Чандана ятра
или Фестиваль сандаловой пасты
На Акшайа Тритью, третий день светлой половины месяца Вайсакха, являющийся очень благоприятным для самых важных начинаний, приходится сразу несколько очень важных событий года :
- В этот день, после проведения ритуала поклонения огню (хома), церемония которого проводится напротив дворца Царя Пури и главного офиса Храма Пури, начинается строительство колесниц для летнего фестиваля Ратха ятра.
- Также этот день знаменует начало летнего фестиваля Божеств, известного как сандаловый фестиваль или «Чандан Ятра», который длится три недели.
- Ганга Деви снизошла на землю в этот день, и ей поклоняются, проводя пуджу, омываясь в ее священных водах, вознося ей молитвы и совершая подношения.
- В этот благословенный день начинается новый сельскохозяйственный сезон, когда фермеры начинают вспахивать свои поля.
Чанданаятра - один из самых любимых праздников жителей священного Вриндавана, неразрывно связанного с именами Шри Кришны и Его вечной спутницы Шримати Радхарани.
В каждой древней духовной традиции существуют свои зрелищные и привлекательные своей мистичностью обряды, которые как бы детализируют отношения с Богом, подчеркивают их личностность и особую теплоту.
Постороннему человеку, не знакомому с традицией, бывает довольно трудно уловить смысл происходящего. Ведь тут каждое движение и каждый предмет обязательно что-то значат, вызывая у новичков или удивление, или недоумение. Но вот у тех, кто знаком с предысторией действа, возникает длинная и пестрая цепочка разных ассоциаций, из которых сплетается узор прочных и всегда новых и свежих отношений с Богом как владыкой всего сущего и режиссером всех спектаклей, разворачивающихся в подлунном мире.
Одним из таких редких событий считается и праздник Чанданаятра.
Название праздника происходит от слова "чандана", то есть "кашица из древесины сандала". В такой день бхакты, то есть люди, которые живут в настроении бескорыстного преданного служения Богу, а также пуджари (жрецы) с тщанием и недюжинным терпением перетирают древесину сандала в мельчайший порошок. Пыльцу затем смешают с водой и получат удивительное по своей естественной простоте средство от жары (о поразительных лечебных свойствах сандала мы даже и не говорим). Почему же от жары? Да потому что месяц Вайшакха (апрель-май по лунному календарю) - это уже довольно жаркое время года в Индии, а Божества в храмах предпочитают прохладу. Вот как раз в день Чанданаятры такой сандаловой кашицей обмазывают тела Божеств, возвращая Им ощущение прохлады.
В главных храмах Вриндавана в такой день Божества выглядят необычайно красивыми, будучи умащены сандалом. В эти дни особенно благоприятно посещать храмы и лицезреть Божества. Чанданаятра - один из самых любимых праздников жителей священного Вриндавана, неразрывно связанного с именами Шри Кришны и Его вечной спутницы Шримати Радхарани.
По преданию, Сам Господь Джаганнатх дал царю Индрадьюмне указания о том, как проводить эту церемонию.
Этот летний праздник Джаганнатхи приходится на Акшаятрития, то есть 3-й день светлой половины месяца Вайшакха. Чанданаятра делится на две части: Бахарчандан - публичный чандан и Бхитарчандан - внутрихрамовый чандан.
Всенародный (публичный) чандан длится 21 день.
Вместе с Божествами Рамы, Кришны, Маданамохана, Лакшми и Сарасвати (Вишвадхатри), которые считаются там представителями больших Божеств, каждый день проходит шествие до знаменитого рукотворного озерца (кунды) Нарендра. Шествие проходит от Сингхадвара (врат храма Джаганнатхи) и до Нарендрапушкари под пение гимнов, бхаджанов, киртанов, ритмы барабанов-мриданг и звон гхантов (колокольчиков). По традиции, процессию возглавляют украшенный царский слон и два гигантских украшенных паланкина-вимана, на которых несут Божеств. Их кладут себе на плечи профессиональные носильщики. В течение всего путешествия зрелише собирает огромные толпы желающих хотя бы одним глазком взглянуть на ятру и поднести Божествам от чистого сердца какие-то дары.
Во время движения до озерца Нарендра время от времени сооружают большие деревянные навесы-чамундия для того, чтобы дать Божествам возможность отдохнуть. Кроме того, бхакты также несут зонтики-чатри, созданные искусными мастерами из города Пипили, который славится своими народными ремеслами. В это время можно видеть тысячи людей, омывающихся в священном озерце, что считается особенно благоприятным.
Маданамохана (представителя Господа Джаганнатхи) сопровождают пять Шив, известных как Панча-Пандавы: Локанатх, Ямешвар, Маркандея, Капалмохан и Нилакантха. Все тело Шри Джаганнатхи умащают малайской чанданой (сандаловой кашицей), а Шри Маданамохана, Лакшми и Сарасвати приглашают в живописно украшенную лодку. В другой лодке располагаются Рама, Кришна и Панча-Пандавы. Божества наслаждаются вечерним катанием на лодках и поклонением, которое им оказывают на озерце Нарендра под музыку и танцы.
В последний день праздника проводится Бхаунриятра, во время которой запускают потрясающие фейверки и устраивают настоящее музыкальное представление.
Кунда Нарендра была создана Нарендрадевом, сыном Капилендрадева. Возложив ответственность за царство на плечи Пурушоттамы, Нарендра посвятил всю свои энергию, время и богатства на строительство этой священной кунды.
Озерцо расположено примерно в километре от храма Джаганнатхи. Посредине кунды возвышается островок с небольшим храмом. От южного берега к нему проложен мостик, по которому во время Чанданаятры проносят Божество Маданамохана, представляющего главное Божество Джаганнатхи. Позже Божества принимают ритуальное омовение в этом маленьком храмике в каменных бадьях, заполненных водой, сандаловой кашицей, благовониями и цветами.
В свое время, будучи в Пури, знаменитый Господь Чайтанья Махапрабху также принимал участие в празднике, плескаясь в воде.
Своего апогея сандаловая Чанданаятра достигает в Снанаятру, или церемонию купания в полнолуние месяца Джъештха. В такой день главные Божества спускают с пьедесталов на приподнятую площадку в алтаре, на усыпанный драгоценностями трон. Божества омывают в 108 горшках воды, доставленной специально из золотого колодца. Считается , что с этого дня Божества остаются для "выздоровления" в течение приблизительно двух недель. Их запрещено видеть простым смертным. Публике показывают только три паттачитры, или традиционные орисские картины из натуральных красок на ткани, натянутой на бамбуковом панно, скрывающем Божества от глаз людей.
В течение этого времени Божествам подносят только корни, листья, ягоды и фрукты, чтобы вылечить Их от "недомогания". Причем почти исключительная привилегия служения Повелителю Вселенной во время "лечения", а затем и в течение всего праздника Ратхаятры (Шествия Колесниц) принадлежит дайтапати (дайтам), считающихся потомками Лалиты, дочери Вишвавасу, который был первым, кто стал поклоняться Джаганнатхе, а также ее супруга брамина Видьяпати, усилиями и военной хитрости которого древнее Божество стало, наконец, достоянием всех людей, а не только одного Вишвавасу.
После завершения публичной Чанданаятры, жрецы переходят к закрытой части церемонии, которая также продлится три недели. В это время внутри храма проводятся различные обряды, скрываемые от взора любопытной публики.
Чанданаятра описывается в "Чайтанья Чаритамрите", Мадхья лила, 4.106 :
Божество Гопалы провело под землей в чаще леса много лет, и, хотя Его установили в храме и омыли водой из тысяч кувшинов, Ему все равно было очень жарко. Вот почему Гопала попросил Мадхавендру Пури принести сандалового дерева из провинции Малая. Малайский сандал славится повсюду. Малая расположена на склонах Западных Гхатов, а гору Нилагири иногда называют Малайской горой. Словомалайа-джа означает сандал, выросший в провинции Малая. Иногда Малаей также называют современную Малайзию. Раньше в этой стране тоже выращивали сандаловые деревья, но потом люди решили, что им выгоднее выращивать каучуковые деревья. Хотя раньше в Малайзии была распространена ведическая культура, теперь все ее обитатели мусульмане. Сейчас в Малайзии, на Яве и в Индонезии ведическая культура пришла в упадок.
И еще важно отметить, что Чанданаятра тесно связана и с другим знаменательным событием. Вернее даже, сандаловое "мороженое" предвосхищает это событие.
Именно с умащения сандаловой кашицей Божества Джаганнатхи (Повелителя Вселенной) в древнем священном городе Джаганнатхапури начинается строительство новых гигантских колесниц* для проведения праздника Ратха ятры, или Шествия Колесниц, который начнется летом.
К строительству приступают на Акшаятритию, с ритуального огненного поклонения перед дворцом царя города Пури и напротив храма.