махараджа, которому мы вечно служим.

 

 

Читать еще интересные статьи о Шриле Прабхупаде :

 

 

 

 ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ - ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Сейчас 58 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Уход Шрилы Прабхупады (пост до полудня). Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator