Явление Господа Варахадева
Верховный наслаждающийся всеми жертвоприношениями явился в облике вепря [Варахи] и ради блага Земли поднял ее из низших областей вселенной.
(«Шримад-Бхагаватам» 1.3.8)
В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет, что у каждого воплощения Господа есть определенная миссия, и эта миссия всегда неординарна, выполнить ее не под силу ни одному другому живому существу. Деяния Бога в любом Его воплощении всегда необыкновенны и величественны. Верховной Личности Бога, как и нам, Его частицам, присущи разнообразные желания, но когда Он приходит в материальный мир, чтобы исполнить какие-то из них, это событие поистине вселенского масштаба. И при этом Он может явиться в любом облике, в котором пожелает – в котором Ему удобно наслаждаться данной Своей игрой. Он может принять облик человека (как Рамачандра), полубога (Вамана) или любого другого вида жизни, в том числе несуществующего в этой вселенной (например, Нрисимха – получеловек-полулев). Но когда бы Он ни приходил, Его деяния не оставляют сомнений, что это Сам Верховный Господь.
Так, когда Господу захотелось поплавать, Он воплотился как рыба (Матсья), а «бассейном» для Него стали воды вселенского потопа. А облик Курмы (черепахи), по словам ачарьев, Господь принял, потому что Ему захотелось почесать спину – при этом спину Ему чесала золотая гора Мандара, одна из самых больших и тяжелых гор во Вселенной.
Варахадев тоже относится к числу таких необычных воплощений. Господь пришел в облике гигантского вепря, и миссия Его вполне соответствовала масштабу Его игр – Он поднял на Своих клыках землю, которую демоны погрузили в воды океана Гарбходака – этот океан заполняет ни много ни мало, всю нижнюю половину Вселенной.
Кстати, о тогдашних демонах. Иногда Господу хочется сразиться с кем-нибудь, чтобы показать Свою доблесть – ничто «человеческое» Ему не чуждо. Но кто в этом мире может сражаться с Богом, обладающим поистине неизмеримым могуществом? Обитателей духовного мира Господь наделяет Своими качествами – но на планетах Вайкунтхи все существа относятся к Нему с почтением и благоговением. Поэтому, желая проявить воинственный дух, Господь устраивает так, что кто-то из жителей Вайкунтхи приходит в материальный мир. Подробно о «падении» привратников Вайкунтхи Джаи и Виджаи, и о появлении великих демонов Хираньякши и Хираньякашипу можно прочитать во второй части третьей песни «Шримад-Бхагаватам».
Хираньякша был не просто демоном, а необычайно могущественным демоном. В «Бхагаватам» говорится, что он заслонял собой горизонт, а когда ступал по земле, то земля сотрясалась от каждого его шага. Он бродил по всей вселенной, наводя ужас на ее обитателей. Даже полубоги разбежались кто куда, испугавшись его силы. Желая найти себе достойного противника, Хираньякша отправился к Варуне, владыке водной стихии, одному из самых могущественных полубогов вселенной, и попытался вызвать его на бой. Но Варуна также не решился вступить с ним в сражение, а вместо этого рассказал агрессивному и бесцеремонному демону о Господе Вишну, назвав Его самым древним из живых существ во вселенной. Обрадованный Хираньякша тут же отправился на поиски.
По совету Нарады Муни (нельзя увидеть Бога без милости Его преданного!), Хираньякша обнаружил Господа Вишну в океане Гарбходака – Варахадев поднимал Землю из глубин океана. Демон попытался осыпать Господа оскорблениями, не ведая о том, что Сарасвати, богиня знания, возносит Варахадеву молитвы его устами. Бог не желает слушать оскорбляющих Его демонов (в том числе и тех, кто утверждает, что Его вообще не существует). Он принимает только молитвы Своих преданных.
Тем не менее, Варахадев будто бы разозлился на слова Хираньякши. Но прежде чем вступить в бой с демоном, Он аккуратно положил Землю на воду. Шрила Прабхупада пишет в комментарии: «Господь вполне мог ответить демону сразу, как только тот начал осыпать Его бранью, однако ради того, чтобы доставить удовольствие полубогам и показать им, что, исполняя свои обязанности, они не должны бояться демонов, Он терпеливо сносил все издевательства Хираньякши. Он хотел прежде всего избавить от страха полубогов, которым надлежало знать, что Господь всегда рядом с ними и в любую минуту готов прийти к ним на помощь. Брань, которой демон осыпал Господа, была похожа на лай собак; Господь не обращал на нее никакого внимания, поскольку исполнял Свою миссию, поднимая Землю из океанских глубин».
И только после этого Господь ответил демону такими же вызывающими словами, и бой начался. Противники использовали различные приемы, то бросаясь вперед, то будто бы отступая… Господь искренне наслаждался этой битвой, являя одну из Своих игр, тогда как Хираньякша напрягал все силы, чтобы противостоять Ему, а зрители – все полубоги вплоть до Господа Брахмы встречали каждый удар возгласами радости или отчаяния. В конце концов Брахма попросил Господа Вараху закончить этот бой, опасаясь коварства Хираньякши и скорого наступления неблагоприятного времени суток. Видя сомнения Своего преданного, Господь весело рассмеялся. Дав Хираньякше продемонстрировать все его могущество, чтобы показать полубогам Свою настоящую силу, Господь словно бы нехотя ударил противника в основание уха… На этом битва закончилась и, вернув Землю на ее орбиту, Господь удалился в Свою обитель на Вайкунтху, а полубоги вслед возносили Ему молитвы.
Господь в этом воплощении избавляет Своих преданных от страха. Он показал испуганным полубогам, что всегда защищает тех, кто предан Ему и кто считает Его своим единственным прибежищем.
Он избавил мир от могущественного демона Хираньякши, который никому не давал покоя. И Он спас Землю из вод вселенского океана. Говорится, что после этих событий Бхуми Деви, богиня Земли, обратилась к Господу с просьбой не оставлять ее, чтобы ей больше не угрожали демоны. Варахадев внял ее просьбе и воплотился на Земле в образе Божеств в местах, которые с тех пор называют Вараха-кшетрами. Одна из таких кшетр находится в Шримушнам, в индийском штате Тамил-наду. А недалеко от Симхачалам (Андхра-прадеш) находится уникальный храм Вараха-Нрисимхи. В стхала-пуране, летописи этого места говорится, что Господь явился в этом облике перед Прахладой Махараджей, когда того сбросили со скалы в море. Господь очень не любит, когда кто-то причиняет беспокойства Его преданным, и это Божество – совместное воплощение двух главных защитников преданных – раскалено от гнева. Поэтому на Него каждый день наносят охлаждающую сандаловую пасту; смывают ее только раз в год, и в этот день на даршан Господа приходят тысячи паломников, несмотря на то, что за вход берут 1000 рупий.
А еще ачарьи говорят, что океан Гарбходака, в котором Вараха искал Землю, едва ли не самое грязное место во вселенной – потому Господь и принял облик вепря.
Наше сердце осквернено материальными желаниями и накопившимися за миллионы жизней самскарами, в ней правят демоны вожделения, гнева и жадности. Поэтому мы должны молиться Господу Варахе, который может прийти даже в такое грязное место и расправиться со всеми демонами, чтобы спасти обусловленную душу.
«Когда человек с верой и преданностью слушает или пересказывает это благое повествование о Господе Варахадеве, заслуживающее того, чтобы быть рассказанным, Господь, находящийся в его сердце, получает огромное удовольствие. Tот, кто сумел угодить Верховной Личности Бога, достиг всего. Поднявшись на трансцендентный уровень, человек осознает ничтожность всех прочих достижений. Господь, пребывающий в сердце каждого живого существа, Сам возводит на вершину совершенства того, кто занят трансцендентным любовным служением Ему. Кто, кроме тех, кто не является людьми, может существовать в этом мире, не стремясь к достижению высшей цели? Кто откажется от нектара повествований о деяниях Личности Бога – нектара, который способен избавить человека от всех материальных страданий?
Господь Варахадев ки - Джай!
Рекомендуем почитать вашим детям :